Социальная антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:32, шпаргалка

Описание работы

Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.

Объект-жизненный мир человека: 1. онтологический (бытие), 2.феноменологический (совокупность идеологии).

Предмет-не просто жизненный мир, а социальная организация жизненного мира человека.

Файлы: 1 файл

антропология шпоры!!!!.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

  №1 Объект, предмет

Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.

Объект-жизненный мир человека: 1. онтологический (бытие), 2.феноменологический (совокупность идеологии).

Предмет-не просто жизненный мир, а социальная организация жизненного мира человека.

Два направления:

1.британская  школа в 30-40г. Получила название  социальная антропология. ,Предмет-изделия,  мир вещей.

2.американская  школа культурная антропология. Отправной точкой выступает представление идеологии, культурно-ориентированна. 

№2 Европейская культура: возникновение антропологии

Оформилась  как дисциплина в 50г.19ст.

1.Развитие  великих географических открытий. Колонизация, эмансипация (17-18ст)

2.Утверждение  в европейской науке эволюционного мировозрения. Единые законы развития мира.

3.Развитие  философских концепций и взглядов (кон.18-нач.19)

-философия  просвещения, концепция «естественного  знания» Руссо, Дидро; идея  географического детерменизма Монтескье.

-романтизм  (кон.18-нач.19ст), Братья Грим, В.Скот (исследование народов). Поиск народного духа-внутреннего состояния народа

4.Появление  в Европе: профессиональных исследователей, профессиональных сообществ; появление  специализированных изданий; книги,  журналы; появление заведений,  куда отправляют найденные материалы (музеи). 

№3 Становление социальной антропологии

1.период-этнографический, эмпирико-описательный (сбор информации, сведений).

2.период-энтологический, сравнительно обобщающий (30-40г.20ст.)

3.период-этап социальной антропологии, интегративный этап. Изучаются не только приметивные народы, но и европейцы (50-60г.20ст.) 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№4 Эволюционизм

Эволюционизм - направление в культурной антропологии, задающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, или развитием, применение которой позволяет оценить рассматриваемую культуру или культурную черту в соответствии с принятыми здесь критериями. Принято выделять три типа эволюционной концепции однолинейная, универсальная и многолинейная. Концепция однолинейной эволюции предполагает наличие универсальных стадий последовательного развития социокультурных систем (напр.: классические «дикость -- варварство -- цивилизация»). В настоящее время она не используется. Идея универсальной эволюции состоит в выявлении глобальных изменений, носящих форму развития. Теория многолинейной эволюции связана с допущением возможности множества примерно равноценных путей социокультурного развития и не ориентирована на установление всеобщих законов эволюции. Последние две концепции используются в настоящее время весьма широко. Общими исходными допущениями классического Эволюционизма были следующие: психическое единство человека; направленность движения человеческого общества и культуры от простого к сложному; закономерность культурного развития; эволюционная форма культурной динамики -- последовательное усложнение социокультурной жизни, сопровождающееся повышением уровня ее организации. 

№6 Функциональное направление антропологии.

Основной  целью всего своего творчества он считал понимание механизма человеческой культуры, связей между психологическими процессами человека и социальной институцией, а также с биологическими основами общечеловеческих традиций и мышления.

Методы, которые Малиновский применял в  своей работе, основывались на интенсивных полевых исследованиях и на детальном сравнительном анализе общечеловеческих традиций в их полном социальном контексте. Разрабатывая методику исследований, он исходил из принципа, что научные гипотезы, которые ученый должен верифицировать на практике, должно выдвигать само “поле”, играя одновременно и теорикотворческую роль. При проведении исследований необходимо, определить, что представляет собой научная деятельность, которая должна всегда быть интерсубъективной.

Принцип «Любой объект, верование, обычай, идея, факт выполняют определенную жизненную функцию».

Обязательность  полевых исследований, исследователь  должен испытывать интрнс к той культуре, которую изучает 
 
 
 
 

№7 Психоаналітичний напрям.

Структура человеческой психики  видится Фрейду как сложное построение, составными элементами которого являются три начала:

1. "Я" - синоним сознания, которое подчиняется  принципу реальности,

2. "сверх-Я" - здесь Фрейд усматривал присутствие  культуры. моральных норм общества, религии, родительского авторитета, общественного мнения и т.д.,

3. "Оно" - подсознательное или бессознательное  - глубинный слой психики, скрытый  от сознания, но неизменно присутствующий  как бы внутри его.

Эти начала, по Фрейду, присутствуют в каждом человеке от рождения и сопровождают его в течение всей его жизни. Они не только противоборствуют между собой, но и проявляются друг через друга, т.е .они в равной степени необходимы. Например, инстинкт самосохранения имеет эротическую природу, но он нуждается в известной агрессии для реализации своей цели. Живое существо сохраняет свою жизнь, разрушая чужую - так заведено природой. У человека инстинкт смерти, направленный вовне, становится деструктивным, но часть этого инстинкта остается внутри психики человека и проявляется в нем в форме совести.

Согласно  Юнгу, в ходе длительной эволюции психики бессознательное вырабатывает устойчивые формы - архетипы. Это изначальные, врожденные психические структуры, образы, лежащие в основе коллективного бессознательного, они выражаются в мифах, сказках, в художественных фантазиях, сновидениях и т.п. В своей совокупности все они составляют базовое пространство коллективной психики, внутри которого находят свою основу все другие представления человека.

Юнговское понимание человека состоит в  его целостном видении, и это видение выражается персонажем "Самость". "Я выбираю термин "самость" для обозначения тотальности человека, тотальной суммы сознательного и бессознательного существования", - так сформулировал свою антропологическую позицию Юнг. Таким образом, человек по Юнгу - это самостное существо. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№8 Структурализм в  социальной антропологии.

Структурализм как направление в антропологии относится к рубежу 50-60-х гг. Основой для структурализма послужила методология структурного анализа, применявшаяся с 20-х гг. к разработке проблем лингвистики.

В структурализме культура представляет собой, прежде всего, символическую систему (язык, наука, искусство, мифология, мода, реклама). Следует  отметить, однако, что зачастую природа  этой системы или не объясняется, или трактуется в одних случаях с помощью категорий бессознательного. При этом под структурой, понимается совокупность отношений между элементами некоторого целого, которые сохраняют свою устойчивость при различных внешних и внутренних изменениях.  

№9 Школа «Анналов»

Школа «Анналов» («новая историческая наука») – научное направление, возникшее во Франции и группирующееся вокруг основанного М. Блоком и Л.Февром журнала, выходившего под названием «Анналы» (1929 – 1939 гг.), «Анналы социальной и экономической истории» (1939 – 1941 гг.). С 1994 г. – «Анналы. История, социальные науки».

С формированием  данного направления связывают  революционные изменения в исторической науке. Их суть заключалась в том, что произошла замена классической «истории – повествования» «историей  – проблемой», а также предпринимались  попытки создать «тотальную» историю, то есть историю, описывающую все существующие в обществе связи – экономические, социальные, культурные. В трудах последователей школы «Анналов» произошел решительный разрыв с традициями позитивизма в истории. Ученые стали ставить в центр своих исследований не деятельность великих людей, не описание событий, а общество в целом, пытаясь вскрыть глубинные структуры, существующие в течение больших временных отрезков.

Такой подход потребовал привлечения данных смежных наук - социологии, этнографии, географии и т.д., а также расширения круга исторических источников. Сторонники «новой исторической науки» привлекают результаты исследований археологии, истории техники, лингвистики, проповеди, жития святых и др. Это привело к эпистемологическому повороту в исторической науке: источник сам по себе нем, вопросы ему задает исследователь, следовательно, ценность приобретает даже фальсифицированный источник, так как он может рассказать почему фальшивка появилась, кому это было выгодно. Так в трудах сторонников школы «Анналов» возникает диалог с прошлым – важнейший элемент нового подхода к изучению истории.

Сторонники  данного направления изучают  массовые представления людей той  или иной эпохи (история ментальностей), смену ценностных установок на протяжении веков, проблему исторической памяти и т.д. 
 
 

№10 Соціоприродні відносини

Средиземноморье. Бродель выделяет 2 ландшафтніе точки:

-условные  горы     -условное побережье

Для гор:

-малоподвижность  в культурном смысле

-свободолюбие

-меньше  миграций

Для побережья:

-урбанистические  регионы

-рост  торговых городови портов

-более  склонные к изменчивости

-слабая  териториальная мобильность, повышенная эпидемиологическая опасность.

Цивилизация риса(Индия)-высокий урожай несколько  раз в год. Требует коллективных усилий, постоянная подача воды, проблемы этим

Цивилизация кукурузы(Лат.Америка)-большой урожай

Цивилизация городов, сооружений-бесчувственна  к человеческой жизни, проблемы экологии 

№12 Категорія простору

Характеристики  пространства в архаическом  обществе:

-исскуственный  характер (этот мир создан кем-то)

-пространство  всегда не равномерно в символическом  отношении

-пространство  стуктурировано по двум осям6 по вертикали (сверху вниз) и по горизонтали (слева, справа, сзади).

Модель  вертикальная:

-концепция  трех миров(1средний мир(место  обетания человека),2верхний мир(над  людьми небо, боги, ангелы),3нижний  мир(подземный, проблемы темноты,  сверхестественные силы, негативно относящиеся к людям

Мир верхний  связан с небом, на уровне живого-мир  птиц; мир нижний связан с пещерами, трещинами, на уровне живого-земноводные, рептилии, рыбы; средний мир-мир человека. Связь между этими мирами осуществляется с помощью медиаторов-соеденителей(шаманы, священники).

Информация о работе Социальная антропология