Социальная антропология

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:32, шпаргалка

Описание работы

Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.

Объект-жизненный мир человека: 1. онтологический (бытие), 2.феноменологический (совокупность идеологии).

Предмет-не просто жизненный мир, а социальная организация жизненного мира человека.

Файлы: 1 файл

антропология шпоры!!!!.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

2 стадия – перебывание в состояниии терминальности, какое-то время человек находится под присмотром сверхъестественных сил, представленых шаманами, колдунами.

3 стадия – если удачно проходит вторая стадия, человек возвращается в общество. При этом на теле остаются шрамы, тату, в некоторых случаях человеку меняется имя, дается новая одежда.

Этапы: зачатие----рождение---инициализация---брак---смерть

Инициация - общее название системы ритуалов и обрядов, обозначающих изменение социального, полового или возрастного статуса. Наиболее распространенными формами обрядов инициации являются: очистительные обряды; физические и моральные испытания инициируемого, в т. ч. временная изоляция его от привычного социального окружения; получение нового имени, особых знаков отличия, подчеркивающих социальную грань между инициированными и неициированными, и др. 

№30 Герой

«Герой» находится где-то на грани нормального  человека.

-он  находится в постоянной терминальной  роли, и он не совсем человек

-асоциален,  брутален, грубый

-его  окружает воинский коллектив

-постоянно  должен идти на жертвы, а иногда  и на самопожертвование

-его  судьба предполает трагичность-«герой  никогда не погибает в постели»

В современных  фильма, чаще всего не допускают  смерти «героя» в финале 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№24 Функції та поведінка перших лиць

Восточная традиций

Японская

-первое  лицо является сакральным, божественного  происхождения

-его  поведение является ритуализированным

-идеальным  поведение первого лица является  неделанье ничего, максимальная  пассивность. Каждый жолден делать то, что предписано, и император не исключение.

Китай

-существует  сверхестественная сила императора (сила его рода дается первому  и расходится, передается последующим,  но рано или поздно она заканчивается,  когда это происходит-он становится дурным императором). В таких случаях небо говорит, кто будет следующим правителем и он получает боченок с сверхестественной силой

Западная  традиция

Цивилизации возникшие на основе военных общностей

-первое  лицо длительное время не обладает  магической силой, но он обладает воинской удачей

-должен  быть максимально активным, чем  менее активным он будет, тем  слабее он будет восприниматься

-сосущствование  духовных и светский мечей,  заканчивается секуляризация и  первое лицо является носителем,  как духовной так и светской власти

-первый  среди равных

-каждый  может оказаться на верху, не  зависимо от происхождения

-первое  лицо не есть примером для  подражания

Идеологический  образцы (король Артур, Карл Великий). 

№31 Безписьменная традиция

Устная  традиция как форма передачи культурного опыта доминирует в архаических, безписьменных обществах.

-трудности  при передачи больших масивов  информации

-постоянно повторяющееся главное(миф)

-серьезное  развитие памяти, знаковых подсистем(подсказки  вокруг нас-озера, реки, элементы рельефа)

-взаимоотношения  между учеником и учителем, как  говорят китайцы-от сердца к  сердцу (при этом мало учеников, но много учителей)

-важна  роль ритуала, как коллективной  практики, закрепления и трансляции  практики

-направленость  на будущее(гадания, предсказания)

-знание  максимально конкретно

-выбор  поведения  перенесен в безличностную  сферу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№20 Гендер

Проблема  гендера не является чем-то новым, это  проблема не последних лет и характерна для любого общества

-проблема  возраста накладывается на социальный пол

-проблема  разделения территории мужчин  и женщин: 1 круг-страрики, дети, роженицы; 2 круг-земледельцы; 3 круг-мужской-воины

-сосуществование нескольких моделей мужского и женского: христианская(уровень женщины ниже-сотворена была второй, виновата в грехе), аристократия(куртуазное поведение), (поэмы, сонеты)-главным становится не роль мужа и жены, а роль певца и дамы сердца, при этом предполагается, что она обязательно должна откликнуться на предложение.При этом отношения не должны доходить до постели, а оставаться на литературном уровне.

-взаимоотношения  между мужчинами и женщинами  на уровне народности-народной  литературы.

-на  уровне повседневности, психологических,  телесных практиках

Переломным  моментом становится Новое время: Эвропа открывает для себя индивида.

На уровне семейной жизни происходит жесткий  контроль со стороны общества. Нельзя выпячивать отношения с мужем  и женой на общественное рассмотрение, не выность сор из избы.

Контролиру.щим  обществом предполагается двойственность: если изменяет муж, то он молодец и раматривается с точки зрения превосходного самца, но если в измене была замечена жена, то она падшая женщина. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№23 Фуко

В 1970-е  гг. «знания-власти» выходит у  Ф. на передний план, а в кн. «Надзор и наказание» становится центральной. Свою оригинальную теорию «знания-власти» он противопоставляет всем существующим — и марксистской, и либерально-буржуазным.

Власть  в концепции Ф. перестает быть «собственностью» того или иного  класса, которую можно «захватить» или «передать». Она не локализуется в одной только надстройке, в государственном аппарате, но распространяется по всему «социальному полю», пронизывает все общество, охватывая как угнетаемых, так и угнетающих. Власть осуществляет репрессивную и идеологическую функции, но не исчерпывается ими, а составляет нечто большее: «власть производит, она производит реальность». До того как что-то подавлять, она сначала это производит. Переставая быть институционально локализованной, власть становится неопределенной, анонимной и неуловимой: «Власть повсюду, но не потому что она охватывает все, а потому что проистекает отовсюду». Она рассеивается на бесчисленное множество «очагов» и «колесиков», система которых образует «диаграмму механизма власти», напоминающую эпистему-сетку, но является гораздо более гибкой. Власть представляет собой некую «абстрактную машину», похожую на вечный двигатель, работа которого не нуждается в помощи со стороны человека. Будучи механизмом или машиной, власть относится к компетенции не столько политологии, сколько физики и механики, становясь предметом особой дисциплины — «микрофизики власти». 

№22 Ницше

Фундаментальной характеристикой сущности мира Ницше  считал волю к власти. Если Дарвин утверждал, что причина развития жизни — борьба за существование, то Ницше существенно переставил акцент: все стремится не просто существовать, а властвовать в том или ином (скрытом или открытом, сознательном или бессознательном) виде: воля к власти в человеке — воля к жизни, которая каждый раз превышает саму себя, заставляя человека длить свою жизнь. Однако воля к власти проявляется не только в отдельном человеке и человеческом сообществе. Воля к власти — источник совокупности всех властных отношений в мире. «Этот мир — это воля к власти, и ничего более, — писал Ницше, — и вы сами — тоже эта воля к власти, и ничего более!» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

№5 Психологическое  направление Тард, Лебон

Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых - представителей социально-психологического направления в изучении культур Г.Лебона и Г.де Тарда. Основная направленность работ Г.Лебона "Психологические законы эволюции народов" и "Психология толпы" - анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.

Продолжил анализ групповой психологии и межличностного взаимодействия Г.Тард. Он выделял три типа взаимодействий: психическое заражение, внушение, подражание. Наиболее важные работы Тарда, посвященные этим аспектам функционирования культур, - "Законы подражания" и "Социальная логика". Главная задача автора - показать, как появляются изменения (новшества) в культурах и как они передаются в обществе индивидам.  

№14 Час і прості у постмодерні

Для европейской  культурі пространство часто воспринимается через зримость границ человек-приода

-возделанное  человеческое пространство наделяется признаками: цивилизованности, безопасности и сакральности

Пространство  природы воспринимается «двойственно» природа воспринимается как противоположность культуре(дикая, демоническая); в природе есть ряд позитивных моментов: от нее мы берем вещи, обхекті для хазяйства; природа воспринимается как место отшельников

-в рамках горизонтальных моделей-моделирование центра мира: христианский мир; пространство язычества; антимир.

Мы живем  в мире, который все время становится меньше. За более короткое время мы перемещаемся, становимся более мобильными. В постмодерне трудно разнести рабочие и свободное время. Нету членения суточного времени, разпорядка дня. Проблема максимального продления молодости.

Информация о работе Социальная антропология