Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:32, шпаргалка
Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.
Объект-жизненный мир человека: 1. онтологический (бытие), 2.феноменологический (совокупность идеологии).
Предмет-не просто жизненный мир, а социальная организация жизненного мира человека.
2 стадия – перебывание в состояниии терминальности, какое-то время человек находится под присмотром сверхъестественных сил, представленых шаманами, колдунами.
3 стадия – если удачно проходит вторая стадия, человек возвращается в общество. При этом на теле остаются шрамы, тату, в некоторых случаях человеку меняется имя, дается новая одежда.
Этапы:
зачатие----рождение---
Инициация
- общее название системы ритуалов и
обрядов, обозначающих изменение социального,
полового или возрастного статуса. Наиболее
распространенными формами обрядов инициации
являются: очистительные обряды; физические
и моральные испытания инициируемого,
в т. ч. временная изоляция его от привычного
социального окружения; получение нового
имени, особых знаков отличия, подчеркивающих
социальную грань между инициированными
и неициированными, и др.
№30 Герой
«Герой» находится где-то на грани нормального человека.
-он
находится в постоянной
-асоциален, брутален, грубый
-его окружает воинский коллектив
-постоянно должен идти на жертвы, а иногда и на самопожертвование
-его
судьба предполает трагичность-
В современных
фильма, чаще всего не допускают
смерти «героя» в финале
№24 Функції та поведінка перших лиць
Восточная традиций
Японская
-первое лицо является сакральным, божественного происхождения
-его
поведение является
-идеальным
поведение первого лица
Китай
-существует
сверхестественная сила
Западная традиция
Цивилизации возникшие на основе военных общностей
-первое
лицо длительное время не
-должен быть максимально активным, чем менее активным он будет, тем слабее он будет восприниматься
-сосущствование
духовных и светский мечей,
заканчивается секуляризация и
первое лицо является
-первый среди равных
-каждый может оказаться на верху, не зависимо от происхождения
-первое лицо не есть примером для подражания
Идеологический
образцы (король Артур, Карл Великий).
№31 Безписьменная традиция
Устная традиция как форма передачи культурного опыта доминирует в архаических, безписьменных обществах.
-трудности при передачи больших масивов информации
-постоянно повторяющееся главное(миф)
-серьезное развитие памяти, знаковых подсистем(подсказки вокруг нас-озера, реки, элементы рельефа)
-взаимоотношения между учеником и учителем, как говорят китайцы-от сердца к сердцу (при этом мало учеников, но много учителей)
-важна
роль ритуала, как
-направленость на будущее(гадания, предсказания)
-знание максимально конкретно
-выбор
поведения перенесен в
№20 Гендер
Проблема гендера не является чем-то новым, это проблема не последних лет и характерна для любого общества
-проблема возраста накладывается на социальный пол
-проблема разделения территории мужчин и женщин: 1 круг-страрики, дети, роженицы; 2 круг-земледельцы; 3 круг-мужской-воины
-сосуществование нескольких моделей мужского и женского: христианская(уровень женщины ниже-сотворена была второй, виновата в грехе), аристократия(куртуазное поведение), (поэмы, сонеты)-главным становится не роль мужа и жены, а роль певца и дамы сердца, при этом предполагается, что она обязательно должна откликнуться на предложение.При этом отношения не должны доходить до постели, а оставаться на литературном уровне.
-взаимоотношения между мужчинами и женщинами на уровне народности-народной литературы.
-на уровне повседневности, психологических, телесных практиках
Переломным моментом становится Новое время: Эвропа открывает для себя индивида.
На уровне семейной жизни происходит жесткий контроль со стороны общества. Нельзя выпячивать отношения с мужем и женой на общественное рассмотрение, не выность сор из избы.
Контролиру.щим
обществом предполагается двойственность:
если изменяет муж, то он молодец и раматривается
с точки зрения превосходного самца, но
если в измене была замечена жена, то она
падшая женщина.
№23 Фуко
В 1970-е гг. «знания-власти» выходит у Ф. на передний план, а в кн. «Надзор и наказание» становится центральной. Свою оригинальную теорию «знания-власти» он противопоставляет всем существующим — и марксистской, и либерально-буржуазным.
Власть
в концепции Ф. перестает быть
«собственностью» того или иного
класса, которую можно «захватить» или
«передать». Она не локализуется в одной
только надстройке, в государственном
аппарате, но распространяется по всему
«социальному полю», пронизывает все общество,
охватывая как угнетаемых, так и угнетающих.
Власть осуществляет репрессивную и идеологическую
функции, но не исчерпывается ими, а составляет
нечто большее: «власть производит, она
производит реальность». До того как что-то
подавлять, она сначала это производит.
Переставая быть институционально локализованной,
власть становится неопределенной, анонимной
и неуловимой: «Власть повсюду, но не потому
что она охватывает все, а потому что проистекает
отовсюду». Она рассеивается на бесчисленное
множество «очагов» и «колесиков», система
которых образует «диаграмму механизма
власти», напоминающую эпистему-сетку,
но является гораздо более гибкой. Власть
представляет собой некую «абстрактную
машину», похожую на вечный двигатель,
работа которого не нуждается в помощи
со стороны человека. Будучи механизмом
или машиной, власть относится к компетенции
не столько политологии, сколько физики
и механики, становясь предметом особой
дисциплины — «микрофизики власти».
№22 Ницше
Фундаментальной
характеристикой сущности мира Ницше
считал волю к власти. Если Дарвин утверждал,
что причина развития жизни — борьба
за существование, то Ницше существенно
переставил акцент: все стремится не просто
существовать, а властвовать в том или
ином (скрытом или открытом, сознательном
или бессознательном) виде: воля к власти
в человеке — воля к жизни, которая каждый
раз превышает саму себя, заставляя человека
длить свою жизнь. Однако воля к власти
проявляется не только в отдельном человеке
и человеческом сообществе. Воля к власти
— источник совокупности всех властных
отношений в мире. «Этот мир — это воля
к власти, и ничего более, — писал Ницше,
— и вы сами — тоже эта воля к власти, и
ничего более!»
№5 Психологическое направление Тард, Лебон
Большую роль в изучении внутрикультурных механизмов взаимодействия людей сыграли работы французских ученых - представителей социально-психологического направления в изучении культур Г.Лебона и Г.де Тарда. Основная направленность работ Г.Лебона "Психологические законы эволюции народов" и "Психология толпы" - анализ взаимоотношений масс народа, толпы и лидеров, особенностей процесса овладения ими чувствами, идеями. Впервые в этих трудах были поставлены проблемы психического заражения и внушения, сформулирован вопрос об управлении людьми в различных культурах.
Продолжил
анализ групповой психологии и межличностного
взаимодействия Г.Тард. Он выделял
три типа взаимодействий: психическое
заражение, внушение, подражание. Наиболее
важные работы Тарда, посвященные этим
аспектам функционирования культур, -
"Законы подражания" и "Социальная
логика". Главная задача автора - показать,
как появляются изменения (новшества)
в культурах и как они передаются в обществе
индивидам.
№14 Час і прості у постмодерні
Для европейской культурі пространство часто воспринимается через зримость границ человек-приода
-возделанное человеческое пространство наделяется признаками: цивилизованности, безопасности и сакральности
Пространство природы воспринимается «двойственно» природа воспринимается как противоположность культуре(дикая, демоническая); в природе есть ряд позитивных моментов: от нее мы берем вещи, обхекті для хазяйства; природа воспринимается как место отшельников
-в рамках горизонтальных моделей-моделирование центра мира: христианский мир; пространство язычества; антимир.
Мы живем в мире, который все время становится меньше. За более короткое время мы перемещаемся, становимся более мобильными. В постмодерне трудно разнести рабочие и свободное время. Нету членения суточного времени, разпорядка дня. Проблема максимального продления молодости.