Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 21:32, шпаргалка
Социа́льная антрополо́гия — межпредметная научная дисциплина, изучающая человека и человеческое общество, закономерности их развития и культурное многообразие. К основоположникам социальной антропологии относят Э. Дюркгейма и Марселя Мосса, очерк последнего «О даре» считается классической работой в области социальной антропологии.
Объект-жизненный мир человека: 1. онтологический (бытие), 2.феноменологический (совокупность идеологии).
Предмет-не просто жизненный мир, а социальная организация жизненного мира человека.
Модель горизонтальная:
-проблема
точкотворения (точка
-если есть центр, то должна быт и граница (условная граница между нашим и ненашим). Чем дальше от центра-тем менее окультуренные люди 9варвары, воины).
-любая
сторона света означена
-единого восприятия народами нету
-левое и правое(правое-благое, правильное, левое-неправильное, искажение).
-антропоморфность
мира-устойчивые соответствия
№13 Категорія часу
Время не существует. Время первый конструкт, который человек себе моделирует.
Модели восприятия мира:
-циклическая (по кругу)
-векторная
(линиарная – есть начало и
нету конца, от сюда и
Циклическая модель времени (первичное)
Движется
по циклу (жизнь от зачатия до смерти).
В истории человеческих цивилизаций
связано с
Линиарная модель
У времени есть начало и оно движется в вечность (иудаизм, христианство, ислам)
Время движется к какому-то результату, выполняет миссию.
На уровне европейской культуры две модели сосуществуют: на уровни церковном-линиарная модель, на уровне повседневности-циклическая модель.
В средние века время находится в ведении цепкви.
На уровне
хазяйственной жизни долгое время
нету необходимости в
Переход от сельской культуры к городской культуре. Для города кратковременные промежутки времени более важны. Именно город отвечает за представление времени. Измерение времени по часам. Городская культура-проблемма разбивки времени равномерно.
Мы живем в убыстряющемся времени.
18-19 ст.-появляются личные часы.
Персонажи
для которых важно изготовить
что-то в срок-ремисники, купцы-«время
деньги». С момента, когда изобреают часы-конец
безразличия и неактуальносьт времени.
Изменение отношения к времени связывается
с открытием личности.
№18 Відмінні риси міфологічного світосприйняття
Особенности мифологического сознания:
-разделение
всех явлений окружающего мира
на сакральные(священные) и
-идея
созданности, в которой мы
-органический
характер окружающего мира-мир
вокруг нас живой, но этот
мир жестко структурирован:
Событиям всегда предписывается целенаправленность, ничего, что происходит с нами не есть случайно.
Для мифа характерно «паралелизм» рассказов или избыточеая аргументация.
Миф предполагает реальность магических практик. Вера в магические практики, предполагает:
-веру в совпадение части и целого
-веру
в связь знака и означаемого(
-связь
между микрокосмосом и
Архаическое
общество(традиционное)
общество до возникновения
господарств.
№21 Линьяж, семья
Линьяж — многочисленный родственный (семейный) коллектив, связанный кровными узами, брачными союзами, общим владением и фамильным патримонием (земля, замок и т. д.). Линьяжи чаще всего встречались в аристократической среде. Линьяж состоял из кровных роственников (возводящих своё родство к общему предку и нераздельно владеющих земельной собственностью) и кровных друзей — своего рода побратимов, лиц, включавшихся в родственную группу. Линьяжи возникли в X—XI вв., время их расцвета — XII—XIII вв. Линьяж имел иерархическую структуру, принцип наследования, предполагавший нераздельность земельного владения, практику брачных альянсов, основой которой являлось недопущение мезальянсов.
Мезалья́нс-брак между людьми разных сословий или классов, между людьми, сильно отличающимися по имущественному или социальному положению.
Родина-это расширенная семья, мы считаем своими не только близких родственников, но и обслуживающий персонал
Семья́
– нуклеарная организация, чаще всего
городская, субъективация отношений, выбор
брачного партнера производит сам человек,
появляются семейные праздники.
№27,28,29 Агрессия
Биогенетическое объяснение человеческой агрессивности исходит из того, что человек от своих древних предков частично унаследовал (сохранил) характер дикого зверя (О. Шпенглер). Человек сочетает в себе унаследованную инстинктивную агрессивность и приобретенные в ходе эволюции культурные традиции (знания, нормы, ценности), которые являются механизмами самоограничения агрессивности.
Австрийский ученый Конрад Лоренц считает, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных. Поэтому каждый человек обладает определенным потенциалом агрессивности, и, чтобы сдерживать свою агрессивность "на уровне требований культурного общества", ему приходится тратить немало сил "своей моральной ответственности".
Психологическое направление объясняет человеческую агрессивность изначальной враждебностью людей по отношению друг к другу, стремлением решать свои внутренние психологические проблемы за счет других, "необходимостью разрушить другого человека, чтобы сохранить себя" (3. Фрейд).
Экологическое объяснение агрессивности основывается на том, что индивид или социальная общность представляет собой самоорганизующуюся систему, которой для получения свободной энергии и поддержания жизнедеятельности "необходимо разрушать какие-то другие неравновесные системы: природу, живые организмы".
Социальная
теория объясняет насилие и агрессивность
социальными отношениями, существующими
в обществе, и в первую очередь борьбой
людей за существование.
№32 Письмова традиция
С появлением письменности изменилась сама форма передачи информации, она отрывается от непосредственного личностного контакта, становится безличной, опосредованной
-письменность,
как посредник между
-всегда
направлена на фиксацию
-базовое слово-история( в ней много событий), это означает, что причинно-следственные связи важны
-изобретение абстрактного
-аналитическая работа
-процесс
обучения объективизируется,
-направленость на прошлое
-выбор
поведения находится в
-восприятие
окружающего мира, как текста (он может
быть описан, есть сюжет)
№33/34 Пробема смерті
1 .от начала …и до 12ст. «прирученная смерть»
Состояние такое характерно для традиционных культур, когда
-смерть воспринимается, как само собой разумеется;
-предсказание судьбы, фатализм;
-смерть не воспринимается как конец;
-место смерти максимально близко к дому;
-смерть не воспринимается, как индивидуальный акт.
2. 13-17 ст. «смерть своя»
-развивается христианская доктрина;
-конец анонимности погребения;
-эпитафия, таблицы, надгробные изображения;
-проблема завещания;
-кладбища появляются за чертой города;
-формируется идея чистилища
3. 17-18 ст. «смерть далекая и близкая»
-крах традиционных механихмов;
-смерть максимально природное явление
4. 19 ст. «смерть твоя»
-проблема священного-это не проблемма;
-становление
нуклиарной семьи и
-эстетизация смерти
5. 20ст. «смерть перевернутая»
-общество
ведет себя так, как-будто
-реальная смерть максимально отдалена от общества
-дистанционирование, появление кримации;
-сокращение траура;
-одновременно
появляется виртуальная смерть (компьютерные
игры).
№15 Ідеологія стратифікації
-проблема важности горизонтальніх связей: «между своими», в городе это может быть цех рабочих, а в сельской месности различные
-христианство
является базовой идеологией
традиционной европейской
Схемы стратификации: 1 схема-разделение на духовные и светские лица; 2 схема-молящихся-церковники, которые заботяться с помощью молитв о душе, воюющие-охраняют физическое пространсво, трудящиеся-работают на земле, «не дают земле умереть» и являются кормильцами молящих и воинов.
Смена
идеологий произошла с
Секуляризация
процесс снижения роли религии в жизни общества; переход
от общества, регулируемого преимущественно
религиозной традицией, к светской модели общественного устройства
на основе рациональных (внерелигиозных)
норм.
№19 Термінальні ролі
Лимиальность — положение тех, кто находится в процессе перехода через символические границы между статусами, особенно в ритуалах (например, в обряде перехода, карнавале) — А. ван Геннеп "Обряды перехода" (1909).
Лимиальные роли –ситуации, с помощью которых человек меняет свою социальную маску, свой статус.
Лимиальные роли присутствуют в доиндустриальных обществах
1 стадия - когда мы лишаемя старой социальной маски, освобождаемся от привычных ролей(присутствует символика смерти и умирания)