Социальная дефиренциация населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Августа 2013 в 18:54, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является изучение социальной дифференциации населения России. В ходе исследования были поставлены и решены следующие задачи:
1. Привести понятие социальной дифференциации населения
2. Рассмотреть факторы, влияющие на дифференциацию доходов населения
3. Охарактеризовать процесс финансирования социальной сферы, уровень жизни населения и демографическая политика Администрации г. Астрахань в 2006 – 2007 гг.
4. Определить пути повышения уровня и качества жизни как фактор развития социальной политики в регионе в 2008 – 2009 г.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной дифференциации населения 5
1.1. Понятие социальной дифференциации населения 5
1.2. Факторы, влияющие на дифференциацию доходов населения 10
Выводы по первой главе 14
Глава 2. Социальная дифференциация и социальная политика населения г. Астрахани в 2006 – 2009 гг. 16
2.1. Финансирование социальной сферы, уровень жизни населения и демографическая политика Администрации г. Астрахань в 2006 – 2007 гг. 16
2.2. Повышение уровня и качества жизни как фактор развития социальной политики в регионе в 2008 – 2009 г. 21
Выводы по второй главе 26
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

Джандралиева. Социальная дифференциация населения.doc

— 256.00 Кб (Скачать файл)

Действие названных  факторов всегда определяло заметное несоответствие в реальном жизненном  уровне отдельных групп населения. В 80-х годах соотношение между максимальной и минимальной заработной платой в СССР было 10:1. Кто-то мог получать больше, кому-то удавалось более "активно" участвовать в распределении ФОП. Но это не приводило к делению общества на очень богатых и очень бедных, хотя были и те и другие. От самых низовых производственных ячеек и организаций до высших центральных структур существовало множество лиц, которые при сравнительно невысокой зарплате фактически многократно увеличивали свое благосостояние. Общественное сознание признавало более высокую ценность труда отдельных категорий людей. Лица, получающие доходы от "теневой" экономики, вынуждены были скрывать источники своих доходов и проявляли "осторожность" в расходовании средств.

В последнее  время в нашей экономической и публицистической литературе часто поднимаются вопросы, связанные с наличием "теневой" экономики в системе общественного производства и распределения. Функционирование "теневой" экономики и определенного круга лиц, извлекающих нетрудовые доходы, вызывают резкое неприятие в обществе. В массовом общественном сознании любые высокие сверхдоходы воспринимаются как нетрудовые. Они нередко связываются с развитием индивидуальной трудовой деятельности, кооперативным движением, созданием малых и совместных с иностранными фирмами предприятий.

При рассмотрении этой проблемы необходимо провести четкое деление нетрудовых доходов на законные и незаконные. Их классификация и  оценка скорее является предметом исследования юридической, а не экономической науки. Если исходить из оценки нетрудовых доходов, полученных на законном основании как доходов на собственность и на прошлый труд, то их можно исключить из нашего исследования. В перспективе удельный вес таких доходов может возрастать и оказывать более весомое влияние на деление населения на богатых и бедных [14, c. 100].

Рыночная система - это бесстрастный механизм. Она  не имеет совести, не приспосабливается  к моральным нормам. Индивидуалистический характер рыночной экономики вполне допускает высокую степень неравенства доходов. У людей разные интеллектуальные, физические и эстетические способности. Одним очень повезло, и они унаследовали исключительные способности, другие обречены на подсобные низкооплачиваемые виды деятельности. Кто-то по своим физическим данным становится высокооплачиваемым спортсменом-профессионалом. Немногие становятся великими художниками и музыкантами. Люди существенно отличаются по уровню полученного образования их профессиональной подготовки.

Выводы по первой главе

Нас сегодня больше волнуют нетрудовые доходы, получаемые незаконным путем. Идет интенсивный процесс разграбления государственной собственности на всех уровнях; в широких масштабах используется служебное положение; коррупция, взяточничество, вымогательство, поборы. У значительной части населения доходы формируются за счет различного рода незаконных операций с дефицитными товарами и услугами, незаконного изъятия у государства его ресурсов (хищений собственности, расхождением между реальным движением стоимостей и фиксируемым в отчетности, укрытого от учета и контроля производства). Борьба с незаконными доходами предстоит упорная и потребует длительного времени. Ее успехи во многом будут определяться укреплением и оздоровлением всех трех форм власти.

 

Глава 2. Социальная дифференциация и социальная политика населения г. Астрахани в 2006 – 2009 гг.

2.1. Финансирование социальной сферы, уровень жизни населения и демографическая политика Администрации г. Астрахань в 2006 – 2007 гг.

Финансирование  социальных отраслей из областного бюджета  в 2006 г. составило 5,2 млрд. рублей - 157,4% к уровню 2005 года. За год удельный вес расходов на данные цели вырос на 4,2% и составил 41,4%.

На выплату  заработной платы с начислениями направлено 1,6 млрд. рублей или 100% к бюджетным назначениям. В результате заработная плата выплачивалась своевременно и в полном объеме, задолженности не имеется [11].

В целях реализации Послания Президента Российской Федерации  заработная плата работников бюджетных учреждений области увеличена на 20%, указанное повышение произведено в более ранние сроки, чем установлено Правительством Российской Федерации для работников федеральных бюджетных учреждений. С 1 мая по отдельным разрядам ЕТС произведено дополнительное повышение тарифных ставок, в среднем за год повышение оплаты труда составило 22%.

Своевременно  были выплачены отпускные работникам образовательных учреждений. Увеличен размер государственного ежемесячного пособия на ребенка с 70 до 105 рублей. На финансирование пособий на ребенка из бюджета области направлено 123,1 млн. рублей, что позволило полностью обеспечить текущие выплаты.

На выплату  пособия на детей, находящихся под  опекой и попечительством, из бюджета области в 2006 году направлено 69,1 млн. рублей.

На региональном уровне установлена дополнительная материальная поддержка семей, усыновивших детей, в размере 1775 рублей в месяц на каждого усыновленного ребенка, на что выделено 17,6 млн. рублей.

На предоставление мер социальной поддержки гражданам, имеющим права на льготы, направлено 696,9 млн. рублей, что на 146 млн. рублей больше, чем в 2005 году.

С 2005 года на территории области произошел переход перечисления субсидий малообеспеченным гражданам на оплату жилищно-коммунальных услуг на персонифицированные счета граждан, что позволило в 2006 году сэкономить бюджетные средства и снизить максимально допустимую долю собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с 22 до 18%.

В течение 2006 г. года произошел рост всех реальных денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии.

Совокупный  денежный доход населения области  за год составил 85,5 млрд. рублей и  вырос в сравнении с прошлым  годом на 25,6%. Среднедушевые денежные доходы составили 7170,2 рубля в среднем за месяц (по России – 9911 руб.), абсолютный прирост составил 1474,3 рубля или 25,9% к уровню прошлого года (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели, характеризующие уровень жизни  населения [11]

Показатели

2005 год

2006 год 

Среднедушевые денежные доходы (руб.)

5695,9

7170,2

Темп роста (% к предыдущему  году)

124,9

125,9

Реальные доходы (% к  предыдущему году)

107,9

112,1

Реальные располагаемые  доходы (% к предыдущему году)

107,9

111,7

Покупательная способность  среднедушевых доходов (наборов  ПМ)

2,31

2,52

Начисленная номинальная  среднемесячная заработная плата одному работнику (руб.)

6884,2

8193,0

Темп роста (% к предыдущему  году)

125,3

116,8

Реальная заработная плата (% к предыдущему году)

108,6

104,2

Покупательная способность  заработной платы (наборов ПМ)

2,55

2,63

Средний размер назначенной  месячной пенсии (на конец года) (руб.)

2325,0

2590,7

Темп роста (% к соответствующей  дате предыдущего года)

125,1

111,4

Реальная пенсия (% к  предыдущему периоду)

109,5

100,1

Покупательная способность  средней пенсии (наборов ПМ)

1,18

1,17

Численность населения  с доходами ниже ПМ (% ко всему населению)

19,2

18,0

Индекс потребительских  цен (% к предыдущему году)

115,4

112,1


 

Темпы роста  всех составляющих доходов превысили  темпы роста потребительских цен. Как следствие, реальные денежные доходы населения увеличились на 12,1%.

Реальные располагаемые  денежные доходы населения (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные  на индекс потребительских цен) составили 111,7% к уровню 2005 года (по России – 110,2%). Покупательная способность денежных доходов населения по сравнению с 2005 годом увеличилась на 9,1%, покупательная способность заработной платы - на 3,1%.

Дифференциация  доходов населения остается высокой. Среднедушевые денежные доходы 10% наиболее обеспеченных граждан превышают доходы 10% наименее обеспеченного населения в 13,8 раза. Следует отметить сокращение уровня бедности населения области с 19,2% в 2005 году до 18% в 2006 году.

Средняя обеспеченность населения области общей жилой  площадью увеличилась с 19,3 кв. м на человека в 2005 году до 20 кв. м в 2006 году. В 2006 году обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями возросла против уровня 2005 года на 2,3% . Доля обучающихся в первую смену достигла 81,2% всех учащихся.

Численность населения города в 2006 г. составила 994,1 тысячи человек. Миграционный прирост за год - 2198 человек. Естественная убыль - 2279 человек, что на 31,6% ниже показателя 2005 года. 3а год родилось 12375 детей, что на 237 детей больше, чем в 2005 году.

В 2007 г. в ходе исполнения областного бюджета сохранена  его социальная направленность. Увеличены  расходы бюджета на финансирование социально значимых расходов и отраслей социального блока. Расходы по отраслям социальной сферы составили 8,1 млрд. рублей, что превышает уровень 2006 года на 2,9 млрд. рублей или на 55,3 процента.

Обязательства бюджета по социальным выплатам исполнены  в полном объеме и задолженности  по ним на начало нового финансового года нет. Заработная плата работникам бюджетных учреждений выплачена в полном объеме. Своевременно были выплачены отпускные работникам образовательных учреждений. Уровень реальной заработной платы работников бюджетной сферы в области по всем разрядам ЕТС планово повышен по всем тарифным ставкам на 10 %. На оплату коммунальных услуг бюджетных учреждений социальной сферы направлено 143,6 млн. рублей, что выше уровня 2006 года на 22,8 млн. рублей.

Размер государственного ежемесячного пособия на ребенка  сохранился на уровне 2006 года – 105 рублей. Общая сумма финансирования составила 110,2 млн. рублей. С 1 января увеличены размеры стипендий учащимся и студентам начального, среднего и высшего профессионального образования в 1,5 раза. Увеличено количество Губернаторских стипендий студентам, проявившим выдающиеся способности в учебной, научной и творческой деятельности и активно участвующим в общественной жизни, с 70 до 100 квот.

На предоставление мер социальной поддержки отдельным  категориям граждан направлено 851,5 млн. рублей, что на 158,4 млн. рублей больше, чем в 2006 году. Продолжена реализация национальных проектов России. Особое внимание Правительством области было уделено ходу реализации национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России». За счет средств областного бюджета на эти цели выделено 145 млн. рублей, в том числе по программе обеспечения жильем молодых семей (и для молодых семей и специалистов, проживающих в сельской местности) – 89,1 млн. рублей.

Позитивная  динамика основных показателей, характеризующих  уровень жизни астраханцев, сохранилась и в течение 2007 года. Продолжает отмечаться реальный рост всех денежных доходов населения, включая заработную плату и пенсии (табл. 2).

 

 

Таблица 2

Основные показатели, характеризующие уровень жизни  населения [12]

Показатели

2006 год

2007 год 

Среднедушевые денежные доходы (руб.)

7089,6

8793,5

Темп роста (% к предыдущему  году)

124,7

124,0

Реальные доходы (% к  предыдущему году)

111,0

111,0

Реальные располагаемые  доходы (% к предыдущему году)

110,6

110,6

Покупательная способность  среднедушевых доходов (наборов ПМ)

2,49

2,68

Начисленная номинальная  среднемесячная заработная плата одному работнику (руб.)

8157,9

9966,7

Темп роста (% к предыдущему  году)

118,5

119,8

Реальная заработная плата (% к предыдущему году)

105,7

107,2

Покупательная способность заработной платы (наборов ПМ)

2,63

2,76

Средний размер назначенной  месячной пенсии (на конец года) (руб.)

2590,7

3351,1

Темп роста (% к соответствующей  дате предыдущего года)

111,4

129,4

Реальная пенсия (% к  предыдущему периоду)

100,1

113,2

Покупательная способность средней пенсии (наборов ПМ)

1,19

1,3

Численность населения  с доходами ниже ПМ (% ко всему населению)

17,3

16,7

Индекс потребительских  цен (% к предыдущему году)

112,1

111,7

Информация о работе Социальная дефиренциация населения