Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 91.69 Кб (Скачать файл)
 

ВВЕДЕНИЕ

В последние  несколько столетий прогресс в развитии общественного производства и цивилизации  был связан с достижениями науки  и образования. Образование выступает  не только одним из важных факторов социализации и социокультурной  интеграции человека, но также и  эффективным средством развития социального капитала личности, повышения  уровня ее социально-экономической  мобильности. Важным фактором генезиса образования в наше время стала  рефлексия целей его развития: совершенствование отечественного образования, интеграция в мировое  образовательное пространство, обмен  знаниями, приемами и методами различных  школ, направлений, формирование единых взглядов на мир, его сохранение и  переустройство. Поэтому социологический  анализ современного образовательного пространства и социальных аспектов образовательного процесса актуален на любом этапе развития человеческого  общества.

Всякое  социальное перемещение происходит не беспрепятственно, а путем преодоления  более или менее существенных барьеров.

Все социальные перемещения личности или социальной группы включают в процесс мобильности. П. Сорокин под социальной мобильностью понимал любой переход индивида, или социального объекта, или  ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной  социальной позиции к другой.

Актуальность  темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном  демократическом обществе. Мобильные  индивиды начинают социализацию в одном  классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между  несхожими культурами и стилями  жизни. Средний гражданин в течение  жизни перемещается на одну ступеньку  вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через  несколько ступеней. Женщине, как  правило, продвинуться сложнее, чем  мужчине. Причинами служат такие  факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений  людей в обществе, т. е. изменений  своего статуса, называется социальной мобильностью1. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное возвышение человека или его внезапное падение — излюбленный сюжет народных сказок: хитроумный нищий вдруг становится богачом, бедный принц — королем, а трудолюбивая Золушка выходит замуж за принца, повысив тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история  складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших  социальных групп. На смену земельной  аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии  вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции  перекраивали социальную структуру  общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда  на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все  хотят подниматься и никто  не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение  — явление добровольное, а нисхождение  — принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие  позиции, но и обладатели низких для  себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся наверх и никто - вниз.

Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная  и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются  на подвиды и подтипы, которые  тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность  предполагает, что дети достигают  более высокой социальной позиции  либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера  становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность  имеет место там, где один и  тот же индивид, вне сравнения  с отцом, на протяжении жизни несколько  раз меняет социальные позиции. Иначе  она называется социальной карьерой2. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности  относится к долговременным, а  второй — к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором — перемещение из сферы физического труда в  сферу умственного.

Вертикальная мобильность  подразумевает перемещение из одной  страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления  перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в  должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность  подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне. Примером служат перемещение  из православной в католическую религиозную  группу, из одного гражданства в  другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает  не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места  в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный  и межрегиональный туризм, переезд  из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия  на другое.

Если к перемене места  добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал  в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город  на постоянное место жительства и  нашел здесь работу, то это уже  миграция. Он поменял профессию.

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень  рождаемости, уровень смертности, плотность  населения. В целом молодые и  мужчины более мобильны, чем пожилые  и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок  уровень рождаемости, население  более молодое и поэтому более  подвижное, и наоборот.

Для молодых свойственна  профессиональная, для взрослых —  экономическая, для пожилых —  политическая мобильность. Уровень  рождаемости неодинаково распределен  по классам. У низших классов, как  правило больше детей, а у высших — меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается  по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения  родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т. п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые  могли бы заполнить их рабочие  места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют  на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить  социальная мобильность в современном  обществе.

Высокая и низкая рождаемость  в разных классах создает для  вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения  в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Можно предложить классификацию  социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх  или по горизонтали происходят у  каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда  перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции  старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность  и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым  и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует  достигаемый, а групповой — приписываемый  статус.

Индивидуальная мобильность  происходит там и тогда, где и  когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская  революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного  высокого положения. Брахманы стали  высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они  находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей  были освобождены от рабства и поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г. н. э. почти все  население Римской империи получило статус римских граждан. Благодаря  этому огромные массы людей, ранее  считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические  роды, а им на смену приходили  новые. Чужестранцы основывали новые  династии и новую знать.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а  заканчивают в другом. Они буквально  разрываются между несхожими  культурами и стилями жизни. Они  не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто  приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин  во дворянстве.

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами  существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда  перемещения человека или целых  групп вверх, вниз или по горизонтали  управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К  добровольной организованной мобильности  следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки  и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и  раскулачивание в годы сталинизма. От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность.

 

 

 

 

 

 

2. Общие принципы социальной мобильности. Пять теорем Сорокина

Первая теорема: вряд ли существовало общество, слои которого были бы абсолютно раскрыты или в которых вертикальная мобильность отсутствовала в трёх своих ипостасях - экономической, профессиональной, политической.

В качестве примера общества с особо жёстким  типом стратификации можно привести кастовое общество Индии. До проведения демократических реформ в ней  практически отсутствовали процессы вертикальной мобильности постольку, поскольку принадлежность к тому или иному классу (в том числе  профессия), передавалась по наследству, что делало невозможным переход  представителей из низких слоёв на существующие более высокие.

Но даже в таком обществе, пусть медленно, но всё равно протекали процессы социальной мобильности. Следует отметить, что перемещения в таких обществах  индивида или группы в более высокие  слои зачастую являются результатом  сильнейшей социальной ломки: революций  и прочих социальных катаклизмов.

Вторая теорема: никогда не существовало общества, в котором вертикальная социальная мобильность была бы абсолютно свободна и переход из одного социального слоя в другой не встречал бы ни какого сопротивления. Если бы социальная мобильность была абсолютно свободна, то в обществе устроенным таким образом не было бы никаких социальных слоев, подобно зданию без потолков. Лишь в периоды полнейшей анархии и беспорядка возникает что-то похожее на хаотичную и дезорганизованную социальную мобильность»3 .

Вспомним  лихие 90-е, в результате сильнейшего  изменений политического устройства государства, индивидуумы, ранее не обладавшие особенно значимым социальным статусом, вознеслись до небес - «и небесталанный  политический клоун, преуспевший в  искусстве самой бессовестной демагогии  и совершающий немыслимые кульбиты с мгновенной переменой фронта…»4В. Л Шейнис «Мораль и политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп»2003 г)

Третья теорема: интенсивность, так же как и объёмность вертикальной мобильности, варьирует от общества к обществу.

Четвёртая теорема: Интенсивность, так же как  и объёмность вертикальной мобильности  в трёх ипостасях: экономической, политической и профессиональной изменяются в  одном и том же обществе в разные периоды времени. Для любого общества характерно чередование процессов  высокой вертикальной мобильности  и относительной её неподвижности.

Пятая теорема: если судить на основании соответствующих исторических и других материалах, то в сфере вертикальной мобильности, в её основных трёх видах - экономической, политической, профессиональной - по-видимому отсутствует сколько-нибудь определённая и постоянная тенденция в сторону увеличения так и снижения её интенсивности и объемности. Считается, что устранение религиозных и иных социальных препятствий способствует усилению процессов социальной мобильности, но, увы, вместо устраненных препятствий возникают новые.

 

3. Каналы вертикальной мобильности

 

Вертикальная  мобильность в той или иной степени присутствует в любых  обществах, поэтому в мембранах  расположенных между его слоями, должны присутствовать отверстия, какой-нибудь подъемник или лифт. Функцию таких  подъемников, обеспечивающих социальную циркуляцию, выполняют различные  социальные институты. Важнейшими среди  этих институтов являются армия, церковь, школа, политические, профессиональные и экономические организации.

Армия играет особенно важную роль во время межгосударственных и гражданских войн, зависимость  общества от армии в этот период особенно велика, ведь от её успеха зачастую зависит дальнейшая судьба конкретного  общества. В мирное время армия  продолжает играть роль канала вертикальной циркуляции, но в такие периоды, значение её гораздо ниже, чем во время  войны. История знает немало примеров, когда представители низших слоёв  восходили на вершину стратификационной  лестницы благодаря армии: «сицилианец  Агофокл сделался царём Сиракуз, выйдя не только из людей, но из самого низкого и презренного состояния. Он был сын горшечника и на всех ступенях своего жизненного пути вёл  себя злодеем… поступив в войско и  пройдя все служебные степени, он сделался претором Сиракуз. Получив  эту должность, он задумал стать  князем и, не обязываясь перед другими, удерживать одним насилием власть»…, он перебил с помощью своего войска всю правящую элиту, и захватил власть…,»не  чьей-либо милостью, а повышением по на военной службе, добытыми с бесконечными трудностями и опасностями, достиг Агофокл власти и затем удержал  её…».

 Вторым основным каналом вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В период наибольшей её экспансии, эта роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где  школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся с самых  нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где школы доступны лишь высшим слоям, система представляет собой лифт, двигающийся только в  пределах верхних этажей социального  здания, перемещая вверх и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает  на службу к влиятельному представителю  правящего класса, автоматически  начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так как во многих странах  существует правило автоматического  продвижения официальных лиц  по службе. Кроме того, чиновник всегда имеет шанс более быстрого продвижения  по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров  играет институт выборов, роль каналов  вертикальной циркуляции выполняют  и политические организации. Для  того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность  выполнять функцию правителя. Поэтому  именно политические организации играют сейчас особо важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее выполняли церковь, армия и другие социальные институты  взяли на себя политические партии.

Профессиональные  организации как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства  слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку  вход в эти организации всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому каналу.

Пресса  это тоже особого рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она  успешно может создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и  на короткое время) и разрушить карьеру  человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и  скоростных потоков социальной циркуляции…»5.

Организации по созданию материальных благ являются не менее важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь  и. т.д. Лица, входящие в эти организации  всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители  еврейского народа имели статус гораздо  более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал  капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это  почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны  ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в  большинстве примитивных обществ, семья-это единственный реально  функционирующий институт. Среди  племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться  по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В настоящее  время семья как социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные  преимущества: человеку, рождённому в  семье людей изначально принадлежащих  к элите, нужно преодолеть гораздо  меньше препятствий для повышения  своего статуса, чем рожденному в  семье простых людей.

4.Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования как фактора социальной мобильности

В обществах  переходного типа, каким является современная Россия, особенно важным как для развития и верификации  общей теории, так и для решения  конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов  социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов  в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального расслоения, так как:

с одной  стороны, глобализация и перенос  отношений соперничества из области  финансовых, промышленных и военно-технических  ресурсов в область информационных технологий требует определенного  уровня образования и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации  российского общества образование  как институт социализации может  обеспечить, во-первых, преемственность  положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных  ценностей, необходимых для возникающих  социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора социальной мобильности  в современных обществах выделяют экономический, который становится базовым и в современной России, где после реабилитации частной  собственности и предпринимательства  богатство стало общепризнанным критерием социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения  в высшие страты.

Другой  основной фактор социальной мобильности  профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества  новых профессий, требующих высокой  квалификации и подготовки, с одной  стороны, и являющихся высокооплачиваемыми  и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности  как добровольной, ориентированной  на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения  квалификационного уровня.

Это, в  свою очередь, определяет высокую значимость образования как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные  или негативные привилегии в отношении  социального престижа" указывал, во-первых, образ жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и в-третьих, престиж рождения или профессии6. П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами"7.

Следовательно, полученное образование и выработанные в процессе его получения манеры и стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные  функции образования

Социологический анализ проблем развития образования  подтверждает, что образование выступает  как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование  формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной  связи с жизнью общества. Ранее  говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества. Если различные сферы и  отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его  интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная потребность общественного  развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип  деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся  как высшая цель, на деле был превращен  в "трудовой ресурс". Это нашло  отражение в системе образования, где школа свою главную функцию  видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась  трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился  прежде всего "работник". А поскольку работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь ребенка, подростка - это еще не полноценная жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в трудовую деятельность. Не случайно в общественном сознании складывалось отношение к старикам, инвалидом как к неполноценным членам общества. К сожалению, в настоящее время ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации общества как реальном процессе, где утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности  общества.

По мере того, как в обществе все большее  количество достижимых статусов обусловлено  образованием, все более зримой становится и такая функция образования, как активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно  становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более  сложным видам труда, большим  доходам и престижу. Благодаря  им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные  различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования  в социальной селекции. В образовании  индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий статус. Формальное обоснование  этого - уровень способностей, для  выявления которого используются тесты. Но тесты содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит  от соотношения доминантной культуры (на которой построены тесты) и  культурных особенностей микросреды первичной  социализации обучаемого. Чем больше дистанция между этими культурными  типами, тем меньше внимания от учителя  получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена  образовательными сертификатами так  же оказывает большое влияние  на разнородность и мобильность  общества. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как  правило, сертификатами установленных  образцов и является условием занятия  соответствующих мест в системах разделения труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Для раскрытия  темы работы были определены задачи с  помощью которых требовалось  рассмотреть образование и его  влияние на социальную мобильность. По итогам изучения образования как  фактора социальной мобильности  можно сделать следующий вывод: люди находятся в постоянном движении, а общество - в развитии. Социологи  изучали социальную мобильность  опираясь главным образом на историю  человечества. Конечно, социальные перемещения  не происходят гладко, а подвержены преодолению более или менее  существенных барьеров. При рассмотрении типов мобильности - горизонтальной и вертикальной большое внимание уделяли каналам социальной циркуляции и миграции как важным факторам мобильности. Доступность путей для социальной мобильности зависит как от индивида, так и от структуры общества, в  котором он живет. Индивидуальная способность  немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен  к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах  амбиции молодых людей могут  находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах  молодежь может воспользоваться  сотней путей для достижения высшего  статуса. Одни пути достижения высшего  статуса могут быть закрыты в  связи с этнической или социально - классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто  возникает проблема вхождения в  новую субкультуру группы с более  высоким статусом, а также связанная  с этим проблема взаимодействий с  представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного  барьера и барьера общения  существует несколько способов, к  которым прибегают индивиды в  процессе социальной мобильности это есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и образование, с учетом степени которого происходит перемещение индивида по социальной лестнице.

Таким образом, процесс мобильности в целом  принимает самые различные формы - от простого перехода из семьи в  семью до хитроумных и сложных  действий, направленных на достижение высокого статуса. Поэтому мобильность  во многом зависит от мотивации индивидов  и их стартовых возможностей.

В подведение итогов можно сказать, что характер процессов мобильности во многих обществах и социальных группах  различен и зависит от особенностей структуры общества или группы.

Значимость  проведенного анализа заключается  в том, что социальная мобильность  полезна, необходима и служит неотъемлемой частью культуры в обществе, независимо от того, каким образом она происходит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

  1. Бабосов, Е. М. Общая социология: Учебник для вузов/Е. М. Бабосов.- Мн: «Тетра Системс», 2005.- 640с.
  2. Волков, Ю. Г., Мостовая И. В., Социология: Учебник для вузов/Под ред. Проф. В. И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2007.- 432с.
  3. Габдулина, К., Раисов Е., Социология: Учебник для вузов/К. Габдулина, Е. Раисов.- Алматы: «Нур - пресс», 2005 – 202с.
  4. Зборовский, Г. Е. Общая социология: Учебник для вузов.- М.: Гарадарики, 2007.- 592с.
  5. Кравченко, А.А., Социология. Общий курс: Учебное пособие для вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007.- 640с.
  6. Социология: история, основы, институционализация в России.- М.: Московский психолого – социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005.- 464с.
  7. Социологическая энциклопедия. / Редкол.: Горнин А.П., Карелова Г.Н. и др. – М.: БРЭ, 2000. – с. 438.
  8. Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 512.
  9. Социология / Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.
  10. Средний класс в современном российском обществе. / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой и др. – М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 2000. – с.44.
  11. Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 418 с.
  12. Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. № 5. 326 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вебер М. Основные понятия  стратификации // СОЦИС, 1994. № 5. 326 с.

Социологическая энциклопедия. / Редкол.: Горнин А.П., Карелова Г.Н. и  др. – М.: БРЭ, 2000. – с. 438.

Социология. / Под ред. Волкова  Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 512.

Социология / Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.

Средний класс в современном  российском обществе. / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой и др. –  М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 2000. – с.44.

 

Попова И.П. Новые маргинальные группы в российском обществе (теоретические  аспекты исследования) // СОЦИС. 1999. ?№7. 186 с.

Мансуров В.А., Семенова Л.А. Интеллигенция конверсируемых предприятий // СОЦИС. 1998. №10. 203 с.

Голенкова З.Т., Игитханян  Е.Д. Процессы интеграции и дезинтеграции  в социальной структуре российского  общества // СОЦИС. 1999. ?№9. 132 с.

Серегина И.И. Профессиональная карьера // СОЦИС. 1999. ? №4. 193 с.

Вишневский Ю.Р., Шапко  В.О. Студент 90-х - социокультурная динамика // СОЦИС. 2000. ? №12. 174 с.

Гончарова Н.В. О рынке  труда выпускников вузов // СОЦИС. 1997. №3. ? 241 с.

Мкртчан Г.М., Чистяков И.М. Молодежь Москвы на рынке труда // СОЦИС. 2000. №12. ?198 с.

Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. ? №1/2. 152 с.

Ковалева А.И. Кризис системы образования // СОЦИС. 1994. ? №3. 142 с.

Социология образования перед  новыми вызовами ("круглый стол") // СОЦИС. 2000. ? №6. 114 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ основных  тенденций социальной мобильности  современного российского общества

 

Сложившаяся к девяностым годам структура российского  общества стала результатом сдвигов  в структуре экономики страны [8, с. 86].

Социальная мобильность  в основном носила нисходящий характер, так как уровень доходов в  стране резко упал, огромные массы  населения остались за чертой бедности.

В то же время среди отдельных  групп населения, в основном номенклатуры, наблюдалась восходящая мобильность, в результате которой формировались  высшие слои политической и экономической  элиты.

В настоящее время наблюдается  интенсивная восходящая мобильность  среди высококлассных специалистов в различных сферах производства, связанная с их профессиональным ростом.

Нынешний 2008 год стал годом  начала всемирного экономического кризиса, который был спровоцирован крахом американской ипотечной системы [4, с. 3].

Сейчас экономический  кризис уже затронул экономики всех стран мира, Россия, к сожалению, не исключение. Эксперты предупреждают, что наиболее тягостные последствия  кризиса будут ощущаться в  начале 2009 года, а улучшения экономической  ситуации следует ждать не ранее  чем к лету-осени 2009 года.

Эксперты обращают внимание, что на протяжении десяти последних  лет спрос на рабочую силу в  России возрастал. Однако ситуация начала меняться летом 2008 года. Экономический  рост остановился. Открылось лавинообразное падение на фондовом рынке, где потери составили 76% [4, с. 4].

Осенью 2008 года начались массовые увольнения.

Сокращения быстро перешли  из финансовой, торговой и управленческой сфер в сектор реального производства. Наиболее ощутимые потери во второй части 2008 года понесла строительная отрасль. Пострадала добывающая, обрабатывающая и автомобильная промышленность. Согласно оценке ЦЭИ ИГСО в ноябре-декабре  количество безработных увеличивалось  на 3-5% еженедельно [4, с. 4].

Безработных в стране становится все больше. По данным Министерства здравоохранения и социального  развития (Минздравсоцразвития) по состоянию  на 25 марта 2009 года, численность безработных  граждан, зарегистрированных в органах  службы занятости, составила 2 млн. 164,7 тысяч человек. При этом всего  за неделю с 19 по 25 марта, рост численности  безработных составил 1,5% [4, с. 3].

Министерство получило информацию о высвобождении работников 29 тыс. 350 организаций из всех субъектах  РФ [4, с. 3].

Наиболее значительный прирост  численности безработных зарегистрированных в органах службы занятости за период с 19 по 25 марта 2009 года, произошел в Калининградской области, Чувашии, Кировской, Пензенской, Брянской, Свердловской областях. Растет число граждан, потерявших работу и в Москве.

В настоящее время наблюдается  рост безработицы и обнищание  населения; сведены к минимуму гарантии в области труда и занятости; растет дороговизна; дорожает медицинское  обслуживание; обостряются противоречия между бедными и богатыми. Очень  много граждан нуждаются в  постоянной посторонней помощи и  социальных услугах в том числе  и в социально-медицинских услугах  на дому. Многие пожилые люди нуждаются  в особой помощи и уходе в последний  год жизни. Динамика нуждаемости  в социальном обслуживании неуклонно  растет. Среди социальных проблем  особо актуальной стала проблема занятости. Ее трактовка радикальна отличается от принятой в советской  экономике, когда предприятия испытывали постоянный дефицит рабочей силы. При переходе к рыночной экономике  и появление избытка трудовых ресурсов государственные службы оказались  неготовыми к устранению или уменьшению уровня безработицы. Сейчас социально  трудовые проблемы существенно и  в основном негативно сказываются  на развитии всего государства.

Борьба с безработицей в Послании президента Медведева  названа одной из первоочередных антикризисных мер для правительства  в Российской Федерации.

В Росси и на меры по борьбе с безработицей дополнительно выделяется 44 млрд. руб., заявил президент России Дмитрий Медведев в интервью, опубликованном пресс-службой главы государства.

По его словам, правительство  России совместно с регионами  готовит специальные программы  поддержки новых рабочих мест. Эти программы будут финансироваться  и Российской Федерацией, и регионами, подчеркнул президент.

В частности, по его словам, нужно не только увеличить пособие  по безработице, что уже сделано, но и создавать новые рабочие места, в том числе в малом бизнесе, в новых производствах, строить новые объекты, которые способны создать дополнительные рабочие места.

«Это могут быть и дороги, это могут быть другие инфраструктурные объекты. Этим мы обязательно будем  заниматься», - пояснил он [Цит. по: 4, с. 5].

Важной частью борьбы с  безработицей является программа переподготовки, считает глава государства.

«В нашей стране очень  много вакансий. Но, конечно, человеку, который занимался интересным ему  делом, не очень хочется переквалифицироваться, получать, может быть, работу менее  престижную. В ряде случаев это  придется делать», - указывает Д.Медведев [Цит. по: 4, с. 5].

По его словам, на переобучение, переподготовку также будут тратиться  «весьма значительные средства»: и  федерального, и региональных бюджетов.

Более подробную картину  мер, предпринимаемых правительством в области борьбы с безработицей на долгосрочную перспективу, министр  здравоохранения и социального  развития Татьяна Голикова озвучила в Госдуме в рамках Программы  борьбы с безработицей, разработанную  совместно с регионами.

По ее словам, правительство  не хочет больше мириться с валообразным ростом безработицы.

Хуже всего ситуация в  Челябинской, Нижегородской, Тверской, Вологодской, Свердловской и Владимирской областях.

Программа правительства  будет реализована по четырем  направлениям: переподготовка специалистов, организация общественных и временных  работ, помощь в переезде в другой регион, помощь в организации своего бизнеса.

За помощью в Москву обратились уже 78 регионов.

Первыми федеральную помощь получили Ярославская область и  Татарстан. Им было выделено 200 и 400 млн. рублей соответственно.

Кроме того, предложение, касающиеся мер по борьбе с безработицей, было высказано, премьер – министром  страны Владимиром Владимировичем Путиным. Он предложил ввести на территории страны 50% квоту на экспорт иностранной  рабочей силы.

Большой перспективой для  развития социальной защиты населения  является разработка демографических  программ до 2030 года.

Находит свое подтверждение  и общая закономерность межпоколенной  мобильности – молодежь из группы работников физического труда в  группу работников умственного труда.

Внутрипоколенная мобильность  носит в основном характер карьерного роста, который теперь в меньшей  степени зависит от факторов происхождения, как это было в более стабильном обществе советского периода. В целом  женщины мобильнее мужчин, а молодые  – мобильнее пожилых. Но мужчины  в своей карьере чаще перепрыгивают  через несколько ступеней, чем  женщины, которые продвигаются постепенно.

Можно выделить следующие  факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности  населения в современной России:

перестройка экономики;

многообразие форм собственности;

распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

кризис системы образования;

миграция между странами бывшего СССР;

формирование «социальных  сетей» – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых  социальных групп (например, директорский корпус).

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать  ряд следующих выводов.

Природа социальной мобильности  в обществе неразрывно связана с  перемещением человека из одной социальной страты в другую.

Учеными–социологами выделены соответствующие типы социальной мобильности. В основе данных классификаций лежит  тот или иной определяющий классификационный  признак.

Анализируя основные тенденции  в развитии социальной мобильности  в современном российском обществе, необходимо выделить ряд следующих  положений.

На наш взгляд, в основе социальной мобильности современного российского обществам лежат  факторы, определяющие, по нашему мнению, направления социальной мобильности  населения в современной России:

перестройка экономики;

многообразие форм собственности;

распад традиционных институтов социальной мобильности (коммунистическая партия);

кризис системы образования;

миграция между странами бывшего СССР;

формирование «социальных  сетей» – информационных взаимосвязей, образующихся в результате взаимообмена социальными ресурсами. Это препятствует увеличению безработицы среди некоторых  социальных групп (например, директорский корпус).

Также процессы нисходящей социальной мобильности непосредственно  связаны с мировым экономическим  кризисом и ростом безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Бабосов, Е. М. Общая  социология: Учебник для вузов/Е.  М. Бабосов.- Мн: «Тетра Системс», 2005.- 640с.

2. Волков, Ю. Г., Мостовая  И. В., Социология: Учебник для  вузов/Под ред. Проф. В. И. Добренькова.- М.: Гардарики, 2007.- 432с.

3. Габдулина, К., Раисов  Е., Социология: Учебник для вузов/К.  Габдулина, Е. Раисов.- Алматы: «Нур - пресс», 2005 – 202с.

4. Доклад о развитии  человеческого потенциала в Российской  Федерации в 2008 году. Программа  ООН в Российской Федерации.- М.: Издательство ИНОН РАН, 2009.- 208с.

5. Зборовский, Г. Е. Общая  социология: Учебник для вузов.- М.: Гарадарики, 2007.- 592с.

6. Кравченко, А.А., Социология. Общий курс: Учебное пособие для  вузов.- М.: ПЕРСЭ; Логос, 2007.- 640с.

7. Социология: история, основы, институционализация в России.- М.: Московский психолого – социальный  институт; Воронеж: Издательство  НПО «МОДЭК», 2005.- 464с.

Социологическая энциклопедия. / Редкол.: Горнин А.П., Карелова Г.Н. и  др. – М.: БРЭ, 2000. – с. 438.

Социология. / Под ред. Волкова  Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 512.

Социология / Под ред. А.И.Кравченко, В.М.Анурина. – СПб.: Питер, 2003. – с.432.

Средний класс в современном  российском обществе. / Под ред. М.К. Горшкова, Н.Е. Тихоновой и др. –  М.: РОССПЭН, РНИСиНП, 2000. – с.44.

Сорокин П.А. Социальная стратификация  и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 418 с.

Вебер М. Основные понятия  стратификации // СОЦИС, 1994. № 5. 326 с.

 

 

8. Шевяков, Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 418 с.А. «Болевые точки России»: избыточное неравенство и депопуляция/ А. Шевяков// Общество и экономика.- 2008.- с. 86 – 102.




 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

1. Социальная  мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы 

2. Основные  показатели социальной мобильности 

3. Приведено  суждение 

Список  использованной литературы

 

1. Социальная мобильность:  понятие, типы, виды, основные каналы

 

Люди находятся в постоянном движении, а общество — в развитии. Совокупность социальных перемещений  людей в обществе, т. е. изменений  своего статуса, называется социальной мобильностью. Эта тема интересовала человечество с давних пор. Неожиданное  возвышение человека или его внезапное  падение — излюбленный сюжет  народных сказок: хитроумный нищий  вдруг становится богачом, бедный принц  — королем, а трудолюбивая Золушка  выходит замуж за принца, повысив  тем самым свой статус и престиж.

Однако человеческая история  складывается не столько из индивидуальных судеб, сколько из движения больших  социальных групп. На смену земельной  аристократии приходит финансовая буржуазия, малоквалифицированные профессии  вытесняются из современного производства представителями так называемых «белых воротничков» — инженерами, программистами, операторами роботизированных комплексов. Войны и революции  перекраивали социальную структуру  общества, поднимая на вершину пирамиды одних и опуская других. Подобные изменения произошли в российском обществе после Октябрьской революции 1917 г. Происходят они и сегодня, когда на смену партийной элите приходит бизнес-элита.

Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все  хотят подниматься и никто  не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение  — явление добровольное, а нисхождение  — принудительное.

Исследования показывают, что обладатели высших статусов предпочитают для себя и своих детей высокие  позиции, но и обладатели низких для  себя и своих детей желают того же самого. Так вот и получается в человеческом обществе: все стремятся  наверх и никто — вниз.

Существуют два основных вида социальной мобильности — межпоколенная  и внутрипоколенная, и два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются  на подвиды и подтипы, которые  тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность  предполагает, что дети достигают  более высокой социальной позиции  либо опускаются на более низкую ступеньку, чем их родители. Пример: сын шахтера  становится инженером.

Внутрипоколенная мобильность  имеет место там, где один и  тот же индивид, вне сравнения  с отцом, на протяжении жизни несколько  раз меняет социальные позиции. Иначе  она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром машиностроительной отрасли.

Первый вид мобильности  относится к долговременным, а  второй — к кратковременным процессам. В первом случае социологов больше интересует межклассовая мобильность, а во втором — перемещение из сферы физического труда в  сферу умственного.

Вертикальная мобильность  подразумевает перемещение из одной  страты (сословия, класса, касты) в другую. В зависимости от направления  перемещения существуют восходящая мобильность (социальный подъем, движение вверх) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в  должности — пример восходящей мобильности, увольнение, разжалование — пример нисходящей.

Горизонтальная мобильность  подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том  же уровне. Примером служат перемещение  из православной в католическую религиозную  группу, из одного гражданства в  другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь  образованную), из одной профессии  в другую. Подобные движения происходят без заметного изменения социального  положения в вертикальном направлении.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает  не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места  в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный  и межрегиональный туризм, переезд  из города в деревню и обратно, переход с одного предприятия  на другое.

Если к перемене места  добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал  в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город  на постоянное место жительства и  нашел здесь работу, то это уже  миграция. Он поменял профессию.

На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень  рождаемости, уровень смертности, плотность  населения. В целом молодые и  мужчины более мобильны, чем пожилые  и женщины. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции, чем иммиграции. Там, где высок  уровень рождаемости, население  более молодое и поэтому более  подвижное, и наоборот.

Для молодых свойственна  профессиональная, для взрослых —  экономическая, для пожилых —  политическая мобильность. Уровень  рождаемости неодинаково распределен  по классам. У низших классов, как  правило больше детей, а у высших — меньше. Существует закономерность: чем выше человек поднимается  по социальной лестнице, тем меньше детей у него рождается. Даже если каждый сын богача пойдет по стопам своего отца, на верхних ступенях социальной пирамиды все равно образуются пустоты, которые заполняют выходцы из низших классов. Ни в одном классе люди не планируют точное количество детей, необходимых для замещения  родителей. Количество вакансий и количество претендентов на занятие тех или  иных социальных позиций в разных классах разное.

Профессионалы (врачи, юристы и т. п.) и квалифицированные служащие не имеют достаточно детей, которые  могли бы заполнить их рабочие  места в следующем поколении. Напротив, фермеры и сельскохозяйственные рабочие, если речь идет о США, имеют  на 50% больше детей, чем им необходимо для самозамещения. Нетрудно рассчитать, в каком направлении должна происходить  социальная мобильность в современном  обществе.

Высокая и низкая рождаемость  в разных классах создает для  вертикальной мобильности тот же эффект, какой создает для горизонтальной мобильности плотность населения  в разных странах. Страты, как страны, могут быть перенаселены или недонаселены.

Можно предложить классификацию  социальной мобильности по иным критериям. Так, например, различают:

индивидуальную мобильность, когда перемещение вниз, вверх  или по горизонтали происходят у  каждого человека независимо от других, и

групповую мобильность, когда  перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции  старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

Индивидуальная мобильность  и групповая мобильность определенным образом связаны с приписываемым  и достигаемым статусами. Индивидуальной мобильности больше соответствует  достигаемый, а групповой — приписываемый  статус.

Индивидуальная мобильность  происходит там и тогда, где и  когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты, ранга, категории. Октябрьская  революция привела к возвышению большевиков, прежде не имевших признанного  высокого положения. Брахманы стали  высшей кастой в результате длительной и упорной борьбы, а раньше они  находились наравне с кшатриями. В Древней Греции после принятия конституции большинство людей  были освобождены от рабства и  поднялись по социальной лестнице, а многие их прежние хозяева опустились.

Переход от наследственной аристократии к плутократии (аристократии на принципах богатства) имел те же последствия. В 212 г. н. э. почти все  население Римской империи получило статус римских граждан. Благодаря  этому огромные массы людей, ранее  считавшиеся неполноправными, повысили социальный статус. Нашествие варваров (гуннов, лобардов, готов) нарушило социальную стратификацию Римской империи: один за другим исчезали старые аристократические  роды, а им на смену приходили  новые. Чужестранцы основывали новые  династии и новую знать.

Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а  заканчивают в другом. Они буквально  разрываются между несхожими  культурами и стилями жизни. Они  не знают, как себя вести, одеваться, разговаривать с точки зрения стандартов другого класса. Часто  приспособление к новым условиям остается весьма поверхностным. Типичным примером является мольеровский мещанин  во дворянстве.

Таковы главные виды, типы и формы (между этими терминами  существенных различий нет) социальной мобильности. Кроме них иногда выделяют организованную мобильность, когда  перемещения человека или целых  групп вверх, вниз или по горизонтали  управляется государством а) с согласия самих людей, б) без их согласия. К  добровольной организованной мобильности  следует отнести так называемый социалистический оргнабор, общественные призывы на комсомольские стройки  и т. п. К недобровольной организованной мобильности можно отнести репатриацию (переселение) малых народов и  раскулачивание в годы сталинизма. От организованной мобильности надо отличать структурную мобильность.

 

2. Основные показатели  социальной мобильности

 

Основными показателями социальной мобильности в России являются показатели географической мобильности, которые  в настоящее время представлены миграционными процессами.

В конце XX века наблюдалось  значительное и постоянное увеличение масштабов миграции, вовлечение в  мировой миграционный круговорот практически  всех стран мира, иными словами, глобализация международной миграции. На начало 1996 г. в мире насчитывалось более 125 млн мигрантов, которые, по существу, образовали своеобразную «нацию мигрантов».

Эксперты ООН выделяют пять категорий мигрантов:

иностранцы, допущенные в  страну въезда для получения образования  и обучения;

мигранты, въезжающие на работу;

мигранты, въезжающие по линии  объединения семей, создания новых  семей;

мигранты, въезжающие на постоянное поселение;

иностранцы, допущенные в  страну въезда из гуманитарных соображений (беженцы, лица, ищущие убежища и  др.).

Участие России в мировых  миграционных потоках приобрело  в конце 80-х — 90-е годы массовый характер. Так, краткосрочная валовая  миграция увеличилась с 1988 г. почти  в три раза, при этом частная  миграция (т. е. по приглашениям родственников, знакомых, юридических лиц и др.) — более чем в 15 раз. На изменение  миграционной картины в российском обществе основное влияние оказал распад СССР.

Появление так называемого  ближнего зарубежья в один момент превратило внутреннюю миграцию между  бывшими союзными республиками во внешнюю. За рубежами РФ неожиданно оказалось  около 25 млн русских — 17,4% их общей  численности в пределах бывшего  СССР. Основная часть (почти 70%) сосредоточена  на Украине и в Казахстане. Очень  высока доля русского населения в  Латвии, Эстонии, Кыргызстане. Русские, проживавшие ранее на территории Прибалтики, Украины, Средней Азии, превратились в иностранцев и  вынуждены были либо принимать нероссийское гражданство, либо превращаться в беженцев и переселяться в РФ. К моменту  распада СССР в 10 из 15 бывших союзных  республик представители некоренных национальностей составили свыше 1/4 населения, а в двух республиках  — Казахстане и Киргизии — даже более половины населения. После распада Советского Союза за пределами своих национальных государств оказалось, кроме 25 млн русских, также 6 млн украинцев, более 2 млн белорусов и т. д.

Информация о работе Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы