Таким образом, процесс
мобильности в целом принимает
самые различные формы - от простого
перехода из семьи в семью до хитроумных
и сложных действий, направленных
на достижение высокого статуса. Поэтому
мобильность во многом зависит от
мотивации индивидов и их стартовых
возможностей.
В подведение итогов можно
сказать, что характер процессов
мобильности во многих обществах
и социальных группах различен и
зависит от особенностей структуры
общества или группы.
Значимость проведенного
анализа заключается в том, что
социальная мобильность полезна, необходима
и служит неотъемлемой частью культуры
в обществе, независимо от того, каким
образом она происходит.
Гуманизация - объективная
потребность общественного развития,
основной вектор которого - направленность
на (человека. Глобальный технократизм
как метод мышления и принцип
деятельности индустриального общества
дегуманизировал социальные отношения,
поменял местами цели и средства.
В нашем обществе человек, провозглашавшийся
как высшая цель, на деле был превращен
в "трудовой ресурс". Это нашло
отражение в системе образования,
где школа свою главную функцию
видела в "подготовке к жизни",
а под "жизнью" на поверку оказывалась
трудовая деятельность. Ценность личности
как неповторимой индивидуальности,
самоцели общественного развития была
отодвинута на дальний план. Ценился
прежде всего "работник". А поскольку
работника можно заменить, отсюда
возник антигуманный тезис о том,
что "незаменимых людей нет".
В сущности получалось, что жизнь
ребенка, подростка - это еще не полноценная
жизнь, а только подготовка к жизни,
жизнь начинается с вступления в
трудовую деятельность. Не случайно в
общественном сознании складывалось отношение
к старикам, инвалидом как к
неполноценным членам общества. К
сожалению, в настоящее время
ситуация в этом плане не улучшилась,
приходится говорить о нарастании дегуманизации
общества как реальном процессе, где
утратилась уже и ценность труда.
Гомогенизация общества
через организованную социализацию
индивидов - привитие сходных социальных
характеристик во имя целостности
общества.
По мере того, как в
обществе все большее количество
достижимых статусов обусловлено образованием,
все более зримой становится и
такая функция образования, как
активизация социальных перемещений.
Образование во всем мире закономерно
становится главным каналом социальных
перемещений, как правило восходящих,
ведущих индивидов к более
сложным видам труда, большим
доходам и престижу. Благодаря
им классовая структура становится
более открытой, социальная жизнь -
более эгалитарной, а неблагоприятные
различия в развитии разных социальных
групп реально смягчаются.
Так же стоит отметить
роль образования в социальной селекции.
В образовании индивиды разводятся
по потокам, предопределяющим их будущий
статус. Формальное обоснование этого
- уровень способностей, для выявления
которого используются тесты. Но тесты
содержат определенный культурный контекст,
понимание которого зависит от соотношения
доминантной культуры (на которой
построены тесты) и культурных особенностей
микросреды первичной социализации
обучаемого. Чем больше дистанция
между этими культурными типами,
тем меньше внимания от учителя получает
ученик и тем вероятнее, что он
не справится с тестом. Образовательная
карьера индивида, таким образом,
во многом обусловлена социальным положением
его родителей. Это так же подтверждает
ключевую роль образования в процессе
дифференциации общества.
Воспроизводство социальных
классов, групп и слоев, принадлежность
к которым обусловлена образовательными
сертификатами так же оказывает
большое влияние на разнородность
и мобильность общества. Школа
дает индивидам неодинаковое образование,
неравное развитие способностей и навыков,
что подтверждается, как правило,
сертификатами установленных образцов
и является условием занятия соответствующих
мест в системах разделения труда.
1 Социология. / Под ред. Волкова
Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 512.
2 Бабосов, Е. М. Общая социология:
Учебник для вузов/Е. М. Бабосов.- Мн: «Тетра
Системс», 2005.- 640с.
3
Сорокин П.А. Социальная стратификация
и социальная мобильность // Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. 418 с.
4 В. Л Шейнис
«Мораль и политика вещи несовместимые?
» «Социологический калейдоскоп»2003 г)
5
Сорокин П.А. Социальная стратификация
и социальная мобильность // Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. 418 с.
6 Вебер М. Основные понятия стратификации
// СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.
7
Сорокин П.А. Социальная стратификация
и социальная мобильность // Человек. Цивилизация.
Общество. М., 1992. 418 с.