Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 91.69 Кб (Скачать файл)

Таким образом, процесс  мобильности в целом принимает  самые различные формы - от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса. Поэтому  мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых  возможностей.

В подведение итогов можно  сказать, что характер процессов  мобильности во многих обществах  и социальных группах различен и  зависит от особенностей структуры  общества или группы.

Значимость проведенного анализа заключается в том, что  социальная мобильность полезна, необходима и служит неотъемлемой частью культуры в обществе, независимо от того, каким  образом она происходит.

 

 

 

Гуманизация - объективная  потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип  деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся  как высшая цель, на деле был превращен  в "трудовой ресурс". Это нашло  отражение в системе образования, где школа свою главную функцию  видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась  трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился  прежде всего "работник". А поскольку  работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь  ребенка, подростка - это еще не полноценная  жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в  трудовую деятельность. Не случайно в  общественном сознании складывалось отношение  к старикам, инвалидом как к  неполноценным членам общества. К  сожалению, в настоящее время  ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации  общества как реальном процессе, где  утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности  общества.

По мере того, как в  обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и  такая функция образования, как  активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно  становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более  сложным видам труда, большим  доходам и престижу. Благодаря  им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные  различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий  статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления  которого используются тесты. Но тесты  содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения  доминантной культуры (на которой  построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция  между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная  карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает  большое влияние на разнородность  и мобильность общества. Школа  дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих  мест в системах разделения труда.

1 Социология. / Под ред. Волкова Ю.Г. – М.: Гардарики, 2005. – с. 512.

2 Бабосов, Е. М. Общая социология: Учебник для вузов/Е. М. Бабосов.- Мн: «Тетра Системс», 2005.- 640с.

3 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 418 с.

4 В. Л Шейнис «Мораль и политика вещи несовместимые? » «Социологический калейдоскоп»2003 г)

5 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 418 с.

6 Вебер М. Основные понятия стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155.

7 Сорокин П.А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. 418 с.


Информация о работе Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы