Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине.

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 91.69 Кб (Скачать файл)

Вторым основным каналом  вертикальной мобильности является церковь. Но она выполняет эту  функцию только тогда, когда наиболее выражена её социальная значимость. В  период наибольшей её экспансии, эта  роль уменьшается, вследствие закрытия высших слоев, из-за резкого наплыва  в эти слои представителей знати. Будучи каналом восходящей мобильности, церковь одновременно являлась средством, обеспечивающим и её нисходящий поток: тысячи униженных, сосланных и просто убитых «еретиков» и прочих «инакомыслящих».

Школа, как институт воспитания и образования, всегда являл собой  канал вертикальной социальной мобильности. Общества, где школы доступны всем её членам, школьная система представляет собой социальный лифт, передвигающийся  с самых нижних этажей общества на самые высокие. В обществе, где  школы доступны лишь высшим слоям, система  представляет собой лифт, двигающийся  только в пределах верхних этажей социального здания, перемещая вверх  и вниз лишь обитателей этих этажей.

Человек, который иногда попадает в разряд мелких чиновников или поступает на службу к влиятельному представителю правящего класса, автоматически начинает подниматься, оказавшись на этом подъемнике, так  как во многих странах существует правило автоматического продвижения  официальных лиц по службе. Кроме  того, чиновник всегда имеет шанс более  быстрого продвижения по службе, если его работа окажется особо ценной.

Поскольку в настоящее  время немаловажную роль в назначение правителей и лидеров играет институт выборов, роль каналов вертикальной циркуляции выполняют и политические организации. Для того чтобы быть избранным человек, должен каким - то образом проявить свою личность, устремленность и способность выполнять функцию  правителя. Поэтому именно политические организации играют сейчас особо  важную роль в качестве каналов вертикальной циркуляции. Функции, которые ранее  выполняли церковь, армия и другие социальные институты взяли на себя политические партии.

Профессиональные организации  как канал вертикальной циркуляции являются наиболее доступными для представителей большинства слоёв - научные, творческие, литературные институты и организации. Поскольку вход в эти организации  всегда был относительно свободным, многие учёные, актёры, музыканты, врачи, рождённые в семьях простых людей, возвысились благодаря этому  каналу.

Пресса это тоже особого  рода социальный институт, играющий важную роль в качестве канала вертикальной циркуляции. Она успешно может  создать великолепную карьеру ничтожеству (пусть и на короткое время) и разрушить  карьеру человеку незаурядных способностей. Именно поэтому те общественные группы, которые контролируют прессу, играют наибольшую роль в социальной циркуляции.

«Один из самых крикливых, эффективных и скоростных потоков  социальной циркуляции…». (П. А Сорокин» Социальная мобильность»2005г)

Организации по созданию материальных благ являются не менее  важными каналами вертикальной циркуляции, чем армия и церковь и. т.д. Лица, входящие в эти организации всегда обладали высоким социальным статусом. Так в средние века представители  еврейского народа имели статус гораздо  более низкий, чем у простолюдинов. Однако те из них кто зарабатывал  капитал, посредством ростовщичества, несмотря на то, что занятие это  почётом не пользовалось, обладали статусом высоким и были приближенны  ко двору правителей, которых финансировали. Даже в первобытные времена действовал принцип - «кто богат, тот и прав».

Семья - один из наиболее древнейших социальных институтов, она  возникла в недрах первобытного общества. И сейчас в большинстве примитивных  обществ, семья-это единственный реально  функционирующий институт. Среди  племен центральной Африки, многих народов севера мы не увидим даже намёка на другие формы социальных институтов. И сегодня общественная ценность семьи обусловлена тем, что именно она является основным носителем  культурных образцов наследуемых из поколения в поколение. Именно в  семье индивид облучается социальным ролям, получает основы образования  и навыки поведения. Функция семьи - удовлетворять потребности общества и личности.

Семья, позволяет достаточно быстро подняться по социальной лестнице, за счёт вступления в брак с представителем другого, более высокого класса. В  настоящее время семья как  социальный институт утратила своё значение, и уступила место школе. Хотя даёт несомненные преимущества: человеку, рождённому в семье людей изначально принадлежащих к элите, нужно  преодолеть гораздо меньше препятствий  для повышения своего статуса, чем  рожденному в семье простых людей.

Образование, как доминирующий фактор социальной мобильности. Значение образования  как фактора социальной мобильности

В обществах переходного  типа, каким является современная  Россия, особенно важным как для  развития и верификации общей  теории, так и для решения конкретных задач социологии является изучение и прогнозирование процессов  социальной мобильности, факторов, их определяющих, и отражения этих процессов  в сознании россиян.

Образование становится одним из решающих факторов социального  расслоения, так как:

с одной стороны, глобализация и перенос отношений соперничества  из области финансовых, промышленных и военно-технических ресурсов в  область информационных технологий требует определенного уровня образования  и культуры;

с другой стороны, в условиях трансформации российского общества образование как институт социализации может обеспечить, во-первых, преемственность  положительного опыта, а во-вторых, формирование новых корпоративных  ценностей, необходимых для возникающих  социальных слоев.

Большинство западных социологов в качестве доминантного фактора  социальной мобильности в современных  обществах выделяют экономический, который становится базовым и  в современной России, где после  реабилитации частной собственности  и предпринимательства богатство  стало общепризнанным критерием  социального успеха, социальной защищенности и возможности продвижения в  высшие страты.

Другой основной фактор социальной мобильности профессия. Действительно, в индустриальном обществе развитие передовых технологий дает толчок появлению множества новых  профессий, требующих высокой квалификации и подготовки, с одной стороны, и являющихся высокооплачиваемыми  и престижными, с другой. Вследствие этого возрастает уровень мобильности  как добровольной, ориентированной  на достижения, так и вынужденной, основанной на необходимости повышения  квалификационного уровня.

Это, в свою очередь, определяет высокую значимость образования  как фактора социальной мобильности. М. Вебер в качестве критерия притязаний на "…позитивные или негативные привилегии в отношении социального  престижа" указывал во-первых, образ  жизни, во-вторых, "формальное образование, заключающееся в практическом или  теоретическом обучении и усвоении соответствующего образа жизни", и  в-третьих, престиж рождения или  профессии. Вебер М. Основные понятия  стратификации // СОЦИС, 1994. - №5.- С. 155. С другой стороны, П.А. Сорокин отмечал, что " роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами" Сорокин П. А. Социальная стратификация и социальная мобильность // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992. С. 397. .

Следовательно, полученное образование и выработанные в  процессе его получения манеры и  стиль жизни, а также профессиональный статус и связанное с ним материальное вознаграждение дают индивиду основания  претендовать на более высокую социальную позицию и принадлежащий этой позиции престиж.

Социальные функции  образования

Социологический анализ проблем развития образования  подтверждает, что образование выступает  как интегральная, обобщающая ценность духовной культуры. Наряду с политической и правовой культурой образование  формирует эстетические и нравственные черты личности в неразрывной  связи с жизнью общества. Ранее  говорилось о том, что образование  связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь  непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, иные социальные связи. Образование  является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция  которой совпадает с целью  общества. Если различные сферы и  отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования "производит" самого человека, воздействуя на его  интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования - гуманистическую.

Гуманизация - объективная  потребность общественного развития, основной вектор которого - направленность на (человека. Глобальный технократизм как метод мышления и принцип  деятельности индустриального общества дегуманизировал социальные отношения, поменял местами цели и средства. В нашем обществе человек, провозглашавшийся  как высшая цель, на деле был превращен  в "трудовой ресурс". Это нашло  отражение в системе образования, где школа свою главную функцию  видела в "подготовке к жизни", а под "жизнью" на поверку оказывалась  трудовая деятельность. Ценность личности как неповторимой индивидуальности, самоцели общественного развития была отодвинута на дальний план. Ценился  прежде всего "работник". А поскольку  работника можно заменить, отсюда возник антигуманный тезис о том, что "незаменимых людей нет". В сущности получалось, что жизнь  ребенка, подростка - это еще не полноценная  жизнь, а только подготовка к жизни, жизнь начинается с вступления в  трудовую деятельность. Не случайно в  общественном сознании складывалось отношение  к старикам, инвалидом как к  неполноценным членам общества. К  сожалению, в настоящее время  ситуация в этом плане не улучшилась, приходится говорить о нарастании дегуманизации  общества как реальном процессе, где  утратилась уже и ценность труда.

Гомогенизация общества через организованную социализацию индивидов - привитие сходных социальных характеристик во имя целостности  общества.

По мере того, как в  обществе все большее количество достижимых статусов обусловлено образованием, все более зримой становится и  такая функция образования, как  активизация социальных перемещений. Образование во всем мире закономерно  становится главным каналом социальных перемещений, как правило восходящих, ведущих индивидов к более  сложным видам труда, большим  доходам и престижу. Благодаря  им классовая структура становится более открытой, социальная жизнь - более эгалитарной, а неблагоприятные  различия в развитии разных социальных групп реально смягчаются.

Так же стоит отметить роль образования в социальной селекции. В образовании индивиды разводятся по потокам, предопределяющим их будущий  статус. Формальное обоснование этого - уровень способностей, для выявления  которого используются тесты. Но тесты  содержат определенный культурный контекст, понимание которого зависит от соотношения  доминантной культуры (на которой  построены тесты) и культурных особенностей микросреды первичной социализации обучаемого. Чем больше дистанция  между этими культурными типами, тем меньше внимания от учителя получает ученик и тем вероятнее, что он не справится с тестом. Образовательная  карьера индивида, таким образом, во многом обусловлена социальным положением его родителей. Это так же подтверждает ключевую роль образования в процессе дифференциации общества.

Воспроизводство социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами так же оказывает  большое влияние на разнородность  и мобильность общества. Школа  дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих  мест в системах разделения труда.

 

Заключение

Для раскрытия темы работы были определены задачи с помощью  которых требовалось рассмотреть  образование и его влияние  на социальную мобильность. По итогам изучения образования как фактора  социальной мобильности можно сделать  следующий вывод: люди находятся  в постоянном движении, а общество - в развитии. Социологи изучали  социальную мобильность опираясь главным  образом на историю человечества. Конечно, социальные перемещения не происходят гладко, а подвержены преодолению  более или менее существенных барьеров. При рассмотрении типов  мобильности - горизонтальной и вертикальной большое внимание уделяли каналам  социальной циркуляции и миграции как  важным факторам мобильности. Доступность  путей для социальной мобильности  зависит как от индивида, так и  от структуры общества, в котором  он живет. Индивидуальная способность  немного значит, если общество распределяет вознаграждения на основе предписанных ролей. С другой стороны, общество мало помогает индивиду, который не подготовлен  к борьбе за продвижение к высшим статусам. В некоторых обществах  амбиции молодых людей могут  находить один или два возможных, открытых для них канала мобильности. В то же время в других обществах  молодежь может воспользоваться  сотней путей для достижения высшего  статуса. Одни пути достижения высшего  статуса могут быть закрыты в  связи с этнической или социально - классовой дискриминацией, другие в силу того, что индивид из-за индивидуальных особенностей просто не способен применить свои таланты. Однако для того чтобы полностью изменить социальный статус, у индивидов часто  возникает проблема вхождения в  новую субкультуру группы с более  высоким статусом, а также связанная  с этим проблема взаимодействий с  представителями новой социальной среды. Для преодоления культурного  барьера и барьера общения  существует несколько способов, к  которым прибегают индивиды в  процессе социальной мобильности это  есть изменение образа жизни, развитие типичного статусного поведения, изменение  социального окружения и брак с представителями более высокого статусного слоя. Сюда относится и  образование, с учетом степени которого происходит перемещение индивида по социальной лестнице.

Информация о работе Социальная мобильность: понятие, типы, виды, основные каналы