Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:18, реферат
Эпоха Возрождения – самое крупное и знаменательное событие позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.
Введение 3
Политическая мысль древности и средневековья
Политическая мысль XIX – начала XX вв.
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Содержание
Введение
Политическая мысль древности и средневековья 5
Политическая мысль XIX –
начала XX вв.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Эпоха Возрождения – самое крупное и знаменательное событие позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира.
Разрыв с господствовавшим,
но уже превращающимся в
Когда говорят о Возрождении, имеют в виду период кризиса римско-католической церкви и защищаемой ею ортодоксальной религии, формирования антисхоластического типа мышления, гуманистической культуры, искусства и мировоззрения.
Для эпохи Возрождения характерны такие общие моменты, как: ломка феодальных и возникновение раннекапиталистических отношений, усиление авторитета буржуазных прослоек общества, критический пересмотр (в отдельных случаях - отрицание) религиозных учений, серьезный сдвиг в сторону секуляризации, «обмирщения» общественного сознания.
Будучи по своему социально-историческому
смыслу антифеодальными, пробуржуазными
явлениями, Возрождение в своих
высших (точнее, наивысших) результатах
превзошли дух буржуазности, вышли
за его пределы. Благодаря этому
обрели жизнь такие образцы
В процессе выработки последних
деятели Возрождения постоянно
обращалась к духовному наследию
античности, интенсивно его использовали
Конечно, такого рода обращения знало
и западноевропейское средневековье.
Однако, сами фрагменты античной культуры,
которые отбирались и переносились
в современный феодальному
История политической мысли
уходит в глубокую древность, поскольку
политические идеи рождаются вместе
с появлением государства. Первоначально
они носили отрывочный характер, но
уже с II и I тысячелетий до нашей
эры дошли до нас крупные памятники
законотворчества и такие выдающиеся
сравнительно систематические произведения,
посвященные политической проблематике,
как «Республика» («Государство»), «Политика»
и «Законы» Платона (427—347 гг. до н. э.)
и «Политика» и «Афинская политика»
Аристотеля (384—322 гг. до н. э.). Само понятие
«политика» берет свое начало от греч.
«роlis», т.е. древнегреческий город-
Платон и Аристотель. Политические
взгляды Платона и Аристотеля
формировались и развивались
в рамках тогда еще единой, всеохватывающей,
нерасчлененной философской науки
как ее составная часть и поэтому
во многом носили общий, философско-религиозный
характер. Само государство-полис
Для Платона идеальной
формой государства выступала
Платон решительно выступал против демократии как власти многих, которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана с неуважением знания и заслут, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью ит.д. Порождаемая ею тирания — наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы при демократии неизбежно ведет к рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась в устройстве Афин. Тем не менее в своем позднейшем произведении «Законы» Платон признал идеальной такую смешанную форму государства, которая сочетает признаки монархии и демократии.
Ученик Платона Аристотель
развил идеи своего учителя о формах
государства. В основе его классификации
этих форм лежат, с одной стороны,
количественный критерий, т.е. количество
лиц, осуществляющих правление в
государстве, а с другой, качественный
критерий, т.е. цели государственного правления.
В итоге формы государства
подразделялись им на три «правильные»
— монархия (правление одного), аристократия
(правление немногих) и полития (правление
большинства), при которых власть
преследует цель достижения общего блага,
и соответствующие три «
Симпатии Аристотеля на стороне
политии, ибо она, как смешанная
форма, «золотая середина» сочетает
в себе преимущества других форм: добродетели
от аристократии, богатства от олигархии,
свободы от демократии. Власть в
политии принадлежит воинам. Примерами
ее тогда могли служить
Аналогичные взгляды развивал
в Древней Греций и Полибий (201—120
гг. до н. э.), у которого политическая
история представала как
Политическая мысль нового времени, связанная с победой Великой французской революции, утверждением и развитием индустриального общества и буржуазной государственности, характеризуется такими общими чертами, как:
а) дальнейшая углубленная
разработка многих идей, выдвинутых
на предшествующем богатейшем
этапе истории политической
б) становление, утверждение
и расцвет таких важнейших
направлений политической
в) пристальное внимание к анализу социальных основ политики, государства и к соотношению и взаимодействию экономики и политики;
г) широкое распространение
позитивизма в изучении
д) выделение в конце
данного периода политологии
в особую самостоятельную
Констан и Бентам. Наиболее
крупными сторонниками либерализма
этого периода были Бенжамен Констан
(1767—1830) во Франции Иеремия Бентам
(1748—1832) в Англии. В их трудах главное
внимание уделяется проблемам
Проблемы политики Б. Констан
рассматривал сквозь призму соотношения
государства и личности, Он считал,
что человеку присуща свобода, из
которой вытекают основные гражданские
права и которая служит основой
человеческого общения и
И. Бентам — основатель теории
утилитаризма и современного либерализма,
решительный противник теории естественного
права. Он считал, что все должно
быть подчинено «принципу
В основе возникновения государства, по Бентаму, лежит не общественный договор, а насилие и привычка. Он выступал против характерного для концепции естественного права разделения права и закона считая реальным правом только законодательно установленное государством. Для него признание естественных прав личности и, в частности, французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. — неразумный и страшный путь к анархии и разрушению политического порядка. Согласно Бентаму, каждый закон — зло, ибо означает нарушение свободы; но это — неизбежное зло, поскольку иначе невозможно обеспечить порядок и безопасность, а прежде всего частную собственность. И. Бентам решительно отстаивал такие либеральные ценности, принципы и идеи, как законность, гражданская безопасность, свобода личности, расширение избирательных прав, представительное правление, свобода торговли, борьба с колониализмом и агрессивными войнами и т.д.
Токвиль и Милль. Известный французский ученый, либеральный государственный и общественный деятель Алексис Токвиль (1805—1859) внес особенно большой вклад в разработку теории и истории демократического общества и государства. Главная тема его творчества — зарождение, становление, сущность, функционирование, развитие и перспективы демократии, пришедшей во многих странах на смену средневековому антидемократизму. На примере становления и развития демократии в Америке и во Франции в трудах «О демократии в Америке» (1835) и «Старый порядок и революция» (1857) А. Токвиль показал, что историческая заслуга демократии, идущей на смену аристократии, состоит прежде всего в том, что связанные с ней свобода и правовое равенство граждан означает широкое вовлечение масс в политическую жизнь, что именно демократия способна обеспечить больше свободы и возможностей для развития личности, роста благосостояния большинства людей.