Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:18, реферат
Эпоха Возрождения – самое крупное и знаменательное событие позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.
Введение 3
Политическая мысль древности и средневековья
Политическая мысль XIX – начала XX вв.
Заключение 26
Список использованной литературы 27
Общий путь достижения социалистического общества пролегает, по марксизму, через закономерное и неизбежное обострение классовой борьбы, прежде всего между буржуазией и пролетариатом, которая столь же закономерно и неизбежно приводит к пролетарской революции и завоеванию диктатуры пролетариата, социалистической государственности. Свержение диктатуры буржуазии, политическое освобождение пролетариата одновременно означает и политическое освобождение всех трудящихся от гнета буржуазии, преодоление их отчуждения от политической власти. Сама диктатура пролетариата, его государственность необходимы прежде всего для того, чтобы преобразовать и утвердить общество на социалистических началах, которое на высших ступенях своего развития приведет к отмиранию классов, а вместе с этим и государства, права и всего политического.
Поскольку при жизни Маркса
и Энгельса победоносная социалистическая
революция и утвердившаяся
Поддержку Маркса и Энгельса
вызывали такие мероприятия коммуны,
как борьба с бюрократизмом, внедрение
гласности в работу учреждений власти,
системы ответственности
Гумплович и Еллинек Характеризуя политическую мысль второй половины XIX в., выделим также теорию насилия австрийского профессора Людвига Гумпловича (1838—1909) и дуалистическую теорию государства германского ученого Георга Еллинека (1851-1911).
Л. Гумплович — представитель социологического направления политической мысли. Но, в отличие от марксизма, он видел причину возникновения государства и политической власти вообще не в развитии социально-экономических основ общества, а в насилии, в завоевании одних племен другими. Насилие, войны выступают у Гумпловича не только как «родители и повивальная бабка государства», но и как главная основа любой политической власти победителей над побежденными, правящих над управляемыми. Не экономические процессы порождают социальное и политическое неравенство, классы, государство и право, а политическая власть, основанная на насилии, приводит к экономическому неравенству, социально-классовой дифференциации, появлению права. «Сила идет впереди права», — провозглашал Гумплович. Правда, он признавал, что насилие в политической области больше относится к историческому прошлому, нежели к современности и будущему. Постепенно былые суровые формы политического насилия и неравенства сглаживаются, развитие идет в направлении возрастания равноправия. В его идеале «современного культурного государства» — режим либеральной демократии, равноправие граждан и законность, парламентаризм и широкое народное представительство, обеспечение для всех материального и духовного благосостояния. В отличие от традиционного либерализма, Гумплович признавал активную роль государства в развитии социально-экономической сферы общественной жизни. В его учении социологический подход к политике сочетался с социал-реформизмом, что было достаточно распространенным в конце XIX — начале XX в.
Г. Еллинек представлял
ведущее либеральное
Парето и Моска. Видное
место в истории политической
мысли конца XIX — начала XX в. заняли
учения итальянских социологов политики
Вильфредо Парето (1848—1923) и Гаэтано
Моска (1858— 1941), известных как основоположники
теории элит. С выходом в свет
в 1896 г. первого тома двухтомного
труда Г. Моска «Основы политической
науки» часто связывают появление
современной политологии как
самостоятельной специфической
науки. Уже тогда Моска различал
политическую науку и политическое
искусство как практическое осуществление
политики. Политическая наука, считал
он, должна исследовать тенденции
и законы организации человеческого
общества, устройства политической власти
и различных политических режимов.
Прогресс этой науки целиком основан
на наблюдении и изучении социально-политических
фактов, которые могут быть получены
только из истории различных наций
на основе применения исторического
метода, являющегося основным методом
политологического
Парето и Моска выделяют и кладут в основу своей политической теории закон социальной дихотомии, согласно которому во всех более или менее цивилизованных обществах присутствуют два класса — немногочисленный класс властвующих, правящего меньшинства (элита, «политический класс», высшая страта) и многочисленный класс подвластных, управляемого большинства. В. Парето, который впервые ввел понятие «элита», считал, что по-литика и есть сфера этих классов, страт, а Моска возводил господство элит в ранг всеобщего закона общественно-политической жизни. Важнейшим критерием формирования элит, господствующего или политического класса служит способность управлять. Сами элиты, по Парето, подразделяются на два вида: «лисы», в своем правлении опирающиеся главным образом на хитрость, гибкость и убеждение масс, и «львы», базируюодие свою власть пре-имушественно на насилии, подавлении. Властвование должно опираться на то и другое, но, поскольку в действительности одна и та же элита чаще всего не обнаруживает умелого сочетания в своем правлении указанных черт, постольку в истории происходит постоянная смена, «циркуляция» этих элит. В своевременной смене элит Моска видел основу социально-политической стабильности общества.
Г. Моска подвергает критике
традиционные классификации форм правления,
считая, что они основывались на
учете скорее внешних черт, чем
существенных их особенностей. Он выделяет
четыре типа государств: город-государство,
феодальное государство, бюрократическое
государство и современное
Заключение
Целью данного реферата выступала социально- политическая мысль Эпохи Возрождения.
И в заключение, возвращаясь к общей оценке социально-исторического значения политических и правовых идей Возрождения, необходимо пояснить, какое конкретно содержание подразумевается, когда эти идеи аттестуются как раннебуржуазные.
Во-первых, «ранняя буржуазность»
означает отрицание феодально-
Во-вторых, она предполагает
совпадение по ряду пунктов
жизненных интересов
В-третьих, «ранняя
буржуазность» предполагает
Своеобразие и величие многих идей Возрождения, сопровождавших и ускорявших начало возникновения новой эпохи всемирной истории, как раз и состоит в том, что они еще открыты для восприятия общечеловеческих социокультурных ценностей и благоприятствования им.
Список используемой литературы:
1. Белов Г. А. Политология: Учеб. пособие. М., 1994. Гаджиев К. С. Политическая наука: Учеб. пособие. — М., 2008.
2. Гаджиев К. С. и др. Введение в политологию: Учеб. пособие. — М., 2007.
3. Демидов А. И., Федосеев
А. А. Основы политологии:
4. Дегтярев А. А. Основы политической теории. — М., 2006.
5. История социалистических учений: Сб. статей.— М., 2007.
6. Каменская Г. В., Родионов А. Н. Политические системы современности: Учеб. пособие—М., 2009.
7. Мухаев Р. Т. Политология. — М., 2009.
8. Основы политической науки: Учеб. пособие /Под ред. В. П. Пугачева. Ч. I, I — М., 2008.
9. Панарин В. С. Политология. Учеб. пособие для вузов. — М., 2006.
10 Политология. Учеб. пособие для вузов /М. А. Василик и др. — С-Пб., 2005.
11. Политология в схемах, таблицах, определениях /Сост. В. А. Варывдин.—М., 2007.