Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 11:18, реферат
Эпоха Возрождения – самое крупное и знаменательное событие позднего западноевропейского средневековья. Несмотря на хронологическую принадлежность эпохе феодализма, они по своей социально-исторической сути представляли собой антифеодальные, раннебуржуазные явления, подрывавшие устои старого, средневекового мира. Разрыв с господствовавшим, но уже превращающимся в анахронизм феодальным укладом жизни, утверждение принципиально новых стандартов человеческого бытия - вот что составляло основное содержание Возрождения. Естественно, что это содержание видоизменялось и развивалось, приобретая в каждой из стран Западной Европы специфические черты, национально-культурную окраску.
Введение 3
Политическая мысль древности и средневековья
Политическая мысль XIX – начала XX вв.
Заключение 26
Список использованной литературы 27
В то же время он показал
противоречивый характер процесса утверждения
и развития демократии, ее трудности
и недостатки (отсутствие гарантий
создания оптимального правительства
и политический деспотизм большинства).
Власть демократического большинства
должна заканчиваться там, где начинаются
неотъемлемые права личности и демократические
права меньшинства. Токвиль прямо
осуждает примеры «несанкционированных»
бесчинств толпы, «демократическую
тиранию». Для нейтрализации негативных
тенденций демократического правления
он считал важным расширить непосредственное
участие масс в управлении, не допускать
излишней административной централизации,
развивать местное
Выступая за представительное правление, А. Токвиль считал, что именно оно способно ограничить отрицательные стороны демократии. В целом же ему удалось, в отличие от многих, доказать принципиальную совместимость равенства и свободы в условиях демократии, в частности, на опыте США. Свобода для него — высшая ценность, и потому «кто ищет в свободе чего-либо другого, а не ее самой, тот создан для рабства».
Английский государственный деятель и мыслитель Джон Стюарт Милль (1806—1873) так же, как и Бентам, шел по пути сочетания либерализма, индивидуализма и утилитаризма. Но он пошел дальше, сделав ряд более радикальных выводов и обобщений социалистического характера. Так, он решительно критикует систему частной собственности и наемного труда, порождающую неравенство и зависимость труда от капитала, допускает возможность нарушения права частной собственности во имя общего блага, выступает за социальное равенство и социальную справедливость. Социализм для Милля — далекий идеал общества без классов, общества гармонии и сотрудничества на основе кооперации, путь к которому лежит через отказ от узкоклассовых интересов в пользу надклассовых общечеловеческих интересов и ценностей, смягчение социального неравенства и усиление тенденции к социальному равенству. Он выступал против революционного насилия, призывал не к уничтожению системы частной собственности, а к ее улучшению, особенно в вопросах распределения этой собственности, ее наследования и т.д.
Милль, как и его либеральные
предшественники, был против неограниченной
политической власти, в том числе
и демократии, ибо это создает
угрозу свободе личности. Вопросы
соотношения свободы и
Конт и Спенсер. Позитивистское
направление в политической мысли
связано в первую очередь с
основателем позитивизма
В четырехтомной «Системе
позитивной политики» (1851—1854) О. Конт изложил
теоретические основы нового, позитивного
социально-политического
При социократии духовное
руководство обществом
Иные политические взгляды
с позиций позитивизма
В отличие от Конта, Спенсер признает концепцию естественного права и использует ее для обоснования индивидуализма как основы его социально-политической теории. Если у Конта в соотношении общества, государства и личности приоритет принадлежит обществу и государству, то у Спенсера — личности. Он признавал за гражданами «право игнорировать государство», призванное, по его мнению, обеспечивать автономию индивида.
Государство, политическая
власть возникает и существует, по
Спенсеру, ради достижения общих целей
и обязано выражать запросы и
чувства народа, хотя в реальной
жизни у него быстро появляются свои
собственные интересы, противоречащие
интересам общества. Тем не менее
делегирование власти правительству
необходимо, так как функции управления
обществом все более
В отличие от Конта, Спенсер
выступил как твердый сторонник
политического и экономического
либерализма, личной свободы и свободы
конкуренции, противник вмешательства
государства не только в экономику,
но и во все другие сферы жизни
общества. В определенной мере он с
симпатией относился к целям
и идеалам социализма, хотя в целом
не был его сторонником, ибо считал,
что социализм может породить
больше проблем, чем разрешить. Взгляды
Спенсера на формы государства претерпели
существенную эволюцию. Вначале он
отдавал предпочтение демократии, поддерживал
чартистов, требование установления всеобщего
избирательного права и т.д., а
к концу жизни встал на путь
оправдания существующих государственных
форм, соответствующих природе
Классический утопический
социализм и марксизм. В противовес
консервативной и либеральной политической
мысли, стремившейся сохранить, утвердить
или в какой-то степени усовершенствовать
сложившиеся к тому времени порядки,
в первой половине XIX столетия ярко
проявило себя и социалистическое направление
политической мысли, представленное классиками
утопического социализма. Их учение отличали
две самые общие и тесно
взаимосвязанные черты: острая, бескомпромиссная
критика утвердившегося на Западе капитализма
и решительное отстаивание
Классики утопического социализма Анри Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837) и Роберт Оуэн (1771—1858) собственно политическим проблемам уделяли сравнительно меньшее внимание, нежели экономическим, социальным и духовным. Тем не менее их политические взгляды представляют значительный интерес как по своему содержанию, так и в связи с их влиянием на последующее развитие политической и общественной жизни.
А. Сен-Симон ратовал за
приход к власти и управлению наиболее
талантливых «индустриалов», «наиболее
видных промышленников», которые смогут
утвердить новое общество и его
политический порядок, «наиболее выгодный
наибольшей массе». В таком обществе
уже не будет потребности в
существовании дорогостоящих
Еще меньше внимания уделял
политике Фурье, который считал политическую
деятельность бесполезным занятием.
Он исходил из того, что ни принципы
народного суверенитета, ни республиканские
формы правления, ни всеобщее избирательное
право не способны изменить существующее
положение вещей. Его особая заслуга
в данном вопросе — яркая и
острая критика существовавших тогда
политических порядков. Он резко осуждает
современное ему государство
за отстаивание им лишь интересов
богатых и постоянную защиту существующего
строя путем насильственного
принуждения масс к повиновению.
Угнетенные и обездоленные массы лишены
действительной свободы, отстранены от
участия в управлении, от власти. Всевластие
частной собственности в условиях наступившей
цивилизации Фурье характеризовал как
«тиранию индивидуальной собственности
над массой». Разоблачая лицемерие существовавшей
в то время демократии и тех, кто широко
провозгласил, но не гарантировал многочисленные
политические демократические права и
свободы, он ставил вопрос так: что стоят
все эти права и свободы, если трудящиеся
массы не имеют права на труд и реальной
возможности каждодневно нормально обедать.
Путь, который Фурье предлагал избрать
для достижения нового социально-политического
идеала, — это создание производственно-
Р. Оуэн еще более решительно
и последовательно выступал против
частнособственнических основ существовавших
обществ, считая, что частная собственность
— основной источник всех социальных
и политических бед. Он верил в
объективно обусловленную развитием
производительных сил закономерную
и неизбежную замену капитализма
новым общественным строем. Но путь
к такому обществу он видел в революционном
изменении сознания, в пропаганде
новых идеалов, в привлечении
на их сторону богатых людей доброй
воли, филантропов разных мастей, особенно
промышленников, способных обеспечить
через основание
С принципиально иных методологических,
теоретических и идеологических
позиций социалистические принципы
и идеалы отстаивал марксизм, опиравшийся
на достижения классиков утопического
социализма. Возникший в Германии
в середине прошлого века марксизм,
представленный Карлом Марксом (1818— 1883)
и Фридрихом Энгельсом (1820—1895), разрабатывал
социалистическую доктрину с диалектико-
К. Маркс и Ф. Энгельс
исходили из того, что политическая
жизнь общества, политика, государство
относятся к вторичной, производной,
надстроечной области жизни общества,
определяющим базисом которой служит
в конечном счете экономическая,
производственная, материальная жизнь
общества. При анализе политических
явлений и процессов они самое
пристальное внимание уделяли непосредственно
их социальным основам, социальной обусловленности
политики и политических отношений,
отражению в них прежде всего
классовых интересов. Так, они считали,
что государство возникает там,
тогда и постольку, где, когда
и поскольку классовые