Социальная организация как организационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение понятию социальной организации.
2. Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
3. Показать классификацию организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I Социальная организация как организационная система 5
1.1. Понятие социальной организации 5
1.2. Организационные структуры социальной организации 11
РАЗДЕЛ II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей 17
2.1. Классификация организаций 17
2.2. Особенности социальной организации 24
2.3. Функционирование социальной организации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

19 .docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

Основу социальной организации  составляет малая группа людей. Малая группа объединяет до 30 человек, выполняет однотипные или связанные между собой функции и расположена в территориальной близости (в одной комнате, на одном этаже и т.д.).

Таким образом, стремительно изменяющийся мир бросает вызов способности человека правильно ориентироваться в нем и принимать разумные решения, что требует адекватного восприятия реальности. Однако такое восприятие, через призму общественных наук, нередко бывает затруднено или искажено ввиду разобщенности социального знания, что не позволяет различать и исправлять многие недостатки, присущие современному обществу, и в частности социальным организациям, в которых человек проводит всю свою жизнь.

1.2. Организационные  структуры социальной организации

 

Для эффективного управления организацией необходимо, чтобы ее структура соответствовала целям  и задачам деятельности предприятия  и была приспособлена к ним. Организационная структура создает некоторый каркас, который является основой для формирования отдельных административных функций

Структура выявляет и устанавливает  взаимоотношения сотрудников внутри организации. То есть, структура организации  устанавливает некоторый общий набор предварительных положений и предпосылок, определяющих, какие члены организации несут ответственность за те или иные виды решений.

Для каждой социальной организации  существует наилучшая и только ей присущая организационная структура. Организационная структура характеризуется распределением целей и задач между подразделениями и сотрудниками организации.

Организационная структура  управления - совокупность управленческих звеньев, расположенных в строгой соподчиненности и обеспечивающих взаимосвязь между управляющей и управляемой системами. Внутренним выражением организационной структуры является состав, соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации. В структуре управления организацией выделяют звенья, уровни и связи.

Несмотря на существующую типологию организационных структур управления (линейную, функциональную, штабную и др.), в каждой организации  имеются особенности (нюансы) ее построения в зависимости от набора и сочетания субъективных факторов. Каждая организация, как и человек, неповторима, поэтому нет никакого смысла полностью копировать ее структуру, методы и т.п. для других организации6.

Линейная схема (рис.1.) хорошо работает в небольших социальных организациях при высоком профессионализме и авторитете руководителя; а также большой заинтересованности подчиненных в успешной работе социальной организации.


 

 

Рис.1. Линейная схема

 

Кольцевая схема (рис.2) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделения средних социальных организаций социальная организация стабильной продукцией и рынком, в которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2.  Кольцевая схема (функциональные связи)

 

Схема "колесо" (рис.3) хорошо зарекомендовала себя в небольших социальных организациях или в подразделениях средних социальных организаций с неустойчивой номенклатурой выпуска и рынками сбыта, на которых имеется четкое разделение функциональных обязанностей среди профессиональных работников. Руководитель реализует линейные (административные) воздействия, а работники выполняют положенные им функциональные обязанности.


 

 

 

 

 

 

Рис.3. Схема «колесо» (линейно-функциональные связи)

 

Схема "звезда" (рис.4) дает положительные результаты при филиальной структуре социальной организации и при необходимости соблюдения конфиденциальности в деятельности каждой составляющей социальной организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.4. Схема «звезда» (линейная связь)

 

Базовые схемы дают возможность  формировать большое разнообразие производных от них схем отношений.

Иерархическая схема (рис.5) основана на схеме "колесо" и применима для больших организаций с явно выраженным разделением труда.


Рис. 5. Иерархическая  схема (линейно-функциональные связи)

 

Штабная схема (рис.6) основана на базовой схеме "звезда". Она предусматривает создание функциональных штабов при руководителе в форме отделов или групп (например, финансовый отдел, отдел кадров и т.д.) .

Эти штабы готовят руководителю проекты решений по соответствующим вопросам. Затем руководитель принимает решение и сам доводит его до соответствующего подразделения.

Штабная схема имеет преимущество при необходимости осуществлять линейное управление (единоначалие) по ключевым подразделениям социальной организации7.


Рис. 6. Штабная схема (линейная связь)

 

В основе матричной схемы (рис.7) лежат схемы "линия" и "кольцо". Она предусматривает создание двух ветвей связей подчинения: административную – от непосредственного руководителя и функциональную – от специалистов, которые могут и не находиться в подчинении того же руководителя (например, это могут быть специалисты консультационной фирмы или передовой организации). Матричная схема применяется при сложном, наукоемком производстве товаров, информации, услуг и знаний.

 

Рис. 7. Матричная схема (линейные и функциональные связи).


Рис. 8. Смешанная  схема отношений в социальной организации.

В смешанной схеме (рис.8.) средний уровень управления определяет гибкость организационной структуры  социальной организации – это  наиболее активная ее часть. Высший и низший уровни должны быть наиболее консервативны по структуре.

В рамках одной социальной организации  и даже в рамках одного типа социальных организаций может существовать несколько типов отношений.

Таким образом, управление организацией - это непрерывный процесс влияния на производительность работника, группы или организации в целом для наилучших результатов с позиций достижения поставленной цели.

Базой, на которой строится вся управленческая деятельность, служат организационные структуры. Любая  организация в процессе ее создания и развития ориентируется на достижение вполне определенных целей, поэтому и её организационная структура является преднамеренно и целенаправленно созданной и ориентированной на достижение установленных целей.

Организационную структуру управления можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все  протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

Раздел II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей

    1. .  Классификация  организаций

 

Социальные организации, составляющие основу любой цивилизации, можно представить в виде большого набора правовых норм и организационных структур. В любой науке классификация занимает особое место. Классификация организаций важна по трем причинам:

- нахождение сходных социальных  организаций по каким-либо параметрам, это помогает создавать минимум  методик для их анализа и  совершенствования;

- возможность определения  их численного распределения  по классификации для создания соответствующей инфраструктуры: подготовке кадров, контрольных служб и т.д.;

- принадлежность социальной  организации к той или иной  группе позволяет определить их отношение к налоговым и другим льготам.

Каждая классификация  связана с выбором некоторого ограниченного  набора классификационных признаков с целью систематизации для удобства изучения, проектирования и совершенствования организаций.

По признаку происхождения организации делятся на естественные, искусственные и естественно-искусственные. Такое деление организаций имеет важное научное и практическое значение. Типичные виды естественных, искусственных и естественно-искусственных организаций показаны в таблице 1. На основе анализа работ структурных функционалистов (Т. Парсонс, Н. Смелзер)8 можно дать следующее описание естественной модели организации.

 

Виды социальных организаций

Естественные

Естественно-искусственные

Искусственные

Семьи

Поселения

Родильные дома

Неформальные группы

Города

Ясли, детские сады

Дружеские компании

Нации

Школы, вузы

Общественные движения

Партии

Больницы, фирмы

Эгалитарные общества

Церкви

Предприятия

Группы по интересам

Корпорации

Учреждения

 

Цивилизации

Армия


 

1. Социальная организация – это «естественная система», которой свойственны органический рост и развитие, подчиняющиеся «естественным законам», взаимозависимость составных частей, стремление к продолжению своего существования и сохранению равновесия.

2. Социальная интеграция или ощущение, что организация является единой социальной целостностью, формируется на основе согласия большинства членов организации следовать единой системе ценностей.

3. Социальные организации сохраняют устойчивость, поскольку в них действуют внутренние механизмы контроля, препятствующие отклонению поведения людей от социальных норм и единой системы культурных ценностей. Последняя является самой устойчивой составляющей организации.

4. В организациях наблюдаются дисфункции, но они преодолеваются сами по себе или же укореняются в них.

5. Изменения в организациях обычно имеют постепенный, а не революционный характер.

Создавая искусственные организации по подобию естественных, человек всегда вкладывал в них свое содержание. При этом в некоторых случаях искусственные организации в определенных отношениях превосходили естественные образцы. Такие организации становились новыми прототипами для дальнейшего совершенствования.

Однако далеко не во всем искусственные организации превосходят  естественные образцы. Дело в том, что  любая искусственная организация, в отличии от естественной, создается  в соответствии определенной концептуальной моделью – представлении человека о сущности социальной организации, ее структуре и механизме  функционирования. Поэтому очень многое зависит от принятой за основу модели. Если модель выбрана удачно, то и проект созданной на ее основе организации также окажется удачным. В противном случае искусственная организация может оказаться хуже естественного прототипа.

Преимущества искусственных  организаций как средства удовлетворения социальных потребностей сказались прежде всего в военной и экономических областях, где иерархические структуры управления получили наибольшее распространение. Если первые искусственные организации  мало чем отличались от естественных аналогов, то со временем этот разрыв увеличился. Человек научился создавать специальные организации, предназначенные для решения самых разнообразных социальных проблем. Поэтому искусственные организации быстро проникли во все области социальной жизни.

Естественно-искусственные организации – это организации, частично формируемые естественным путем, а частично - искусственным. Типичным примером естественно-искусственных организаций являются современные общества (цивилизации) с сознательно формируемым государственным механизмом, в котором одни субъекты власти  (президент, парламент) избираются, а другие (правительство) - назначаются. Однако, социальный механизм общества включает не только сознательно формируемый государственный механизм, но и стихийно складывающуюся латентную часть.

 Важным признаком классификации  является также основная предпосылка (фактор) сближения (объединения) субъектов (людей или организаций) при образовании организаций. Последние образуются главным образом на основе территориальной, духовной или деловой близости. Примерами территориальных организаций являются города, поселения, страны, мировые сообщества.

Примерами организаций, возникших  на основе духовной близости являются семьи, религиозные и партийные организации, общественные движения и союзы. Примерами организаций, возникших на деловой основе являются корпоративные объединения: хозяйственные ассоциации и союзы, концерны, консорциумы, картели, конгломераты, тресты, синдикаты, холдинги, финансово-промышленные группы (ФПГ).

Кроме того, социальные организации  можно классифицировать по следующим признакам9:

  • по отношению к власти -  правительственные и неправительственные;
  • по отношению к главной цели – общественные и хозяйственные;
  • по отношению к прибыли – коммерческие и некоммерческие;
  • по отношению к бюджету – бюджетные и внебюджетные;
  • по форме собственности – государственные, муниципальные, общественные, частные и организации со смешанной формой собственности;
  • по уровню формализации – формальные и неформальные;
  • по отраслевой принадлежности – промышленные, транспортные, сельскохозяйственные, торговые и пр.;
  • по самостоятельности принятия решений – головные, дочерние, зависимые;
  • по размеру и численности членов организации – крупные, средние, малые.

Могут применяться и дополнительные признаки для классификации.

Статус правительственной социальной организации дается официальными органами власти. К правительственным организациям относятся организации, зафиксированные в Конституции, указах Президента, например, министерства, государственные комитеты, Администрация Президента, префектуры, районные управы и пр. На эти организации распространяются различные привилегии и определенные жесткие требования (привилегии – финансирование, льготы, социальное обеспечение; требования – государственный чиновник не имеет права возглавлять коммерческие структуры, не имеет права использовать привилегии в целях собственной выгоды либо личной выгоды своих сотрудников.

Информация о работе Социальная организация как организационная система