Социальная организация как организационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение понятию социальной организации.
2. Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
3. Показать классификацию организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I Социальная организация как организационная система 5
1.1. Понятие социальной организации 5
1.2. Организационные структуры социальной организации 11
РАЗДЕЛ II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей 17
2.1. Классификация организаций 17
2.2. Особенности социальной организации 24
2.3. Функционирование социальной организации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

19 .docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

К неправительственным социальным организациям относятся все другие социальные организации, не имеющие такого статуса.

Коммерческие социальные организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия) строят свою деятельность на получении максимальной прибыли в интересах учредителей, а для некоммерческих (потребительские кооперативы, общественные или религиозные организации, благотворительные и другие фонды, учреждения) основная цель состоит в удовлетворении общественных потребностей, при этом вся прибыль идет не учредителям, а на развитие социальной организации.

Бюджетные социальные организации строят свою деятельность исходя из выделенных государством средств, при этом они освобождаются от уплаты многих налогов, в том числе НДС.

Небюджетные социальные организации сами изыскивают источники финансирования. Многие социальные организации пытаются привлечь для своего развития как бюджетные, так и небюджетные средства.

Общественная организация - основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан. Общественные организации создаются для удовлетворения социальных потребностей и интересов членов общества: политические партии, союзы, блоки, правозащитные организации и др. Общественные социальные организации строят свою деятельность на основе удовлетворения потребностей своих членов общества (во внутренней среде).

Хозяйственные социальные организации строят свою деятельность для удовлетворения потребностей и интересов человека и общества во внешней для организации среде.

К хозяйственным организациям относятся: юридические лица всех форм (кроме общественных и религиозных  организаций), в т.ч. общество с ограниченной ответственностью (ООО), акционерное  общество (АО) , производственный кооператив (ПК) и т.д., неюридические лица всех форм, в т.ч. подразделения организаций, организации на базе индивидуальной трудовой деятельности и т.д.

Хозяйственные организации  могут иметь следующие формы  собственности: государственную, муниципальную, общественную, арендную, частную, групповую. Их принято разделять на четыре группы: микро, малые, средние и крупные организации. Категориями такого разделения могут служить численность персонала, стоимость имущественного комплекса, значение выпускаемой продукции и доля занимаемого рынка в соответствующей продукции.

Формальные социальные организации – это зарегистрированные в установленном порядке общества, товарищества и т.д., которые выступают как юридические и неюридические лица. Это объединение людей, связанных договором о своих правах и обязанностях. Формальные организации могут иметь статус юридического или неюридического лица.

Формальная организация, характеризуется:

- строго предписанными  и документально зафиксированными  целями, правилами и ролевыми  функциями;

- рациональностью и безличностью  отношений между ее членами; 

- наличием органа власти  и аппарата управления.

Неформальные социальные организации – это незарегистрированные в государственном органе социальные организации либо в силу их малочисленности, либо по каким-то другим причинам. К неформальным социальным организациям относятся объединения людей, связанных личными интересами в области культуры, быта, спорта и др., имеющие лидера и не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, направленную на получение материальной прибыли.

Неформальная организация  характеризуется:

- спонтанно сложившейся  системой социальных связей и  отношений, норм, действий, являющихся  результатом межличностного и  внутригруппового общения;

- отсутствием четко выраженных  и документально зафиксированных  правил и предписаний.

По форме собственности различают государственные, муниципальные, общественные организации и организации со смешанной формой собственности.

Государственные и муниципальные  организации полностью или частично находятся под контролем государственных или муниципальных органов власти.

Частные организации – это организации, созданные индивидуальными предпринимателями: товарищества, кооперативы, фермерские хозяйства, а также созданные за счет взносов акционеров: акционерные общества, хозяйственные товарищества и др.

Организации со смешанной  собственностью образуются на основе сочетания различных форм собственности: государственной, частной, иностранной. Например, акционерное общество наряду с участием государственного капитала привлекает частные, в том числе и иностранные инвестиции.

В зависимости от состава субъектов организации делятся на элементарные и составные. Элементарные организации состоят из индивидов (физических лиц), составные включают хотя бы одну более мелкую организацию (искусственную или естественную). Примерами элементарных организаций являются семьи, неформальные группы, некоторые малые предприятия; примерами составных – концерны, холдинги, финансово-промышленные группы, города.

По признаку наличия специальных органов управления организации делятся ядерные и безъядерные. Примерами ядерных организаций являются крупные современные города, предприятия, корпоративные объединения. Примерами безъядерных организаций являются семьи, клубы по интересам, товарищеские компании, эгалитарные, догосударственные общества.

По признаку проблемной ориентации организации делятся на проблемно-ориентированные (однопроблемные) и многопроблемные.

2.2. Особенности  социальной организации

 

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и  неформальные отношения можно выделить общее и особенное10

Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации.

Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

Огромное разнообразие видов  социальных организаций делает невозможным детальное изучение каждого из них, поэтому для определения их особенностей приходится ограничиться лишь некоторыми из них.

Разделим все множество  особенностей (свойств) организаций, наиболее часто встречаемое в научной  литературе на три группы. К первой группе отнесем особенности, характерные для искусственных организаций (на примере деловых организаций). Ко второй группе отнесем особенности, характерные для естественных организаций (на примере общества, исторически сложившихся городов, наций, цивилизаций, этносов и др.). К третьей группе отнесем общие особенности, характерные как для искусственных, так и для естественных организаций.

ОСОБЕННОСТИ  ИСКУССТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Ориентация на определенные социальные потребности.

2. Целенаправленность

3. Единый центр управления

4. Иерархическая структура

5. Интегрированный характер

ОСОБЕННОСТИ  ЕСТЕСТВЕННЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Отсутствие целей создания

Эта особенность следует  из самопроизвольного характера  появления естественных организаций.

2. Универсальный характер деятельности

В отличие от искусственных, естественные организации ориентированы на удовлетворение многих потребностей. При этом некоторые из этих потребностей имеют относительно постоянный характер (потребности в безопасности, здоровье, жилье, продуктах питания и др.). В связи с этим деятельность естественных и естественно-искусственных организаций имеет более универсальный характер по сравнению с искусственными организациями, деятельность которых имеет специализированный характер.

3. Гибкая структура управления

Эта особенность следует  из разнообразия естественных организаций, в которых может отсутствовать  центр управления (эгалитарные организации), а может быть один или несколько  центров (многовластие); может быть строго иерархическая структура, а может быть и сетевая, сотовая, круговая, звездообразная, цепная и др.

4. Наличие избыточности

Эта особенность определяется природой естественных организаций. Если в искусственных организациях каждый элемент специально подбирается для выполнения определенной работы в организации, то в естественные организации никто не специально не подбирает. Подбор осуществляется стихийно, благодаря объективному стечению обстоятельств.

ОБЩИЕ  ОСОБЕННОСТИ  СОЦИАЛЬНЫХ  ОРГАНИЗАЦИЙ

1. Целостность и устойчивость

2. Наличие организационной культуры

3. Регламентированное поведение  и деятельность членов организации

Регламентированное поведение  означает, что каждый член (субъект) организации, будь то частное лицо или  более мелкая организация (формальная или неформальная), подчиняется определенным «правилам игры», являющимся элементами культуры организации.

4. Способность организаций выявлять и удовлетворять свои потребности, или способность выявлять и решать свои проблемы.

5. Способность к саморазвитию и самообучению.

Итак, общими признаками социальных организаций, отличающими их от других (неорганизованных) социальных формирований (социальных групп, общностей, классов, слоев) является целостность и устойчивость, наличие организационной культуры, регламентированное поведение, способность выявлять и удовлетворять социальные потребности, способность к самообучению и саморазвитию.

Из указанных выше особенностей социальных организаций важнейшей  является способность организаций  выявлять (распознавать) и удовлетворять  социальные потребности, так как  от этой способности зависят само существование организации.

Любая социальная организация, будь то общество или фирма, существует как устойчивая социальная целостность, потому что подобно живому организму обладает  разумной деятельностью, проявляющейся в способности адекватно отвечать на вызовы или выявлять (обнаруживать) и удовлетворять свои потребности. Заметим, что указанная особенность ни в коем случае не противоречит тому факту, что многие организации являются целенаправленными системами. Вместе с тем организации нельзя рассматривать лишь как целенаправленные системы, не учитывая их социологию, включая процессы самоорганизации и формирования коллективного сознания, направленного на выявление и удовлетворение собственных потребностей.

2.3. Функционирование  социальной организации

 

Любая организация осуществляет комплекс функций, связанных с выявлением (обнаружением) проблем, их распознаванием, ранжированием, сортировкой, исследованием, подготовкой решений, контролем за реализацией решений, анализ результатов решений11.

Они образуют единый комплекс, поэтому их часто называют функциями управления  проблемами организации.

К функциям социального управления следует отнести также функции  правового регулирования, структурного регулирования, ценностного регулирования, управления инновациями, межорганизационного регулирования, а также классические функции менеджмента.

Правовое регулирование  означает способность решать проблемы с помощью нормативно-правовых актов  и предусматривает разработку и  введение новых нормативно-правовых актов, корректировку старых. Кроме того, правовое регулирование предусматривает законодательное закрепление или запрещение естественно сложившихся порядков.

Структурное регулирование  означает способность решать проблемы с помощью создания и введения новых или закрепления (или запрещения) существующих организационных структур, социальных институтов, специально созданных организаций и предусматривает разработку и внедрение новых организационных систем, изменение старых систем.

Ценностное регулирование  заключается в целенаправленном изменении социальных ценностей, включая социальные нормы организации с целью решения социальных проблем. Ценностное регулирование предусматривает закрепление или запрещение тех или иных социальных (социокультурных) ценностей

Управление инновациями  заключается в разработке и внедрении  собственных инноваций, или использовании «чужих» для решения социальных проблем. Управление инновациями предусматривает закрепление и запрещение тех или иных инноваций.

Межорганизационное регулирование  означает способность решать общие проблемы путем объединения нескольких организаций на временной или постоянной основе.

Межорганизационное регулирование  предполагает создание договоров, союзов, ассоциаций и других видов объединений.

Примерный состав функций  социального управления приведен в  табл. 2. Из таблицы видно, что с  помощью управления в общем случае осуществляется два вида деятельности – основная (производственная) и деятельность, связанная с выживанием и развитием организации.

Таблица 2

Функции социального управления

Функции выживания и развития

Функции 
управления

Функции 
управления

Функции управления 
проблемами

Функции 
развития

Основной деятельностью

правоохранительной деятельностью

Предвидение 
и выявление проблем

Анализ и исследование проблем

Целеполагание 
Подготовка решений

Контроль за  
реализацией решений

Анализ выполнения 
решений

Правовое 
регулирование

Структурное 
регулирование

Управление 
инновациями

Ценностное регулирование

Регулирование 
межорганизационных 
отношений

Планирование

Организовывание

Руководство

Координация

Контроль за 
исполнительской 
деятельностью

Прокурорский  
надзор

Контроль

Ревизия

Инспекция

Управление  
судопроизводст

Информация о работе Социальная организация как организационная система