Социальная организация как организационная система

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 16:37, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ организации как социальной системы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
1. Дать определение понятию социальной организации.
2. Рассмотреть организационные структуры социальной организации.
3. Показать классификацию организаций.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
РАЗДЕЛ I Социальная организация как организационная система 5
1.1. Понятие социальной организации 5
1.2. Организационные структуры социальной организации 11
РАЗДЕЛ II Типология социальных организаций и сравнительный анализ их особенностей 17
2.1. Классификация организаций 17
2.2. Особенности социальной организации 24
2.3. Функционирование социальной организации 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 35

Файлы: 1 файл

19 .docx

— 67.08 Кб (Скачать файл)

 

Основная (производственная) деятельность осуществляется в рамках действующих структур с помощью  функций и методов традиционного  менеджмента. Деятельность, связанная с выживанием и развитием организации требует управления проблемами организации и управления развитием, для чего необходимы разработка и принятие управленческих решений. Наконец, поскольку управление осуществляется путем законодательного закрепления принимаемых управленческих решений, то необходимы также функции управления правоохранительной деятельностью.

Таким образом, функции социального  управления включают как функции традиционного менеджмента, так и функции подготовки и принятия управленческих решений, а также функции законодательного закрепления управленческих решений и контроля за их выполнением.

Как следует из таблицы, традиционные функции управления (функции управления исполнительской деятельностью) составляют менее половины всех функций управления, что во многом объясняет неудачные  попытки управления обществом с  помощью в основном функций классического  менеджмента.

Многие из указанных функций (в частности, функции управления проблемами организации и функции  развития) имеют скрытый (неявный, латентный) или полускрытый характер, что  приводит к неадекватным представлениям.

В частности, популярное представление  об организации как целенаправленной системе является следствием недостаточной осознанности нетрадиционных функций управления. В результате многие руководители не видят большой разницы между управлением обществом и большой фабрикой. А разница между тем огромна – как между человеком и машиной (роботом). Если машину (фабрику) конструировал сам человек, хорошо знающий как она функционирует и что можно от нее ожидать, то общество никто не конструировал и законы его развития нам пока почти не известны, поэтому, в отличие от фабрики, целеполагание к нему может быть применимо лишь когда будут получены объективные знания о законах функционирования общества.

Итак, социальная организация, независимо от ее происхождения, обладает способностью выявлять и решать проблемы с помощью многообразных средств, которые она создает сама или использует в готовом виде. Эта уникальная способность требует уникального механизма, осуществляющего сложные управленческие и производственные функции.

В некоторых небольших  естественных организациях (семьи, неформальные группы, эгалитарные общества), а также искусственных организациях, социальный механизм совпадает с самой организацией. Однако, в больших естественных и естественно-искусственных организациях такого совпадения не наблюдается и социальный механизм являются частью организации. Правда, не всегда легко бывает «увидеть» этот механизм, так как  часто он имеет скрытый (латентный) характер.

Социальный механизм складывается из двух механизмов. Первый механизм, называемый механизмом управления, осуществляет традиционное (рутинное) управление. Этот механизм действует постоянно. Второй механизм, называемый механизмом развития, «включается» только тогда, когда обнаружится отклонение от цели. Он осуществляет решение проблем и при необходимости изменяет (совершенствует) механизм управления.

Этот специальный механизм, осуществляющий стратегическое управление, согласно И. Ансоффа 12, должен состоять из трех групп:

- «штабной», в обязанности  которой входит выявление тенденций  во внешней и внутренней среде,  оценка масштабов их воздействия  и развития, расчет времени, необходимого  для ответа на них, и предупреждение  принимающих решения руководителей о внезапно возникающих важных проблемах;

- группы общего руководства;  она должна заниматься оценкой  относительной важности проблем, составлением их перечня, разработкой методов их рассмотрения и распределения обязанностей, связанных с решением;

- целевых групп, которым  поручается решение соответствующих  проблем.

Социальные механизмы  имеются во всех организациях как  естественных, так и искусственных. Однако, это не исключает возможности совпадения социального механизма с самой организацией. Особенно это характерно для искусственных организаций.

В крупных современных  фирмах роль механизма выживания  и развития играют отделы маркетинга, играющие ведущую роль в организациях. Производственные и обеспечивающие производство службы играют роль исполнительных механизмов, перестраиваемых в зависимости от изменений рыночной конъюнктуры.

Многие искусственные  организации  проектируются без механизмов выживания и развития, что резко снижает их устойчивость и жизнеспособность. Они создаются как исполнительные механизмы, однако в процессе функционирования к ним явно или неявно «достраиваются» механизмы выживания и развития, что продлевает жизнь таким организациям на некоторое время в зависимости от случайных факторов.

Таким образом, социальный механизм выполняет главную функцию в организации: он  выявляет и решает социальные проблемы с помощью рассмотренных выше функций социального управления, некоторые из которых (функции управления проблемами, структурного регулирования, ценностного регулирования), как известно, имеют скрытый (латентный, теневой) характер. Последнее означает, что такие функции имеют неинституциональный характер: они не являются общепризнанными и выполняются недостаточно осознанно, по ним не готовят специалистов, в отношении них не разработан соответствующий научный инструментарий.

Например, в организациях, как правило, отсутствуют специализированные подразделения, осуществляющие выявление проблем организации. Такие функции неявным образом берут на себя официальные руководители организаций.

Хотя указанные функции  имеют скрытый характер, они все - же выполняются. Это означает, что в организациях существуют люди и (или) структуры, осуществляющие указанные функции неформально, часто не подозревающих об этом. При этом некоторые из этих людей и структур могут не входить в явную (формальную) часть социального механизма13.

 

Заключение

 

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Социальная организация, особенности её функционирования, управления, классификация организаций» можно сделать ряд выводов:

Социальные институты  можно разделить на два вида –  регламентные (нормативно-правовые) и  организационные (структурные). Первые регламентируют (упорядочивают) взаимоотношения членов общества или организации. Это своего рода «правила игры», в соответствии с которыми действуют члены организации. К ним относятся обычаи, традиции, нормы права, нравственные нормы. Организационные институты – это организационные структуры, закрепляющие отношения между членами общества. К организационным институтам могут быть отнесены не только социальные организации, но и другие организационные формирования (например, государство, правительство, дума).

Социальная организация - система социальных групп и отношений  между ними. Различают производственные, трудовые, общественно-политические и другие социальные организации.

В социальной организации, центром  которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных законов и принципов, которые представляют единое целое в мире организаций. Поэтому любую фирму, компанию, организацию следует рассматривать как социально-экономическую систему, так как важнейшими отношениями в них выступают социальные и экономические.

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и  неформальные отношения, можно выделить общее и особенное. Общее в  отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации. Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

В организации переплетаются  и уживаются интересы личностей  и групп, устанавливаются правила  и нормы отношений, дисциплина и  творчество. У каждой организации – своя миссия, культура, имидж. Организации изменяются в соответствии с требованиями окружающей среды и погибают, когда не способны их выполнить. Класс социально-экономических систем несравненно сложнее, чем класс социо-технических систем.

Классификация организаций  позволяет сгруппировать их по сходным  признакам или параметрам для  выработки общих методов анализа хозяйственной деятельности, совершенствования управления и регулирования. Классификация и типология организаций необходима также для определения государственной политики по отношению к различных типам предприятий.

Первые социальные организации  на Земле имели естественное происхождение. Искусственные организации появились позднее естественных, которые первоначально служили в качестве эталонов  для создания искусственных организаций.

Естественно-искусственные  организации являются промежуточной (смешанной) формой социальной организации, сочетающей в себе как искусственные, так и естественные образцы организационной культуры.

В настоящее время доминирующими  являются искусственные и естественно-искусственные организации, которые вытесняют естественные организации из всех сфер человеческой деятельности, что предъявляет высокие требования к социальным инженерам, от которых зависит не только эффективность создаваемых организаций, но также их жизнеспособность, а главное, социальная защищенность членов организации. Для этого социальные проекты  должны включать в себе не только производственную, но и социальную составляющую.

 

Список литературы

 

  1. Алиев, В.Г. Теория организации. Учебник  для вузов. 3-е издание, стереотипное / В.Г. Алиев - М.: Экономика, 2005. – 432с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление/ И. Ансофф – М.: Экономика, 1999.- 621с.
  3. Баранников, А.Ф. Теория организации: Учебник / А.Ф. Баранников - М.: ЮНИТИ, 2004. – 453с.
  4. Доблаев, В.Л. Теория организации / В.Л.  Доблаев.- М.: Наука, 1995. – 500с.
  5. Закс, С. Эволюционная теория организации / С.Закс // Проблемы теории и практики управления. – 1998. - №1. – С44.
  6. Кудашкин, Д.М. Общая теория социальных организаций / Д.М. Кудашкин– М.: Юнити, 2000. – 376с.
  7. Леванков, В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса / В.А. Леванков – СПб, 2001. – 342с.
  8. Мильнер, Б. З. Теория организации / Б. З. Мильнер  – М., 1998.- 412с.
  9. Парахина, В.Н. Теория организации: Учеб. Пособие / В.Н. Парахина, Т.М. Федоренко - М.: КНОРУС, 2004.- 321с.
  10. Радченко, Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекций)/ Я.В. Радченко– М.: Изд-во ГАУ, 1998. – 231с.
  11. Рогожин, С.В. Теория организации: Учеб. пособие / С.В.  Рогожин. - М.: Моск. гос. ун-т коммерции, 1998. – 364с.
  12. Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов / Э.А. Смирнов -  М.: Юнити, 2000. – 403с.
  13. Франчук, В.И. Основы общей теории социальных организаций / В.И.  Франчук - М.: ИОС, 1998. – 423с.
  14. Франчук, В.И. Основы построения организационных систем / В.И.  Франчук – М.: Экономика, 1991. – 454с.

1 Мильнер Б.З. Теория организаций. – М.: ИНФРА-М, 1999. С. 4.

2 Франчук В.И. Основы построения организационных систем. – М.: Экономика, 1991. С. 6.

3 Баранников А.Ф. Теория организации: Учебник. - М.: ЮНИТИ, 2004.

4 Алиев В.Г. Теория организации. Учебник для вузов. 3-е издание, стереотипное .-М.: Экономика, 2005.- С.123

5 Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: КНОРУС, 2004.

6 Смирнов, Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов - М.: Юнити, 2000. С248-251.

7 Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Организация и управление. – М.:Изд-во МГУ коммерции, 1998. 

8 Франчук В.И. Основы общей теории социальных организаций.- М.,ИОС, 1998.

9 Радченко Я.В. Теория организации. ч.1. (конспект лекция) – М.: Изд-во ГАУ.С.56-59.

10 Кудашкин Д.М. Общая теория социальных организаций. – М.: Юнити, 2000.С43-54.

11 Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2001.

12 Ансофф И. Стратегическое управление. — М.: Экономика, 1999

13 Кудашкин Д.М. Указ.соч. С.68-79.


Информация о работе Социальная организация как организационная система