Социальная поддержка молодой семьи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Октября 2013 в 05:36, курсовая работа

Описание работы

Целью работы – выявить особенности социальной работы с молодой семьей.
Исходя из поставленной цели, предполагается решить следующие задачи:
1. Рассмотреть молодую семью как объект социальной работы.
2. Изучить структуру, задачи, формы и методы социальной работы с молодой семьей.
3. Изучить опыт работы социальных учреждений по работе с молодой семьей.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Социальная поддержка молодой семьи в США
1.1 Характеристика американской молодой семьи в 90-е годы
1.2 Современное состояние американской молодой семьи и ее социальные проблемы
Глава 2. Социальная поддержка молодой семьи в РФ
2.1 Исторические данные семьи в СССР
2.2 Молодая семья как объект социальной работы.
2.3 Структура и задачи социальной работы с молодой семьей
2.2 Тенденции развития социальной поддержки молодой семьи в РФ, недостатки и пути их исправления
Глава 2. Практика социальной работы с молодой семьей.
2.1 Формы и методы социальной работы с молодой семьей.
2.2 Правовые нормы семейно-брачных отношений.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсач мой.docx

— 59.17 Кб (Скачать файл)

     Молодым людям, собирающимся создать семью без прочного материального фундамента, обычно приходится выслушивать немало вполне справедливых предостережений. И все же создание такой семьи имеет гораздо больше рациональных оснований, чем это представляется тем, кто признает обязательным материальную обеспеченность молодоженов.

     Мотивационная готовность к семейной жизни включает в себя любовь как основной мотив создания семьи, готовность к самостоятельности, чувство ответственности за создаваемую семью, готовность к рождению и воспитанию детей. Известно, что большинство людей создают семью по любви.

     Таких семей, по данным социологов, примерно 70-75%. Без сильного чувства, без сердечного влечения, по рассудку создают семью 15-20% молодоженов. Около 5-10% создают семью по материальным соображениям (один из будущих супругов имеет машину, отдельную благоустроенную квартиру, хорошо оплачиваемую должность и т.п.).

     Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.

     Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100.

     Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни. Решение возникающих в молодой семье социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для молодежи.

     Социальная работа среди молодежи оказывает большое влияние на становление молодых семей. Она рассматривается как обеспечение наиболее благоприятных социально-экономических условий развития каждого молодого человека, способствующая социальному становлению личности, обретение ею всех видов свобод и полноценного участия индивидов в жизни общества.

 

 

    1. Структура и задачи социальной работы с молодой семьей.

     На данном этапе развития теории социальной работы признается затруднительным сформулировать определение, которое исчерпывало бы все содержание понятия социальной работы. Социальная работа рассматривается в аспекте содействия осуществлению социальных прав личности, группы и т.д. Такой подход способствует известной стадиальной определенности, т.к. социальные права признаются неотъемлемыми не в любом, а только в развитом демократическом обществе, пережившем модернизацию, - а также дает более конкретную специфическую характеристику деятельности, которая, впрочем, может в целом осуществляться лишь всем корпусом социальных институтов в совокупности, или несколькими из них, если речь идет о конкретной проблеме, конкретной социальной ситуации, а не всем поле социальной деятельности. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что смысл социальной работы - это деятельность по оказанию по­мощи индивидам, семьям, группам в реализации их социальных прав и в компенсации физических, психических, интеллектуальных, социальных и иных недостатков, препятствующих полноценному социальному функционированию.

     Содержанием социальной работы является содействие функционированию индивида, семьи или группы, того или иного социального слоя, проблемной категории населения. Социальные проблемы проявляются в семье достаточно многосторонне. В значительной степени основные трудности и потребность в профессиональной помощи семьи зависят от ее типа. К числу проблемных относятся молодые семьи, социальная работа с которыми осуществляется в основном системами социальной защиты молодежи. Поэтому остановимся на этом вопросе подробнее.

     В Федеральном законе "Об основах социального обслуживания населения РФ" комплексная система социального обслуживания населения, включая молодежь, предусматривает предоставление социально-экономических, медико-социальных, психологических, социально-бытовых, правовых и иных социальных услуг гражданам, оказавшимся в сложной жизненной ситуации (многодетные, неполные семьи, семьи, в которых проживают инвалиды, одинокие и пожилые люди, дети-сироты, безработные, лица без определенного места жительства, выпускники детских домов и ряд других).

     Система социальной защиты молодежи в субъектах РФ имеет следующую структуру учреждений социального обслуживания:

1. Обязательный минимум  для каждого города, района, куда  входят:

а) центр социального обслуживания (отделения: социальной помощи на дому, дневного, временного пребывания, срочной  социальной помощи);

б) центр социальной помощи семье и детям;

в) социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних;

г) социальная гостиница;

д) социальный приют для  детей и подростков.

2. Дополнительная сеть  в городах и районах, куда  входят:

а) центр психолого-педагогической помощи;

б) центр экстренной психологической  помощи по телефону;

в) дом милосердия;

г) реабилитационные центры для лиц с ограниченными возможностями (в том числе для детей и  подростков).

3.Республиканские, краевые,  областные, окружные, межрайонные  учреждения, куда входят:

а) центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

б) дома-интернаты: детские, психоневрологические, специальные;

в) общежития для лиц  с ограниченными возможностями.

     Изучение реальных потребностей молодежи в социальных услугах выступает ключевым элементом при формировании системы социальной работы с ними. Согласно исследованиям молодежь нуждается, прежде всего, в бирже труда, пунктах правовой защиты и юридического консультирования, работе телефона доверия и далее - в сексологической консультации, центре помощи молодой семье, общежитии-приюте для подростков, оказавшихся в конфликтной ситуации дома. При этом молодые рабочие отдают предпочтение пунктам правовой защиты и юридического консультирования, молодежной бирже труда, центру помощи молодой семье; учащиеся - телефону доверия, сексологической консультации, бирже труда.

      Одной из главных проблем молодых рабочих является трудоустройство, хорошо оплачиваемая и интересная работа. Переход к рынку предполагает коренное преобразование стимулов и мотивов экономической активности людей, формирование готовности и способности молодого поколения жить и работать в новых условиях. Изучение отношения к труду различных категорий молодежи показало, что для большинства молодых людей очень важно в жизни иметь интересную работу, хорошие отношения в трудовом коллективе, хорошие условия труда. На это указали от 67 до 75% опрошенных. Несколько меньшее значение придается необходимости ощущать устойчивость своего служебного положения, возможности проявить свои способности - только 50% опрошенных. Наконец, наименьшую по степени важности оценку получила возможность профессионального роста, служебной карьеры - 35%.

     Понятно и выдвижение учащейся молодежью в число приоритетных центров «Телефона доверия». Это вызывается возросшей конфликтностью нашего бытия, отсутствием зачастую понимания в семье, на работе, неумением найти настоящих друзей и просто общаться.

     При организации социальных служб для молодежи очень важно четко определить их задачи. Так, социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних включает в себя четыре отделения: отделение диагностики, социальной реабилитации, дневного пребывания и стационар.

   В задачи отделения диагностики входит: выявлять дезадаптированных детей и подростков, создавать банк данных о них; выявлять и анализировать факторы социальной дезадаптации детей, ее формы и стадии; изучать состояние здоровья, особенности личностного развития и поведения детей и подростков; разрабатывать индивидуальные программы социальной реабилитации несовершеннолетних, комплекс мероприятий, направленных на вывод их из сложной ситуации и создание условий для нормальной жизнедеятельности.

Основными задачами отделения  социальной реабилитации являются: организация  поэтапного выполнения программ социальной Реабилитации несовершеннолетних; восстановление утраченных контактов с семьей, внутри семьи; оздоровление межличностных  отношений несовершеннолетних, восстановление их социального статуса в коллективе сверстников, устранение психотравмирующих  ситуаций, выработка навыков общения  с взрослыми и сверстниками на основе норм нравственности; содействие в получении специальности и  работы; оказание комплексной медико-педагогической и правовой помощи; решение вопросов устройства детей и подростков.

На основании изложенного, можно определить основные цели и задачи социальной работы с молодыми семьями:

- разработка и осуществление  мер по укреплению молодой  семьи, как репродуктивной социальной  единицы;

- адаптация молодой семьи  в условиях переходной рыночной  экономики;

- улучшение материального,  нравственного и духовного состояния  молодой семьи;

- создание и развитие  системы служб социально-психологической  помощи молодой семьи;

- создание благоприятных  условий для сочетания социальной  и семейно-бытовой функции молодой  семьи;

- стимулирование деловой  активности молодежи;

- организация семейного  досуга и отдыха.

Для реализации данных целей  и задач, в рамках государственной  поддержки молодых семей, государством осуществляется:

- формирование федеральных,  региональных, местных целевых программ (проектов) по государственной поддержке  молодых семей, в первую очередь  малоимущих, по оказанию им материальной  и иной помощи в решении  социально-экономических, социально-бытовых  проблем, по обеспечению занятости  молодых родителей, по формированию  здорового образа жизни, организации  просветительской работы по вопросам  репродуктивного здоровья, безопасного  материнства, воспитания и развития  детей, организации семейного  и детского отдыха;

- введение в практику  социологических мониторингов по  проблемам молодой семьи, по  научно-методическому обеспечению  работы с молодыми семьями;

- совершенствование федерального  законодательства, других нормативных  актов по поддержке молодых  семей в строительстве и приобретении  жилья (по осуществлению субсидирования, целевого льготного кредитования, ипотечного кредитования, по внедрению  механизмов аренды государственного  и муниципального жилья и др.), по улучшению жилищных условий  для молодых малоимущих семей;

- разработка и реализация  мер по поддержке инициатив  молодых граждан, молодежных объединений,  в том числе МЖК (молодежных  жилищных комплексов), по строительству  доступного жилья для молодежи;

- формирование системы  социальных служб в целях расширения  сферы образовательных, социально-медицинских,  социально-правовых, психолого-педагогических, информационных, консультационных  и других услуг молодым семьям  для обеспечения Охраны здоровья, образования, воспитания и развития  детей, социальной защиты, социальной  адаптации и реабилитации молодых  граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации.

В сложившейся ситуации комитеты по делам молодежи администрации  областей и республик и отделы по делам молодежи в городах и  районах проводят работу по социальной помощи молодым семьям через систему социальных учреждений для молодежи.

Система социальных учреждений для молодежи в основном состоит  из территориальных служб социальной помощи молодежи (в дальнейшем - Служб). Они предназначены для своевременного и квалифицированного оказания всем категориям молодежи различных видов  помощи: психологической, социально-педагогической, медико-социальной, юридической, реабилитационной, профилактической и иной. Комитеты (отделы) по делам молодежи при исполнительных органах власти осуществляют координацию деятельности Служб и оказывают им необходимую организационно-методологическую помощь.

В своей деятельности Служба руководствуются исключительно  интересами и потребностями людей, обратившихся к ним за помощью  и поддержкой. Для осуществления  своих задач Служба может образовывать творческие и любительские объединения  и клубы, предприятия и организации  на различных формах собственности  в порядке, установленном законодательством.

Объектами деятельности Служб  в основном являются:

- молодые семьи, имеющие  неблагополучные условия: социально-демографические  (многодетные, неполные, бездетные  разводящиеся, несовершеннолетних  родителей); медико-социальные (где  имеются инвалиды, лица, страдающие  психическими заболеваниями, лица, злоупотребляющие алкоголем, принимающие  наркотики); психологические и социально-педагогические (характеризующиеся неблагоприятными  психологическим микроклиматом,  эмоционально-конфликтными отношениями,  педагогической несостоятельностью  родителей, жестоким обращением  с детьми); социально-правовые (в  которых родители ведут аморальный, паразитический, криминальный образ  жизни; где один из родителей осужден; где проживают лица, вернувшиеся из мест лишения свободы, специальных учебно-воспитательных учреждений).

- дети и подростки:  оказавшиеся в неблагоприятных  условиях, угрожающих здоровью и  развитию; осиротевшие или оставшиеся  без попечения родителей, нуждающиеся  в устройстве жизни с отменой  или признанием недействительности  усыновления, опеки; проживающие  с родителями, временно недееспособными  в результате болезни, нетрудоспособности, длительных командировок, привлечения  к судебной ответственности; бывшие  воспитанники детских домов и  школ-интернатов, не имеющие родителей  или оставшиеся без их попечения; проживающие в семьях, где родители пренебрегли своими родительскими обязанностями, ведут аморальный и паразитический образ жизни; имеющие отклонения в физическом и психическом развитии, в том числе инвалиды; допускающие асоциальное поведение и антиобщественные поступки (злостное отклонение от учебы или работы, бродяжничество, попрошайничество, совершение правонарушений, влекущих за собой меры общественного воздействия или административного взыскания, употребление алкоголя, наркотиков, психотропных веществ, аморальное поведение, совершение суицидальных попыток); испытывающие негативное действие по месту жительства, учебы, работы (жестокое обращение, вымогательство, насилие, оскорбление, унижение, приобщение к алкоголю, наркотикам, вовлечение в преступную и иную противоправную деятельность, острые конфликтные ситуации с родителями, учителями, соседями, знакомыми, ставшими причиной социальной дезадаптации); имеющие затруднения во взаимоотношениях с окружающими людьми, в профессиональном и жизненном самоопределении.

Информация о работе Социальная поддержка молодой семьи