Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования социальной политики государства и анализ особенностей государственной социальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в республике Татарстан» на 2012-2015 гг.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Сущность, функции и цели социальной политики государства.
Основные показатели результативность социальной политики государства.
Направление социальной политики государства.
Общая информация о программе «Обеспечение жильем молодых семей в республике Татарстан» на 2012-2015 гг.: основные цели, задачи и сроки реализации Программы.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 159.03 Кб (Скачать файл)

Необходимые условия для достижения принципа социальной справедливости: высокий  уровень  социально-экономического  развития  страны,  устойчивые  темпы  экономического  роста,  система  распределения  и  перераспределения  доходов,  поддержание  на минимально приемлемом для человека уровне жизни неработоспособного населения.

В любом современном обществе неизбежно  неравенство доходов  населения вне зависимости от того,  какая система распределения существует в нем. Дифференциацией доходов -  различия  в уровне доходов  на душу  населения или на одного занятого.

Для  количественной оценки дифференциации доходов  применяются  различные  показатели.

В  экономической  теории  используется  кривая  Лоренца  как  показатель,  который отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения (Рис. 1). 2

График 1. Кривая Лоренса, %

 

Теоретическая  возможность  абсолютно  равного  распределения  дохода  представлена биссектрисой. Она указывает на  то, что данный процент  семей получает соответствующий процент дохода. Это может значить, что если 20 % всех семей получают 20 % от всего дохода, 40 % – 40 %, а 60 % – 60 % и т.д., то соответствующие точки будут расположены на биссектрисе.

Такое идеальное расположение доходов разрушает систему мотивации к труду у работников и  предпринимателей и  снижает  эффективность  производства.  В  реальной  действительности доходы  распределяются неравномерно, причём меньшей доле  населения принадлежит  большая  часть  доходов  страны.  Фактическое  распределение  доходов  показывает кривая  Лоренца.  Чем  дальше  располагается  кривая  Лоренца  от  биссектрисы,  тем выше степень неравенства в распределении доходов.

 

1.3. Основные направления  социальной политики 

Слово “социальный” характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок.   Тем не менее, рынок не может обеспечить социальные гарантии всем членам общества, особенно его социально уязвимым слоям. Эту задачу выполняет государство, которое проявляет заботу о благосостоянии всех граждан общества. Государство непосредственно вмешивается в рыночный механизм, установливая предельных цен для товаров первой необходимости, а также минимальной ставки заработной платы, проводя фискальную политику с целью осуществления трансфертных платежей.

В социальной политике в развитых странах можно выделить несколько типичных направлений. К ним можно отнести:

  • социальное страхование,
  • социальную защиту работников,
  • политику в области заработной платы,  
  • социальные меры на рынке труда,
  • жилищную политику.

Социальная политика государства на рынке труда представляет собой меры, способные оказать влияние на процессы данного рынка.

Социальная политика в области заработной платы должна реализовываться дифференцированно. В некоторых случаях политика заработной платы предусматривает введение предельного уровня размера заработной платы и сохранение его в течение определенного промежутка времени. Допустимо также введение ограничений на темпы роста оплаты труда. Данные меры используются для предотвращения инфляции и устранения трудностей в области платежного баланса.

Социальная политика применительно к рынку труда связана с возможностями государства влиять на спрос на рабочую силу. Помимо этого, воздействие на этот рынок идет с помощью корректировки правовых норм, которые касаются использования в стране иностранной рабочей силы. Регулирование может осуществляться и сокращением доступа некоторых групп работников на рынок труда.

Государственная политика в этой области делает особенно отчетливым переход системы чистого страхования по безработице к поиску профилактических мер по предотвращению возможных трудностей в трудовой деятельности и на рынке труда. Инструментами социальной политики в области рынка труда являются выплат при безработице и в период поиска работы, предоставление консультаций по профориентации, трудоустройству и профессиональному обучению, которые облегчают вступление в трудовую жизнь или смену профессии.

Одной из важнейших частей государственной программы социального обеспечения и основных механизмом социальной защиты работников в условиях рыночной экономики является социальное страхование. Оно распространяется на лиц, которые имели в течение какого-то времени постоянную работу и потеряли ее в связи с болезнью, безработицей или пенсионным возрастом.

Политика обеспечения необходимых жилищных условий рассматривается в современных западных странах как инструмент социальной политики. Решение жилищных проблем усиливает территориальную подвижность рабочей силы, что повышает эффективность производства. Это направление социальной политики проводится путем выделения из бюджета средств для оказания помощи работникам, арендующим жилье. Однако есть и альтернативные варианты: государство в состоянии поощрять самостоятельное жилищное строительство. Еще один путь социальной поддержки в этой области предполагает использование жилья, построенного частными строительными кооперативами. Роль государства в этом случае сводится к тому, что оно бесплатно предоставляет строительным организациям землю, осуществляет их льготное кредитование или применяет к ним более мягкое налогообложение.

Таким образом, социальная политика - это система мероприятий и взаимоотношений между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом. Основные функции социальной политики - обеспечение социальной устойчивости общества, политической устойчивости власти, справедливого распределения власти в хозяйстве, необходимого уровня экологической безопасности, достаточного уровня социальной защищённости населения. Многообразие функций социальной политики свидетельствуют о ее глубоком проникновении во все сферы жизнедеятельности общества, распространении на различные социальные явления и процессы. Основные направления социальной политики - социальное страхование, социальную защиту работников, политику в области заработной платы, социальные меры на рынке труда, жилищную политику.

Политика государства в области социальной защиты занятых базируется на неравенстве сторон на рынке труда. Так как действия государства в этой сфере должны быть нацелены на финансовую поддержку работников в случае нанесения ущерба здоровью последних, то оно разрабатывает правовые нормы, которые обеспечивают создание системы договоров между работниками и работодателями. 

 

 

 

 

2. Анализ целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в республике Татарстан» на 2012-2015 гг.

2.1. Общая информация о  Программе: основные цели, задачи и сроки реализации Программы

Целевая программа «Обеспечение жильем молодых семей» на 2012-2015 годы утверждена постановлением Исполнительного комитета города Казани3. Программа предполагает предоставление молодой семье безвозмездной социальной выплаты. Размер социальной выплаты составляет не менее:

30 % средней стоимости жилья – для молодых семей, не имеющих детей;

35 % средней стоимости жилья – для молодых семей, имеющих одного и более ребенка.

Расчетная стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты, определяется по формуле: CтЖ = Н * РЖ,4

где: СтЖ – расчетная (средняя) стоимость жилья, используемая при расчете размера социальной выплаты;

Н - норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилья (ежеквартально утверждается Министерством регионального развития Российской Федерации);

РЖ - размер общей площади жилого помещения - составляет:

  • для семьи численностью два человека (молодые супруги или один молодой родитель и ребенок) – 42 кв. м;
  • для семьи численностью три и более человек, включающей помимо молодых супругов одного и более детей (либо семьи, состоящей из одного молодого родителя и двух и более детей), – по 18 кв. м на одного человека.

 

 Социальные выплаты предоставляются в порядке очереди исходя из даты постановки на учет. Решающее значение для определения очередности включения молодой семьи в список участников Программы имеют дата и время подачи документов. В соответствии с порядком, установленным Министерством по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан, на внеочередное включение в списки молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеют право:

  • семьи с четырьмя и более детьми;
  • семьи, имеющие в своем составе инвалида I или II группы.

Участницей Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:5

  • не превышение возраста каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье в планируемом году (на 1 января) 35 лет при принятии государственным заказчиком республиканской программы решения о включении молодой семьи – участницы Программы в список претендентов на получение социальной выплаты;
  • признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий;
  • регистрация всех членов молодой семьи, включая детей, по месту постоянного жительства на территории муниципального образования городов Республики Татарстан;
  • наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Программа направлена на реализацию одного из приоритетных направлений Национального проекта в Республике Татарстан, который предполагает развитие системы государственной поддержки определенных категорий граждан в приобретении жилья или строительстве индивидуального жилого дома.6

Основной целью Программы является оказание государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий, путем предоставления социальных выплат.

Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение предоставления молодым семьям – участникам Программы социальных выплат на приобретение жилья эконом класса или строительство индивидуального жилого дома эконом класса (далее – социальные выплаты);
  • создание условий для привлечения молодыми семьями собственных средств, финансовых средств банков и других организаций, в том числе предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Молодые семьи – участники Программы могут обратиться в уполномоченные организации для приобретения жилого помещения эконом класса.7

Основными принципами реализации Программы являются:

  • добровольность участия в Программе молодых семей;
  • признание молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством;
  • возможность для молодых семей реализовать свое право на получение поддержки за счет средств, предоставляемых в рамках подпрограммы из федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и (или) бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, на улучшение жилищных условий только 1 раз.

Срок реализации Программы – 2012 – 2015 годы.8

 

2.2. Механизм реализации  и оценка социально – экономической  активности Программы. Программные  мероприятия на уровне Республики  Татарстан

Механизм реализации Программы предполагает оказание государственной поддержки молодым семьям в улучшении жилищных условий путем предоставления им социальных выплат.

Условием предоставления социальной выплаты является наличие у молодой семьи дополнительных собственных средств или средств, полученных по кредитному договору на приобретение жилья, в том числе по ипотечному жилищному договору, необходимых для оплаты строительства или приобретения жилого помещения. В качестве дополнительных средств молодой семьей также могут быть использованы средства материнского капитала.

В качестве механизма доведения социальной выплаты до молодой семьи будет использоваться свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого дома, которое выдается органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в реализации подпрограммы. Полученное свидетельство сдается его владельцем в банк, отобранный государственным заказчиком Программы для обслуживания средств, предусмотренных на предоставление социальных выплат, где на имя члена молодой семьи открывается банковский счет, предназначенный для зачисления социальной выплаты. Молодая семья - владелец свидетельства заключает договор банковского счета с банком по месту приобретения жилья.

Молодая семья - владелец свидетельства может получить ипотечный жилищный кредит в банке, который был отобран для участия в Программе, в котором открыт банковский счет. Особенности участия в Программе организаций, в том числе предоставляющих займы для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья, определяются в соответствии с порядком.

Информация о работе Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку