Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2014 в 22:18, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование формирования социальной политики государства и анализ особенностей государственной социальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в республике Татарстан» на 2012-2015 гг.
Для достижения этой цели в работе поставлены следующие задачи:
Сущность, функции и цели социальной политики государства.
Основные показатели результативность социальной политики государства.
Направление социальной политики государства.
Общая информация о программе «Обеспечение жильем молодых семей в республике Татарстан» на 2012-2015 гг.: основные цели, задачи и сроки реализации Программы.

Файлы: 1 файл

курсовая по экономике.docx

— 159.03 Кб (Скачать файл)

Отбор банков для участия в реализации Программы осуществляется государственным заказчиком Программы. Условия отбора банков определяются государственным заказчиком Программы по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации.

Банки, которые претендуют на участие в Программе, должны удовлетворять следующим условиям:

  • наличие опыта жилищного кредитования населения;
  • отсутствие задолженности по уплате налоговых платежей перед бюджетами всех уровней;
  • выполнение обязательных нормативов, установленных Центральным банком Российской Федерации;
  • отсутствие убытков за последний отчетный год;
  • наличие структурного подразделения банка на территории Республики Татарстан;
  • развитость сети филиалов на территории Республики Татарстан;
  • условия предоставления ипотечных жилищных кредитов.

Социальная выплата будет предоставляться органом местного самоуправления, принявшим решение об участии молодой семьи в Программе, за счет средств местного бюджета, которые предусматриваются на реализацию мероприятий Программы, в том числе за счет субсидий из бюджета Республики Татарстан, в соответствии с правилами.

Возможными формами участия организаций в реализации Программы, за исключением организаций, которые предоставляют ипотечные жилищные кредиты и займы, могут являться такие формы, как участие в самофинансировании предоставления социальных выплат, предоставление материально-технических ресурсов на строительство жилья для молодых семей - участников Программы, а также иные формы поддержки. Конкретные формы участия этих организаций в реализации Программы определяются в соглашении, который заключается между организациями и Министерством и (или) органами местного самоуправления в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Кабинета Министров Республики Татарстан.

Государственный заказчик – координатор Программы осуществляет:

  • общее руководство реализацией Программы;
  • контроль за деятельностью уполномоченных организаций и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
  • ежеквартально, до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в Министерство экономики Республики Татарстан отчеты о ходе реализации Программы в установленном порядке по установленной форме.

Государственный заказчик Программы действует на основании договоров, заключаемых с уполномоченными организациями и органами местного самоуправления, в которых определяются взаимные права и обязанности сторон по выполнению мероприятий по предоставлению молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья.9

Государственный заказчик Программы осуществляет:

  • представление на утверждение в Кабинет Министров Республики Татарстан необходимых для реализации Программы нормативных правовых актов;
  • обеспечение взаимодействия уполномоченных организаций и органов местного самоуправления, а также юридических лиц, участвующих в реализации Программы;
  • прием от органов местного самоуправления заявок на реализацию Программы;
  • контроль за деятельностью органов местного самоуправления, участвующих в реализации Программы;
  • контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан, предоставленных в виде социальных выплат;
  • организацию мониторинга и оценки эффективности программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам;
  • подготовку отчета о результатах реализации Программы на основе отчетов, получаемых от органов местного самоуправления;
  • проведение в средствах массовой информации информационно-разъяснительной работы по вопросам реализации Программы.

Контроль за реализацией Программы осуществляется по следующим показателям:

  • количество свидетельств, выданных молодым семьям, и размер бюджетных средств, предусмотренных на их оплату;
  • количество оплаченных свидетельств и размер бюджетных средств, направленных на их оплату.

Эффективность реализации Программы и использования выделенных на ее реализацию средств федерального бюджета, бюджета Республики Татарстан и бюджетов муниципальных образований Республики Татарстан будет обеспечена за счет:

  • исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
  • «прозрачности» использования бюджетных средств;
  • государственного регулирования порядка расчета размера и предоставления социальных выплат;
  • адресного предоставления бюджетных средств;
  • привлечения молодыми семьями собственных, кредитных и заемных средств для приобретения жилья или строительства индивидуального жилья.

Оценка эффективности реализации мер по обеспечению жильем молодых семей будет осуществляться на основе индикатора, которым является количество молодых семей, улучшивших жилищные условия с использованием бюджетных средств.

Успешное выполнение мероприятий Программы позволит в 2012 – 2015  годах обеспечить жильем 200 молодых семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также позволит обеспечить:

  • привлечение в жилищную сферу дополнительных финансовых средств банков и других организаций, предоставляющих ипотечные жилищные кредиты и займы, собственных средств граждан;
  • развитие и закрепление положительных демографических тенденций в обществе;
  • укрепление семейных отношений и снижение уровня социальной напряженности в обществе;
  • развитие системы ипотечного жилищного кредитования;
  • расширение форм государственной поддержки в улучшении жилищных условий и повышение доступности жилья для молодых семей.

Реализация Программы на уровне РТ требует проведения определенного рода мероприятий:

  • заключение государственным заказчиком Программы с муниципальными образованиями Республики Татарстан соглашений о реализации Программы;
  • ежегодное определение объема средств, выделяемых из бюджета Республики Татарстан на реализацию мероприятий Программы;
  • отбор муниципальных образований Республики Татарстан для участия в Программе и распределение между ними субсидий по методике;
  • отбор банков в соответствии с установленными на федеральном уровне критериями для обслуживания средств, предоставляемых в качестве социальных выплат молодым семьям;
  • отбор уполномоченных организаций, осуществляющих предоставление для молодых семей - участников Программы жилого помещения эконом класса (при необходимости);
  • осуществление контроля за реализацией Программы на республиканском и муниципальном уровнях в пределах своих полномочий;
  • обеспечение освещения целей и задач Программы в средствах массовой информации Республики Татарстан;
  • проведение мониторинга реализации Программы, подготовка информационно-аналитических и отчетных материалов для представления государственному заказчику подпрограммы.

 

2.3. Предоставление региональной  ипотеки семьям республики Татарстан

Республика Татарстан, входящая в состав Приволжского федерального округа, согласно постановлению правительства Российской Федерации продлила до 2015 года срок действия федеральной ипотечной целевой программы, направленной на обеспечение жильём молодых семей, проживающих на территории республики. Ипотека молодым семьям РТ предполагает объединение муниципальных и республиканских программ, направленных на предоставление субсидии молодым семьям, величина которых различается и, прежде всего, зависят оттого, сколько стоят объекты недвижимости в области. Рейтинг городов Российской Федерации по количеству выданных ипотечных кредитов представлен в Таблице 1. На нем можно увидеть, что Республика Татарстан занимает ведущее место по выдаче кредитов населению.

Таблица 3.1.1

Рейтинг городов Российской Федерации по количеству выданных ипотечных кредитов

Январь 2010 года

Январь 2011 года

1

г. Москва

408

1

Республика Татарстан

857

2

Республика Татарстан

301

2

г. Москва

795

3

Иркутская область

280

3

ХМАО – Югра

787

4

Алтайский край

258

4

Самарская область

599

5

Самарская область

257

5

Челябинская область

574


 

Для того чтобы получить ипотеку для молодой семьи в РТ, необходимо претенденту на кредитование предоставить в региональные органы, отвечающие за распределение субсидий, пакет документов, подтверждающий права заемщика на данный вид льгот. Помимо этого следует знать, что по условиям кредитования в республике Татарстан молодой семьёй признается та, в которой оба или один из супругов не достиг на момент кредитования тридцатилетнего возраста. Это же правило относится и к молодым родителям, имеющим на иждивении ребенка, но при этом считающимся по законодательству неполной семьёй.

Субсидия по ипотеке молодой семье в РТ может быть предоставлена на приобретение у любых юридических и физических лиц ликвидных видов жилых объектов, а также использоваться в качестве уплаты первоначального взноса при получении ипотечного кредита или уплаты одной из частей ипотечного займа, полученного ипотекодателем для приобретения или строительства жилого ликвидного строения.10

Собственность в ипотеку очередники получают, если исполняют такие требования. Если они бездетные, то помощь молодым семьям 2013 власти предлагают следующую. Они оплачивают до 35% стоимости жилья. Далее за каждого ребенка им начисляются еще 5%, они являются дополнительными. На остаток обычно берется ссуда в рассрочку в некоммерческом банке. Однако учреждение должно работать в сфере жилья молодым семьям в Казани. Иными словами выдавать денежные ссуды на него. При этом обязательно принимается во внимание первичная выплата и получается льготная ипотека. 

Социальная программа молодая семья в Казани в 2013 году сегодня активно обсуждается на местных ресурсах, которые посвящены этим вопросам. Значит, можно почитать комментарии граждан, которые воспользовались уже предложением субсидии молодым семьям в Казани.  
Рассмотрим условия этого банка подробнее. Первоначальная выплата по социальному проекту составляет всего 10%. Далее если в семье есть дети и 15% от общей стоимости недвижимости, если в семье нет детей. Другими словами молодой семье доступное жилье. В особенности если остановиться на ипотечном кредитовании здесь, то можно воспользоваться специальной льготой. Под ней подразумевается отсрочка выплат, когда рождается ребенок на тот либо иной срок, что очень удобно. 

Кроме того учреждения, работающие в этом направлении, часто относят в отдельную линию проекты такие, потому что хотят тем самым привлекать клиентов и предлагать, таким образом, помощь молодым семьям в Казани в 2013 году. При этом условия от остальных вариантов кредитования почти не отличаются друг от друга.

Срок кредита - до 28,5 лет, процентная ставка – 7% годовых. При определенных условиях первоначальный взнос может отсутствовать.11

Программа предусматривает возможность оплаты стоимости жилья собственным трудом и продукцией личного подсобного хозяйства. В том случае, если заемщик не справляется с платежами, ему предоставляют ипотечное жилье в наем. Когда финансовое положение заемщика восстанавливается, он может возобновить процесс выкупа недвижимости.

В этом году на строительство жилья по программе социальной ипотеки будет выделено 13,3 млрд. рублей, что идентично показателю прошлого года.

В этом году по программе социальной ипотеки в Татарстане планируется сдать 117 многоквартирных домов общей площадью 473 тыс. квадратных метров. Из них 28 домов будут возведены в Казани.

Действие программы социальной ипотеки запланировано на долгосрочную перспективу – до 2019 года.

В этом году тоже будут приниматься документы на участие в программе для молодых семей, но квартиры по ней смогут получить только 60–70 жителей республики.

Но основным пунктом, отличающим татарстанскую модель от любой другой региональной ипотеки, является фиксированная цена квадратного метра.

В начале развития российской ипотеки предполагалось, что она оживит рынок недвижимости. Объемы строительства выросли, повысились объемы спроса на жилье, но ценовая гонка продолжалась, и каждый шаг в сторону снижения стоимости ипотечного кредита перекрывался шагом в сторону увеличения стоимости квартир. 

В татарстанском варианте цена на метры в рамках программы социальной ипотеки фиксирована. В итоге те, кто входит в программу, не только не увеличивают потенциальный спрос на более дорогое жилье, но и, наоборот, снижают его.

Информация о работе Социальная политика государства. Проблемы реализации социальной политики в условиях перехода к рынку