Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………...4
1.1Сущность, цели и основные элементы……………………..………...............4
1.2 Социальная защита населения ………………………………………………9

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………….14
2.1 Социал-демократическая модель………………....………………………...14
2.2 Корпоративная и либеральная моделью…………………………...............17

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………18
3.1 Цели и направления социальной политики Беларуси……………..............18
3. 3 Уровень и качество жизни населения……………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28

Файлы: 1 файл

Социальная политика РБ .doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

 

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………...4

1.1Сущность, цели и основные элементы……………………..………...............4

1.2 Социальная защита населения ………………………………………………9

 

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………….14

2.1 Социал-демократическая модель………………....………………………...14

2.2 Корпоративная и либеральная  моделью…………………………...............17

 

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………18

3.1 Цели и направления  социальной политики Беларуси……………..............18

3. 3 Уровень и качество жизни населения……………………………………...22

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............26

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Главной целью государственной  социальной политики является развитие потенциала личности, семьи, населения страны в целом. Это предполагает создание условий для полноценного воспроизводства и развития каждым человеком своих способностей, а также обеспечение возможностей для трудовой и духовной самореализации

Тема данной курсовой работы является актуальной т.к. социальная политика играет огромную роль во внутренней политике любого государства, так как проблемы, возникающие в социальной сфере, напрямую связаны с развитием экономической и политической жизни страны, а следовательно, являются своеобразным индикатором развития общества. Для России этот вопрос сегодня особенно актуален в связи с необходимостью формирования новой модели социальной политики.

Социальная политика, с точки зрения функционирования экономической системы, играет двоякую роль. По мере экономического роста создание благоприятных условий в социальной сфере становится главной целью экономической деятельности, то есть в социальной политике концентрируются цели экономического роста. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, к их знаниям, культуре и т.д. В свою очередь, это требует дальнейшего развития социальной сферы.

Целью государственной  социальной политики является обеспечение  системы мер по улучшению условий  жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.

Основные задачи, стоящие  перед курсовой работой:

1) рассмотреть социальную политику и ее составные части;

2) описать социальную политику в зарубежных странах;

3) проанализировать социальную политику Беларуси и наметить направления совершенствования социальной политики.

 

Глава1.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

 

1.1Сущность, цели  и основные элементы.

 

Социальная политика – совокупность принципов, норм и методов, используемых государством для регулирования социально-экономических условий жизни общества и отношений между его социальными группами в целях обеспечения социальной устойчивости и развития интеллектуального потенциала всех слоев общества.

Основные функции социальной политики можно свести к следующему [5, с. 166]:

-  приведение к устойчивости  социальных отношений и социального  положения всех групп населения;

- поддержание и стимулирование  социальной активности населения;

- создание основ для обеспечения  нижнего порога материальных  возможностей жизнедействия;

- защитная функция, означающая  помощь гражданам в условиях  наступления состояния социального  риска и кризиса;

- создание социальных условий  для развития интеллектуального  потенциала всех слоев общества.

Социальная политика строится на основе определенных принципов. Из них можно выделить три главных [5, с. 167]:

1) принцип социального равенства  (паритетности) членов данного общества, означающий равенство перед законом,  а также в области национальных  отношений, вероисповедания и  т.п.;

2) принцип социальной солидарности, понимаемый как общая, объединенная поддержка, опирающаяся на общность основных жизненных интересов и целей населения данной страны;

3) принцип социальной справедливости, имеющий исторически обусловленные  особенности, но в целом означающий  определенную социально-экономическую симметричность и эквивалентность участия и условий в жизни общества и его социальных групп. Это проявляется в соответствии, например, прав и обязанностей, свобод и ответственности, вклада и реального экономического положения человека и т.п.

Социальная политика, выполняющая  широкий спектр функций, сложна и  в структурном отношении. Ее структуру  можно представить в виде единства шести основных составляющих, которые  отражают направления социальной политики [5, с. 167]:

1) обеспечение занятости;

2) регулирование доходов населения;

3) социальные гарантии;

4) социальная защита;

5) защита здоровья и экологической  безопасности населения;

6)  политика обеспечения роста  интеллектуализации населения на  основе развития социальной сферы.

Последняя структурная составляющая – новая в социальной политике, но по своей актуальности она должна занимать в ней одно из ведущих  мест. На рисунке 1.1 представлена структура социальной политики.

 

Рисунок 1.1 – Структура социальной политики [5, с. 168]

 

Социальная сфера - весьма сложный объект, обеспечивающий развитие человеческого потенциала. К ее основным компонентам относятся [9, с. 25]:

- социально-трудовые отношения, включая оплату труда, доходы населения, занятость, охрану и нормирование труда, социальное партнерство, защиту трудовых прав граждан;

- социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных граждан (социальное страхование, в том числе пенсионное обеспечение, социальная помощь и социальное обслуживание населения);

- социально-культурные отрасли (здравоохранение, образование, наука, культура, жилищная сфера, физическая культура и спорт);

- социальная поддержка отдельных групп населения (например, инвалидов, ветеранов войны, молодежи, маргинальных групп);

- демография и миграция населения;

- охрана окружающей среды.

Для успешного регулирования и  обеспечения безопасности в социальной сфере важное значение имеют [9, с. 26]:

- качество постановки и уровень понимания задач, методы их решения, политическая воля проводимых реформ. Необходимо балансирование между экономической логикой и социальными ожиданиями;

- участие людей в проведении реформ, диалог власти и общества. Особенно это важно в переходных экономиках, где общественное беспокойство о цене реформ велико, а понимание рыночных процессов и потенциальных выгод от реформ в социальной сфере очень низкое;

- простота, прозрачность, эффективность и справедливость отношений в социальной сфере. Большое значение имеет и кадровое обеспечение реформ в социальной сфере. Их не может осуществлять управленец с низкой квалификацией и недостаточными мотивациями;

- направленость изменений не на одномоментный слом действующих систем, а на их постепенное, поэтапное преобразование, создание переходных моделей;

- регулирование, построенное на сочетании платности, бесплатности и доступности социальных услуг, включая разработку и введение государственных минимальных стандартов, в том числе гарантированного минимума бесплатно предоставляемых социальных услуг.

Жизненно важные национальные интересы в социальной сфере в наиболее общей форме выражаются в социальной политике государства. Именно в ней достигается сбалансированность интересов личности, общества и государства. Социальная политика и социальная безопасность - две стороны одной медали. Чем реалистичнее социальная политика, тем выше уровень социальной безопасности каждого члена общества, каждой семьи.

Как показывает практика, игнорирование  социальных параметров политики ведет к серьезным провалам во многих областях общественной жизни, но особенно пагубно сказывается на состоянии национальной безопасности. Социальная безопасность, выступая частью национальной безопасности, представляет собой состояние защищенности личности, социальной группы, общности от угроз нарушения их интересов, прав и свобод.

Постоянным объектом социальной безопасности в общем виде является личность, ее права и свободы. Однако сами объекты и субъекты социальной безопасности могут меняться по мере изменения условий развития общества. Большое влияние на изменение политики в социальной сфере оказывает демографическая структура населения, а также характеристика субъектного фактора: поведение, традиции, тип культуры народа.

Путями повышения уровня и качества жизни населения являются: усиление роли заработной платы как главного фактора, стимулирующего экономическое развитие и повышение эффективности экономики; обеспечение роста реальных денежных доходов как основы улучшения жизни населения; уменьшение количества малообеспеченных граждан; недопущение чрезмерной дифференциации по уровню доходов различных групп населения в регионах и по отраслям экономики.

Главными приоритетами совершенствования  трудовых отношений и занятости  населения являются [9, с. 27]:

- создание новых рабочих мест по востребованным на рынке труда направлениям и профессиям;

- сбалансированность спроса и предложения рабочих мест на рынке труда по профессионально-квалификационным признакам работников и в разрезе регионов;

- стимулирование развития самозанятости населения, расширение деловой и предпринимательской инициативы граждан;

- проведение взвешенной миграционной политики, направленной на позитивное территориальное перемещение населения;

- улучшение качества рабочей среды, включая условия труда и технику безопасности.

Главная цель социальной защиты населения -поддержать тех, кто в силу своего социально-экономического положения не может участвовать в общественном производстве (пенсионеры, дети, инвалиды) или находится в трудной жизненной ситуации, по объективным причинам является малообеспеченным.

Повышение эффективности  социальной поддержки в условиях либерализации экономики осуществляется на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода, а также упорядочения системы социальных выплат, пособий и льгот. Критерий нуждаемости в оказании адресной помощи в настоящее время доведен до бюджета прожиточного минимума.

Отменен категориальный подход в назначении адресной социальной помощи. В сфере социального обслуживания осуществляется переход на инновационные технологии социальной работы, приближенные к нуждам людей. Дальнейшее развитие получили территориальные центры социального обслуживания, имеющие многофункциональный характер и предоставляющие услуги различным категориям населения. Это оправдано как с экономической, так и с психологической точек зрения. Обеспечивается социальное обслуживание одиноких пожилых граждан, особенно жителей отдаленных и малонаселенных деревень. Развивается индустрия социального обслуживания инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот. Формируются правовые, организационные, социально-экономические условия, способствующие максимальной интеграции инвалидов в общество и экономику.

В рамках пенсионной системы  осуществляется введение обязательного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда и некоторыми видами профессиональной деятельности, стимулируется участие работников в программах добровольного пенсионного страхования. В будущем предполагается переход к условно накопительной системе пенсионного страхования, которая позволит сгладить отрицательные тренды, связанные с возрастанием нагрузки на национальную пенсионную систему за счет увеличения числа пенсионеров и сокращения числа работающих.

Предусматривается дальнейшее развитие социально-культурного комплекса (образования, здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта и туризма). Основными задачами развития данных отраслей являются: обеспечение условий для сохранения здоровья, продолжительной творческой жизни, интеллектуального и физического развития человека, создание благоприятной жизненной среды, формирование здорового образа жизни, дальнейшее развитие человеческого потенциала.

При решении всех обозначенных задач и переходе к новой модели возникли угрозы, которые могут нарушить безопасность в социальной сфере. К их числу относятся, прежде всего, угрозы, связанные с демографической безопасностью, доходами населения, качеством жизни граждан, состоянием здоровья, загрязнением окружающей среды.

В условиях мирового финансово-экономического кризиса и либерализации экономики в Республике Беларусь появились дополнительные угрозы, которые могут повлиять на социальную безопасность. Прежде всего, это угрозы, связанные с обеспечением занятости населения и риском увеличения безработицы.

Информация о работе Социальная политика государства