Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа

Описание работы

Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………...4
1.1Сущность, цели и основные элементы……………………..………...............4
1.2 Социальная защита населения ………………………………………………9

Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………….14
2.1 Социал-демократическая модель………………....………………………...14
2.2 Корпоративная и либеральная моделью…………………………...............17

Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………18
3.1 Цели и направления социальной политики Беларуси……………..............18
3. 3 Уровень и качество жизни населения……………………………………...22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............26

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28

Файлы: 1 файл

Социальная политика РБ .doc

— 1.77 Мб (Скачать файл)

Первые признаки ухудшения  ситуации на рынке труда уже появились. Выросла вынужденная неполная занятость, возросло число работающих в режиме сокращенной рабочей недели, рабочего дня, увеличились потери рабочего времени. В связи с этим необходимо принятие мер, направленных на предотвращение негативных явлений и рисков на рынке труда, организацию мониторинга ситуации в отраслях экономики по вопросам занятости, обеспечение социально-трудовых гарантий работающих и высвобожденных работников.

Основными направлениями  работы по исправлению могут стать [9, с. 29]:

- недопущение нарушений трудового законодательства, в том числе неправомерного сокращения работников, направления их в отпуска без сохранения заработной платы, задержки получения зарплат. Необходимо консультирование граждан по трудовому кодексу и законодательству о занятости населения;

- подготовка предложений, направленных на повышение эффективности политики занятости. Здесь необходим более детальный мониторинг рынка труда в разрезе регионов и сфер деятельности, создание биржи вакансий, временных рабочих мест, развитие предпринимательства, упреждающее переобучение, миграция населения;

- создание устойчивой в финансовом отношении системы поддержки населения в случае безработицы, оказание адресной социальной помощи малообеспеченным гражданам, избегая при этом стимулирования социального иждивенчества.

 

1.2 Социальная защита населения

 

Категория «социальная  защита» до сих пор трактуется неоднозначно и противоречиво. Основные позиции можно свести к следующему представлению о социальной защите [5, с. 185]:

- социальная защита  – это деятельность государства  в помощь малообеспеченным группам  населения;

- это осуществление  разных мер социальной поддержки  населения;

- это система гарантий, обеспечивающих права человека на достойный уровень жизни;

- это система управления  социальными рисками населения;

- это система социального  обеспечения членов данного общества.

Не только категория, но и вся теория социальной защиты представлена в науке явно бедно. Видимо, поэтому «пиком» этой теории многие считают концепцию социальной защиты английского ученого У. Бевериджа. Она опирается на три положения [5, с. 185]:

1)  социальная защита  – только одна из частей  политики социального прогресса;

2)  государство обеспечивает только минимально необходимые гарантии, оставляя дополнительное обеспечение на долю индивида;

3) основной метод защиты – обязательное социальное страхование при обеспечении государством трех равных условий: равных возможностей воспитания детей за счет детских пособий; всеобщего медицинского обслуживания; отсутствия массовой безработицы. На основе этих базовых положений У. Бевериджа стала складываться трехзвенная система социальной защиты, включающая:

1) обязательное социальное  страхование;

2) государственную социальную  помощь;

3) добровольное страхование.

Однако позиция У. Бевериджа  не послужила достаточно твердой  основой теории социальной защиты видимо потому, что она опиралась на понимание «защитного» дохода взамен потерянного заработка (при безработице, инвалидности и т.п.) и не разделялась с системой социальных гарантий.

В последующем содержание социальной защиты расширилось за пределы  потери труда и заработка, включив  в себя другие причины и виды бедности (нуждаемости). Это привело к другой крайности - весьма расширительному толкованию социальной защиты как обеспечения всем достаточного уровня жизни независимо от меры участия в общественном труде.

Более адекватной современным  условиям можно считать позицию, согласно которой социальная защита состоит в снижении и компенсации ущерба, наносимого расширенному воспроизводству населения действием социальных рисков.

На систему социальной защиты оказывают влияние национально-государственная специфика, традиции, но в целом выделяются следующие основные ее формы [5, с. 186]:

-  социальное страхование;

-  социальное обеспечение;

-  социальная помощь;

- корпоративная защита за счет работодателя;

-  благотворительность.

Связь названных элементов  социальной защиты с социальными  рисками можно показать следующим образом (таблица 1.1).

На основе вышесказанного можно представить классификацию  используемых в мировой практике систем социальной защиты (таблица 1.2).

В реальной действительности трудно найти системы социальной защиты, которые четко и полностью относятся к определенному типу. МОТ в своих документах использует три типа систем социальной защиты:

1) государственную;

2) страховую (на основе  социального страхования);

3) скандинавскую (равновесное  использование государственного и страхового типов).

 

Таблица 1.1 – Связь элементов социальной защиты с социальными рисками*

Элементы системы социальной защиты

Вид социального риска

Защищаемая группа населения

Социальное страхование

Потеря трудового

дохода

Трудоспособное и уже нетрудоспособное население

Социальное обеспечение

Потеря любого дохода или его снижение ниже минимально необходимого уровня

Нетрудоспособные, неполнозанятые

Социальная помощь (обслуживание)

Риски заболеваний, инвалидности, старости, потери кормильца

Нетрудоспособные

Корпоративная защита

Потеря трудового дохода на данном предприятии

Члена данного трудового коллектива

Благотворительность

Бедность, нищета, чрезвычайные риски

Нетрудоспособные


*Источник: [5, с. 186]

 

Если к этому добавить тип системы социальной защиты, опирающийся на индивидуальное или корпоративное страхование, то картина может быть представлена следующим рисунком (рисунок 1.2).

 

 

 

 

 

Таблица 1.2 – Классификация систем социальной защиты*

Критерии классификации

Типы системы социальной защиты

Общественное (законодательное) признание систем

-  обязательная;

-  добровольная;

-  дополнительная

Участие государства

-  государственная;

-  негосударственная

Степень охвата

-  всеобщие;

-  корпоративные;

-  индивидуальные

Источники финансирования

-  госбюджетная;

-  целевые налоговые сборы  (социальный налог и др.);

-  средства корпорации;

-  благотворительные средства

Форма реализации социальной защиты

-  денежные выплаты;

-  социальные услуги;

-  льготы товарные, налоговые


*Источник: [5, с. 187]

 

В 1952 г. МОТ в Конвенции № 102 предложила новую доктрину системы социальной защиты, суть которой состоит в социальной защите всех групп населения от социальных рисков за счет обеспечения государством минимальных норм (стандартов) социальной помощи. При этом выделялись 9 направлений социальной защиты, которые обеспечивали:

-  медицинской обслуживание;

-  пособие по болезни;

-  пособие по безработице;

-  пособие по старости;

-  пособие по инвалидности;

-  пособие по беременности  и родам;

-  семейные пособия;

-  пособия по случаю потери кормильца.

 

Рисунок 1.2 – Системы социальной защиты [5, с. 1883]

 

Основные положения  этой Конвенции сохранились и  действуют до сих пор.

В структуру социальной политики важной составляющей входит также политика социальной защиты. Это система принципов, нормативов и мер, используемых государством для создания и регулирования условий, обеспечивающих защиту граждан в ситуациях социального риска.

Под социальным риском понимается риск возникновения в обществе обстоятельств, наносящих существенный ущерб гражданам по объективным, не зависящим от них причинам (безработица, инфляция, межнациональные конфликты, инвалидность, возрастные последствия, преступления против безопасности личности и т.п.).

Для осуществления политики социальной защиты создается система социальной защиты, которая представляет совокупность конкретных форм и мер, обеспечивающих поддержание жизнедеятельности тех групп населения и тех граждан, которые оказываются в ситуациях социального риска по независящим от них обстоятельствам.

Главными принципами политики социальной защиты являются [7, с. 189]:

-  гуманность;

-  адресность защиты;

- всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к разным социально-демографическим слоям населения;

-  интеграционность различных частей системы защиты в единое целое;

- гибкость системы;

- надежность ресурсного обеспечения мер, проводимых через данную систему.

Социальная защита осуществляется в двух основных формах: натуральной и денежной. В денежной форме при определенных обстоятельствах происходят различного рода выплаты (пособия по безработице, многодетным семьям и т.п.). А в натуральной форме социальная защита реализуется в виде бесплатных школьных завтраков или обедов, обеспечения одеждой и питанием детских домов, приютов и т.п.

Методы социальной защиты, означающие конкретные способы ее реализации, на практике весьма разнообразны. Это  обусловлено разнообразием социальных рисков и тех конкретных ситуаций, объемов, форм, в которых они проявляют  себя. Система социальной защиты представлена на рисунок 1.3.

 

Рисунок 1.3 – Система социальной защиты населения [5, с. 189]

 

Основными методами, используемыми  для социальной защиты, являются:

- социальная помощь, осуществляемая  на безвозмездных либо льготных  условиях при трудном материальном положении в условиях социального риска (инвалиды, многодетные, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС и т.д.);

- социальное страхование  как система предоставления финансовой  помощи за счет взносов обязательного  или добровольного порядка и  в зависимости от их размера. Взносы работников, работодателей и государства в пропорциях, определяемых законодательно в разных странах по-разному, служат источником для пособий, пенсий и др. социальных выплат;

- социальная поддержка  - это, прежде всего, способ  защиты тех, чьи доходы оказались ниже прожиточного минимума, т.е. находящихся за чертой бедности.

Тенденция гуманизации, человечности пробивает себе дорогу, в частности, в исторически утверждающейся в ряде стран социально ориентированной  экономике рыночного типа. Эта тенденция, прежде всего, заметна в системе социальной защиты - в ее достаточности, гибкости и надежности, т.е. в том ощущении защищенности, которое она создает для человека в современном, полном рисков обществе.

 

 

 

 

 

 

Глава2.СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

 

2.1 Социал-демократическая модель

 

Социал-демократическая  модель. Типична для скандинавских стран. Направления и пути реализации социальной политики в этих странах определяется политическим союзом рабочих партий левого крыла и партий, представляющих интересы мелких фермеров и нацеливается на обеспечение государством широкого диапазона социальных услуг всему населению при полной его занятости. В. Ханеш определяет эту модель как «скандинавскую» (Дания, Швеция, Финляндия). Модель характеризуется тем, что социальные услуги определяются как гражданские права, причем все граждане имеют право на равное, финансируемое за счет налогов социальное обеспечение. Работающее население получает дополнительные социальные льготы. От системы государственного социального обеспечения отделено только страхование по безработице, основанное на принципе добровольности. В целом уровень социального обеспечения довольно высоки; финансируется в основном за счет налогов.

       Как пример социал-демократической модели можно рассмотреть социальную политику Швеции. Этой стране принадлежит приоритет по многим важным начинаниям социально-экономического плана: в проведении активной политики выравнивания доходов и высокой доли перераспределения через госбюджет национального продукта; организации социального диалога; переходе от политики потребительского отношения к окружающей человека природной среде к экологически дружественной политике промышленного развития через ужесточение норм загрязнения и других экологических стандартов, запрет на строительство АЭС.

Швеция первой на Западе перешла на путь развития на основах принципов социально ориентированного рыночного хозяйства. Ее экономическая система ориентирована на достижение следующих социальных целей: обеспечение относительной эталитарности, понимаемой как уменьшение при помощи налогов резкой дифференциации доходов, уменьшение бедности при обеспечении полной занятости. Более 50% ВВП страны проходит перераспределение через государственный бюджет, в том числе более 2/3 этой части валового продукта страны направляется на услуги социальной направленности, включая бесплатное здравоохранение, образование и др.

Информация о работе Социальная политика государства