Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 20:47, курсовая работа
Целью государственной социальной политики является обеспечение системы мер по улучшению условий жизни и труда всех слоев населения, предотвращению и устранению социального неравенства, повышению образовательного и культурного уровня граждан. И экономическая наука призвана дать теоретическое обоснование реформирования социальной политики государства, оценить достоинства и недостатки различных вариантов этих преобразований.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
Глава 1. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА……………………...4
1.1Сущность, цели и основные элементы……………………..………...............4
1.2 Социальная защита населения ………………………………………………9
Глава 2. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН…………….14
2.1 Социал-демократическая модель………………....………………………...14
2.2 Корпоративная и либеральная моделью…………………………...............17
Глава 3. СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ………18
3.1 Цели и направления социальной политики Беларуси……………..............18
3. 3 Уровень и качество жизни населения……………………………………...22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….............26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………28
Беларусь всегда славилась своими спортсменами. Занятия физкультурой, спортом, следование принципам здорового образа жизни являются приоритетами государственной политики.
Важную роль в реализации планомерного курса на обеспечение благополучия людей играет выполнение в социальной сфере минимальных государственных стандартов, предусматривающих снабжение граждан продовольствием, теплом, коммуникациями, транспортом, бытовыми услугами, нормальную работу учреждений образования, здравоохранения, культуры.
В Беларуси сложилась
эффективно действующая система
справедливого распределения
Ведущей социальной установкой белорусской государственности и ее идеологической платформы, гуманистической по своей направленности, является оптимальное сочетание централизованных гарантий и индивидуального трудового вклада в процветание государства. Только эффективный труд может быть источником экономического и социального успеха личности и государства.
Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:
-гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;
-гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;
-гарантиях права на труд, как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;
-гарантиях справедливой
доли вознаграждения в
-гарантиях права на
охрану здоровья, включая бесплатное
лечение в государственных
- гарантиях права на
социальное обеспечение в
Таблица 1.3 - Основные государственные социальные гарантии*
Название государственной |
Размер |
Размер |
Бюджет прожиточного минимума |
|
|
Минимальный потребительский бюджет в среднем на душу населения |
1416580 |
165,6 |
Минимальная заработная плата |
1109120 |
129,6 |
Пособие по безработице |
118300 |
13,8 |
Пособие на погребение |
4102996 |
479,6 |
Единовременное пособие в |
|
|
Единовременное пособие |
|
|
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 3 лет |
843870 |
98,6 |
Ежемесячное пособие женщинам, родившим ребенка вне брака, осуществляющим уход за ребенком в возрасте до 1,5 лет |
|
|
Ежемесячное пособие женщинам, родившим ребенка вне брака, осуществляющим уход за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет |
|
|
Средний размер пенсий (всех видов) |
1657300 |
193,7 |
Минимальный размер пенсии по возрасту: |
210968 |
24,7 |
Средний размер пенсии по возрасту |
1721400 |
201,2 |
Средний размер социальной пенсии |
782400 |
91,5 |
Средний размер пенсии по инвалидности |
1509700 |
176, |
*Источник: [16]
На Таблица 1.3 можно увидеть основные государственные социальные гарантии в Республике Беларусь. Размер выплат в ноябре представлен как в национальной валюте, так и в иностранной.
3.2 Уровень и качество жизни
Результативность социальной политики можно оценить, если сравнить уровень и качество жизни населения в различные периоды или в различных странах.
Уровень жизни — это степень обеспеченности населения материальными и духовными благами, исходя из сложившихся потребностей.
Качество жизни в широком смысле включает четыре блока характеристик: качество населения, уровень жизни населения, социальная безопасность, качество окружающей среды.
Блок I включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образованности и профессиональной квалификации.
Блок II охватывает как качественные, так и количественные характеристики. В первую группу входят показатели состояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качества проведения свободного времени и условий отдыха, благополучия семейной жизни.
Блок III включает характеристики уровня физической и имущественной безопасности, качества морально-политического здоровья общества и государства.
Блок IV охватывает показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов.
Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси. Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показателей уровня жизни населения включает следующие: денежные доходы населения, реальные располагаемые денежные доходы населения, денежные доходы на душу населения, среднемесячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер назначенной месячной пенсии, реальный размер назначенной месячной пенсии.
Кроме указанных статистика отслеживает также показатели структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.
Важной составляющей статистического изучения уровня жизни являются выборочные обследования домашних хозяйств, результаты которых используются для оценки благосостояния населения и степени его экономической дифференциации, а также для разработки социальной политики государства и первоочередных направлений социальной поддержки наиболее уязвимых групп населения.
По многим социально-экономическим показателям Республика Беларусь достаточно выгодно отличается от других стран СНГ и стран с переходной экономикой в целом. Уровень зарегистрированной безработицы в Беларуси на конец октября 2012 года, как и на конец октября 2011 года, составил 0,6% от экономически активного населения, является самым низким среди стран СНГ и Восточной Европы.[14]
В России уровень регистрируемой безработицы составляет 2,1 %, Украине – 2,8 %, Молдове – 6,3 %, Казахстане – 8%, Армении – 8,4 %.
Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения за 2009 год Беларусь:
Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является «потребительская корзина», включающая научно обоснованный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные потребности человека в определенные отрезки времени, исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.
«Потребительская корзина» формируется по основным статьям расходов:
— питание;
— одеяла, белье, обувь;
— предметы санитарии, гигиены, лекарства;
— мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;
— жилище и коммунальные услуги;
— культурно-просветительные мероприятия и отдых;
— бытовые услуги, транспорт, связь;
— содержание детей в дошкольных учреждениях;
— налоги, обязательные платежи, накопления;
— прочие расходы.
Минимальная потребительская корзина рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально неприемлемо.
График 1.1 - Динамика реальных располагаемых денежных доходов населения
(в процентах к
Источник [4]
На графике 1.1 видно, что в I квартале 2011 г., по предварительным данным, общий объем денежных доходов населения составил 30,7 трлн. рублей и по сравнению с I кварталом 2010 г. увеличился на 35,8% при росте потребительских цен на товары и услуги за этот период на 12,5%.
Минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляет собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.
Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе и по безработице. Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек
Прожиточный минимум - минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья
В соответствии с Законом «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь», основным критерием признания граждан бедными является бюджет прожиточного минимума. Все граждане (семьи), отнесенные к категории бедных, имеют право на государственную социальную помощь.
Бюджет прожиточного минимума - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за «чертой бедности». Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 | |
Денежные доходы в расчете на душу населения, тыс. руб. в месяц |
422,4 |
511,4 |
658,6 |
766,1 |
952,4 |
1 457,7 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника, тыс. руб. |
582,2 |
694,0 |
868,2 |
981,6 |
1217,3 |
1899,8 |
Средний размер назначенных пенсий (на конец года), тыс. руб. |
277,6 |
328,2 |
389,4 |
429,5 |
584,7 |
940,4 |
Минимальная заработная плата – это гарантированный минимум заработной платы, устанавливаемой государством в законодательном порядке, ниже которого не может оплачиваться труд рабочих и служащих [3, с. 119]:
Таблица 1.4- Основные социально-экономические показатели уровня жизни населения.*
Источник*[16]
Таблица 1.4 показывает уровень доходов населения с 2006 года по 2011 год. Из табличных данных следует отметить, что наблюдается плавный рост доходов населения, увеличение заработной платы и пенсий.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальная политика — политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика».
Обычно под «социальной политикой» понимают социальную политику, проводимую государством («государственную социальную политику»), однако в качестве субъекта проведения социальной политики могут выступать не только государства, но и другие субъекты — надгосударственные образования (в этом случае говорят о надгосударственной социальной политике), отдельные административные образования (местная, или региональная социальная политика), а также отдельные предприятия, в том числе транснациональные.
Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги).
Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.
Цель социальной политики
государства состоит в