Социальная политика организации как составная часть управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 10:43, реферат

Описание работы

Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его психологического климата. Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.
В общем виде психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.

Файлы: 1 файл

Программа социологического исследования на тему.doc

— 56.50 Кб (Скачать файл)

Программа социологического исследования на тему: «Исследование  удовлетворенности  психологического климата в трудовом коллективе на  ОАО «Нефтемаркет» ». 

       Коллектив – это высокоразвитая малая группа людей, отношения в которой строятся на позитивных нормах морали, обладает повышенной эффективностью в работе. Эффективность работы коллектива во многом зависит от его психологического климата. Психологический климат – это неофициальные отношения, которые складываются между работниками.

        В общем виде психологический климат представляет собой преобладающий и относительно устойчивый настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления в его жизнедеятельности.

Важнейшие признаки благоприятного психологического климата:

-  доверие и высокая требовательность членов группы друг к другу;

-  доброжелательная и деловая критика;

- свободное выражение собственного мнения при обсуждении вопросов, касающихся всего коллектива;

- отсутствие давления руководителей на подчиненных и признание за ними права принимать значимые для группы решения;

-  достаточная информированность членов коллектива о его задачах и состоянии дел при их выполнении;

-   удовлетворенность принадлежностью к коллективу;

-   принятие на себя ответственности за состояние дел в группе каждым из ее членов и пр.

Таким образом, психологический климат- это  психологический настрой в группе или коллективе. Основные факторы психологического климата: взаимоотношения по вертикали и по горизонтали, их стиль и нормы, а затем различные составляющие производственной обстановки (организация и условия труда, система стимуляции). Характер психологического климата зависит в целом от степени развитости коллектива. Оптимальное управление деятельностью и психологическим климатом в любом коллективе требует специальных знаний и умений от руководства. 

         В данном социологическом исследовании мы будем рассматривать степень удовлетворенности психологическим климатом работников ОАО «Нефтемаркет». Открытое акционерное общество «Нефтемаркет» (ОАО «Нефтемаркет») создано на базе объединения «Читанефтепродукт». ОАО «Нефтемаркет» зарегистрировано Решением Железнодорожного районного Совета народных депутатов № 158 от 10.11.92 г., Свидетельство о государственной регистрации № 1573 от 04.06.96г. до 01.07,02 г., основной государственный регистрационный № 1027501152601 от 24.09.02 г.

         Основные виды деятельности - удовлетворение спроса в нефтепродуктах на территории Читинской области    и   поставка   в   другие   регионы,   а   также   услуг   коммерческого, посреднического характера юридическим и физическим лицам;

осуществление    любых    видов    хозяйственной    деятельности,    за 
исключением запрещенных законодательством РФ в соответствии с целью своей 
деятельности.

         Органами управления общества являются: общее собрание акционеров, наблюдательный Совет, коллегиальный исполнительный орган – Правление, единоличный исполнительный орган (генеральный директор).

         Почтовый адрес ОАО «Нефтемаркет»: 672040, Россия, г. Чита, Авиационный пер., 10. 

        Проблема исследования: Проблема- форма научного отображения проблемной ситуации. Проблема формулируется как выражение необходимости изучения определенной области социальной жизни, разработки теоритических средств и практических действий, направленных на выявление причин вызывающих противоречия, на их разрешение. Проблема данного социологического исследования в состояние психологического климата на ОАО «Нефтемаркет».

Трудится, расти и реализовывать себя –  это потребности практически  любого современного человека. Очень важно найти профессию по душе, достичь в этом деле совершенства и гордится результатами своей работы. Тем не менее, учеными установлено, что на производительность работника значительно влияют отношения в трудовом коллективе, в котором он находится. Человека можно сравнить с растением, которое в одних климатических условиях расцветает, а в других – засыхает. Социально-психологический климат играет важную роль в любом коллективе. Когда работнику в определенной группе людей некомфортно, и он стремится ее покинуть, не стоит рассчитывать на блестящие результаты его труда. Если же в коллективе благоприятный климат и хорошие взаимоотношения, то тут процесс развития сотрудников ускоряется, что позволяет им реализовывать себя в полной мере.

Общий социально-психологический климат в коллективе зависит от следующих показателей:

социально-психологическое  определение группы;

особенности взаимоотношений в коллективе;

преобладающее психологическое настроение в коллективе.

В коллективе с благоприятным социально-психологическим климатом у сотрудников преобладает оптимизм. Такая группа характеризуется доверием, чувством защищенности, открытостью, возможностью карьерного роста и духовного развития, взаимопомощью и теплыми межличностными отношениями в коллективе. В такой атмосфере, как правило, сотрудники чувствуют свою значимость и стремятся к совершенствованию.

В коллективе с неблагоприятным психологическим  климатом сотрудники настроены пессимистично. Неуверенность в себе, подозрительность, закрытость, скованность, страх совершить ошибку и недоверие – основные характеристики членов этой группы. В таком коллективе довольно часто случаются конфликты и споры.

Главную роль в формировании психологического климата в коллективе играет руководитель группы. Любой руководитель заинтересован в высоких рабочих показателях своих подчиненных. Если в коллективе неблагоприятный социальный или моральный климат, высокая текучесть кадров, прогулы, жалобы и срывы сроков сдачи работы, то вопрос взаимоотношений нужно выдвигать на первый план. Хороший руководитель должен обращать внимание на следующие факторы:

Подбор  сотрудников. Для каждого начальства важны профессиональные качества и  навыки потенциального работника. При  приеме сотрудника на работу необходимо обращать внимание и на его психологический портрет. Если в ходе интервью соискатель проявляет такие качества как жадность, агрессивность, завышенная самооценка, то ему стоит отказать в работе. Такой сотрудник может стать источником конфликтов в трудовом коллективе.

Заинтересованность в результатах работы у сотрудников. Очень важно, чтобы сотрудник был увлечен своей работой и стремился достичь наилучших показателей. Спланированный отпуск, материальная стимуляция, перспективы карьерного роста, возможность обучения и совершенствования своих профессиональных навыков – это те факторы, которые влияют на интерес сотрудника к работе.

Условия труда. Неблагоприятные условия  труда могут повлиять на психологический климат в трудовом коллективе. Посторонний шум, плохо оборудованное рабочее место, плохие санитарно-гигиенические условия могут стать источником раздражительности сотрудников.

Роль  руководителя в коллективе. Те руководители, которые с пренебрежением относятся к своим подчиненным или вызывают у них враждебность, как правило, не получают хороших результатов деятельности всего коллектива. Наиболее оптимальным является демократический стиль поведения – сотрудник не боится ошибиться, спросить, не чувствует завышенных требований и навязанных решений.

Всегда  существует возможность изменить морально-психологический  климат в коллективе. Проведение корпоративных  вечеринок, праздников, поздравления сотрудников, поощрение – это те мероприятия, которые помогут сплотить работников. Работая над улучшением климата в коллективе, каждый руководитель обеспечивает себя довольными сотрудниками, которые работают сплоченно и на результат.

      Гипотеза исследования: на мой взгляд, коллектив не удовлетворен психологическим климатом из-за авторитарного (директивный или диктаторский) стиля руководства, т.е. основанный на исключительно точном следовании директивам, приказам. Для него характерно жесткое единоличное принятие руководителем всех решений, жесткий постоянный контроль за выполнением решений с угрозой наказания, отсутствие интереса к работнику как к личности. За счет постоянного контроля этот стиль управления обеспечивает вполне приемлемые результаты по непсихологическим критериям: прибыль, производительность, качество продукции. Но недостатков больше чем достоинств. При авторитарном стиле чаще проявляется конформизм и реже - индивидуальность. Покорность сочетается с заискиванием. Темы разговоров в коллективе не выходят за пределы работы. Наблюдается подавление инициативы, творчества подчиненных, замедление нововведений, застой, пассивность сотрудников, их неудовлетворенность своей работой, своим положением в коллективе. Неблагоприятный психологический климат обуславливает повышенную психологическо-стрессовую нагрузку. При таком стиле руководства возникает нередко агрессивность, враждебность во взаимоотношениях.

       Цель исследования: основной целью является уровень психологического климата в организации.

       Объект исследования: трудовой коллектив.

        Предмет исследования: удовлетворенность или неудовлетворенность психологическим климатом в трудовом коллективе.

       Задачи исследования:

  1. Определить коллектив,  круг корреспондентов.
  2. Изучить теоретико-методологическую базу, основы.
  3. Разработать инструментарий исследования (анкету).
  4. Провести анкетирование.
  5. Провести анализ.

      Анкетирование - сбор информации в социологических, демографических и т.п. исследованиях с помощью анкет.

     

Расчет  выборочной совокупности: в данном исследовании генеральной совокупностью в 18 человек. Выборочная совокупность соответствует 10 человекам -  5 человек из кадрового отдела и 5 из планового. Выборочное исследование мы проводим при помощи анкетирования.

Инструментами анкетного опроса являются:

-текст  анкеты;

-инструкция  к анкете.

                                                              
 
 
 
 
 
 

                                                                 Анкета

Уважаемые сотрудники ОАО «Нефтемаркет»! Мы, выпускницы Забайкальского Государственного университета, группы Управления персоналом, просим Вас принять участие в социологическом исследовании, целью которого является исследование уровня психологического   климата в трудовом коллективе вашей организации. Для ответа на вопросы необходимо:

-внимательно прочитать варианты ответов,

-выбрать один из них, наиболее соответствующий вашему мнению и поставить знак «+» напротив него.

Анонимность и  конфиденциальность гарантируем. Благодарим за содействие! 

1. С каким  из приведенных ниже утверждений  Вы больше всего согласны?  

А) большинство  из членов нашего коллектива – хорошие, симпатичные мне люди

Б) в нашем  коллективе есть всякие люди

В) меня многое не устраивает 

 

2. Вам нравится  работать в нашем коллективе?  

А) да, меня все  устраивает

Б) не знаю, не задумывался  над этим

В) меня многое не устраивает  

 

3.Охарактеризуйте  атмосферу, присущую коллективу.  

А) дружеская

Б) атмосфера  взаимного уважения

В) деловая атмосфера

Г) «каждый сам  за себя»

Д) нездоровая, нетоварищеская атмосфера  

 

4. Как часто,  Вы считаете, надо устраивать совместные праздники и вечера досуга?  

А) как можно  чаще

Б) 1-2 раза в год

В) я не люблю  подобных мероприятий 

 

5. Считаете ли  вы, что было бы лучше, если  бы члены нашего коллектива  жили близко друг от друга?  

А) да, конечно

Б) скорее да, чем  нет

Информация о работе Социальная политика организации как составная часть управления