Социальная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить теоретические и практические особенности управления социальным развитием в организации на примере ФГУП «Почта России»
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления социальным развитием в организации;
2. Рассмотреть принципы и методы управления социальным развитием в организации;
3. Проанализировать социальную политику организации на примере ФГУП «Почты России».

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты управления социальным развитием организации 4
1.1 Управление социальным развитием организации: основные понятия, цели и функции 4
1.2 Принципы и методы управления социальным развитием в организации 11
Глава 2 Исследование социальной политики на примере ФГУП «Почты России» 18
2.1 Характеристика организации 18
2.2 Социальная политика ФГУП «Почты России» 22
2.3 Мероприятия по совершенствованию социальной политики ФГУП «Почта России» 27
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Соц. политика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

 

Оглавление

 

 

Введение

 

Актуальность управления социальным развитием современных организаций обусловлена, с одной стороны, становлением в нашей стране социально ориентированной рыночной экономики, а с другой – перераспределением ролей и функций в решении социальных проблем и обеспечения качества жизни граждан между государством и хозяйствующими субъектами-организациями.

Профессиональный подход к управлению социальным развитием организаций диктуется изменениями, происходящими в настоящее время в социальной сфере и сфере управления организациями в целом. На современном этапе представляется важным рассмотреть теорию и  практику управления социальным развитием с позиции гуманистической парадигмы, предпологающей приоритет ценности человеческого развития над экономическим ростом.

Изученность. Тема изучается многими отечественными авторами, такими как В. Н. Бобков, А. Н. Аверин, Ю. Г. Одегов, Е. И. Холостова, а также такими зарубежными авторами как Д. Старчер, М. Палацци.

Объект: ФГУП «Почты России».

Предмет: социальная политика ФГУП «Почты России».

Цель курсовой работы изучить теоретические и практические особенности управления социальным развитием в организации на примере ФГУП «Почта России»

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты управления социальным развитием в организации;
  2. Рассмотреть принципы и методы управления социальным развитием в организации;
  3. Проанализировать социальную политику организации на примере ФГУП «Почты России».

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе рассмотрены основные понятия управления социальным развитием организации и принципы и методы управления социальным развитием в организации. Во второй главе рассмотрена социальная политика на примере ФГУП «Почты России».

 
 
 

Глава 1 Теоретические аспекты управления социальным развитием организации

1.1 Управление социальным развитием организации: основные понятия, цели и функции

Управление социальным развитием организации представляет собой целенаправленное воздействие на ее социальную среду с целью совершенствования социальных процессов, взаимоотношений и взаимодействия людей.

Управление социальным развитием является частью управления персоналом организации, которое в свою очередь следует рассматривать как часть социального управления. Основанием для такого подхода является конкретизация объекта данных наук.

Объектом социального управления, как видно из определения, являются взаимоотношения и взаимодействия людей в ходе совместной деятельности, в том числе в сфере социально-трудовых отношений.

Отсюда становится ясным предложенное выше соотношение понятий.

Таким образом, рассмотрение круга понятий, являющихся основными для изучения дисциплины, приводит нас к выделению базового понятия – социальные отношения.1

Специфика социальных отношений, отличающая их от других типов общественных отношений (экономических, политических и др.) проявляется не только в разновидности субъектов, но и в объекте – в том, по поводу чего они складываются.

 Смысл управления социальными  отношениями и социальным развитием  организации состоит в создании  благоприятных условий для возможного  удовлетворения людьми жизненных потребностей, формирования у них позитивных социальных качеств, проявляющихся в трудовой деятельности и приводящих, в свою очередь, к удовлетворению общественных потребностей.

Пример развитых стран, ставших передовыми в области внедрения достижений научно-технического прогресса в деятельность организации, и опыт российских организации, добившихся высокой эффективности труда, показывает, что такие результаты могут быть обеспечены созданием научно обоснованной системы управления социальным развитием организации.2

Любая система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, эффект от действия которых превышает суммарное действие ее отдельных компонентов. Система управления социальным развитием организации включает следующие компоненты:

  • Информационное обеспечение, которое представляет собой подсистему индикаторов социальной ситуации в организации, а также подсистему сбора и обработки информации, необходимой для постановки обоснованных целей, стратегического и текущего планирования социального развития, оценки эффективности управления;
  • Организационное обеспечение составляет подсистема менеджмента трех уровней: руководители высшего и среднего звена управления организацией, специалисты в сфере управления социальными процессами, структурные подразделения и социальные службы организации, наделенные компетентностью для решения социальных проблем, а также общественные объединения работников и их органы, вовлеченные в деятельность по социальному развитию организации;
  • Материальное обеспечение правильнее назвать ресурсным, так как оно включает в себя финансовые ресурсы, позволяющие достичь улучшения социальных показателей в планируемой перспективе, и материально-технические ресурсы, предназначенные для организации социально ориентированной деятельности;
  • Нормативно-правовое обеспечение включает подсистему локальных нормативных актов, создающих правовую основу для управления социальным развитием.3

В системе управления социальным развитием организации важнейшее значение имеет цель социального развития.

В трактовке понятия «цель» у исследователей не достигнуто полного согласия. Философ Гегель В.Ф. дает такое определение: «Цель есть ... субъективное понятие, существенное стремление и влечение как положить себя во вне».

В процессе управления организацией цели призваны отражать основные направления деятельности и конкретизировать, уточнять работу на каждом этапе функционирования и развития.

Цели являются для организации и ее членов ориентиром, мобилизующим фактором в конкурентной борьбе с другими организациями, способствуют координации действий и поступков в интересах миссии и общей стратегии.

В условиях демократизации управления общие цели организации определяются коллективно в процессе обсуждения представителей коллектива и профсоюзов (если речь идет о социальных целях). Цели подразделений разрабатываются их руководителями с приглашенными представителями первичных коллективов. Обычно они являются конкретизацией общих целей и охватывают средне- и краткосрочный период.

В современных условиях необходима гуманизация целей развития организации. В их основу  следует положить представление о ценности личности, уважении, признание приоритетной роли работника как интеллектуального актива организации. На первый план должны быть выдвинуты социальны цели:

- обеспечение возможностей для повышения доходов,

-постоянное улучшение сервиса и комфорта рабочей среды, укрепление здоровья,

-создание условий для саморазвития и творческого совершенствования личности,

- предоставление широких  перспектив для самореализации  в труде,

-обеспечение высокого качества жизни работающим и пенсионерам. 

Содержание любого вида управленческой деятельности находит свое конкретное воплощение в выполняемых функциях. При этом имеются в виду не общие функции, – планирование, организация, мотивация и контроль, являющиеся универсальными для управления, где бы оно не осуществлялось (в управлении производством, войсками, учебным процессом и др.), а функции, именуемые конкретными или специальными, набор которых различен в зависимости от специфики объекта управления. Так, экономическое управление производством складывается из таких конкретных функций, как организация материально-технического снабжения, маркетинговых исследований и сбыта продукции, финансовой деятельности и  т.д.

         Управление развитием социальной сферы складывается из своих, присущих данному виду деятельности, функций. Их система определяется совокупностью явлений и процессов, образующих объект рассматриваемой разновидности управленческой деятельности.

Все процессы социальной сферы – идет ли речь об обществе в целом или небольших организациях, трудовых коллективах – можно свести в следующие три группы, которым соответствуют три группы конкретных функций управления социальным развитием:

       1) изменения в условиях труда и жизни людей, к которым приводит решение их социальных проблем;

       2) формирование и развитие социальных качеств людей и обусловленные этим изменения в их образе жизни;

       3) формирование и развитие социальных общностей на основе отношений партнерства и взаимной ответственности.

 
            Прежде всего управление социальным развитием организации направлено на создание благоприятных условий труда и жизни работников и последовательное улучшение этих условий. Тем самым обеспечиваются возможности для удовлетворения социальных потребностей членов трудового коллектива. Соответствующие направления деятельности и образуют первую группу функций.

            В первой рассматриваемой группе функций следует назвать функцию обеспечения условий, гарантирующих соблюдение трудовых и иных, связанных с ними, прав работников как самую важную. Так, к системе условий жизни людей относится экономическая среда их производственной деятельности – тип собственности, на которой базируется предприятие, организация. В процессе перехода к рыночной экономике происходят существенные изменения в этой области, в частности, связанные с приватизацией предприятия. Этот процесс затрагивает интересы работников. Поэтому в качестве самостоятельной должна быть выделена функция обеспечения интересов работников при проведении приватизации предприятий. 
 
           Другая не менее важная функция связана с тем, что для удовлетворения своих жизненных потребностей человек должен иметь источник средств существования, возможность получать доход, достаточный для жизни, а в идеале – обеспечивающий достойную жизнь и перспективы последовательного роста. Поэтому среди рассматриваемой группы функций большое значение принадлежит функции создания условий и помощи людям в обеспечении источниками средств к существованию и благоприятных возможностей для повышения их доходов. Применительно к работникам организации это означает обеспечение возможно более полной рациональной занятости и роста заработной платы на основе повышения эффективности труда. 

Остальные функции этой группы можно просто перечислить, так как суть процессов изменения тех компонентов системы жизненных условий людей, на которые оказывается воздействие, в особых комментариях не нуждается: 
-охрана труда и улучшение его условий;

-обеспечение адаптации людей к меняющейся социально-экономической ситуации;

-развитие социально-бытовой инфраструктуры организации;

-создание и совершенствование условий участия работников в управлении организацией.

Рассмотренная группа функций заключается в изменениях во внешних условиях труда и жизни людей. Вместе с тем, необходимо отметить, что создание благоприятных условий во многом зависит от собственных усилий человека. Поэтому вторая группа функций охватывает процессы изменений в самом содержании образа жизни людей и их социальных качествах. К данной группе относятся следующие функции:

-обеспечение роста профессионального, образовательного и культурного уровня людей, что является причиной формирования и следствием удовлетворения соответствующих потребностей;

-обеспечение трудовой дисциплины, соблюдения норм и правил труда, поведения;

-развитие трудовой, общественной, творческой и других видов активности;

-формирование восприимчивости к инновациям, развитие инновационной готовности.

 
          Третья группа функций охватывает целенаправленные воздействия на трудовой коллектив. Предметом управления социальным развитием выступает здесь сам процесс превращения группы людей в коллектив как целостность и процессы его функционирования не как производительной силы, а субъекта социальных отношений. Управление здесь направлено, в частности, на то, чтобы обеспечить социально-психологическую совместимость и сплоченность членов коллектива, повысить уровень социальной зрелости работников, совершенствовать социальную структуру коллектива. 
         Одна из функций этой группы направлена на создание, развитие и изменение содержания деятельности разного рода общественных структур и объединений работников (профсоюзная организация, совет трудового коллектива, совет акционеров и др.) на основе социального партнерства. 
 
         Рассмотренные функции всех трех групп осуществляются в той или иной степени в любой организации. Конечно, в разных организациях деятельность по управлению социальным развитием имеет различный характер; специфика сферы деятельности организации, ее социальной среды и другие характеристики организации накладывают свой отпечаток. Но в любом случае целенаправленная деятельность по управлению социальным развитием организации реализуется посредством перечисленных специфических функций.4 

 

1.2 Принципы и методы управления социальным развитием в организации

Слово «принцип» происходит от латинского principium — начало, основа.

Информация о работе Социальная политика организации