Социальная политика организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить теоретические и практические особенности управления социальным развитием в организации на примере ФГУП «Почта России»
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты управления социальным развитием в организации;
2. Рассмотреть принципы и методы управления социальным развитием в организации;
3. Проанализировать социальную политику организации на примере ФГУП «Почты России».

Содержание работы

Введение 2
Глава 1 Теоретические аспекты управления социальным развитием организации 4
1.1 Управление социальным развитием организации: основные понятия, цели и функции 4
1.2 Принципы и методы управления социальным развитием в организации 11
Глава 2 Исследование социальной политики на примере ФГУП «Почты России» 18
2.1 Характеристика организации 18
2.2 Социальная политика ФГУП «Почты России» 22
2.3 Мероприятия по совершенствованию социальной политики ФГУП «Почта России» 27
Заключение 29
Список литературы 30

Файлы: 1 файл

Соц. политика.doc

— 137.50 Кб (Скачать файл)

Принципы — исходные, коренные положения какой-либо теории, учения или науки. Принципы управления можно представить как основополагающие идеи и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций; важнейшие требования, соблюдение которых обеспечивает эффективность управления.

Рассмотрим наиболее важные принципы управления применительно к социальному развитию организации.

Принцип социальной ориентации управления. Под влиянием установления рыночных отношений в обществе происходит социальная дифференциация, а социальная направленность управленческой деятельности в настоящее время состоит в стремлении не допускать социального неравенства, которое способно вызвать социальное напряжение.5

Принцип научной обоснованности заключается в требовании, чтобы все управленческие действия осуществлялись на базе научных методов и подходов, основывались на законах управления и развития общества; соответствовали целям управления и отражали основные свойства, связи и отношения управления. Принцип предполагает целенаправленное воздействие на систему в целом или на отдельные ее звенья на основе использования объективных закономерностей.

Принцип законности состоит в том, что деятельность органов управления и работников организации регулируется нормами права. Принцип законности утверждает подзаконный характер управленческой деятельности, обязанность каждого субъекта управления действовать в пределах предоставленных ему прав и полномочий. Законность в управлении обеспечивается системой организационно-правовых мер.

Принцип объективности состоит в требовании знаний и учета объективных закономерностей взаимодействия субъекта и объекта управления, учета имеющихся возможностей, реального состояния социальных процессов и отношений. Принцип объективности позволяет управляющей системе использовать знание объективных законов для достижения практических задач управления.6

Принцип системности заключается в учете всех изменений, которые осуществляются во внешней среде субъектом управления, а само управление должно носить системный характер. В самом общем виде данный принцип может быть определен как упорядочение системы. Управление призвано обеспечивать и совершенствовать структурное и функциональное единство системы. В деловой практике принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий на различных направлениях.

Принцип комплексности заключается в необходимости учитывать все аспекты управления: технологические, экономические, социальные, идеологические, психологические, организационные.

Принцип гласности состоит в обеспечении доступности обсуждения и компетентного участия всех представителей управленческих отношений в принятии решений на основе широкой информированности и учета общественного мнения. Применение этого принципа в управленческой деятельности связано с привлечением сотрудников к принятию управленческих решений, формированием социального имиджа организации.

Принцип эффективности (оптимальности) заключается в достижении поставленной цели в возможно короткий срок и при меньших затратах материальных средств и человеческой энергии. Эффективность управления обеспечивается различными методами и средствами. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является тот, который оптимально соответствует данной ситуации.7

Принцип демократизма означает возможность вовлекать в активную жизнь различные группы и общественные объединения работников, сопоставлять их интересы, находить возможные общие подходы к решению проблем. Это обеспечивается наличием в системе широкого спектра прямых и обратных связей, пронизывающих ее не только по вертикали, в соответствии с иерархией подчинения, но и по горизонтали — на основе совместных интересов. Все это делает демократию весьма эффективной управляющей системой.

Принцип стимулирования состоит в том, что в управлении общественными отношениями и процессами необходимо управлять мотивами человеческих поступков. Наиболее общим выражением этого принципа является сочетание материальных и моральных стимулов повышения трудовой активности.

Принцип саморегулирования означает отказ от упрощенного представления об управлении как административной работе и необходимость учета механизмов саморегулирования и саморазвития, присущих социальным системам. Сохранение баланса регулирования и саморегулирования составляет главный момент в целостной системе социального управления.

Методы управления — это совокупность способов и приемов воздействия на управляемый объект для достижения поставленных организацией целей.

С позиций системного анализа управленческой деятельности можно выделить четыре группы методов в соответствии с этапами управленческого процесса: методы подготовки и принятия управленческих решений, организации деятельности, контроля за выполнением принятых решений.

По типу влияния на исполнителей различают три группы методов управления: экономические, административные и социально-психологические.8

По характеру воздействия выделяют методы прямого (непосредственного) и косвенного (опосредованного) влияния: организационно-распорядительные, правовые, материального и морального стимулирования работы.

По масштабам применения методы управления разделяются на общие (например, управленческое собеседование, анализ деятельности и др.) и специальные (организация служебной деятельности и т. д.).

Метод распоряжений применяется для придания стойкости организационным связям в системе управления в процессе выполнения управленческих задач. Он проявляется в виде приказов, заданий, планов, инструкций, других документов, которые называются распорядительными актами управления.

К административным методам относятся методы принуждения. Они имеют обязательный характер и основаны на подчинении установленным в законодательных или нормативно-правовых актах правилам, а также вышестоящим должностным лицам. С их помощью действуют механизмы защиты интересов сообщества, личности, реализуются права и обязанности руководителей, поддерживается служебная дисциплина, обеспечиваются условия выполнения работниками их обязанностей.

Для качественного выполнения управленческих решений исполнителями широко применяются экономические методы коллективного и индивидуального материального стимулирования (в денежной и не денежной форме). Способами такой мотивации служат повышение должностного оклада за качественное выполнение работы, премии за сверхнормативную активность, награждение ценным подарком, предоставление дополнительных социальных льгот и услуг и т. п.9

Социально-психологические методы отличаются своей мотивационной характеристикой, определяющей направление воздействия. Для осуществления управленческого процесса необходимо, с одной стороны, наличие у субъекта управления определенной мотивации и возможностей (знаний, способностей) руководить объектом, а с другой, — наличие у объекта управления собственной мотивации и способности выполнять распоряжения, а также необходимо, чтобы во взаимодействии присутствовал двусторонний интерес и взаимозависимость. Надлежащий уровень осознания субъектом и объектом управления принципа заинтересованности проявляется в их более или менее одинаковом понимании целей управления.

Исполнитель есть руководимое, подчиненное звено в системе управления. Но при этом он не остается пассивным исполнителем приказов руководства, а выступает как активный субъект деятельности, так как имеет определенную личностную мотивацию, свое понимание и оценку поставленных перед ним задач, проявляет избирательное отношение к личности руководителей. Это в значительной степени влияет на результат его деятельности и общую эффективность достижения цели в системе управления.10

Применение социально-психологических методов, таких, как воодушевляющее лидерство, психологическое влияние, направленное на активизацию жизненных сил личности, постановка общественно значимых целей, поощрение и др., способствуют созданию у людей положительной мотивации к труду, целесообразному поведению и сплочению социальных групп. В эту же группу относятся методы самосовершенствования личности, среди которых методы самообразования, самоменеджмента, самоконтроля и др.

Принципы как основополагающие  правила деятельности и методы управления социальным развитием организации не являются неизменными. Формирование рыночной экономики приводит к развитию системы принципов, появлению современных методов, наилучшим образом отвечающих целям и задачам работы.

 

Глава 2 Исследование социальной политики на примере ФГУП «Почты России»

2.1 Характеристика организации

Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП «Почта России» создано распоряжением Правительства от 5 сентября 2002 года. 13 февраля 2003 года проведена государственная регистрация предприятия, принят Устав.

На базе разрозненных управлений почтовой связи создана сеть филиалов ФГУП «Почта России», внедрена принципиально новая система управления региональными структурами почтовой связи на основе единых учетных принципов бухгалтерского, налогового и управленческого учетов.

Сегодня Почта России включает в себя 86 филиалов, около 42 000 объектов почтовой связи, оказывающих услуги почтовой связи на всей территории Российской Федерации, включая все города и сельские населенные пункты. Один из самых больших трудовых коллективов почтовых работников – около 380 000 сотрудников. Ежегодно почтовые работники России принимают, обрабатывают и доставляют более 1,5 млрд. писем, 48 млн. посылок и 113 млн. ед. денежных переводов.

Всего Почта предлагает своим клиентам свыше 80 почтовых, финансовых, инфокоммуникационных и прочих услуг. Через почтовые отделения осуществляется доставка пенсий и пособий, а также подписных печатных изданий. В отделениях почтовой связи можно оплатить коммунальные услуги, получить и погасить банковский кредит, обналичить денежные средства с пластиковых карт, оформить страховку, приобрести лотерейные, железнодорожные, авиа- и театральные билеты, а также товары народного потребления. Кроме того, в Пунктах коллективного доступа желающие могут выйти в Интернет, отправить и получить электронную почту, распечатать документ и т.д.

В результате проведенных структурных изменений предприятие стало привлекательным как для физических лиц, которые теперь могут воспользоваться широким спектром разнообразных услуг в почтовых отделениях, так и для корпоративных клиентов, которым предлагаются сетевые сервисы Почты. В целях повышения качества почтовых услуг ФГУП «Почта России» регулярно проводит мероприятия, направленные на оптимизацию работы сети почтовой связи, модернизирует логистические, технические и технологические схемы работы. Организуются новые магистральные автомобильные и железнодорожные маршруты, обновляется парк автомобилей и почтовых вагонов. Почта России также реализует программу создания сети автоматизированных сортировочных центров.

Почта России активно работает не только над расширением спектра услуг, оказываемых населению, но и над повышением их качества. С 2005 года на предприятии реализуется проект по разработке и внедрению системы менеджмента качества. В настоящее время уже почти половина всех филиалов Почты России получили сертификаты о соответствии требованиям международного стандарта ИСО 9001:2000 в отношении оказания почтовых (письменная корреспонденция, посылки, экспресс-почта) и финансовых (почтовые переводы, доставка пенсий, прием платежей) услуг.

IX века.  С каменного  века начинается история обмена  известиями. Тогда информация передавалась  дымом костров, ударами в сигнальный  барабан, звуками труб. Позже стали  посылать гонцов с устными сообщениями. Такой вестник заучивал «письмо» со слов отправителя, а затем пересказывал его адресату. Память об этом сохранилась в нашем языке: мы чаще говорим «в письме сказано», чем «в письме написано».

Великие державы древности - Ассирия, Египет, Персия, Рим, государство инков - имели развитую, хорошо организованную почту. По мощеным дорогам и караванным тропам день и ночь курсировали гонцы. Они сменялись или меняли лошадей на специально построенных станциях. Собственно, от латинского выражения «mansio pozita...» - «станция в пункте...» и произошло слово «почта». 2500 лет назад уже применялся эстафетный способ передачи писем от гонца к гонцу.

Многие десятилетия предприятия почты и электросвязи существовали сначала в составе областных и республиканских управлений связи, а затем в составе государственных предприятий связи и информатики. В начале 1990-х годов, после распада Советского Союза, социально-политические и экономические преобразования, происходящие в России, повлекли за собой изменение структур управления. Министерство связи и почтовая служба России провели сложную работу по улучшению организации и системы управления почтой. На правительственном уровне было принято решение о выделении почтовой связи в самостоятельную отрасль. Руководство этой отраслью в 1993 году стало осуществлять Федеральное управление почтовой связи, созданное при Министерстве связи Российской Федерации. В 1995 году Управление было реорганизовано в Федеральную службу почтовой связи РФ, а в 1996 году преобразовано в Департамент почтовой связи Министерства связи РФ. Руководство почтовой связью на отдельных территориях обеспечивают региональные управления, которые действуют через почтамты, городские и районные узлы и отделения почтовой связи.

Почтовые предприятия России получили хозяйственную и коммерческую самостоятельность, но вместе с ней и высокую конкуренцию, создаваемую бывшими партнерами – предприятиями электросвязи. При этом, несмотря на разделение отраслей, уникальная почтовая сеть, созданная в предыдущие периоды и охватывающая практически все населенные пункты страны, была сохранена.

Информация о работе Социальная политика организации