Социальная помощь людям,оказавшимся без определенного места жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - определение эффективной модели социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства.
Задачи - дать характеристику определениям «люди без опредёленного месса жительства», «социальная помощь»;
- рассмотреть причины появления людей без определённого места жительства;
- проанализировать механизм социальной защиты бомжей в РБ.

Содержание работы

Введение 5
Глава 1. Теоретические основы социальной помощи людям, оказавшимся без определённого места жительства 9
1.1 Понятие «люди, без определённого места жительства» и причины появления бомжей 9
1.2 Правовое и социальное положение людей, оказавшихся без определённого места жительства 14
2.3 Социальная помощь людям, оказавшимся без определённого места жительства в России 17
Глава 2. Социальная помощь людям, оказавшимся без определённого места жительства в Башкортостане 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
1. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования.-2003.- №9.- С.58-60. 32
2. Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»: Вып. 1: Сборник / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. —СПб, 2008. — 144 с. 32
3. Николаев Ю. Бомжам разъяснили их права, одели и накормили // Республика Башкортостан, 2013, № 24. 32
4. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120. 32
5. Социальная энциклопедия/ Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- С.34- 32
6. Справочник социального работника/ В.А. Альперович и др.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- С.154-157. 32
7. www.regnum/ news/accidents/103489.htm 32
8. Справочник социального работника./ В.А.Альперович и др.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.- С.154. 32
9. Павленок П.Д.Социальная работа как научная и учебная дисциплина //Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120. 32
10. accidents/ 103489. 32
11. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ. 1995. - Вып. 2. 33
12. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу, -М. 2000.Html 33
13. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997. 33
14. Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. 33
Холостовой. — М., 1997. 33
33

Файлы: 1 файл

Sotsialnaya_pomosch_lyudyam (2).doc

— 130.50 Кб (Скачать файл)

Специфика бездомности  в России и в ряде стран бывшего СССР заключается в ее связи с институтом регистрации (прописки), являющейся по своей сути условием доступа к механизмам реализации конституционных прав граждан.

Нереализованность права  на жилье, сама по себе являющаяся огромной социальной проблемой, влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически ни одного из конституционных прав, среди которых:

— трудоустройство;

— получение образования;

— получение социального  обеспечения;

— получение медицинской  помощи;

— участие в голосовании  на выборах;

— судебная защита и др.

 Социальное положение бездомного обусловлено его правовым положением. Нереализованность права на жилье и отсутствие регистрации фактически превращают бездомных в правонарушителей, исключают из системы общественных отношений, ставя их в крайне тяжелое положение, требующее огромных усилий и нестандартных решений для реализации ими самых обычных потребностей (трудоустройство, образование, получение медицинской и социальной помощи, обращение в суд, получение кредита в банке, заключение договоров в т.ч. и на съем жилья и т.д.)3.

Основные последствия бездомности:

— тяжелое экономическое положение  бездомных;

— тяжелейшие условия существования;

— серьезные проблемы со здоровьем;

— социальная исключенность.

Бездомные лишены возможности зарабатывать на жизнь легальным трудом и вынуждены осваивать альтернативные источники существования:

— для 56,6% — это нелегальный  труд (постоянные и временные приработки);

— для 48,4% — сбор и сдача вторсырья;

— 83,6% для того, чтобы выжить, вынуждены сочетать различные доступные для них источники средств существования: прирабатывать (с целью получения денежного дохода), собирать пригодные для употребления вещи (от родственников и знакомых,  через социальные учреждения и благотворительные организации), использовать любые возможности получения социальной помощи и т.д.

Тяжелое экономическое положение  обрекает бездомных на тяжелейшие условия существования:

— 42,6% не имеют возможности ночевать в жилых помещениях;

— 32,3% ночуют в жилых  помещениях только периодически;

— 30% имеют доступ к  мытью и стирке одежды не чаще 1 раза в месяц;

— 60% не имеют возможности  ежедневно употреблять горячую  пищу;

— 52,7% берут питьевую воду, где придется, включая текущие  трубы, открытые водоемы и т.д.

Условия и образ жизни  бездомных неизбежно сказываются на состоянии их здоровья:

— 62,4% — нуждаются  в медицинской помощи;

— 27,7% — знают о  наличии у них хронических  или заразных заболеваний;

— 5,4% — сообщают об остром заболевании и о потребности в срочной медицинской помощи.

Среди бездомных, проходивших медицинское обследование, туберкулез обнаружен у каждого шестого4.

 

2.3 Социальная помощь  людям, оказавшимся без определённого места жительства в России

В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел согласно этому указу возлагается выявление  лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством, их задержание, доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных. Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление лиц без определенного места жительства в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации  своим Постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в  экстремальных условиях без определенного  места жительства и занятий» от 5 ноября 1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании системы социальной защиты для лиц бомж, включающей в себя дома ночного пребывания, социальные приюты, социальные гостиницы, социальные центры и др. 
Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для лиц бомж, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

8 июня 1996 г. Правительство РФ приняло еще одно постановление, касающееся бомжей, «Об утверждении Примерного положения об учреждении социальной помощи для лиц без определенного места жительства и занятий» (№ 670), регулирующее деятельность учреждений социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. 
В ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Омская области, Республика Дагестан и др.) администрациями и органами социальной защиты населения сформированы и реализуются программы социальной поддержки и помощи бездомным, в том числе путем организации для них бесплатного питания, выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.

Сейчас в Российской Федерации  сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:

— дома ночного пребывания;

— специальные дома-интернаты для  инвалидов и престарелых;

— центры социальной адаптации;

— социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве, в порядке  эксперимента, был открыт первый в  России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России — в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов. Планируется создать таких учреждений по России более 80.

В социальных учреждениях лицам  бомж предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. При необходимости  оказывается доврачебная помощь, а нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

Для обеспечения общественного  порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются  лица без определенного места  жительства (в первую очередь —  инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых  и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория  граждан направляется из приемников-распределителей  органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. По данным на 1 января 1994 г. в Российской Федерации действовало 37 подобных учреждений, в которых проживало примерно 5 тысяч человек.

Специальные дома-интернаты  для инвалидов и престарелых  являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты5.

Эта форма социальной работы с лицами бомж из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым  и инвалидам данной категории  не только решить социально-бытовые  проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом. 
Развитие сети специальных домов-интернатов будет продолжено, так как, по данным органов МВД России, примерно каждый девятый (11-12%) покидающий тюрьму — инвалид или престарелый.

Центры социальной адаптации  предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовая работа и предупредительно-профилактические мероприятия.

Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность  проживать до шести месяцев. За этот 
период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей. Сейчас в России работают три таких центра — в Перми, Омске (на 60 мест каждый) и в Красноярске (на 10 мест).

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного  проживания, а также получения  необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.

Таких учреждений в России пока только три. Они действуют в  Волгограде, Махачкале (на 60 мест каждый) и Липецке (на 20 мест). 
Анализ деятельности функционирующих домов ночного пребывания, специальных интернатов, адаптационных центров, социальных приютов и гостиниц показывает, что из-за дефицита бюджетного финансирования они не в состоянии решать все проблемы лиц без определенного места жительства и занятий, ограничиваясь лишь поддержанием в нормальном состоянии учреждения и выплатой заработной платы сотрудникам. 
В этих особенно тяжелых условиях нельзя не указать на заслуги благотворительных организаций— «Ночлежка», «Врачи без границ», «Армия спасения» и др.

Так, в Москве с мая 1992 г. Международная неправительственная  ассоциация «Врачи без границ» (Бельгия) оказывает социальную и первичную медицинскую помощь бомжам возле 5 московских вокзалов (Курский, Павелецкий, Ленинградский, Ярославский, Казанский), где функционируют передвижные автобусы-амбулатории. Врачи проводят медицинский осмотр, диагностику и лечение заболеваний, не требующих госпитализации; выдают лекарства и производят перевязку гнойных ран и язв. Ассоциация сотрудничает с 4 больницами города и пригорода, в том числе с туберкулезной больницей №11, которые принимают для госпитализации больных из числа бездомных. Ассоциация также заключила соглашение с дезинфекционным центром, куда направляются больные. За время деятельности ассоциации в больницы было помещено 300 человек, 200 из которых были больны туберкулезом. Помимо того, ассоциация помогает бомжам в восстановлении документов, проводит консультации по социальным, правовым, бытовым и медицинским вопросам. 
Представляет интерес и работа Целевого благотворительного фонда «Ночлежка» (Санкт-Петербург). На 1 февраля 1994 г. на регистрационном учете в Фонде состояло более 10 тысяч человек, каждый из которых получал талоны на бесплатное питание. Фонд организовал социальную столовую, где 600 человек ежедневно получают горячие обеды. 
В фонде работает юрист и психолог. Нуждающиеся направляются в санитарный пропускник, получают одежду, в учреждения здравоохранения и т.п.

Общественные организации  стали, пожалуй, главными инициаторами создания социальных столовых для лиц  бомж. Так, например, французской гуманитарной ассоциации принадлежат 2 благотворительные столовые для бомжей, расположенные в столице: одна — в районе Павелецкого вокзала, другая — в районе Китай-города. В них ежедневно (кроме субботы и воскресенья) по талонам бесплатно обедают более 400 человек. Бесплатно пообедать можно и без талона — такую возможность ежедневно предоставляет 450 московским бомжам столовая благотворительного общества «Христианское милосердие» от Христианского Демократического Союза России.

Несмотря на усилия отдельных  министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения. Практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.

Представляется необходимым  создание и осуществление Целевой  Федеральной программы по организации  социальной поддержки и помощи бомжам в России и решение следующих  задач:

— организация научных  исследований проблем бездомности в России;

— повышение эффективности  профилактической работы по предупреждению бродяжничества;

— совершенствование  правовой базы;

— предоставление бомжам возможности комплексной социально-психологической  и медицинской реабилитации (адаптации) с целью интеграции их в общество;

— создание материально-технической  и финансовой базы для широкой  сети социальных учреждений для бездомных;

— подготовка кадров специалистов различного профиля для работы с  лицами бомж;

— объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи лицам бомж.

Таким образом, для решения  проблем лиц без определенного  места жительства необходимо комплексное  рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций. Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России 6.

Информация о работе Социальная помощь людям,оказавшимся без определенного места жительства