Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель курсовой работы - определение эффективной модели социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства.
Задачи - дать характеристику определениям «люди без опредёленного месса жительства», «социальная помощь»;
- рассмотреть причины появления людей без определённого места жительства;
- проанализировать механизм социальной защиты бомжей в РБ.
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы социальной помощи людям, оказавшимся без определённого места жительства 9
1.1 Понятие «люди, без определённого места жительства» и причины появления бомжей 9
1.2 Правовое и социальное положение людей, оказавшихся без определённого места жительства 14
2.3 Социальная помощь людям, оказавшимся без определённого места жительства в России 17
Глава 2. Социальная помощь людям, оказавшимся без определённого места жительства в Башкортостане 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
1. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования.-2003.- №9.- С.58-60. 32
2. Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»: Вып. 1: Сборник / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. —СПб, 2008. — 144 с. 32
3. Николаев Ю. Бомжам разъяснили их права, одели и накормили // Республика Башкортостан, 2013, № 24. 32
4. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120. 32
5. Социальная энциклопедия/ Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- С.34- 32
6. Справочник социального работника/ В.А. Альперович и др.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- С.154-157. 32
7. www.regnum/ news/accidents/103489.htm 32
8. Справочник социального работника./ В.А.Альперович и др.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.- С.154. 32
9. Павленок П.Д.Социальная работа как научная и учебная дисциплина //Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120. 32
10. accidents/ 103489. 32
11. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ. 1995. - Вып. 2. 33
12. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу, -М. 2000.Html 33
13. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997. 33
14. Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. 33
Холостовой. — М., 1997. 33
33
Специфика бездомности в России и в ряде стран бывшего СССР заключается в ее связи с институтом регистрации (прописки), являющейся по своей сути условием доступа к механизмам реализации конституционных прав граждан.
Нереализованность права на жилье, сама по себе являющаяся огромной социальной проблемой, влечет за собой невозможность регистрации по месту жительства и связанный с ней комплекс правовых проблем, приводящих к невозможности реализации бездомными практически ни одного из конституционных прав, среди которых:
— трудоустройство;
— получение образования;
— получение социального обеспечения;
— получение медицинской помощи;
— участие в голосовании на выборах;
— судебная защита и др.
Социальное положение бездомного обусловлено его правовым положением. Нереализованность права на жилье и отсутствие регистрации фактически превращают бездомных в правонарушителей, исключают из системы общественных отношений, ставя их в крайне тяжелое положение, требующее огромных усилий и нестандартных решений для реализации ими самых обычных потребностей (трудоустройство, образование, получение медицинской и социальной помощи, обращение в суд, получение кредита в банке, заключение договоров в т.ч. и на съем жилья и т.д.)3.
Основные последствия
— тяжелое экономическое
— тяжелейшие условия существования;
— серьезные проблемы со здоровьем;
— социальная исключенность.
Бездомные лишены возможности зарабатывать на жизнь легальным трудом и вынуждены осваивать альтернативные источники существования:
— для 56,6% — это нелегальный труд (постоянные и временные приработки);
— для 48,4% — сбор и сдача вторсырья;
— 83,6% для того, чтобы выжить, вынуждены сочетать различные доступные для них источники средств существования: прирабатывать (с целью получения денежного дохода), собирать пригодные для употребления вещи (от родственников и знакомых, через социальные учреждения и благотворительные организации), использовать любые возможности получения социальной помощи и т.д.
Тяжелое экономическое положение обрекает бездомных на тяжелейшие условия существования:
— 42,6% не имеют возможности ночевать в жилых помещениях;
— 32,3% ночуют в жилых помещениях только периодически;
— 30% имеют доступ к мытью и стирке одежды не чаще 1 раза в месяц;
— 60% не имеют возможности ежедневно употреблять горячую пищу;
— 52,7% берут питьевую воду, где придется, включая текущие трубы, открытые водоемы и т.д.
Условия и образ жизни бездомных неизбежно сказываются на состоянии их здоровья:
— 62,4% — нуждаются в медицинской помощи;
— 27,7% — знают о наличии у них хронических или заразных заболеваний;
— 5,4% — сообщают об остром заболевании и о потребности в срочной медицинской помощи.
Среди бездомных, проходивших медицинское обследование, туберкулез обнаружен у каждого шестого4.
В соответствии с Указом Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» в целях оказания социальной, медицинской и иной помощи лицам бомж, а также обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и укрепления общественного порядка Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел для лиц, задержанных за бродяжничество и попрошайничество, в центры социальной реабилитации.
На органы внутренних дел согласно
этому указу возлагается
Правительство Российской Федерации
своим Постановлением «О мерах по
развитию сети учреждений социальной
помощи для лиц, оказавшихся в
экстремальных условиях без определенного
места жительства и занятий» от 5 ноября
1995 г. (№ 1105) поддержало инициативу органов
социальной защиты населения о создании
системы социальной защиты для лиц бомж,
включающей в себя дома ночного пребывания,
социальные приюты, социальные гостиницы,
социальные центры и др.
Решения об организации соответствующих
учреждений отнесено к ведению органов
исполнительной власти регионов. Расходы,
связанные с созданием и содержанием социальных
учреждений для лиц бомж, отнесены за счет
бюджетов субъектов Российской Федерации.
8 июня 1996 г. Правительство РФ приняло
еще одно постановление, касающееся бомжей,
«Об утверждении Примерного положения
об учреждении социальной помощи для лиц
без определенного места жительства и
занятий» (№ 670), регулирующее деятельность
учреждений социальной помощи лицам без
определенного места жительства и занятий.
В ряде регионов России (Москва, Санкт-Петербург,
Ростовская, Омская области, Республика
Дагестан и др.) администрациями и органами
социальной защиты населения сформированы
и реализуются программы социальной поддержки
и помощи бездомным, в том числе путем
организации для них бесплатного питания,
выдачи одежды и оказания финансовой поддержки.
Сейчас в Российской Федерации сложились четыре типа социальных учреждений, оказывающих помощь лицам бомж:
— дома ночного пребывания;
— специальные дома-интернаты
— центры социальной адаптации;
— социальные гостиницы и приюты.
В июне 1992 г. в Москве, в порядке эксперимента, был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест. Затем подобные учреждения были организованы в других городах России — в Кемерово (на 120 мест), Петропавловске-Камчатском (на 100 мест), Липецке, Махачкале (на 25 мест), а также в ряде других городов. Планируется создать таких учреждений по России более 80.
В социальных учреждениях лицам
бомж предоставляется бесплатный ночлег,
оказывается медицинская
Для обеспечения общественного порядка в доме ночного пребывания выставляется пост милиции. Здесь принимаются лица без определенного места жительства (в первую очередь — инвалиды и старики), которые обращаются сами или направлены органами внутренних дел или органами социальной защиты.
В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы. Эта категория граждан направляется из приемников-распределителей органов внутренних дел в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов. По данным на 1 января 1994 г. в Российской Федерации действовало 37 подобных учреждений, в которых проживало примерно 5 тысяч человек.
Специальные дома-интернаты для инвалидов и престарелых являются медико-социальными учреждениями. Они предназначены для проживания в них граждан, нуждающихся в постороннем уходе, в бытовой и медицинской помощи, из числа освобожденных из мест лишения свободы, а также лиц без определенного места жительства и занятий, направляемых органами социальной защиты5.
Эта форма социальной
работы с лицами бомж из числа освободившихся
заключенных позволяет
Развитие сети специальных домов-интернатов
будет продолжено, так как, по данным органов
МВД России, примерно каждый девятый (11-12%)
покидающий тюрьму — инвалид или престарелый.
Центры социальной адаптации
предназначены для
Такие центры имеют общежития,
где бомжам предоставляется возможность
проживать до шести месяцев. За этот
период клиентам оказывается помощь в
решении различных правовых вопросов,
а также в восстановлении утраченных социальных
связей. Сейчас в России работают три таких
центра — в Перми, Омске (на 60 мест каждый)
и в Красноярске (на 10 мест).
Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах (гостиницах) оказывается также медицинская помощь. В период проживания лица бомж получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.
Таких учреждений в России
пока только три. Они действуют в
Волгограде, Махачкале (на 60 мест каждый)
и Липецке (на 20 мест).
Анализ деятельности функционирующих
домов ночного пребывания, специальных
интернатов, адаптационных центров, социальных
приютов и гостиниц показывает, что из-за
дефицита бюджетного финансирования они
не в состоянии решать все проблемы лиц
без определенного места жительства и
занятий, ограничиваясь лишь поддержанием
в нормальном состоянии учреждения и выплатой
заработной платы сотрудникам.
В этих особенно тяжелых условиях нельзя
не указать на заслуги благотворительных
организаций— «Ночлежка», «Врачи без
границ», «Армия спасения» и др.
Так, в Москве с мая
1992 г. Международная
Представляет интерес и работа Целевого
благотворительного фонда «Ночлежка»
(Санкт-Петербург). На 1 февраля 1994 г. на
регистрационном учете в Фонде состояло
более 10 тысяч человек, каждый из которых
получал талоны на бесплатное питание.
Фонд организовал социальную столовую,
где 600 человек ежедневно получают горячие
обеды.
В фонде работает юрист и психолог. Нуждающиеся
направляются в санитарный пропускник,
получают одежду, в учреждения здравоохранения
и т.п.
Общественные организации стали, пожалуй, главными инициаторами создания социальных столовых для лиц бомж. Так, например, французской гуманитарной ассоциации принадлежат 2 благотворительные столовые для бомжей, расположенные в столице: одна — в районе Павелецкого вокзала, другая — в районе Китай-города. В них ежедневно (кроме субботы и воскресенья) по талонам бесплатно обедают более 400 человек. Бесплатно пообедать можно и без талона — такую возможность ежедневно предоставляет 450 московским бомжам столовая благотворительного общества «Христианское милосердие» от Христианского Демократического Союза России.
Несмотря на усилия отдельных министерств и ведомств, а также ряда общественных организаций, проблема лиц без определенного места жительства остается одной из самых острых, в рамках которой не решен целый комплекс не только социальных, но и организационно-технологических вопросов. Не определен статус лиц бомж; отсутствует государственная система их учета; недостаточно развита сеть социальных учреждений для помощи указанной категории населения. Практически отсутствует система подготовки кадров (социальных работников, социальных психологов, социальных педагогов, медицинских психологов и т.п.) для работы с бомжами.
Представляется необходимым создание и осуществление Целевой Федеральной программы по организации социальной поддержки и помощи бомжам в России и решение следующих задач:
— организация научных исследований проблем бездомности в России;
— повышение эффективности профилактической работы по предупреждению бродяжничества;
— совершенствование правовой базы;
— предоставление бомжам
возможности комплексной
— создание материально-технической и финансовой базы для широкой сети социальных учреждений для бездомных;
— подготовка кадров специалистов различного профиля для работы с лицами бомж;
— объединение усилий всех заинтересованных министерств и ведомств, общественных и благотворительных организаций в оказании помощи лицам бомж.
Таким образом, для решения проблем лиц без определенного места жительства необходимо комплексное рассмотрение ситуации в социальном, социально-экономическом, правовом, медицинском и морально-этическом аспектах. Крайне важно привлечение к организации помощи лицам бомж общественных и благотворительных организаций. Не менее важно привлечение внимания широкой общественности к бездомным людям, особенно детям, чтобы само российское общество чувствовало ответственность за интеграцию этих людей в трудовую и духовную жизнь России 6.
Информация о работе Социальная помощь людям,оказавшимся без определенного места жительства