Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:39, курсовая работа
Цель курсовой работы - определение эффективной модели социальной помощи лицам, оказавшимся без определенного места жительства.
Задачи - дать характеристику определениям «люди без опредёленного месса жительства», «социальная помощь»;
- рассмотреть причины появления людей без определённого места жительства;
- проанализировать механизм социальной защиты бомжей в РБ.
Введение 5
Глава 1. Теоретические основы социальной помощи людям, оказавшимся без определённого места жительства 9
1.1 Понятие «люди, без определённого места жительства» и причины появления бомжей 9
1.2 Правовое и социальное положение людей, оказавшихся без определённого места жительства 14
2.3 Социальная помощь людям, оказавшимся без определённого места жительства в России 17
Глава 2. Социальная помощь людям, оказавшимся без определённого места жительства в Башкортостане 24
Заключение 30
Список использованной литературы 32
1. Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования.-2003.- №9.- С.58-60. 32
2. Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»: Вып. 1: Сборник / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. —СПб, 2008. — 144 с. 32
3. Николаев Ю. Бомжам разъяснили их права, одели и накормили // Республика Башкортостан, 2013, № 24. 32
4. Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120. 32
5. Социальная энциклопедия/ Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- С.34- 32
6. Справочник социального работника/ В.А. Альперович и др.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- С.154-157. 32
7. www.regnum/ news/accidents/103489.htm 32
8. Справочник социального работника./ В.А.Альперович и др.- Ростов Н/Д.: Феникс, 2006.- С.154. 32
9. Павленок П.Д.Социальная работа как научная и учебная дисциплина //Социологические исследования. 2000, № 9.- С.120. 32
10. accidents/ 103489. 32
11. Теория и методика социальной работы / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ. 1995. - Вып. 2. 33
12. Тетерский В.Н. Введение в социальную работу, -М. 2000.Html 33
13. Социальная работа. Российский Энциклопедический словарь./ Под общ. ред. В.И. Жукова. — М., 1997. 33
14. Справочное пособие по социальной работе./ Под ред. А.М. Панова, Е.И. 33
Холостовой. — М., 1997. 33
33
Учёт граждан без определенного мета жительства Министерством труда и социальной защиты населения Башкирии не ведется. По словам заместителя главы администрации г. Уфы Альфира Бакиева: «Точное количество лиц бомж, находящихся на территории Уфы, назвать трудно (ориентировочно 2,5 - 3 тысячи). Среди бездомных есть большая категория людей, ставших бомжами по стечению обстоятельств: вернулся из мест лишения свободы и утратил право на жилплощадь, влез в долги и проиграл. Много среди них и психически неполноценных людей».
Вопросами социальной адаптации лиц бомж занимается ГУ Республиканский комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам бомж (Уфа, Колгуевская, 29) и Комплексный центр социального обслуживания населения города Салават, в структуре которого имеется филиал центра социальной помощи лицам бомж (Салават, станция Южная, д.3).Также функционирует Дом ночного пребывания для лиц бомж Муниципального комплексного центра социального обслуживания населения Калининского района Уфы на 25 мест (Уфа, ул. Олимпийская 47, корп. 1). Всего в этих заведениях имеется 89 койко-мест ночного пребывания.
В 2007 году в Башкирии была оказана социальная помощь 3575 гражданам бомж. За первое полугодие 2008 года - 1297 гражданам. Им предоставлялся временный приют, питание, одежда, обувь, оказывалась помощь в трудоустройстве и устройстве в стационарные учреждения социального обслуживания (в дома престарелые и другие).
Одним из видов социальных услуг является помощь в оформлении документов - в 2008 году в республике 133 гражданам бомж были оформлены паспорта, 7 гражданам оформлена пенсия, 107 граждан получили социальные номера, 322 гражданам бомж оформлена регистрация по месту временного пребывания, 91 гражданин трудоустроен, 9 человек направлены в стационарные дома инвалидов и пожилых людей.
Как отметила Альфия Бакиева, Уфимский дом ночного пребывания на улице Олимпийской 47, корп. 1 предоставляет бесплатно койко-место с постельными принадлежностями в течение 12 часов в сутки (с 19.00 до 7.00 ч.), сухой паек, нуждающимся оказывается доврачебная помощь и санитарная обработка. В 2007 году услугами ночлежки воспользовались 975 человек, в первом полугодии 2008 года - 728 человек. Филиал «Дом ночного пребывания» МУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Калининского района Уфы финансируется за счет республиканского бюджета. В 2008 году на содержание ночлежки выделено субвенций в сумме 454,6 тыс. рублей.
В то же время, комплексные центры социального обслуживания населения по обращениям лиц бомж оказывают им содействие в восстановлении документов, трудоустройстве, оформлении документов на выплату пенсии, устройстве в дом-интернат (в Уфе функционируют 7 комплексных центров).
Обсуждение проекта по строительству реабилитационного
центра для бомжей в Башкортостане состоялось
29 июня в Министерстве труда и социальной
защиты населения Республики Башкортостан
в рамках рабочего совещания, посвященного
вопросам социальной реабилитации и адаптации
лиц БОМЖ. К решению одной из самых актуальных
проблем современного общества были приглашены
представители Министерства здравоохранения
РБ, Министерства внутренних дел по РБ,
Управления Федеральной миграционной
службы по РБ, Государственной службы
занятости населения по РБ, Администрации
ГО г. Уфа, а также руководители Республиканского
центра по оказанию помощи лицам без определенного
места жительства, Комплексного центра
социального обслуживания населения г.Салавата
и отделения социальной помощи лицам БОМЖ
Комплексного центра социального обслуживания
населения Калининского района г.Уфы,
сообщает пресс-служба Министерства труда
и социальной защиты населения РБ.
Участники встречи отметили,
что имеющееся на сегодняшний
день разграничение полномочий между
органами исполнительной власти федерального
уровня, субъектов Российской Федерации
и муниципалитетов стало
Среди обсуждаемых вопросов были также обмен информацией между ведомствами, в том числе для оформления документов лицам БОМЖ, определения порядка оказания медико-профилактической помощи гражданам данной категории при отсутствии у них соответствующего медицинского полиса. Ряд предложений участники встречи внесли по вопросу временной регистрации лиц без определённого места жительства и возможности их трудоустройства.
В Уфе проводятся различные акции, которые как то облегчат жизнь и положение людей, оказавшихся без определённого места жительства.
На территории,
прилегающей к Никольскому
Цель акции – определение мест дислоцирования бомжей, оказание им социальной, психологической, правовой и информационной помощи, сообщает пресс-служба Минтруда и соцзащиты населения республики.
Нуждающимся были розданы продуктовые наборы и верхняя одежда. Их также проинформировали о возможности получения юридической консультации по защите своих прав, разъяснили основные требования, предъявляемые для восстановления документов, устанавливающих личность и для оформления в дома-интернаты.
В выездной бригаде работал фельдшер центра. Бомжам была оказана доврачебная медицинская помощь, нуждающимся выдавалась лекарственные и перевязочные препараты, уточняет пресс-служба ведомства7.
Мы считаем, что программа предупреждения и уменьшения лиц без определенного места жительства должна выглядеть, таким образом:
Правительство Республики Башкортостан должно:
— разработать учебные программы по подготовке сотрудников государственных структур в работе с лицами без определенного места жительства на принципах соблюдения прав человека при сохранении эффективности расходования бюджетных средств;
— решить вопрос о финансировании обследования лиц без определенного места жительства, относящихся к группе риска по ряду социально опасных инфекций, и проведении иммунопрофилактики;
— ввести систему грантов
для реализации социального заказа
по поддержке общественных организаций,
занимающихся решением проблем лиц
без определенного места
— разработать методику мониторинга ситуации по обеспечению прав граждан на жилье.
Депутатам Государственного Совета Республики Башкортостан желательно:
— принять республиканскую программу оказания помощи общественным организациям, работающим с лицами, попавшими в сложную жизненную ситуацию на территории республики;
— организовать проведение парламентских слушаний по этой проблеме.
Министерству здравоохранения Республики Башкортостан нужно:
— организовать обследование лиц без определенного места жительства на наличие инфекционных заболеваний, проведение иммунопрофилактики.
Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Башкортостан:
— подготовить условия для создания экспериментальной площадки с целью внедрения комплексной программы по социальной адаптации лиц БОМЖ, в том числе для бывших осужденных, совместно с ГУФСИН России по Республике Башкортостан.
Руководителям муниципальных образований:
— создавать рабочие места в населенных пунктах, где есть свободный жилищный фонд (в особенности в сельской местности), для людей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
— обеспечить трудовую занятость людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в том числе на общественных работах в сфере коммунального хозяйства;
— организовать пункты приема и выдачи одежды (в особенности в крупных городах республики), куда люди могли бы бесплатно сдавать поношенные вещи, и раздавать их лицам БОМЖ;
— активизировать работу муниципальных образований по созданию маневренного жилищного фонда для граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Общественная палата Республики Башкортостан должна:
— способствовать привлечению общественных организаций к работе с людьми без определенного места жительства и занятий, в т.ч. способствовать развитию волонтерского движения.
Средствам массовой информации:
— активнее проводить информирование населения о работе по оказанию помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, освещать опыт работы учреждений по профилактике бродяжничества и попрошайничества.
Проблемы социальной помощи никем не защищенной группы населения на государственном уровне, по сути, не решаются или решаются вяло, без всяких усилий и строгого соблюдения законодательства и прав. Не определен статус бездомного. Нет четко сформулированной государственной политики по отношению к бездомным. Нельзя забывать, что бездомные должны не только обеспечиваться правами, но и, как все законопослушные граждане, выполнять определенные обязанности в отношении окружающих, общества в целом. Они не должны существовать исключительно за счет членов нормального общества. Поэтому необходимо создание таких институтов, которые предназначены не только наказывать или миловать, но и оказывать помощь, содействовать социализации и адаптации без всякого деления на «достойных» и «недостойных». Это выражается в создании институтов, ориентированных не только на приспособление представителей лиц без определенного места жительства к получению помощи, а также и на активное освоение и использование ими социокультурных навыков.
Как видно из всех вышеприведенных фактов, люди без определенного места жительства – это проблема, в решении которой есть масса нюансов, требующих особенного внимания.
При рассмотрении данной проблемы была проанализирована специальная учебная литература по социологии и социальной работе, были исследованы данные периодической литературы, самые точные показатели статистики были получены в интернете. В курсовой работе была исследована не только суть социальной помощи, но и глубинные причины формирования самой проблемы. Исходя из всего этого, можно сделать вывод: самое главное в решении рассматриваемой проблемы - это преодолеть системный кризис в стране, проводить такую социальную политику, которая была бы нацелена на обеспечение нормальных условий жизни большинства населения, особенно так называемых слабозащищенных слоев.
1 Социальная энциклопедия/ Редкол.: А.П. Горкин, Г.Н. Карелова, Е.Д. Катульский и др.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2000.- С.34-35.
2 Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина//Социологические исследования. 2000, № 9.- с.120.
3 Справочник социального работника/ В.А. Альперович и др.- Ростов н/Д.: Феникс, 2006.- С.154-157.
4 Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»: Вып. 1: Сборник / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. —СПб, 2008. — с. 13.
5 Алексеева Л.С. Бездомные как объект социальной дискредитации // Социологические исследования.-2003.- №9.- С.58-60.
6 Бездомность в современной России: проблемы и пути их решения: Вестник Межрегиональной Сети «За преодоление социальной исключенности»: Вып. 1: Сборник / Сост. А. Варсопко, Е. Ринн. —СПб, 2008. — 144 с.
7 Николаев Ю. Бомжам разъяснили их права, одели и накормили // Республика Башкортостан, 2013, № 24 – с.1
Информация о работе Социальная помощь людям,оказавшимся без определенного места жительства