Социальная работа и психологическая помощь студентам в период сессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Понимание студентами своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. Также, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить студентами и их учебной деятельностью.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Специфические особенности студенчества………………………...4-8
Психологические особенности студентов в период сессии……………………………………………………………………………..9-12
Методы борьбы со стрессом ……………………………………..13-14
Практические рекомендации …………………………………….15-16
Заключение……………………………………………………………….......17
Список литературы……………………………………………………….18-19
Приложение

Файлы: 1 файл

Sotsialnaya_rabota_i_psikhologicheskaya_pomosch_stud.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

 

Министерство образования и  науки Российской Федерации 
Саратовский государственный технический университет 
Балаковский институт техники, технологии и управления

 

 

Факультет: Механический 
Кафедра: Социальных и гуманитарных наук

Специальность: Социальная работа 
Дисциплина: СР и психологическая помощь населению в ЧС

 

 

 

Реферат на тему:

«Социальная работа и психологическая помощь студентам в период сессии».

 

 

 

Выполнила: студентка 

3 курса  специальности СЦР

Сидорова Ю. Ю.

Проверила: доцент, к.псих.н.

Григорян Эмма Гамлетовна

 

 

 

 

 

 

Балаково 2013

Содержание

Введение……………………………………………………………………….3

  1. Специфические особенности студенчества………………………...4-8
  2. Психологические особенности студентов в период сессии……………………………………………………………………………..9-12
  3. Методы борьбы со стрессом ……………………………………..13-14
  4. Практические рекомендации …………………………………….15-16

Заключение……………………………………………………………….......17

Список литературы……………………………………………………….18-19

Приложение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Студенческая жизнь очень  часто кажется беззаботной и  легкой для многих студентов. Для  других, однако, это всего лишь очередное  изменение в жизни, к которому необходимо приспосабливаться. Студенты молоды и потому могут переживать множество проблем, свойственных молодым  людям; но они могут быть и уже  взрослыми, тогда на них и так  уже лежит слишком много ответственности, что мешает наслаждаться студенческими  годами; у них могут быть свои проблемы, мешающие сконцентрироваться на занятиях. В любом случае обучение в высшем учебном заведении, а  особенно экзаменационная сессия является стрессом для большинства студентов.

Экзамен является ситуацией, несущей в себе существенный элемент  неопределенности, заключающийся, прежде всего в неизвестности исхода.   Экзаменационная     сессия   насыщена многообразными эмоциями, оказывающими то или иное влияние на результативность сдачи экзаменов. Даже способные  студенты в неопределенной и экстремальной  ситуации экзамена при наличии состояний  напряжения, страха могут не раскрыть полностью своих способностей, профессиональных знаний, умений, навыков.

Понимание студентами своих  психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. Также, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить студентами и их учебной деятельностью.

 

 

 

 

 

 

  1. Специфические особенности студенчества

Студенческий возраст (18-25 лет) представляет особый период в жизни  человека прежде всего в силу того, что «по общему смыслу и по основным закономерностям возраст от 18 до 25 лет составляет, скорее, начальное звено в цепи зрелых возрастов, чем заключительное в цепи периодов детского развития».1

Студенчество — это  особая социальная категория, специфическая  общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования. Студенчество включает людей, целенаправленно, систематически овладевающих знаниями и профессиональными  умениями, занятых, как предполагается, усердным учебным трудом. Как социальная группа оно характеризуется профессиональной направленностью, сформированностью отношения к будущей профессии, которые суть следствие правильности профессионального выбора и адекватности и полноты представления студента о выбранной профессии. Последнее включает знание тех требований, которые предъявляет профессия, и условий профессиональной деятельности.

Студент как человек определенного  возраста и как личность может  характеризоваться с трех сторон:

1. С психологической, которая представляет собой единство психологических процессов, состояний и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности каждого данного индивида, его психических процессов и состояний.

2. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенной социальной группе, национальности и т. д.

3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни,

Таким образом, студенческий возраст характеризуется достижением  наивысших, ≪пиковых≫ результатов, базирующихся на всех предшествующих процессах биологического, психологического, социального развития.

Время учебы в вузе совпадает  со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт. Характерной чертой нравственного  развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются качества—  целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.).

Вместе с тем нередки  немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в  основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский  отмечает, что 19—20 лет — это возраст  бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

В социально-психологическом  аспекте студенчество по сравнению  с другими группами населения  отличается наиболее высоким образовательным  уровнем, наиболее активным потреблением культуры и высоким уровнем познавательной мотивации. В то же время студенчество — социальная общность, характеризующаяся  наивысшей социальной активностью  и достаточно гармоничным сочетанием интеллектуальной и социальной зрелости. Учет этой особенности студенчества лежит в основе отношения преподавателя  к каждому студенту как партнеру педагогического общения, интересной для преподавателя личности. В  русле личностно - деятельностного подхода студент рассматривается как активный самостоятельно организующий свою деятельность субъект педагогического взаимодействия. Ему присуща специфическая направленность познавательной и коммуникативной активности на решение конкретных профессионально-ориентированных задач. (А.А. Вербицкий).

Для социально-психологической характеристики студенчества важно, что этот этап развития жизни человека связан с формированием  относительной экономической самостоятельности, отходом от родительского дома и  образованием собственной семьи. Студенчество — центральный период становления  человека, личности в целом, проявления самых разнообразных интересов. Это время установления спортивных рекордов, художественных, технических  и научных достижений, интенсивной  и активной социализации человека как  будущего «деятеля», профессионала, что  учитывается преподавателем в содержании, проблематике и приемах организации  учебной деятельности и педагогического  общения в вузе.

Студент выступает в качестве субъекта учебной деятельности, которая прежде всего определяется через два типа мотивов: мотивация достижения и познавательная мотивация. Последняя является основой учебно-познавательной деятельности человека, соответствуя самой природе его мыслительной деятельности. Она возникает в проблемной ситуации и развивается при правильном взаимодействии и отношении студентов и преподавателей. В обучении мотивация достижения подчиняется познавательной и профессиональной мотивации.

Существенным показателем студента — субъекта учебной деятельности — служит его умение выполнять  все ее виды и формы. Однако результаты специальных исследований показывают, что большинство студентов не умеют слушать и записывать лекции, конспектировать литературу. Они  не умеют выступать перед аудиторией, вести спор, давать аналитическую  оценку проблем.

Перед преподавателем возникает ответственная  психолого-педагогическая задача формирования студента как субъекта учебной деятельности, что предполагает, прежде всего, необходимость обучить его умению планировать, организовывать свою деятельность.

Отношение к студенту как  социально зрелой личности, носителю научного мировоззрения предполагает учитывать, что это не только система  взглядов человека на мир, но и на свое место в мире. Это в свою очередь  означает для преподавателя необходимость  усиления диалогичности обучения, специальной  организации педагогического общения, создания для студентов условий возможности отстаивать свои взгляды, цели, жизненные позиции в учебно-воспитательной работе.2

В современных условиях получение  образования в высших учебных  заведениях можно отнести к специфическому виду деятельности, связанному с высоким  уровнем психических и физических нагрузок, крайне возрастающих в сессионный период, дефицитом времени, необходимостью усваивать в сжатые сроки большой  объем информации, повышенными требованиями к решению проблемных ситуаций, жестким  контролем и регламентацией режима.

Студенческая жизнь полна  чрезвычайных и стрессогенных ситуаций, поэтому студенты часто испытывают стресс и нервно-психическое напряжение. В основном у студентов стресс развивается из-за большого потока информации, из-за отсутствия системной работы в семестре и, как правило, стресс в период сессии.

Весь период сдачи экзаменов  характеризуется состоянием умственного  напряжения. Это напряжение иногда сопровождает умственную деятельность на уровне непосредственного или  чувственного познания действительности, особенно когда требуются точные формулировки. Во время сдачи экзамена любое припоминание ответа на вопрос может быть напряженным состоянием, переживаемым мучительно, особенно в  тех случаях, когда забывается что-то хорошо известное, а отложить воспроизведение  нельзя. Если студент не понимает смысла предлагаемой ему задачи и делает большие усилия, чтобы осознать, в чем заключается проблема. Это  зависит как от объективной трудности проблемы, так и от ясности и отчетливости её формулировки. Причем напряженным может быть психическое состояние на различных этапах решения проблемы. Неспокойным бывает состояние и при выборе средств решения задачи. Происходит нечто, формально напоминающее «борьбу мотивов» в сложном волевом действии.3

Все стрессы во время сессии действуют как отрицательно, так  и положительно на студентов. Стрессовые ситуации умеренной силы и длительности не причиняют студентам никакого вреда. Более того, такие стрессы  просто необходимы для поддержания  нормального психологического состояния. Они подготавливают студента к предстоящему экзамену. Но сильные длительные стрессы  приводят к быстрой утомляемости, полному отсутствию удовлетворения от проделанной работы, потери чувства  юмора, плохому сну и дневной  сонливости, приступам головокружения, головным болям – все это последствия  негативного стресса. От такого типа стресса нужно стараться, как  можно быстрее избавиться. А еще  лучше научиться предупреждать  развитие стрессовых ситуаций.4

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Психологические особенности  студентов в период сессии

Сессию принято считать  самым “интересным” периодом в  жизни каждого студента, очень  часто этот период сопровождается стрессами. Как правило, стрессы продолжаются на протяжении всего периода сессии. Каждого студента во время сессии начинают беспокоить разные негативные мысли о недостающих знаниях, о предстоящем экзамене, несданных  зачетах. Даже отличники во время  сессии испытывают очень сильные  стрессы.

Главная проблема, с которой  сталкиваются студенты, является проблема переживания экзаменационных стрессов. Подготовка и сдача экзаменов  сопряжена с чрезвычайно большими нагрузками для организма студентов. Интенсивная умственная деятельность и повышенная статическая нагрузка, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные  переживания – все это приводит к перенапряжению нервной системы, отрицательно влияет на общее эмоциональное  и физическое состояние личности студентов. Эмоциональное напряжение у студентов начинается, по крайней  мере, за 3-4 дня до начала сессии и  сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие  эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни является свидетельством того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т.е. функциональное заболевание нервной системы. Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса.

    Психические переживания  студентов исключительно сложны  и разнообразны. Эмоциональные переживания  во время экзамена принимают  особенно острый характер. От  интенсивности предэкзаменационных  реакций во многом зависит  и окончательный успех. Существует  мнение, что оптимальная степень  возбуждения способствует хорошим  результатам. 

Информация о работе Социальная работа и психологическая помощь студентам в период сессии