Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:45, реферат
Понимание студентами своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. Также, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить студентами и их учебной деятельностью.
Введение……………………………………………………………………….3
Специфические особенности студенчества………………………...4-8
Психологические особенности студентов в период сессии……………………………………………………………………………..9-12
Методы борьбы со стрессом ……………………………………..13-14
Практические рекомендации …………………………………….15-16
Заключение……………………………………………………………….......17
Список литературы……………………………………………………….18-19
Приложение
На степень
предэкзаменационного
Ситуация экзамена является
типичной ситуацией неопределенности.
Данная ситуация имеет, как минимум,
четыре возможных варианта исхода (оценки
«2», «3», «4», «5»), и человек не знает,
каким он окажется, хотя, разумеется,
у него имеется определенное мнение
относительно возможного исхода. У
него есть мнение, есть желание, и все
это порождает сложное
Психическая напряженность
оказывает неоднозначное
Сосновикова Ю.Е. выделяет следующие группы психических состояний, свойственных студентам:
1. Внутренней дискомфортности, неуютности, раздражительности, рассосредоточенности, бесцельности. Трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли несобраны.
2. Состояние выраженного
недовольства, вражды, негативного
отношения к окружающим. Оно не
бывает специально направлено
на определенный предмет,
3. Состояния, близкие
к агрессивности, драчливости,
гневливости, грубости. Они вызывают
конфликты со сверстниками и
не располагают к
4. Аффективные вспышки — драка, грубость, оскорбления, нарушения дисциплины.
Состояния эти
чаще возникают во второй
Однако, выделение
такой группы отрицательных
1. Состояния повышенного
хорошего радостного
2. Бурной радости,
восторга при достижении
3. Юношам свойственны
состояния стремления к
4. Состояния интеллектуальной
работоспособности, связанные
Помимо сильного интеллектуального
напряжения, с экзаменами у студентов
связано выявление ряда отрицательных
эмоций: страха, беспокойства,
тревоги, причиной которых
является неопределенность исхода экзаменационной
ситуации, оценка ее в субъективном,
личном плане как «опасной», критической.
В дни сдачи экзаменов
Для успешной сдачи экзамена
важно, в каком психическом состоянии
находится студент. Наиболее благоприятное
для успешной сдачи экзаменов
психическое состояние
Исходя из этого, можно
сделать вывод, что состояния
психической напряженности у
студентов в период сессии оказывает
влияние в основном в сторону
ухудшения учебной
3. Методы борьбы со стрессом
В определенных ситуациях психологическое напряжение может иметь стимулирующее значение, помогая студенту мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения поставленных перед ним учебных задач. Поэтому речь идет о коррекции уровня экзаменационного стресса - то есть снижении его у сверхтревожных учеников и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. В этом случае перед педагогами и психологами встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.
Также существует множество
методов борьбы со стрессом. Любой
современный студент может
1. При распределении времени
держать ситуацию под
2. Защищаясь от стресса,
можно прибегнуть к
3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.
4. Посещение культурных
и культурно-развлекательных
5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.
6. Хорошим лекарством
от стресса является смех. Он
тренирует многие мышцы,
7. Массаж. Можно прибегнуть также к самомассажу.
8. Занятия спортом (бег трусцой, плавание, спортивные игры и т.д.). Любые физические упражнения выводят гормоны стресса.
9. Существует ряд упражнений для борьбе со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений:
- релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога) (См. Приложение 1. Релаксационные упражнения);
- концентрационные упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня (См. Приложение 2. Концентрационные упражнения);
- противострессовые дыхательные упражнения(См. Приложение 3. Противострессовые дыхательные упражнения).7
Таким образом, стресс - это неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться к его приходу и постараться эффективно справиться с ним.
4. Практические рекомендации
Социальные работники должны проводить со студентами различные беседы, которые направлены на снятие у части студентов состояний неуверенности, повышенного беспокойства, на преодоление излишней уверенности в себе. В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые из них начинают переживать ситуацию провал экзамена еще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко возникают и у ответственных, работящих студентов. Тревожные мысли о возможном провале возникают у них в самых различных ситуациях. Такие состояния отвлекают от учёбы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов уверенности в себе, в своих возможностях. Такие беседы следует проводить задолго до сессии.
Учитывая индивидуальные личностные особенности студентов куратор должен выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия:
Для снятия состояния утомления
и повышения работоспособности
студентов, психолог может использовать
методики аутогенной тренировки. Сначала
студентам рассказывают о тех
возможностях, которые предоставляет
аутогенная тренировка для снятия состояния
утомления, повышения умственной работоспособности.
Затем комплектуется группа студентов,
желающих овладеть методом. Для сеанса
может использоваться магнитофонная
запись текста со специальным музыкальным
сопровождением, усиливающим действие
словесных формулировок. Под влиянием
текста и музыки у студентов происходит
мышечная релаксация, в результате
которой восстанавливаются
В случаях необходимости нужно проводить медицинскую коррекцию. Медицинская коррекция производится с группой риска. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации.
Заключение
Стресс для современного студента представляет собой повседневное явлением, реакцию на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями.
B учебной деятельности
Преподаватели, хорошо зная личностные
характеристики студентов, могут эффективно
применять различные методы коррекции
и регуляции для достижения лучшего
результата, что должно привести в
большинстве случаев к
Таким образом, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.
Информация о работе Социальная работа и психологическая помощь студентам в период сессии