Социальная работа и психологическая помощь студентам в период сессии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 20:45, реферат

Описание работы

Понимание студентами своих психических состояний и умение регулировать их позволяет им улучшить эффективность учебной деятельности, избежать множества стрессогенных ситуаций или, по крайней мере, смягчить их воздействия и разрешить их с наименьшими потерями для себя. Также, преподаватели, обладая соответствующими психологическими знаниями и умениями, могут более эффективно руководить студентами и их учебной деятельностью.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
Специфические особенности студенчества………………………...4-8
Психологические особенности студентов в период сессии……………………………………………………………………………..9-12
Методы борьбы со стрессом ……………………………………..13-14
Практические рекомендации …………………………………….15-16
Заключение……………………………………………………………….......17
Список литературы……………………………………………………….18-19
Приложение

Файлы: 1 файл

Sotsialnaya_rabota_i_psikhologicheskaya_pomosch_stud.docx

— 55.77 Кб (Скачать файл)

    На степень  предэкзаменационного возбуждения  оказывают влияние многие факторы,  однако основными являются: характер  экзамена, поведение и настрой преподавателя, подготовленность к экзамену, самоуверенность, индивидуальные типологические особенности студента и др.

Ситуация экзамена является типичной ситуацией неопределенности. Данная ситуация имеет, как минимум, четыре возможных варианта исхода (оценки «2», «3», «4», «5»), и человек не знает, каким он окажется, хотя, разумеется, у него имеется определенное мнение относительно возможного исхода. У  него есть мнение, есть желание, и все  это порождает сложное взаимодействие различных психических переживаний; создает изменяющиеся, развивающиеся, в общем, динамические психические  состояния.

    Психическая напряженность  оказывает неоднозначное влияние  на деятельность, однако выраженные  его формы и, особенно у эмоционально  недостаточно устойчивых лиц,  имеют явно деструктивный характер, вызывая нарушение ряда психических  функций и, в конечном итоге,  снижение эффективности и надежности  деятельности. В связи с этим  возникает необходимость оценки  и прогнозирования эмоциональной  устойчивости перед наступлением  экзаменационной сессии. Учебная  деятельность, а также возрастная  специфика психического развития  вызывает у юношей и девушек  характерные для них психические  переживания и состояния. В  результате напряженной умственной  деятельности, большого притока  получаемой информации во второй  половине дня у студентов можно  наблюдать состояния мрачной  подавленности, плохого настроения. Кроме того, ситуация экзамена  у студентов неизменно вызывает  проявления стрессового характера.  Почти четверть студентов не  досыпает даже в течение семестра, не говоря уже о периодах  сессии.5

    Сосновикова Ю.Е. выделяет следующие группы психических состояний, свойственных студентам:

    1. Внутренней дискомфортности, неуютности, раздражительности, рассосредоточенности, бесцельности. Трудно собраться с мыслями, управлять своими действиями. Воля снижена, эмоции расторможены, мысли несобраны.

    2. Состояние выраженного  недовольства, вражды, негативного  отношения к окружающим. Оно не  бывает специально направлено  на определенный предмет, действие  или человека, распространяется  почти на всех, кто включается  в этот момент в «поле» жизни  юношей и девушек.

    3. Состояния, близкие  к агрессивности, драчливости,  гневливости, грубости. Они вызывают  конфликты со сверстниками и  не располагают к положительному  взаимодействию с ними.

    4. Аффективные  вспышки — драка, грубость, оскорбления,  нарушения дисциплины.

    Состояния эти  чаще возникают во второй половине  дня, в конце учебной недели, при развитии утомления, усталости,  снижающих волю и самообладание. У учащихся с твердыми установками на хорошую учебу и корректное поведение эти состояния протекают в сглаженном виде. Конец учебного семестра или года нивелирует их у всех учащихся, т.к. тонизирует, повышает ответственность.

    Однако, выделение  такой группы отрицательных эмоциональных  состояний, связанных с учебной  деятельностью, вовсе не означает  их доминирование. Для студентов  не менее характерны положительные  эмоциональные и другие виды  психических состояний. Укажем  некоторые из них:

    1. Состояния повышенного  хорошего радостного настроения, приподнятости, расположения, эмоциональной  активности, общительности, располагающие  к общению с ними.

    2. Бурной радости,  восторга при достижении желаемого,  при успехе в учебе, при восприятии  сообщений об успехах друзей, сокурсников, учебного заведения,  при просмотре любимых кинофильмов,  слушании музыки и т.п.

    3. Юношам свойственны  состояния стремления к активной  физической работоспособности, активной  физической деятельности.

    4. Состояния интеллектуальной  работоспособности, связанные с  профессиональным интересом и  дальнейшим самоопределением в  жизни.

Помимо сильного интеллектуального  напряжения, с экзаменами у студентов  связано выявление ряда отрицательных  эмоций: страха,     беспокойства,   тревоги,  причиной     которых    является неопределенность исхода экзаменационной  ситуации, оценка ее в субъективном, личном плане как «опасной», критической. В дни сдачи экзаменов ухудшается память, замедляется время реакции, наблюдается наибольший выброс адреналина и норадреналина в кровь. Изменяются вегетативные показатели: отмечается учащение сердцебиения на 10-15 ударов в  минуту, усиление тремора рук, снижение температуры пальцев. Все это  свидетельствует о  сопровождающем       возбуждении симпатоадреноловой системы. Во многих исследованиях подтверждается неблагоприятное влияние экзаменов на сердечно-сосудистую систему студентов. Кроме того, в ситуации экзаменов отмечено снижение уровня мышления, внимания, памяти и всех показателей шкалы самооценки, самочувствия, настроения, работоспособности, ночного сна, аппетита. Появляются страх и неуверенность в себе, которые, связываясь с заниженной самооценкой, в свою очередь приводят к новым аффективным переживаниям.6

Для успешной сдачи экзамена важно, в каком психическом состоянии  находится студент. Наиболее благоприятное  для успешной сдачи экзаменов  психическое состояние студентов  характеризуется внимательностью, серьезностью, уверенностью, относительным  спокойствием.

Исходя из этого, можно  сделать вывод, что состояния  психической напряженности у  студентов в период сессии оказывает  влияние в основном в сторону  ухудшения учебной деятельности.

 

 

3. Методы борьбы со  стрессом

В определенных ситуациях  психологическое напряжение может  иметь стимулирующее значение, помогая  студенту мобилизовать все свои знания и личностные резервы для решения  поставленных перед ним учебных  задач. Поэтому речь идет о коррекции  уровня экзаменационного стресса - то есть снижении его у сверхтревожных учеников и, возможно, некотором повышении его у инертных, маломотивированных учащихся. Коррекция уровня экзаменационного стресса может достигаться разными средствами - при помощи фармакологических препаратов, методами психической саморегуляции, оптимизацией режима труда и отдыха, при помощи системы биологической обратной связи и т.д. В этом случае перед педагогами и психологами встает проблема прогноза стрессовых реакций того или иного ученика на процедуру экзамена. Ее решение невозможно без детальной проработки как физиологических, так и психологических составляющих экзаменационного стресса с обязательным учетом индивидуальных личностных особенностей.

Также существует множество  методов борьбы со стрессом. Любой  современный студент может прибегнуть к следующим методам:

1. При распределении времени  держать ситуацию под контролем  не менее важно, чем управлять  стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное  отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса,  можно прибегнуть к воображению.  Его используют для психической  релаксации.

3. Непродолжительные прогулки  на свежем воздухе.

4. Посещение культурных  и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и  др.)

5. Общение с друзьями  или другой приятной компанией.

6. Хорошим лекарством  от стресса является смех. Он  тренирует многие мышцы, снимает  головную боль, понижает артериальное  давление, нормализует дыхание и сон. При этом в кровь поступают так называемые антистрессовые гормоны. Во время стресса в организме также вырабатываются гормоны, только стрессовые: адреналин и кортизол.

7. Массаж. Можно прибегнуть  также к самомассажу.

8. Занятия спортом (бег  трусцой, плавание, спортивные игры  и т.д.). Любые физические упражнения  выводят гормоны стресса.

9. Существует ряд упражнений  для борьбе со стрессом. К ним относятся 3 вида упражнений:

- релаксационные (ауторегуляционные дыхательные упражнения, мышечная релаксация, йога) (См. Приложение 1. Релаксационные упражнения);

- концентрационные упражнения. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня (См. Приложение 2. Концентрационные упражнения);

- противострессовые дыхательные упражнения(См. Приложение 3. Противострессовые дыхательные упражнения).7

Таким образом, стресс  - это  неизбежность, о которой необходимо знать и всегда помнить. При этом стресс можно предвидеть, можно подготовиться  к его приходу и постараться  эффективно справиться с ним.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Практические рекомендации

Социальные работники должны проводить  со студентами различные беседы, которые  направлены на снятие у части студентов  состояний неуверенности, повышенного  беспокойства, на преодоление излишней уверенности в себе. В ходе изучения студентов выясняется, что некоторые  из них начинают переживать ситуацию провал экзамена еще задолго до сессии. Причем такие состояния нередко  возникают и у ответственных, работящих студентов. Тревожные  мысли о возможном провале  возникают у них в самых  различных ситуациях. Такие состояния  отвлекают от учёбы, мешают собраться, сосредоточиться, лишают студентов  уверенности в себе, в своих  возможностях. Такие беседы следует  проводить задолго до сессии.

Учитывая индивидуальные личностные особенности студентов куратор  должен выбирать и осуществлять требуемые психолого-педагогические воздействия:

  1. Поощрение, подбадривание в ситуации экзаменов студентов с высокой неуверенностью в себе, снятие перед экзаменом состояния тревожности, который снижает их возможности, сковывает память, мышление; перед экзаменами таких студентов надо поощрить, вселить уверенность в своих силах. У ряда слабоуспевающих студентов в ситуации экзамена наблюдается ухудшение внимания, памяти, мышления (таких студентов можно выявлять по данным самооценок), их возможности резко снижаются, знания забываются. Преподаватели оценивают таких обучающихся прежде всего по результатам их деятельности, не учитывая их состояния. По этой причине бывают низкие оценки в действительности способных студентов.
  2. Работа с пассивными студентами с целью преодоления их собственного стереотипа поведения. Такие студенты (не обязательно с низкими способностями, нередко просто запустившие учебу, неуверенные в себе) не решаются обратиться за помощью к преподавателям или товарищам по группе и поэтому накапливают непонятый материал. Проявить активность им мешает боязнь показать свою несообразительность, чувство неловкости. Таким студентам самим не избавиться от привычки к пассивному поведению. но укоренилось, стало стереотипом. Им необходима помощь куратора.
  3. Пожелание ряду студентов отказаться от посторонних увлечений перед сессией. В ходе индивидуальной работы выясняется, что у некоторых слабых и средних студентов непомерно велики затраты времени на общение с друзьями и занятия, далекие от учебы.
  4. Рекомендация некоторым студентам преодолевать у себя такие отрицательные качества, как нерегулярность занятий, разбросанность интересов.

Для снятия состояния утомления  и повышения работоспособности  студентов, психолог может использовать методики аутогенной тренировки. Сначала  студентам рассказывают о тех  возможностях, которые предоставляет  аутогенная тренировка для снятия состояния  утомления, повышения умственной работоспособности. Затем комплектуется группа студентов, желающих овладеть методом. Для сеанса может использоваться магнитофонная  запись текста со специальным музыкальным  сопровождением, усиливающим действие словесных формулировок. Под влиянием текста и музыки у студентов происходит мышечная релаксация, в результате которой восстанавливаются нервно-психические  силы, повышается способность к восприятию учебной информации. Может повышаться и способность к саморегуляции, в результате которой более эффективным становится самовоспитание, формирование у себя волевых качеств (См. Приложение 4. Формулы аутогенной тренировки). Сеансы аутогенной тренировки должны осуществляться специалистом-психологом (сотрудником психологической службы вуза).

В случаях необходимости нужно  проводить медицинскую коррекцию. Медицинская коррекция производится с группой риска. Врач является организатором, координатором психологической и социальной реабилитации.

 

 

 

Заключение

Стресс для современного студента представляет собой повседневное явлением, реакцию на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями.

B учебной деятельности стрессовые  ситуации могут создаваться динамичностью  событий, необходимостью быстрого  принятия решения, рассогласованием  между индивидуальными особенностями,  ритмом и характером деятельности. Факторами, способствующими возникновению  эмоционального стресса, волнения  и напряжения в этих ситуациях,  могут быть недостаточность информации, её противоречивость, чрезмерное  разнообразие или монотонность, оценка работы как превышающей  возможности индивидуума по объему  или степени сложности, противоречивые  или неопределенные требования, критические обстоятельства или  риск при принятии решения.

Преподаватели, хорошо зная личностные характеристики студентов, могут эффективно применять различные методы коррекции  и регуляции для достижения лучшего  результата, что должно привести в  большинстве случаев к активизации  работы студентов.

Таким образом, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого  студента. Реакция на стресс, как  и начало трудового дня, режим  питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с  окружающими, являются составными частями  образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто  и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

Информация о работе Социальная работа и психологическая помощь студентам в период сессии