Министерство общего и профессионального
образования
Свердловской области
государственное бюджетное
образовательное учреждение
среднего профессионального
образования Свердловской области
«Северный педагогический
колледж»
Социальная работа по профилактике
беременности у подростков в условиях
учреждений социальной политики
Курсовая работа
Исполнитель:
Петрова Екатерина Ивановна
Студентка 201-з группы
заочного отделения,
Специальность 040401
«Социальная работа»
Руководитель:
Сторожева Ольга Ивановна,
к.п.н., преподаватель
общепрофессиональных
дисциплин
Североуральск
2015
Введение…………………………………………………………………………......
Глава 1. Теоретические основы
профилактики беременности у подростков
1.1 Подростковая беременность
как социальная проблема .……………………..
1.2 Профилактика беременности
у подростков…………………………………...
Глава 2. Профилактика подростковой
беременности в условиях учреждений социальной
помощи
2.1 Анализ деятельности
учреждений социальной политики
по профилактике нежелательной
беременности у подростков………………………………………………..
2.2 Программа первичной
профилактики нежелательной беременности
у подростков………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………………………………………………
Список литературы…………………………………………………………………….
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время для России
вопросы сохранения здоровья в обществе
в целом, его различных социально-демографических
групп, и в особенности нового поколения
приобрели остроту в связи с происходящими
в стране социальными изменениями, резким
снижением уровня жизни, а так же в силу
необходимости предотвращения деградации
нации, обеспечении заботы о молодом поколении
и поиска внутренних резервов поддержания
здоровья, так как влияние внешних защитных
факторов (экологических, социально –
политических) ослабело. В течение нескольких
последних десятилетий происходит увеличение
доли подростков, имеющих опыт сексуальной
жизни во все более раннем возрасте. Беременность
и материнство в подростковом возрасте
– комплексная проблема, влекущая за собой
множество проблем медицинского, психологического
и социального характера. Подростки не
готовы к материнству в силу их биологической,
а также психологической и социальной
незрелости.
Уровень абортов у женщин в возрасте до
20 лет в России продолжает оставаться
одним из самых высоких в развитом мире.
Обобщенная оценка распространенности
аборта, основанная как на официальных
данных, так и на данных выборочных исследований,
свидетельствует о том, что от 30 до 60% беременностей
в возрасте до 20 лет прерывается абортом.
Большинство юных матерей бросают своих
детей на произвол судьбы. До 15% новорожденных,
брошенных в родильных домах, - это дети
юных матерей. Примерно такое же количество
младенцев, рожденных подростками, «временно»
содержится в домах ребенка в связи с неспособностью
матери выполнять свои материнские обязанности.
Таким образом, есть основания
утверждать, что существует противоречие
между объективной потребностью в организации
целенаправленных мероприятий по профилактике
нежелательной беременности у подростков
и отсутствием научно обоснованных и проверенных
на практике программ, обеспечивающих
её результативность и эффективность.
В настоящее время в Свердловской области
нет единой системы оказания помощи подросткам
по вопросам здорового образа жизни, охраны
репродуктивного здоровья.
Следовательно, существует
потребность в поиске путей профилактики
нежелательной беременности у подростков,
что обуславливает проблему нашего исследования.
Существующее противоречие
и обозначенная проблема исследования
позволили сформулировать тему: «Социальная
работа по профилактике беременности
у подростков в учреждениях социальной
политики».
Цель исследования:
разработать программу первичной профилактики
нежелательной подростковой беременности.
Объект исследования: профилактика
беременности у подростков.
Предмет исследования: социальная работа
по профилактике нежелательной беременности
у подростков.
Исходя из проблемы, цели, объекта и предмета
исследования, были поставлены следующие
задачи: 1)изучить теоретические
основы профилактики беременности у подростков;
2)проанализировать деятельность учреждений
социальной политики по профилактике
нежелательной беременности у подростков
3)разработать программу первичной
профилактики нежелательной беременности
у подростков.
Глава 1. Теоретические
основы профилактики беременности у подростков
1.1. Подростковая беременность
как социальная проблема
Подростковый возраст является
чрезвычайно важным и ответственным этапом
жизни каждого человека. Переходя из детского
мира во взрослый, подросток еще не принадлежит
полностью ни к тому, ни к другому, поэтому
поведение его часто бывает непредсказуемым
и неадекватным. В этот период меняются
представления о себе и окружающей действительности.
Подросток хочет видеть себя взрослым.
Однако ориентация на взрослые ценности
и сравнение себя со взрослыми зачастую
заставляют подростка снова ощущать себя «маленьким» и «несамостоятельным». При этом в отличие от ребенка,
он не считает такое положение нормальным
и стремится его изменить. В то же время,
пытаясь вести себя как взрослый, но не
готов к «взрослой» ответственности и избегает
ее. Психике подростка присущи внутренняя
противоречивость, неопределенность уровня
притязаний, повышенная застенчивость
и одновременно агрессивность, склонность
принимать крайние позиции и точки зрения.
Настроение становится эмоционально неустойчивым.
Главная особенность подросткового периода
– открытие внутреннего «Я», осознание собственной индивидуальности
и ее свойств. Подростковое «Я» еще неопределенно, расплывчато.
Это состояние нередко переживается как
смутное беспокойство или ощущение внутренней
пустоты, которую необходимо чем - то заполнить.
Отсюда, с одной стороны, растет потребность
самоутверждения – потребность быть включенным
в какую либо группу сверстников. Именно
сознание групповой принадлежности облегчает
подростку автономизацию от взрослых,
дает ему чувство эмоционального благополучия
и устойчивости. С другой стороны повышает
потребность в уединении и обособлении,
которое чаще всего проявляется в отдалении
от взрослых. Но в этот период оно начинает
действовать и в отношении сверстников.
Уединение помогает подростку разобраться
в себе, лучше понять самого себя. В возрасте
13-15 лет многие подростки озабочены тем,
что о них думают другие, они становятся,
значительно более ранимы и чувствительны
к критике, насмешкам и т.д. В подростковый
период они чаще, чем когда бы то ни было,
проявляют тревожную мнительность по
поводу своей внешности или строения тела
(так называемый синдром дисморфобии).
В подростковом возрасте проявляется
уже истинное половое любопытство в связи
с пониманием детородной функции мужчины
и женщины, подразумевающей особые, специфические
взаимоотношения между полами. Способность
осознавать себя носителем определенного
пола лежит в основе формирования полового
поведения подростка. Выраженность полового
влечения у представителей мужского
и женского пола одинакова, проявления
же его специфичны. У девушки, например,
характерными поведенческими реакциями,
связанными с половым влечением, являются
кокетство, в основе которого лежит побуждение
привлечь к себе внимание, застенчивость,
стыдливость, ярко выраженная потребность
нравиться, хорошо выглядеть. Юноша обычно
испытывает желание понравиться конкретной
девушке, а не в общем всем, и имеет при
этом конкретную цель.
С развитием полового самосознания тесно
связано и формирование либидо. Либидо
– это стремление к половой близости.
Выделяют следующие стадии его формирования: 1)Романтическая стадия (или платоническая)
у юношей характеризуется фантазиями,
в которых совершаются воображаемые подвиги
в честь идеализируемого объекта первой
влюбленности. У девушек прослеживается
стремление нравиться, обращать на себя
внимание, появляются фантазии о бескорыстной
заботе со стороны прекрасного и храброго «рыцаря». 2)Эротическая стадия выражается
в стремлении к нежностям и ласкам. .
3)Сексуальная стадия во многом
определяет особенности подросткового
возраста у юношей. Прежде всего, это феномен
так называемой подростковой гиперсексуальности,
проявляющейся в повышенной половой возбудимости
у мальчиков – в частых эрекциях, необузданных
эротических фантазиях, мастурбации.
Важно отметить две особенности подростковой
и юношеской сексуальности: первая – это
экспериментальный характер их сексуального
поведения; вторая – то, что эротические
потребности и интересы опережают развитие
эмоциональной сферы и навыков общения,
от которого во многом зависит возможность
сочетания физической близости с психологической
(духовной) близостью и взаимопониманием.
В современном обществе половое чувство
у подростков может проявляться уже в
14-16 лет, в то время как официальный брачный
возраст наступает лишь через несколько
лет, а семья создается еще позже.
По физическому и эмоциональному развитию
подростки уже соотносятся с взрослыми,
но экономически они остаются полностью
зависимыми от семьи или других взрослых.
Известный факт, что у подавляющего большинства
подростков физическое развитие опережает
психическое, и эта разница составляет
6, а в некоторых случаях и 10 лет. В связи
с этим и возникают проблемы, связанные
с появлением неплановых беременностей,
инфекций, передаваемым половым путем,
абортов в раннем возрасте, брошенных
детей, суицидальных мыслей и действий
самих подростков.
Последнее десятилетие, характеризуется
выраженной акселерацией, т.е. имеет место
значительное ускорение физического и
полового развития подростков, т.к. многообразные
раздражители современной цивилизации
- телевидение, интернет, урбанизация (проживание
большей части населения в городах) и т.д.
приводят к ускорению физического развития,
роста и полового созревания детей и подростков,
причем у городских детей этот процесс
более выражен, чем у сельских.
Не для всех подростков характерно
раннее желание вступить в половую связь.
Некоторые подростки начинают половую
жизнь, глядя на своих друзей; для других
- это способ самоутверждения. Как правило,
это зависит от культурных, социальных
и религиозных традиций, взаимоотношений
в семье и с окружающими людьми. Необходимо
отметить, что в группу риска по внеплановым
беременностям попадают, в первую очередь:
1)девочки с эмоциональными проблемами
и конфликтами, которые ищут в половой
жизни не собственные пути решения эмоциональных
проблем, а компенсацию недостающего тепла,
ласки и внимания со стороны родителей;
2)девочки, начинающие половую жизнь в
качестве сексуального экспериментирования
с приятелем-ровесником, но еще не знающие
о возможных нежелательных последствиях
(к примеру, беременность, ЗППП), ни о путях
их предупреждения;
3)неопытные и пассивные девочки, привыкшие
во всем подчиняться взрослым. Для них
характерно начало половой жизни, возникшей
под давлением взрослого.
Одной из главных причин нежелательной
беременности являются внебрачные половые
связи. Как уже отмечалось выше, девочки
созревают раньше, чем мальчики, но половую
жизнь они начинают позже. Сегодня этот
разрыв сократился. Изменилась установка
обоих полов относительно допустимости
добрачных связей. Опрос подростков показал:
многие находят добрачные, сексуальные
связи неприемлемыми, а кто-то, наоборот,
считает их нормальными. Одни подростки
кидаются в любовный омут, не задумываясь
ни на минуту, другие нуждаются во времени,
чтобы все обдумать, третьи будут месяцами
узнавать потенциального партнера.
В настоящее время эта проблема возросла
за счет подростков, репродуктивное поведение,
которых ставит сложнейшую задачу перед
здравоохранением и обществом. По данным
проведенных исследований, средний возраст
начала половой жизни подростков – 15,7
- 16,9 лет, родов – 16-17 лет. Число сексуально
активных подростков женского пола составило
27%, среди юношей – 32%, причем почти половина
из них (43,8%) имели регулярные сексуальные
контакты, 36,6% - спорадические. Более 50%
подростков мужского пола имеют по несколько
партнеров.
Мотивом к интимным отношениям для 55,6%
подростков является удовлетворение собственных
желаний, для 27% - интерес к противоположному
полу. Сексуальный дебют, связанный с любопытством,
составил 2,7%. Первый половой
контакт в 25 - 70 % случаев происходят без
контрацептивной защиты, что ведет к возникновению
нежелательной беременности, обычно прерываемой
путем аборта. Более чем в 60% беременность
у подростков наступает случайно, так
как каждая четвертая сексуально активная
девушка не имеет постоянного партнера.
Исходы наступивших беременностей у подростков
более неблагоприятны, чем у взрослых:
абортом завершается 75%, в том числе при
сроке беременности 22-27 недель, родами
– 25%.
Выявлена прямая связь частоты вредных
привычек и сексуальной активности подростков,
что необходимо учитывать при работе с
этим контингентом. Известно, что
прерывание беременности так же, как и
роды в подростковом возрасте связаны
со значительным риском не только для
физического здоровья, но и являются существенной
психологической травмой.
Согласно медицинским данным, наилучшим
возрастом для рождения первого ребенка
является период от 20 до 24 лет, с 3-5 летними
интервалами, между последующими деторождениями.
Беременность и роды в подростковом возрасте
протекают с большим количеством осложнений
в сравнении с взрослыми женщинами и представляют
значительный риск для беременной и ее
будущего ребенка. Кстати, возраст отца
меньше 18лет рассматривается как признак
рождения ребенка с низкой массой тела.
А с юным возрастом матери, повышение риска
токсикоза беременности, низкой массы
тела новорожденного, снижение потенциала
его физического и психического здоровья.
Возможность рождения детей с олигофренией
у матерей моложе 18 лет в 5 раз больше, чем «пожилых (лет) первородящих»; смертность новорожденных в
2 раза выше, чем у матери 25-29 лет.
Но оценивать проблему беременности у
подростков только по данным рождаемости
нельзя. Значительная часть беременностей
прерывается самопроизвольным выкидышем,
искусственными абортами. «Позор» положения заставляет беременную
скрывать его от семьи, от знакомых. Распространенность
подростковой беременности значительно
выше рождаемости в этой возрастной категории.
Беременность несовершеннолетних - не
только и не столько медицинская проблема.
Беременность и материнство в подростковом
возрасте влекут за собой множество проблем
медицинского, психологического и социального
характера. Подростки не готовы к материнству
в силу их биологической, а также психологической
и социальной незрелости.
Подростки, как правило, не имеют должной
степени социально-экономической независимости
от родителей, необходимой для самоличного
принятия решений по поводу своей жизни
и самостоятельного существования. Это
сильно осложняет ситуацию, если перед
подростками встают проблемы, связанные
с беременностью, замужеством, рождением
ребенка, его содержанием и воспитанием.
Особенно серьезны последствия беременности
юных для рождающихся детей, и одним из
самых драматических фактов оказывается
то, что большинство юных матерей бросает
своих детей на произвол судьбы. До 15% новорожденных,
брошенных в родильных домах, - это дети
юных матерей. Примерно такое же количество
младенцев, рожденных подростками, «временно» содержится в домах ребенка
в связи с неспособностью матери выполнять
свои материнские обязанности.
Это во многом связано с тем,
что юные беременные и девочки-матери
в нашей стране, несмотря на внешнее безразличие
общества к их судьбам, находятся под сильным «нравственным» давлением. Боясь отрицательной
реакции со стороны родителей, близких,
почти 40% девушек скрывают беременность
и, таким образом сохраняя ее, не обращаются
к гинекологам. Традиционность уклада
многих российских семей, сформированность
своеобразного «тоталитарного сознания» не только у старшего, но и у
среднего поколения с характерным неприятием
иной морали, носителем которой становится
молодежь, приводит к тому, что беременность
юной женщины оказывается в части случаев
причиной тяжелых конфликтов в семьях.
Очень часто такие конфликты оказываются
роковыми и, подталкивая юных девушек
к уходу из семьи, в асоциальные компании,
ставят их на путь бродяжничества, проституции
и т.д. Именно в семье закладываются те
нравственные нормы и поведенческие стереотипы,
которые в последующем трансформируются
в драматический опыт женщины, бросающей
своего ребенка. Такие семьи характеризует
низкая степень социализации отдельных
ее членов, высокая распространенность
личностных и поведенческих расстройств,
психических заболеваний, алкоголизма
у родителей, низкий образовательный и
культурный уровень, терпимость к агрессивным
формам поведения, жилищные и материальные
затруднения. Намного чаще, чем в среднем
по населению, «отказницы» воспитываются в неполной семье.
Социально-психологические исследования
женщин, бросающих детей, показывают, что
процесс формирования мотивации отвержения
своего ребенка различен в зависимости
от ценностных ориентаций женщины, от
особенностей ее личности, от состояния
ее психического здоровья, от реалий социальной
ситуации, в которой формировалась ее
личность, и актуальной ситуации, в которой
произошло зачатие и вынашивается беременность.
Обобщая все вышесказанное,
можно считать, что на психологическом
уровне комплекс причин, приводящих мать
к отказу от ребенка, может быть представлен
в следующих составляющих:
1)недостаточность собственных волевых,
интеллектуальных ресурсов для решения
возникшей сложной жизненной ситуации,
которая воспринимается как «ситуация невозможности». Например, родители юной матери
однозначно осуждают рождение ребенка
вне брака и «не пустят на порог» или «будут попрекать куском хлеба»; 2)при достаточности индивидуальных
ресурсов ребенок не вписывается в жизненные
планы. При этом может декларироваться
ценность материнства вообще и собственного
желания иметь детей в будущем. Вектор
переживаний здесь обращен к будущей ситуации,
настоящая воспринимается как досадная
помеха;
3)чувство отсутствия социальной поддержки.
Важную роль здесь играет не столько наличие
или отсутствие реальной поддержки, сколько
субъективное ощущение этой поддержки;
4)сильная эмоциональная заряженность
ситуации, связанной с беременностью и
рождением ребенка. В такой ситуации негативная
реакция на бросившего любимого человека
или острая стрессовая реакция на изнасилование
переносится на ребенка, вызывая к нему
безразличие или отвращение. В этих случаях
возможна динамика эмоциональной составляющей
во время беременности и особенно после
родов: от отвращения к симпатии и жалости.
В этом случае «отказница» переживает мучительный внутренний
конфликт между двумя противоположными
тенденциями: своим сформировавшимся
решением бросить ребенка, в отместку
обидчику или под давлением окружающих
и пробудившимися чувствами к этому ребенку.
Данные характеристики (недостаточность
собственных волевых, интеллектуальных
ресурсов для решения возникшей сложной
жизненной ситуации, отсутствие в ближайших
жизненных планах намерения заводить
ребенка, чувство отсутствия поддержки,
одиночества, негативный эмоциональный
фон) чрезвычайно часто свойственны ситуации,
связанной с подростковой беременностью.
С другой стороны, принятое семьей и юной
беременной решение о прерывании беременности
ставит проблемы совсем другого порядка.
При обсуждении проблемы абортов в юном
возрасте (до 18 лет) обычно указывают на
риск нарушения способности к материнству
в дальнейшем. Аборт для многих является
и серьезной психологической травмой.
Достаточно сказать, что после этой операции
у 41% девушек глубокая депрессия, слезливость
– у 27%, тревога – у 15%, повышается риск
заболевания рака молочной железы, вегето-сосудистой
дистонии, расширения вен и т. п. В последние
годы резко возросло число абортов у женщин,
не достигших совершеннолетия. Как показывает
опыт, к 15 годам около 40% девочек – подростков
имеют опыт полового общения. Это раннее
сексуальное взросление, сочетается с
недостатком опыта по предохранению от
беременности, является основной причиной
абортов в этой возрастной группе. По оценкам
специалистов, на эту возрастную группу
приходится и самое большое число криминальных
абортов, самопроизвольных абортов и преждевременных
родов.
Таким образом, перед беременной девочкой-подростком
встает вопрос о том, какой репродуктивный
выбор – аборт или ранние роды – предпочтительнее
для нее. По данным исследований, общественное
мнение склоняется к тому, что прерывание
беременности в данном случае для женщины
предпочтительнее. Мотивируют это психологической
и моральной неготовностью юной женщины
к материнству, отсутствием материальных
средств для воспитания, неизбежными трудностями
при устройстве на работу, в получении
образования и т. д. Во многих случаях это
мнение разделяют и врачи. Данные об основных
причинах принятия решения об аборте представлены
в Приложение 1.