Таблица 4
Результаты анкетирования
по вопросу « Обладаете ли Вы информацией
о возможности получения помощи по вопросам
…?»
Варианты вопросов |
Да (%) |
Нет (%) |
1.Защиты от насилия |
25,3 |
74,7 |
2.Защиты от родителей |
17,0 |
83,0 |
3.Оказания психологической
помощи
|
34,9 |
65,1 |
4.Предоставления юридической
информации |
23,7 |
76,3 |
5.Оказания анонимной медицинской
помощи |
23,4 |
76, 6 |
Как видно из результатов таблицы
большинство детей оказываются один на
один со своими проблемами.
На основании анализа проводимых исследований
и анонимного анкетирования, проведенного
социальными работниками, были выявлены
негативные социальные явления среди
подростковой молодежи. К ним относятся:
1. Более раннее начало половой жизни (средний
возраст вступления в половую жизнь составляет
15-16 лет), где мотивацией выступает экспериментирование
на себе при полной безграмотности в вопросах
безопасного секса.
2.Восприятие сексуальной жизни в приниженной,
упрощенной форме, вне культурных традиций,
ослабление семейно-брачных отношений
и отсутствие позитивных установок на
сохранение репродуктивного здоровья.
3.Отсутствие знаний по эффективной контрацепции
приводит к росту незапланированных беременностей
и абортов у девушек- подростков.
4. Стойкий стереотип «постыдности» обращений
даже в анонимный кабинет поликлиники,
боязнь огласки и узнавания, привели к
широкому распространению самолечения.
Программа предполагает проведение
35 занятий (1 раз в неделю в течение учебного
года) с подростками 14-17 лет. В процессе
реализации программы предполагается
взаимодействие с общеобразовательными
учреждениями города. Она предполагает
применение таких активизирующих методов
(беседы, игры, практикумы, демонстрация
фильмов, дискуссии, экскурсии), причем
основана она в основном на групповой
работе, что определяется особенностями
возраста. Ниже предлагается тематическое
планирование занятий.
Цель программы - развитие мотивации здорового
образа жизни, сохранение собственного
здоровья и репродуктивной функции на
различных этапах жизнедеятельности.
Задачи программы:
1.Предоставление подросткам современных
знаний по вопросам сексуального поведения.
2.Формирование психосексуальной культуры
у подростков.
3.Снижение уровня заболеваний, передаваемых
половым путем и предупреждение распространения
СПИДа среди молодежи.
4.Создание приоритета здорового образа
жизни.
Программа включает:
- цикл лекций;
- работу бесплатного консультативного
кабинета по вопросам контрацепции для
подростков; - сбор и
обработку информации по вопросам мотивации,
выбора и проблем, связанных с выбором
метода контрацепции; - работу телефона
доверия по вопросам сексуальной активности
пубертатного периода. Основные достоинства
программы: - еженедельное
проведение мероприятий на базе общеобразовательных
школ (в качестве экспериментальной площадки
выбрано несколько школ города) позволит
максимально охватить необходимую целевую
аудиторию; - проведение
лекций специалистом обеспечит максимально
качественную передачу необходимой информации; - использование
авторитетности понятия «специалист по
социальной работе» создаст необходимый
вотум доверия подростков; - социальный
работник, вовлекаемый в педагогический
процесс, имеет более активную позицию
в отношении негативного влияния абортов
и необходимости использования гормональных
контрацептивов; - независимость
лектора от педагогического коллектива
(отказ от схемы учитель-ученик), и постоянная
прямая связь с подростками позволит выявить
и снять возможные «страхи» в отношении
гормональных контрацептивов; - формирование
негативного отношения к аборту в сочетании
с позиционированием использования гормональных
контрацептивов как неотъемлимого метода
сохранения здоровья позволит увеличить
рынок потребительской аудитории (на стадии
ее формирования); - минимальное
количество побочных эффектов и противопоказаний
в группе «подростки» дают основание считать
данную целевую аудиторию наиболее перспективной
для использования гормональных контрацептивов
как основного средства для предупреждения
нежелательной беременности; - высокая сексуальная
активность в сочетании с максимально
выраженной необходимостью решения вопроса
нежелательной беременности в подростковом
периоде определяет необходимость полноценного
информирования молодежи как одного из
основных сегментов потребительской аудитории
современных методов контрацепции. Предлагается тематический план проведения
занятий в рамках программы полового воспитания
подростков.
Раздел 1. Развитие организма
человека
Тема 1. Общее понятие
о системах организма человека, их названия
и функции
Тема 2. Влияние половых гормонов на физическое
и психическое развитие человека. Особенности
подросткового периода
Тема 3. Женские половые
органы: правильные названия, строение,
функции Тема 4. Мужские половые
органы: правильные названия, строение,
функции Тема 5. Менструальный
цикл: изменения, происходящие в организме
женщины; менструация; самочувствие в
«критические» дни. Личная гигиена женщины
Тема 6. Оплодотворение,
беременность, развитие плода, трудности
и радости периода беременности
Тема 7. Роды, лактация, изменения в организме
женщины после родов
Раздел 2. Ответственное родительство,
планирование семьи и репродуктивное
здоровье
Тема 1.Планирование
семьи, ответственное родительство, репродуктивное
здоровье
Тема 2.Контрацепция: история, существующие
методы, индивидуальный подход при использовании
различных методов
Тема 3.Барьерная и химическая контрацепция.
Ее роль в профилактике инфекций, передаваемых
половым путем, включая ВИЧ/СПИД
Тема4. Естественные
методы контрацепции
Тема5. Гормональная
контрацепция
Тема6. Внутриматочная контрацепция
Тема7. Хирургическая
контрацепция: мужская и женская стерилизация
Тема8. Аборт и его последствия.
Понятие «безопасный аборт»
Тема9.Инфекции, передаваемые половым
путем, включая ВИЧ/СПИД. Меры профилактики
Тема10. Куда обратиться
за помощью и советом
Раздел 3. Особенности взросления и становление
сексуальности
Тема 1. Особенности
взросления. Формирование сексуальности
и ее проявление в подростковом возрасте
Тема 2. Женская и мужская
сексуальность
Тема 3. Сексуальная
ориентация и ее отклонения
Тема 4. Безопасное
и ответственное сексуальное поведение
Раздел 4. Личность, семья, общество
Тема 1. Представление
о семье в различные исторические эпохи
Тема 2. Семья в различных
религиях мира
Тема 3. Семья в современном
обществе
Тема 4. Законодательство
о семье. Права и обязанности родителей
и детей
Раздел 5. Психология общения
Тема 1. Формы общения
между людьми. Что помогает и что мешает
общению
Тема 2. Формирование
жизненных ценностей и приоритетов. Важность
принятия решений. Ответственность за
свои решения
Тема 3.Как человек выражает свои чувства
и эмоции. Проявления дружбы и любви
Тема 4. Взаимоотношения
родителей и детей в семье. Конфликтные
ситуации. Способы их предупреждения и
выхода из них
Раздел 6. Основы здорового образа жизни
Тема 1. Понятие «здоровье»
и «здоровый образ жизни»
Тема 2. Здоровые родители
– здоровы ребенок
Тема 3. Личная гигиена.
Культура одежды
Тема 4. Причины возникновения
болезней. Основы самоконтроля за состоянием
здоровья
Тема 5. Правила поведения
в экстремальных ситуациях. Оказание первой
доврачебной помощи
Тема 6. Экология здоровья
Заключение
Проблема юного
материнства в последние десятилетия
становится все более актуальной.
Это связанно с ростом сексуальной
активности подростков, ведущим
к возрастанию количества непланируемых
беременностей и родов у девушек-подростков.
Физиологическая и психологическая неготовность
юных матерей к вынашиванию беременности
сопровождается высоким числом осложнений
беременности и родов, рождению недоношенных,
больных младенцев. Почти для трети
юных матерей их материнство является
столь нежеланным, что они во время беременности
совершают криминальные попытки к ее прерыванию.
Возрастание числа юных матерей приводит
к увеличению отказов их от своих детей.
До 15% новорожденных, оставленных в родильных
домах, - это дети девушек-подростков. Примерно
такое же количество младенцев, рожденных
юными мамами, временно содержатся в домах
ребенка в связи с неспособностью матери
выполнять свои материнские обязанности.
Беременность девочек-подростков является
причиной тяжелых конфликтов в семье.
Почти треть родителей отрицательно относятся
к подростковой беременности вообще и
к беременности своих юных дочерей – в
частности. Многие из них настаивают на
прерывании беременности, ссылаясь на
то, что девочке в таком возрасте надо
получать образование, а не воспитывать
детей. До сих пор матери-подростки
не выделяются в отдельную категорию социально
незащищенных представителей населения,
они никогда не выступали и не выступают
в качестве объекта специального внимания
с целью поддержки и реабилитации со
стороны государственных органов.
Если же юная мать решает оставить ребенка,
то у неё возникает большое количество
проблем – во-первых, это трудности жилищного
и материального характера, во-вторых,
невозможность совмещения ухода за ребенком
с продолжением учебы, в-третьих, серьезные
ограничения в возможности трудоустройства
в связи с отсутствием специальности и
опыта трудовой деятельности. Многих девочки
после рождения ребенка не выдерживают
такой нагрузки, что в дальнейшем может
привести к ранней алкоголизации, наркомании
и деформации развития личности.
В зарубежных странах изучению контрацептивного
и репродуктивного поведения юных матерей
посвящено большое количество исследований,
согласно которым семьи юных матерей относятся
к крайне неблагополучным и включены в
группу медико-социального риска. Юная
девушка, став матерью, меняет многие позиции
своей статусной системы. Наблюдается
тенденция к нисходящей социальной мобильности,
когда все статусные позиции юной женщины
ухудшаются. Однако, их нельзя рассматривать
как единую неблагополучную совокупность
на основании одного только факта рождения
ребенка у несовершеннолетней матери.
Даже в самом прогрессивном обществе
беременные подростки часто сталкиваются,
как минимум, с осуждением. Девочка
часто остается один на один со своей проблемой,
боится признаться даже родителям. К тому
же, чаще ранняя беременность происходит
у детей из неблагополучных семей, когда
между родителями и детьми нет нормальных
отношений, не говоря уже о каком-то воспитании.
Кроме того, забеременев, девочка вынуждена
бросить школу или совмещать материнство
с обучением, что в большинстве случаев
нереально. Нехватка образования «ставит
крест» на дальнейшей самореализации
девочки, у нее практически нет шансов
получить хорошую работу, сделать карьеру.
Нет хорошей работы – значит, нет достаточного
количества денег, что, в свою очередь,
толкает молодую мать на преступления.
Беззащитность часто приводит к насилию
в семье, безысходность подталкивает к
алкоголизму и употреблению наркотиков.
Такие женщины, зачастую, повторно беременеют,
не достигнув и 20 лет. А их дети, в свою
очередь, оказываются никому не нужными
и пополняют дома малютки.
«Осведомлен – значит вооружен» - говорили
отважные разведчики. С этим не поспоришь:
проблему лучше предотвратить, чем
потом бороться с последствиями.
Так, начавшая половую жизнь девочка, должна
отчетливо понимать, что у нее возможно
наступление беременности. Насколько
она к этому готова? Хочет ли выносить
и родить ребенка? Естественно, все эти
вопросы должны быть решены еще до
наступления близости. Если девочка не
готова к ранней беременности, ей необходимо
позаботиться о контрацепции. Тут на помощь
и должны прийти родители, обеспечив своего
ребенка разнообразной и полной информацией
по этому серьезному вопросу. Очень важным
также является посещение врача, ребенку
нужно с детства прививать бережное отношение
к своему здоровью.
Каждая девочка должна знать, что с
появлением первой менструации она уже
может забеременеть, причем даже при
однократном половом контакте.
Можно утверждать, что само по себе несовершеннолетнее
материнство не может исключительно квалифицироваться
как проблема. Не возраст сам по себе, а
маргинальность социальной среды не позволяет
молодой маме социально адаптироваться
и выработать для себя, а значит и для будущего
ребенка положительный жизненный сценарий.
Без поддержки государственных и общественных
структур молодые мамы не смогут самостоятельно
помочь себе в решении многих проблем,
которые встают перед ними.
Список литературы 1. Артюнина Г.П. Основы социальной
медицины: учебное пособие. – М.: Дашков
и К, 2009. - 314 с. 2. Войтенко Р.М. Социальная
медицина и концепция реабилитации. –
СПб., 2008. - 278 с.
3. Дедов В.И. Медико-социальная
работа с населением: учебное пособие
/ В.И Дедов, М.Э. Соколов – Дубна: Международный
университет природы, общества и человека
«Дубна», 2008. - 189с.
4. Дедов В.И. Основы социальной
медицины: учебное пособие / В.И.Дедов,
А.А.Хадарцев – Дубна: Международный университет
природы, общества и человека «Дубна»,
2005. - 210с.
5. Зозуля, Т.В. Основы социальной и клинической
психиатрии. – М.: ACADEMA, 2008. – 410 с
6. Зозуля Т.В. Основы социальной психиатрии.
– М.: Академия, 2009.– 224 с
7. Красноярова, М.В. Педагогика и раннее
материнство: проблемы и решения / М.В.
Красноярова // Педагогика – ХХI: материалы
междунар. науч. конф. – Караганда:
Центр гуманитарных исследований,
2010.
8. Красноярова, М.В. Практика социально-педагогической
поддержки материнства девочек-подростков
/ М.В. Красноярова // Социально-педагогическая
поддержка ребёнка: материалы междунар.
науч. конф./ под общ.ред. А.В. Иванова.
– М.: АПКиППРО, 2009. 8. Красноярова, М.В. Проблемы
охраны и защиты прав несовершеннолетней
матери / М.В. Красноярова // Власть, общество,
личность: IV всерос. науч.-практ.конф.: сб.
ст. / МНИЦ ПГСХА – Пенза: РИО ПГСХА, 2009.
9. Красноярова, М.В. Социально-педагогические
проблемы раннего материнства / М.В. Красноярова
// Образование и учитель ХХI века: проблемы,
перспективы развития: всерос. науч.-практ.конф.(Оренбург;
6-7 октября 2010 г.) сб. ст. под ред. В.Г. Рындак.
– Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2010.
10.Основы социальной работы: учеб.для
студентов вузов/ под ред. П.Д. Павленок.
- М.: инфра-М, 2008. – 367 с.
11.Социальная работа: теория и практика:
учеб.для студентов вузов / под ред. Е.И.
Холостова, А.С. Сорвина – М : Прогресс,
2008. – 245 с.
12.Социальная работа: учебное пособие
для студентов вузов / под ред. В.И. Курбатова.-
Ростов /Д, 2008. – 376 с.
13.Холостова, Е.И. Социальная реабилитация
/ Е.И.Холостова, И.Ф.Дементьева – М.: Дашков
и К, 2008. – 198 с.
14.Эйдемиллер Э.К. Психология и психиатрия
семьи. - СПб.: Питер, 2007. – 258 с.
15.Мастерc Уильям Г. Основы сексологии
(HUMAN SEXUALITY) / Вирджиния Э. Джонсон, Роберт
К. Колодни. Пер. с англ. — М.: Мир, 1998.
—692 с. 16.Чодороу Н. Воспроизводство
материнства: Психоанализ и социология
гендера. Пер. с англ. – "Российская
политическая энциклопедия (РОССПЭН)"
- 2006, 292 стр.
17. И.С.Кон «Ввведение в сексологию». М,
1988