Таким образом, можно сделать
вывод, что подростковый возраст является
с одной стороны чрезвычайно важным и
ответственным этапом жизни каждого человека,
а с другой стороны – периодом особого
риска. Половое созревание является как
центральным психофизиологическим процессом
подросткового возраста. В современном
обществе половое чувство у подростков
может проявляться уже в 14-16 лет, в то время
как официальный брачный возраст наступает
лишь через несколько лет, а семья создается
еще позже. Одной из главных причин нежелательной
беременности являются внебрачные половые
связи. Необходимо отметить, что в группу
риска по внеплановым беременностям попадают,
в первую очередь девочки с эмоциональными
проблемами и конфликтами, девочки, начинающие
половую жизнь в качестве сексуального
экспериментирования с приятелем-ровесником,
но еще не знающие о возможных нежелательных
последствиях, ни о путях их предупреждения,
неопытные и пассивные девочки, привыкшие
во всем подчиняться взрослым.
Причинами наступления незапланированной
беременности на мезоуровне является
неблагополучие семьи, отсутствие семьи,
отсутствие кого-либо из родителей, наличие
в семье отчима или мачехи; раннее приобщение
к спиртным напиткам, сексуальные притязания
со стороны взрослых, сексуальная активность
подростка, лишенного материальной и семейной
поддержки, недостаточная информированность
подростка о половых отношениях, бесконтрольность
и безразличие администрации образовательных
учреждений к внешкольным занятиям
подростков.
Предупреждение беременности у них является
сложной медико-социальной проблемой,
требующей пристального внимания с учетом
особенностей сексуального поведения
и значительным ростом числа заболеваний,
передаваемых половым путем. Кроме того,
эта проблема важна еще и с позиций будущего
родительства подростков. [3.с.46] Основной причиной является
недостаточное сексуальное воспитание.
Отсюда очевидна необходимость проведения
профилактических мероприятий воспитательного
и разъяснительного характера. Изучению
данной проблемы посвящен следующий параграф
данного курсового исследования.
- Профилактика беременности
у подростков
В силу того, что в современном
обществе подростковая беременность является
чрезвычайно актуальной проблемой, перед
различными учреждениями и специалистами
стоит актуальная задача поиска современных
форм, методов и технологий, направленных
на ее предупреждение.
Понятие «профилактика» по мнению Р. В. Овчаровой включает
в себя устранение, сглаживание, снятие
причин, условий, факторов, которые вызывают
те или иные отклонения в развитии личности.
[18,с. 13]
Таким образом, профилактика нежелательной
беременности у подростков – это комплекс
государственных, общественных, социомедицинских
и организационно-воспитательных мероприятий,
направленных на снижение количества
внеплановых подростковых беременностей.
[18,с.84]
По мнению Овчаровой Р.В. различают три
основных вида профилактики нежелательной
беременности у подростков.
1)Первичная профилактика – научно-обоснованные
и своевременно предпринимаемые действия,
направленные на предотвращение возможных
физических, психологических и социокультурных
коллизий у отдельных индивидов, сохранение,
поддержание и защиту жизни и здоровья
подростков. Часто первичная профилактика
требует комплексного подхода, который
должен привести в действие системы и
структуры, способные предотвратить возможные
проблемы или решить поставленные задачи.
Первичная профилактика относится к категории
групповой, массовой работы.
2)Вторичная профилактика направлена на
предупреждение, устранение или нейтрализацию
основных причин и условий. В решении задач
вторичной профилактики специалист по
социальной работе должен стать авторитетным
консультантом, уметь оказать терапевтическую
помощь беременной и ее семье, но не должен
подменять их в решении возникающих проблем.
3)Третичная профилактика включает в себя
мероприятия, проводимые с близким окружением
(родители и другие родственники, друзья,
одноклассники и т.д.). [18, с. 67]
Один из наиболее эффективных путей первичной
профилактики – организация мероприятий
по половому воспитанию подростков.
Рассмотрим содержание понятия «половое воспитание». Российская академия образования
определяет половое воспитание как «систему медико-психологических,
гражданских и педагогических мер, направленных
на воспитание у детей, подростков и молодежи
правильного отношения к вопросам пола.
Задача полового воспитания – использование
половой принадлежности как фактора личностного
развития подрастающего поколения, формирование
четкой полоролевой идентификации и нравственных
межполовых отношений, укрепление семьи
и брака». [18, с. 97]
Исследователь О. К. Лосева дает следующее
определение этого понятия: половое воспитание
– «система мер педагогического
воздействия на детей и подростков с целью
создания у них правильного представления
о сущности взаимоотношений полов и воспитания
норм поведения в половой жизни. Это осознанная
и грамотная помощь ребенку в его психосексуальном
и нравственном развитии. Его цели: формирование
у детей правильного отношения к вопросам
пола, овладение ими нравственной культурой
во взаимоотношениях полов, подготовка
к браку и семейной жизни.[интернет]
Таким образом, половое воспитание, на
наш взгляд, это система планируемых мер,
направленных на воспитание у детей и
подростков отношения к вопросам пола,
соответствующего требованиям общества.
Опрос подростков показал, что более половины
из них (54%) никогда не говорили с родителями
на темы контрацепции и последствий аборта,
17,3% обсуждали некоторые аспекты семейной
жизни, личной гигиены с матерью, 15,0% с
отцом, 11,7% со старшим братом, 2,0% с дедом.
Многие из мальчиков не обращаются
к старшим членам семьи с вопросами о сексуальных
взаимоотношениях между мужчиной и женщиной,
контрацепции и т. д. Часто это происходит
по причине переоценки своих знаний (49,2%
- «я все знаю сам»), сомнения в компетенции отца
и матери в вопросах планирования семьи
(21,3%), стеснительности подростка (14,8%),
а также нежелания родителей обсуждать
эти проблемы (9,5%). Очень немногие (5,2%) не
интересуются этой темой совсем. Между
тем, почти каждый четвертый подросток
(26,7%) хотел бы получить информацию в семье
от отца или матери.
Многие страны осуществляют программы
полового воспитания и охраны репродуктивного
здоровья молодежи, но часто их результаты
оказываются незначительными, а иногда
и противоречивыми. Поэтому особое внимание
уделяется оценке эффективности этих
программ. Американские исследователи
(Э. МакКоли, Л. Лискин), проанализировав
программы по половому воспитанию и их
результаты, пришли к следующему выводу:
успеха от реализации этих программ можно
ожидать, если:
-имеется широкая поддержка программ со
стороны родителей;
-информация, предоставляемая
молодежи убеждает ее
в том, что необходимо заботиться
о своем здоровье, а услуги являются доступными
для молодых людей.
Отметим следующее: большинство программ
полового воспитания улучшают знания
о сексуальной жизни и контрацепции, и
гораздо меньшее их число ведет к изменениям
в поведении и более ответственному отношению
к половой жизни.
Пока что неясно до конца, насколько велико
влияние программ полового воспитания
на здоровье подростков, но то, что хорошо
составленные программы полезны для подростков,
не вызывает сомнения. Необходимы дальнейшие
исследования для того, чтобы определить
более точные характеристики, отличающие
успешные программы, а также методы совершенствования
этих программ и их адаптации к различным
культурным уровням. Если успешные программы
найдут широкое применение, они смогут
существенно помочь делу полового воспитания
и охраны репродуктивного здоровья молодежи.
В нашей стране первая серьезная фундаментальная
работа по основам сексологии, доступная
учителям и работникам других воспитательных
учреждений, была издана в 1988 году И.С.
Кон «Введение в сексологию», М, 1988. Сегодняшняя российская
подростковая сексуальная культура похожа
на ту, которая существовала в США и в странах
Западной Европы 30 лет назад. Раннее начало
сексуальной жизни там тоже сочеталось
с плохой учебой, конфликтами с родителями,
вовлечением в преступные группы, кражами,
угоном автомашин, вандализмом, насилием,
курением, пьянством, употреблением наркотиков.
Сексуальная активность сама по себе не
была причиной асоциального поведения,
но за статистическими корреляциями прослеживались
контуры определенного типа молодежной
культуры и субкультуры. Западные исследователи
отметили следующий факт: как только общество
начинает нормально относиться к юношеской
сексуальности, она утрачивает свою разрушительность,
ее связь с девиантным поведением ослабевает
и даже исчезает. Но это в Европе. У нас
же на сексуальном поведении сильно сказывается
криминализация и общая нравственная
дезориентация общества.
Потребность в программах по половому
воспитанию подростков и молодежи существует
давно. Это признают педагоги, психологи,
медики и даже церковь. Начиная с 1991 года,
образовательные программы полового воспитания
разрабатывали многие (включая институты
Российской академии образования, авторские
коллективы и другие) в рамках разных проектов.
Готовились программы для школьников,
подростков, молодежи, для учителей. Часть
программ была сделана уже в 1993 году.
Начиная с 1995 года, была принята
государственная образовательная программа
по половому воспитанию в российских школах,
которая была рассчитана на 1995 — 2002 год.
И она была полностью выполнена, невзирая
на все попытки препятствовать этой программе.
Многие видели отчет министерства образования
по программе: «Половое воспитание российских
школьников» за 1998 год. Смысл этой программы
сводился к следующему, что детям необходимо
получать знания связанные с половым воспитанием,
в основном эти знания касались проблем
контрацепции, защиты от СПИДа, различных
венерических заболеваний, связанных
с неограниченными половыми контактами,
и частично касались проблем наркомании
и алкоголизма.
Министерство образования, поняв, что
согласия родителей на половое воспитание
в массовом порядке, бесспорно, получить
не удастся, решило самостоятельно внедрять
в базовые предметы: биологию, зоологию,
граждановедение, ОБЖ - элементы полового
воспитания.
Программы по половому воспитанию подростков
и молодежи в России, как и на Западе, реализуются
в школах и различных медико-педагогических
центрах. Российская ассоциация «Планирование семьи» (РАПС) рассматривает половое
воспитание как часть процесса формирования
личности, которые включает не только
вопросы здоровья, но и моральные, правовые,
культурные и этнические аспекты. Программы
полового воспитания должны быть интегрированы
в комплексной программе здорового образа
жизни, подготовки к семейной жизни и ответственности
родительства.
С точки зрения РАПС задачами полового
воспитания должны быть: 1)формирование
у подростков ответственного
отношения к своему здоровью,
в том числе репродуктивному;
2)повышение информированности подростков
по вопросам пола и тех
изменений, которые происходят с ними
в подростковый период;
3)обучение навыкам общения, взаимопонимания
и принятия осознанных решений;
4)формирования у подростков позитивного
отношения к здоровому образу жизни планированию
семьи и ответственному родительству;
5)формирование ответственного сексуального
поведения, отрицательного отношения
к раннему началу половой жизни.
Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация
со здоровьем и благополучием подростков
и молодежи. По мнению специалистов, основными
причинами такого положения являются
полная безграмотность наших детей в вопросах
межличностных отношений, охраной репродуктивного
здоровья, ответственного родительства,
а также несостоятельность взрослых оказать
помощь и ответить на вопросы, которые
встают перед каждым подростком. К сожалению,
мы вынуждены признать, что рост сексуальной
активности молодежи - это реальность.
Как следствие этого катастрофически
увеличивается число болезней, передаваемых
половым путем; отмечается значительное
число подростковых беременностей, исходом
которых являются аборты или юное материнство,
зачастую приводящее к отказу от детей,
социальному сиротству. Неподготовленность
молодежи к семейной жизни, несформированность
семейных ценностей впоследствии приводят
к большому числу разводов. Принимая
во внимание сложившуюся
в стране ситуацию
с репродуктивным здоровье образом жизни
подростков, была разработана программа
полового воспитания и образования для
подростков и молодежи. Целями программы
являются:
1)помощь молодым людям в понимании изменений,
происходящих в их организме в подростковый
период;
2)обучение основным навыкам общения, взаимопонимания
и принятия
осознанных решений;
3)обеспечение подростков грамотной и
систематизированной информацией, которая
даст возможность понять, что с ними происходит,
а также поможет адаптироваться изменениям,
происходящим в подростковый период с
наименьшими личными потерями столь непростой
период взросления;
4)помощь в осознании подростками своих
обязанностей и ответственности по отношению
к себе и окружающим.
В программу также включены разделы, посвященные
взаимосвязи семьи и общества, а также
юридические и законодательные вопросы
в этой области. Авторы проекта
Российской академии образования по половому
воспитанию школьников считают, что «приоритетная задача общества
-укрепление семьи, а половое воспитание
подрастающего поколения - одно из ведущих
направлений ее решения».[ 5,с.14] Задача школы - заложить
основы расставить некоторые общезначимые
ориентиры, избегая бестактности и навязчивости,
не придавая этой сфере воспитания чрезмерно
опережающего характера, но вместе с тем
учитывая особенности возраста.
При осуществлении полового воспитания,
согласно авторам проекта, необходимо
придерживаться следующих принципов [5,с.
14]:
-учет особенностей отечественной (евразийской)
цивилизации, которая отличается специфическим
отношением к вопросам пола, учет национально-религиозной
и региональной специфики (но не следует
забывать, что культура должна быть самобытной,
а цивилизованность - современной);
-осуществление полового воспитания во
взаимосвязи со всеми другими направлениями
учебно-воспитательной работы школы;
-соответствие содержания,
форм и методов полового
воспитания возрастным особенностям учащихся
(в том числе и этапам), а также уровню их
знаний по конкретным темам.
С учетом сложившейся в стране ситуации
авторы выделяют следующие задачи полового
воспитания:
-привитие учащимся обоего
пола основных навыков
общения и взаимопонимания, а также
способности принимать осознанные решения
в сфере межполовых отношений;
-формирование у подростков ответственного
отношения к своему телу как основе индивидуальной
жизни и позитивного отношения к здоровому
образу
жизни и ответственному родительству;
-привитие учащимся отношения к семье
как к ведущей идее сдержанности в сфере
сексуальных отношений, дискредитация
ранних половых связей;
-обеспечение учащихся грамотной
и систематической информацией,
которая даст им возможность понять, что
с ними происходит, а также поможет адаптироваться
к изменениям, происходящим в период полового
созревания,
пройти с наименьшими психологическими
потерями этот сложный этап
взросления.
Авторы проекта, а также некоторые другие
педагоги считают, что введение особого
и обязательного для всех учащихся учебного
предмета «Половое воспитание» на данном этапе развития общества
и школы нецелесообразно. Отмечая, что
сведения, относящиеся к сфере межполовых
отношений, носят интимно - личностный
характер, авторы проекта предлагают существенную
часть вопросов изучать не на фронтальных
или групповых занятиях, а индивидуально.
Кроме этого, в качестве организационных
форм полового воспитания они предлагают:
фрагменты уроков (и отдельные уроки в
рамках таких учебных предметов, как биология,
литература, обществоведение, история),
факультативные занятия, семинары для
родителей, консультации.
Одним из важнейших условий успешной реализации
программ полового воспитания считаем
тщательный отбор и всестороннюю подготовку
специалистов для работы с подростками.
В процессе внедрения таких программ возможны
различные уточнения и корректировки
как по форме, так и по содержанию. Кроме
того, по- видимому, специалистам, которые
будут заниматься вопросами полового
воспитания, следует самостоятельно определять
последовательность изучения разделов
и тем, продолжительность занятий, объем
предлагаемой информации, форму изложения
материала, а также количественный и половой
состав групп учащихся (мальчики и девочки
раздельно или вместе) с учетом их возраста,
уровня знания культурных, национальных,
религиозных и других особенностей.
Дедов В. И. убежден в необходимости участия
родителей в половом воспитании своих
детей, хотя сегодня далеко не все родители
готовы говорить на эти темы. Целесообразно
обратить внимание специалистов, которые
будут заниматься этой работой, на обязательность
информирование родителей о проведении
занятий с их детьми. Взгляды и пожелания
родителей наряду с отношением общества
к вопросам полового воспитания, региональными,
культурными, национальными и другими
особенностям, а также мнения и пожелания
самих подростков должны быть непременно
учтены при разработке и внедрении программ.
Вместе с тем мы считаем, что принимать
участие в этой работе должны не только
школа, семья, но и такие организации, как
молодежные центры, медикопедагогические
центры. Важно, чтобы школы работали в
тесном контакте с учреждениями, в которых
молодые люди могли бы получить индивидуальное
анонимное консультирование по возникающим
у них проблемам, что невозможно сделать
в школе.
Хотелось бы подчеркнуть, что мы исходим
из того, что в программу должны войти
не только основы медицинских и гигиенических
знаний, но и сведения по некоторым историческим,
психологическим, религиозным, юридическим
аспектам семейно – брачных, полоролевых
взаимоотношений, а также информация по
вопросам здоровья и здорового образа
жизни. Важно также отметить, что программы
полового образования и воспитания
должны быть изолированными, их следует
интегрировать в программы здорового
образа жизни подготовки к созданию здоровой
семьи. Умело и тактично организованное
половое воспитание будет способствовать
сохранению физического и нравственного
здоровья подрастающего поколения, что
в недалеком будущем поможет улучшить
здоровье населения России.
Глава 2. Профилактика
подростковой беременности в условиях
Территориального центра социальной помощи
семье и детям
2.1 Анализ деятельности
Территориального центра социальной
помощи семье и детям г. Серова
по профилактике нежелательной
беременности у подростков. Неблагоприятная социально-экономическая
ситуация в комплексе с экологическими
проблемами привела к неблагоприятным
демографическим тенденциям. В городе
Серове рождаемость, удельный вес детского
населения ниже, чем в среднем по области.
В последние годы значительно ухудшилось
состояние здоровья женщин репродуктивного
возраста.
Ранняя сексуальная активность подростков
и отсутствие полового воспитания и образования
привели к увеличению удельного веса юных
первородящих, к распространению заболевания,
передающихся половым путем. За 2012 год
у девочек 15-18 лет было зарегистрировано
34 случая родов, что составило 7% от общего
числа родов. Течение беременности, родов
и послеродового периода осложнялись
у подростков в 3 раза чаще, чем у взрослых
женщин. Среди женщин, прерывающих первую
беременность путем искусственного аборта,
подростки составили 50%, что в последствии
приводит к таким заболеваниям как бесплодие,
невынашивание беременности, хронические
воспалительные заболевания.
В последние 2-3 года значительно увеличилось
число отказов от детей. В 2012 году отказались
от детей в роддоме 6 женщин, и затем позднее
отказались еще 2 женщины. В 2014 году в роддоме
отказались от детей 12 женщин, что составило
22,7 на 1000 родов. Среди несовершеннолетних
отказались от детей 2 девушки, что
составило 100 на 1000 родов среди несовершеннолетних
(20 родов, 2 отказа). Часто отказы обусловлены
тем, что женщине негде жить и невозможно
содержать ребенка.
Все это говорит об отсутствии
полового воспитания и службы планирования
семьи для подростков в городе. Также в
настоящее время в Свердловской области
нет единой системы оказания помощи подросткам
по вопросам здорового образа жизни, охраны
репродуктивного здоровья и непланируемой
беременности. Подростки, как правило,
остаются один на один со своими проблемами.
К сожалению, ни женская консультация,
ни детская поликлиника не берут на себя
решение этих проблем в полном объеме.
Необходимо отметить еще один аспект –
работа по поддержке детей и семей «группы
риска». Данным вопросом занимаются многие
организации, но до сих пор отсутствует
некая система межведомственного взаимодействия.
В результате этого семья или подросток,
находящийся в трудной жизненной ситуации
не знает, куда ему обратиться, с кем поделиться
своей проблемой, чтобы найти решение.
Нет единой службы оказания помощи и поддержки
детям и семьям.
Для решения перечисленных проблем в январе
2000 года в городе Серове был создан «Территориальный
центр помощи семье и детям», который призван
решать конкретные цели и задачи:
1. Формирование здорового образа жизни.
Для достижения этой цели поставлены следующие
задачи:
-разработка программы по формированию
здорового образа жизни и репродуктивного
здоровья;
-организация внедрения этой программы
на базе Центра;
-обучение кадров и выпуск рекомендаций
по преподаванию программы;
-обеспечение оборудованием, наглядными
материалами, выпуск листовок, буклетов
и др.;
-подготовка и проведение конференции
для медицинских работников, преподавателей,
учащихся, родителей по вопросам формирования
здорового образа жизни и репродуктивного
здоровья для знакомства с программой
и поиска заинтересованных лиц в ее внедрении
в школах, средних учебных заведениях,
клубах по месту жительства;
-выступления в средствах массовой информации
по данной проблеме и с информацией о Центре,
его задачах и возможностях;
-профилактика зависимостей (табачной,
алкогольной, наркотической);
-создание и обучение группы детей- подростков
для работы со сверстниками;
-анкетирование подростков для изучения
их проблем и потребностей до начала осуществления
проекта и в процесс работы проекта.
2. Профилактика непланируемой беременности
у подростков:
-образование и воспитание в области сексуальных
взаимоотношений, ответственного отношения
к своему репродуктивному здоровью, через
внедрение программы по здоровому образу
жизни, тематические беседы, индивидуальные
консультации, тематические обучающие
семинары на базе Центра и через средства
массовой информации;
-доступность информации по планированию
семьи и средствам контрацепции;
-доступность комплексной консультативной
помощи подросткам (медицинской, психологической,
социальной, юридической);
-формирование у подростков ответственного
отношения к рождению ребенка через тематические
лекции-семинары на базе кабинета здорового
ребенка, организацию экскурсии в Дом
ребенка;
-организация справочной телефонной линии
по проблемам подростков «Телефон доверия».
3. Поддержка девочек подростков, оказавшихся
в трудной жизненной ситуации в связи
с непланируемой беременностью:
-помощь при прерывании беременности в
ранние сроки при категорическом нежелании
иметь ребенка;
-содействие в трудоустройстве на работу
несовершеннолетних беременных из социально
неблагополучных условий;
-содействие во временном предоставлении
жилья беременным;
-медицинский и социальный патронаж во
время беременности и после родов с целью
профилактики отказа от ребенка;
-координация работы с другими ведомствами
и службами, которые могут оказать помощь
в данной ситуации;
-консультирование девочек подростков
по вопросам репродуктивного здоровья
через «Телефон доверия».
4. Профилактика отказов от детей:
-работа в группе с семьями «группы риска»
(беременные девочки-подростки; женщины,
ранее отказавшиеся от детей; семьи, где
имело место лишение родительских прав;
социально-неблагополучные семьи по наркомании
и алкоголизму). Информация о таких семья
поступает из Комиссии по делам несовершеннолетних,
городского управления по социальной
защите, органов опеки и попечительства,
женской консультации, детской поликлиники,
от патронажных сестер и участковых врачей.
Работники Центра осуществляют патронаж
и сопровождение семей «группы риска»;
-интенсивная помощь женщинам, которые
могут отказаться от ребенка;
-профилактика наркомании и злоупотребления
алкоголем, которая приводится с участием
всех городских программ, как результат
внедрения программы здорового образа
жизни;
-совместная работа с органами опеки и
попечительства по восстановлению родительских
прав и реинтеграции детей, оставшихся
без попечения родителей по какой- либо
причине;
-экскурсии подростков в Дом ребенка.
Работа Центра социальной помощи семье
и детям г. Серова была достаточно эффективной.
Основные результаты работы Центра нами
проанализированы ниже.
Медико-социальное направление.
Медико-социальная деятельность Центра
направлена не решение задач по формированию
здорового образа жизни, профилактике
непланируемой беременности у подростков
и профилактике различного рода заболеваний
у молодежи, а также на оказание помощи
детям, подросткам «группы риска».
Специалистами детской поликлиники разработана
и внедрена в практику работы модель отделения
медико-социальной помощи детям и подросткам,
в которой проводится работа по сохранению,
укреплению физического и репродуктивного
здоровья детей и подростков.
Проводятся мероприятия по выявлению,
лечению и профилактике разного рода заболеваний,
путем проведения профилактических осмотров,
лечебного и анонимного профилактического
приема, патронажа семей. Проводится диспансерное
наблюдение.
Систематически ведутся индивидуальные
и подгрупповые консультации для подростков
специалистом кабинета по репродуктивному
здоровью, где освещаются вопросы профилактики
непланируемой беременности и контрацепции.
Подросткам предоставляется бесплатная
контрацепция(Таблица 1).
С июля 2012 года по декабрь 2013 года осуществлялась
реализация проекта «Твой выбор», который
был направлен на работу с подростками.
За период реализации проекта «Твой выбор»
всего проведено 518 консультаций по контрацепции
для подростков 15-18 лет (из них девочки-
354, мальчики- 98).
Июль-декабрь 2013 год- 128 консультаций (из
них девочки- 96, мальчики – 32).
За 2014 год – 324 консультации
(из них девочки -258, мальчики-66).
Таблица 1
Количество выданных
контрацептивов
Выдано контрацептивов |
за 2012 год |
за 2013 год |
Всего |
Тест на беременность |
15 шт. |
77 шт. |
92 шт. |
Оральная контрацепция |
16 упак. |
141 упак. |
157упак. |
Презервативы |
262 шт. |
1106 шт. |
1368 шт. |
Экстренная контрацепция |
21 таб. |
43 таб. |
64 таб. |
Специалистом по социальной
работе Центра проводиться работа по сопровождению
несовершеннолетних беременных в течение
беременности и послеродовой период совместно
со специалистами женской консультации
и подростковым врачом- гинекологом.
За время работы проекта в период с июля
2012 года по декабрь 2013 года на сопровождении
находилось – 36 девочек-подростков, из
них – 18 человек в послеродовом сопровождении
и 18человек в дородовом сопровождении.
В течение всего сопровождения поддерживается
тесная связь с несовершеннолетними и
их семьями. Предоставляется бесплатная
консультативная помощь всех специалистов
Центра, с целью оказания помощи и поддержки
несовершеннолетним и их семье, в трудной
жизненной ситуации, в связи с непланируемой
беременностью.
В данном направлении специалистом по
социальной работе ведется патронаж семей
«группы риска» совместно со специалистами
патронажной службы детской поликлиники.
Целью взаимодействия специалистов является
выявление семей «группы риска», нуждающихся
в медико-социальной помощи и поддержки
на ранних стадиях возникновения жизненных
трудностей. Социально-психологическое
направление.
Социально-психологическая деятельность
направлена на предоставление комплексной
консультационной помощи в решении конкретных
проблем детей, подростков и их семей.
Оказание помощи и поддержки детям, подросткам,
семьям «группы риска», находящимся в
трудной жизненной ситуации. Профилактика
отказов от детей несовершеннолетними.
Специалистами Центра разработан и внедрен
в практику работы Договор о совместной
деятельности со специалистами разных
ведомств. Сотрудничество со специалистами
разных ведомств является обязательной
частью деятельности по оказанию помощи
и поддержки детям и семье «группы риска»
в решении конкретных жизненных трудностей.
За время проекта предотвращено 2 отказа
от ребенка несовершеннолетними. Информационно-
просветительское направление.
Информационно-просветительская деятельность
направлена на проведение мероприятий
по просвещению и информированию детей,
подростков и взрослых по гигиеническому
и половому воспитанию, первичной профилактике
зависимостей и негативных форм поведения
среди детей и подростков «группы риска».
В работе направления составляются
и утверждаются тематические планы работы
специалистов Центра в рамках межведомственного
взаимодействия. Ежемесячно проводятся
учебные семинары для специалистов разных
учреждений, родителей, волонтеров по
вопросам пропаганды и формирования ЗОЖ.
Социально – правовое направление.
В данном направлении деятельности специалистами
Центра проводится работа по оказанию
индивидуальной или опосредованной социально
– правовой помощи детям, подросткам,
родителям по защите их прав и законных
интересов в соответствии с законодательством
РФ. Оказание социально- правовой помощи
и поддержки детям, подросткам «группы
риска». Реабилитационное направление.
Основной задачей специалистов Центра
в данном направлении является проведение
профилактических и реабилитационных
мероприятий по индивидуальным программам
для детей, подростков «группы риска»,
с целью: -оказания медико-социальной помощи
и поддержки;
-восстановления утраченных функций семьи,
социального статуса ребенка;
-коррекции негативных форм проявления
у детей и подростков.
Работа специалистов Центра начинается
с поступления запроса и направления от
координационного Совета. Согласно решению
Совета в Центр направляются дети и подростки,
которые нуждаются в получении медико-социальной
помощи и поддержки.
«Телефон доверия».
Деятельность «Телефона доверия» направлена
на решение задачи по оказанию консультационной
помощи детям, подросткам, родителям, находящимся
в трудной жизненной ситуации и «группы
риска».
Работа «Телефона доверия»
проводится в дневные часы согласно социологического
опроса детей и подростков, когда родители
на работе. Консультации по телефону оказывают
специалисты экстренной психологической
помощи и поддержки, волонтеры – подростки,
которые прошли специальную подготовку
по оказанию экстренной помощи по телефону.
За время реализации проекта проведено
317 консультаций по «Телефону доверия»
(Таблица 2).