Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: подростки, злоупотребляющие наркотиками и страдающие от наркомании.
Предмет исследования: формы и методы социальной работы по профилактике наркомании среди подростков.
Цель исследования: анализ и выявление тенденций распространения наркомании среди детей и подростков.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
1. Сущность и причины подростковой наркомании..................................6
2. Формы и методы социальной работы по профилактике
наркомании среди детей и подростков.....................................................16
Заключение..................................................................................................29
Список литературы.................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков..doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)
 

Специальность       «социальная работа» 
 

Форма обучения      очно-заочная (вечерняя) 

Курсовая  работа 

по учебной  дисциплине

«Теория социальной работы» 

на тему: «Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков» 
 
 

 Группа / курс   3                                                       
 
 

 Студент(ка)       
 

Подпись  

руководителя  о  

допуске к защите __________  

                                 подпись          
 

Дата защиты      « ____ » ____________ 20___ года  
 

Оценка            ______________  
 

2011 
 
 
 
 
 

     СОДЕРЖАНИЕ 

     Введение......................................................................................................3 

     1. Сущность и причины подростковой  наркомании..................................6 

     2. Формы и методы социальной работы по профилактике

     наркомании  среди детей и подростков.....................................................16 

     Заключение..................................................................................................29 

     Список  литературы.....................................................................................32 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Актуальность  проблемы. За последние сто лет наркомания, из проблем бывшей предметом узкой области медицины – психиатрии, перешла в разряд глобальных общесоциальных проблем. На сегодняшний день в незаконное потребление наркотиков вовлечено не менее 2,5 млн. россиян, или 1,7% населения страны, 67,3% из них молодые люди до 30 лет. Это в 10 раз больше, чем 10 лет назад.1

     Суть  социальной проблемы состоит в том, что наркомания наносит обществу огромный нравственный и материальный ущерб. У зависимого человека деформируется, а потом и разрушается прежняя система ценностей. На верхней ступени иерархии оказывается наркотик. Все мысли наркомана подчинены поиску очередной «дозы», ради неё он готов пойти на любые жертвы.

     В последние годы число школьников и студентов, употребляющих наркотики, возросло в 7-8 раз. Число смертельных  случаев от употребления наркотиков увеличилось за последние 10 лет среди населения России в 12 раз, среди детей в 42 раза.

     Существенно увеличилось число лиц, участвующих  в наркобизнесе. Основное число преступлений в сфере незаконного оборота  наркотиков совершается лицами в  возрасте от 14 до 30 лет, их доля в общем  числе лиц, совершивших преступления в этой сфере, составляет примерно 70-80%. Такая же доля молодежи и среди потребителей наркотиков. Средний возраст приобщения к наркотикам у мальчиков 14,2 года, а девочек – 14,5 года. Наркотизация населения молодежного возраста увеличивается непропорционально быстро. Чтобы уловить эту закономерность, можно сопоставить уровень наркотизации с динамикой прироста населения. Так, прирост числа потребителей наркотиков в возрасте от 14 до 30 лет за последние 10 лет составил сотни тысяч человек, а население в этом возрасте уменьшилось на 15-20%2.

       Общество оказалось перед фактом: масштабы незаконного оборота наркотиков и соответственно их распространения среди несовершеннолетних и молодежи растут катастрофически быстро, коренным образом меняются их структура и характер.

     Научная проработанность  темы. Проблемой наркомании занимались такие известные ученые как Е.И. Холостова3, П.Д. Павленок, М.Я. Руднева4, В.В. Нагаев5, А.Г. Макеева6 и другие.

     Объект  исследования: подростки, злоупотребляющие наркотиками и страдающие от наркомании.

     Предмет исследования: формы и методы социальной работы по профилактике наркомании среди подростков.

     Цель  исследования: анализ и выявление тенденций распространения наркомании среди детей и подростков.

     Задачи  исследования:

  1. Изучить и проанализировать литературу, посвященную данной теме.
  2. Определить понятие наркомании.
  3. Выявить сущность и причины подростковой наркомании.
  4. Определить формы  и методы социальной работы по профилактике наркомании среди подростков.
  5. Сформулировать теоретические выводы по данной теме.

       6. Выработать практические рекомендации по повышению эффективности социальной работы среди детей и подростков, злоупотребляющих наркотиками. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. СУЩНОСТЬ  И ПРИЧИНЫ ПОДРОСТКОВОЙ НАРКОМАНИИ

     Что такое наркомания? Это социально  опасное психическое заболевание, в основе которого – неудержимое  стремление индивида к искусственной  стимуляции «зон комфорта» в центральной  нервной системе путем приема тех или иных химических соединении.

     Первая  встреча, первый шаг, первая проба - в такой болезни, как наркомания, первый шаг всегда наиболее опасен. На вопрос «почему?» нельзя ответить однозначно, можно только с уверенностью сказать, что ни один человек не станет наркоманом осознанно и без «посторонней помощи». Всегда есть что-то, что заставит его «просто» попробовать.

     В современных исследованиях среди  основных причин, способствующих преимущественной наркотизации именно несовершеннолетних и молодежи, выделяют факторы социальные (в том числе микросоциальные), психологические и биологические.

     К социальным факторам относят особенности современной социально-политической и экономической ситуации в стране, доступность нарковещества, «моду» на него, степень грозящей ответственности, влияние группы сверстников, потребляющих наркотики.

     Психологические факторы включают привлекательность  возникающих ощущений, желание получать удовольствие и одновременно - страх  из-за возможности причинить вред своему здоровью. Но главный психологический  фактор, обусловливающий легкость и быстроту приобщения к потреблению наркотика — это тип акцентуации характера. Наиболее подвержены наркотизации гипертимные, т.е. авантюрные, не выносящие регламентации подростки, а также циклоидные (с проявлением маниакально-депрессивного психоза в легкой форме), лабильные (неустойчивые) и эпилептоидные — со злобно-тоскливым, весьма неустойчивым типом характера и психопатией.

     Среди биологических факторов приобщения к наркомании особо выделяют следующие: индивидуальную устойчивость к данному  наркотику; отягощенную алкоголизмом наследственность; органическое поражение головного мозга; хронические заболевания печени и почек с нарушением функций. Но важнейшим из биологических факторов является природа того вещества, которым злоупотребляет подросток или молодой человек.

     Способы вовлечения детей и подростков в  наркоманию весьма разнообразны.

     1. «Хвастовство и зависть».

     Друзья  неоднократно и взахлёб хвастали, что накануне вечером очень славно провели время: собрались в квартире одного из старших товарищей и  кроме обычных развлечений курили «травку». Было как никогда весело. Воображение рисует весьма заманчивые картины развлечений. Любопытство и зависть берут своё, и предложение присоединиться к компании принимается. Любопытство подростка - своеобразная игра, основной принцип которой - « я просто посмотрю, что это такое». Доводы взрослых в данном случае кажутся ему преувеличенными (« Что они знают о жизни!»). Иной раз именно слова родителей пробуждают дух противоречия и оказывают обратное действие, разжигая «жажду знаний» и желание рискнуть. Юношеский максимализм напрочь отвергает саму мысль о том, что наркотики опасны, а тяга к ним непреодолима. Подросток уверен в своих силах: приняв наркотик пару раз, он легко сможет «завязать».

     2. «Дружеская шутка».

     Друг  вместо сигарет, которые обычно курят, предлагает новые, от которых возникают неведомые ранее ощущения и беспричинный смех. Друг раскрывает смысл шутки и сообщает, что сигареты были с марихуаной. Первый неожиданно негативный приобретённый наркотический опыт побуждает к повторению приятных ощущений.

     3. «Дружеский шантаж».

     В переходный возраст у ребенка  меняются приоритеты и авторитеты. Компания авторитетных друзей предлагает попробовать. Взгляд исподлобья, кривая улыбка: «Ты с нами или как? На, уколись. Или тебе слабо?». Конечно, каждый школьник читал, слышал от родителей, что наркотики - зло, что назад пути может не быть. Но ему «не слабо»- и он готов это доказать.

     Задача  окружающих в данном случае заключается  в том, чтобы они вовремя подвели  подростка к мысли, что умение отказываться - признак силы, а не слабости. В этой жизненной ситуации аплодисменты звучат только тем, кто способен сказать «нет».

     4. « В угаре пьяном…».

     Первая  проба наркотиков происходит в хмельной компании, когда возбуждение и  потеря настороженности позволяет без всякого нажима со стороны окружающих согласиться курить марихуану.

     5. «Наркомафиозный шантаж».

     Ситуация  аналогична случаю «Дружеский шантаж». Разница в том, что друг (друзья) оказывается агентом наркомафии, сбытчиком наркотиков, формирующим себе группу клиентов-заказчиков, группу потребителей. В этом случае вербовка происходит постепенно, сначала учат курить табак, затем пить пиво, далее - вино, водку; потом курить марихуану и другие продукты из конопли, затем - употреблять стимуляторы: амфетамины, экстази, кокаин; затем меняют метод введения наркотика (перевод клиента на шприцевые инъекции); после чего для инъекции предлагается морфин, героин и другие «тяжелые» наркотики.

     6. «Посадить на иглу».

     Завлечение  в компанию «своих» морально устойчивых и отвергающих наркотики. Там, как правило, после выпивки, жертву удерживают за ноги и за руки и вводят ей наркотик шприцем. Процедура значительно облегчается, если жертва находится в состоянии алкогольного опьянения, а тем более, если она в беспамятстве. 
 

     7. Веяние моды.

     Одежда, музыка, знаменитый тинейджерский сленг-молодёжь всегда стремится следовать тенденциям моды. Быть в «духе времени»- значит не выпадать из него, не отставать от сверстников. И, когда наркотики  являются частью молодёжной «субкультуры», только информированность, понимание истинного вреда наркотиков могут удержать подростка от опасного решения.

     8. Конфликты.

     Когда подростку 14 или 15 лет, даже самая «мелкая  мелочь» превращается в глобальную катастрофу. Острее переживаются ссоры  с родителями, размолвки с друзьями превращаются в душевную травму. Хочется забыться, отречься от проблем, не принимать никаких решений - и, к сожалению, лучшим выходом для многих подростков становятся наркотики. Они дают долгожданную иллюзию свободы, дарят чувство уверенности и простоты, оставляют заботы где-то очень далеко, почти в другом мире. Самое страшное в этом «утешении»- нежелание возвращаться в реальность.

     Дети  не отличаются чёткой психологической  установкой на безусловное отвержение наркотиков, поэтому их сравнительно легко вовлечь в наркоманию.

     Но, к сожалению, наркомания не стоит  на одном месте. Происходит как увеличение количества наркоманов, так и способов вовлечения в наркоманию.

     Таким образом, в приобщении к наркомании не так уж много добровольцев. Гораздо чаще это происходит путём насилия или обмана. Раньше бытовало мнение, что ребёнок пробует наркотик из собственного любопытства, однако он приходит к этому не самостоятельно, а в результате умышленной психологической обработки, вызывающей это любопытство. Сегодня сознательный элемент имеет гораздо больший удельный вес.

     Наркомания  – это болезнь, которая поражает тотально. Наркозависимость формируется  не на психологическом, а, скорее, на физиологическом, биохимическом уровне организма. Поэтому  она не подчиняется сознанию.

     Выработать  мотивацию на освобождение от пагубной потребности просто невозможно.

Информация о работе Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков