Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования: подростки, злоупотребляющие наркотиками и страдающие от наркомании.
Предмет исследования: формы и методы социальной работы по профилактике наркомании среди подростков.
Цель исследования: анализ и выявление тенденций распространения наркомании среди детей и подростков.

Содержание работы

Введение......................................................................................................3
1. Сущность и причины подростковой наркомании..................................6
2. Формы и методы социальной работы по профилактике
наркомании среди детей и подростков.....................................................16
Заключение..................................................................................................29
Список литературы.................

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков..doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

       Педагогическая профилактика напрямую связана и с формированием у подростков их социальной компетенции. Если молодой человек умеет реализовывать свои потребности в общении, любви, получении удовольствия адекватными способами, то ему нет необходимости прибегать к помощи наркотиков. 

       Педагогическая профилактика оказывается тесно связанной с очень многими направлениями формирования личности молодого человека и должна охватывать все факторы социализации ребенка. Поэтому, необходимо рассматривать 3 уровня организации модели педагогической профилактики – макроуровень (рассматриваемый в рамках целого государства), мезоуровень (действующий на уровне региона), микроуровень (включающий в себя ближайшую среду обитания несовершеннолетнего).

     К сожалению, несмотря на всю актуальность проблемы, общегосударственной программы  педагогической профилактики наркотизма до сих пор не существует. Лишь в некоторых регионах сегодня начинают действовать региональные программы профилактики наркотизма несовершеннолетних, однако их опыт ещё незначительный и требует дополнительного изучения. Сегодня реально можно говорить о функционировании модели на микроуровне – на базе школы, досугового учреждения и т.п. Кстати, отдельный класс тоже относится сюда. Несмотря на, казалось бы, незначительную «масштабность» такой модели, она реально способна повлиять на поведение детей в отношении наркотиков. Педагогическая профилактика включает в себя 3 основных структурных блока: первичная профилактика, направленная на предупреждение реального приобщения подростков к одурманиванию; вторичная профилактика, предотвращающая развитие наркогенного заражения у несовершеннолетних, имеющих опыт использования наркотических веществ; третичная профилактика - педагогическая реабилитация подростков со сформированной зависимостью.10

     Общая профилактика употребления наркотиков. Деятельность по организации и проведению мероприятий по предупреждению употребления наркотических средств состоит из двух взаимосвязанных элементов: сокращение употребления или спроса на наркотики; уменьшение незаконного предложения наркотиков.

     Основными направлениями профилактической работы являются:

  • формирование общественного мнения, направленного против употребления наркотиков, пропаганда здорового образа жизни;
  • осуществление разъяснительной работы среди населения об опасности немедицинского потребления наркотиков, о необходимости соблюдения антинаркотического законодательства и правовых последствиях его нарушения;
  • мероприятий оперативно-розыскного характера, направленных на предупреждение, пресечение и раскрытие правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.

     Наибольшей  эффективности в решение данных вопросов можно добиться, опираясь и активно используя возможности СМИ, которые служат главным, а порой и единственным источником информации для большинства населения.

     Но, в связи с тем, что основную массу потребителей наркотиков составляет молодежь, профилактика должна также включать меры по предупреждению употребления наркотиков путем формирования атмосферы их непринятия в образовательных учреждениях, по месту работы молодежи, в местах проведения досуга подростками. Необходимо создавать и поддерживать условия, при которых выбор здорового образа жизни станет привлекательным и доступным. Кроме того, важно, чтобы подобные программы, оказывающие профилактическое воздействие, поддерживались также и на уровне заинтересованных министерств и ведомств, органов системы здравоохранения, подразделений Министерства обороны РФ, комитетов по делам молодежи и других организаций. 

     Индивидуальная  профилактическая деятельность с лицами, потребляющими наркотические средства и совершающими на этой почве правонарушения. Индивидуальная профилактика – это осуществляемый во взаимодействии с представителями заинтересованных министерств, ведомств и общественных организаций комплекс мероприятий по выявлению лиц, допускающих немедицинское потребление наркотических веществ, совершающих правонарушения, связанных с потреблением наркотиков, направленный на профилактическое воздействие в отношении данных категорий лиц. Целями этого являются принятие, и реализация конкретных мер воспитательного, медицинского и правого воздействия с последующим устранением обстоятельств, которые привели этих лиц к приему наркотиков или совершению наркопреступлений.

     Составными  элементами индивидуальной профилактики употребления наркотиков и правонарушений, связанных с ними, являются:

  • выявление лиц, употребляющих наркотики;
  • осуществление наблюдения за поведением и образом жизни указанных лиц;
  • проведение мероприятий воспитательного, медицинского и правового характера;
  • блокировка любых контактов с отрицательным микросоциумом, с другими потребителями наркотиков и их распространителями.

     Важно установить в семье, быту, по месту  работы (учебы) и проведения досуга жесткий контроль подростков со стороны  родителей, родственников, друзей, способных оказать на профилактируемого положительное влияние. Успех достигается в том случае, когда молодежь начинает относиться к употреблению наркотиков как к скучному и бездарному занятию, когда люди, уже имеющие зависимость от наркотических или токсических средств, осознают, что они погрязли в своей болезни и потому неспособны наслаждаться реальной жизнью.

     При выявлении у лиц, употребляющих  наркотики, психических отклонений, наличия диагноза «наркомания» или  «токсикомания» индивидуально-профилактическое воздействие планируется и осуществляется с учетом рекомендаций врача психиатра-нарколога, а также при его участии в разработке и проведении мероприятий медицинского характера.

     В работе с наркоманами и токсикоманами используются и такие формы работы, как консультационные услуги, лечение и реабилитация.

     Консультационные  услуги. Создание консультационных центров имеет большое значение, поскольку они выступают в качестве справочной службы и предоставляют базовую информацию и о наркотиках, оказывая консультации наркоманам и членам их семей. Серьезное внимание должно уделяться воспитательному воздействию, которое достигается посредством проведения бесед. Беседа должна строиться на основе глубокого изучения особенностей личности наркомана, его возраста, профессии, характера, привычек, быть простой и доходчивой. Необходимо активно воздействовать на профилактируемое лицо, убедить его в пагубности наркотиков и общественной опасности действий, связанных с наркотическими средствами, рекомендовать пути преодоления пристрастия к ним, разъяснить положения существующего законодательства по борьбе с наркотиками.

     Лечение. Основные принципы оказания наркологической помощи больным наркоманией обозначены в гл. VII Федерального закона от 08.01.98 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах». Существует большое разнообразие методов лечения наркоманов. Однако лечение должно рассматриваться в очень широком контексте, и, возможно, его лучше воспринимать как предоставление услуг, из которых медицинская помощь является одним из компонентов. Главное – убедить лицо, страдающее наркотической зависимостью, обратиться к врачу и пройти необходимый курс лечения.

     Реабилитация. Такая форма, как реабилитация несовершеннолетних и молодежи, употребляющих наркотические вещества, рассматривается как система педагогических, психологических, медицинских, социальных, трудовых, правовых мер, направленных на отказ от психоактивных веществ, формирование устойчивой антинаркотической установки личности, её ресоциализацию и интеграцию в общество. Реабилитация наркозависимых будет тем более продолжительной, чем тяжелее протекает заболевание и чем к более раннему возрасту относится его возникновение, препятствующее развитию нормативных структур личности и достижению социальной зрелости.

     Реабилитация  наркозависимых включает следующие  меры:

     1) формирование осознанной мотивации  на включение молодых людей  в реабилитационный процесс, последующее  продолжительное их участие в  нем и окончательный отказ  от употребления наркотических  и токсических веществ;

     2) создание в реабилитационном  учреждении соответствующей среды,  влияющей на восстановление и  формирование у реабилитируемых  социально-приемлимых личностных  и поведенческих навыков, способствующих  из дезадаптации и ресоциализации;

     3) коррекция и развитие структуры позитивной личности наркозависимого;

     4) осуществление воспитательной и образовательной (учебной) деятельности на всех этапах реабилитации с учетом возрастных особенностей реабилитируемых;

     5) осуществление комплекса терапевтических мероприятий, направленных на дезактуализацию патологического влечения к наркотикам, устранение психических и соматических нарушений, предотвращение срывов и рецидивов.

     6) восстановление семейных отношений, коррекция взаимоотношений и коммуникативных связей со значимыми другими лицами и с ближайшим социальным окружением.

     7) формирование реальной жизненной перспективы на основе продолжения образования, развития трудовых навыков, обеспечения социальной поддержки и правовой защиты несовершеннолетнего.

     Эффективность реабилитационного воздействия  оценивается в его этапной  динамике - на основе специального тестирования, а также данных мониторинга. Оценка имеет системный характер. Воздержание  от наркотиков является важным, но не единственным показателем коррекционно-реабилитационной работы. Основной показатель - возврат в общество и возобновление функционирования в нормативном окружении. Таким образом, оцениваются и показатели качества жизни.

     На  выходе из процесса реабилитации у  несовершеннолетних предполагается восстановление и возможное укрепление физического здоровья.

     Должны  быть устранены или устойчиво  скомпенсированы психические расстройства, достигнут оптимально возможный  уровень психического функционирования. Несовершеннолетние по возможности  должны овладеть навыками психической саморегуляции, обучиться "совладающему" поведению - навыкам преодоления критических состояний и ситуаций.

     Реабилитация  должна завершаться овладением основными  жизненными навыками, бытовыми умениями, способностью к регулярной учебе и труду.

     У несовершеннолетних также должны быть минимизированы патологические личностные проявления и созданы предпосылки  для раскрытия нормативного личностного  потенциала.

     Необходимо  отметить, что в связи с несовершенством  правовой базы на современном этапе требуется внесение в федеральное законодательство изменений и дополнений, регламентирующих вопросы реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих ПАВ и зависимых от ПАВ.

     В частности, представляется необходимым  обеспечить возможность оказания реабилитационной помощи несовершеннолетним и молодым людям, больным наркоманией, не только в учреждениях системы здравоохранения, но и в учреждениях иной ведомственной принадлежности (в частности, в учреждениях системы образования), получивших в установленном законом порядке лицензию на указанный вид деятельности.

     Следует также учитывать, что на современном  этапе все более важная роль в  осуществлении антинаркотических  профилактических и реабилитационных мероприятий отводится общественным и религиозным организациям, группам само- и взаимопомощи, объединениям родителей, подростков и молодежи. В связи с этим в деятельности по реабилитации несовершеннолетних, злоупотребляющих психоактивными веществами, необходимо использовать все имеющиеся ресурсы как государственных, так и негосударственных структур.11

          Таким образом, автор пришел к выводу, что социальная работа по профилактике наркомании среди подростков включает в себя несколько моделей. Сюда относятся медицинская модель, образовательная модель, психосоциальная модель. Нельзя также исключить из этой работы огромную роль профилактической практики, так как она очень тесно взаимосвязана с формированием личности подростка. При этом основным направлением профилактической работы является и формирование общественного мнения, направленного против употребления наркотиков, и пропаганда здорового образа жизни, и осуществление разъяснительной работы среди детей и подростков.

     Целью профилактики является предупреждение возникновения и распространения наркомании и формирование в обществе негативного отношения к наркомании.

     Профилактика наркомании включает в себя совокупность мер политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурно-просветительского, физкультурно-оздоровительного и иного характера.

Информация о работе Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков