Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 16:49, курсовая работа
Объект исследования: подростки, злоупотребляющие наркотиками и страдающие от наркомании.
Предмет исследования: формы и методы социальной работы по профилактике наркомании среди подростков.
Цель исследования: анализ и выявление тенденций распространения наркомании среди детей и подростков.
Введение......................................................................................................3
1. Сущность и причины подростковой наркомании..................................6
2. Формы и методы социальной работы по профилактике
наркомании среди детей и подростков.....................................................16
Заключение..................................................................................................29
Список литературы.................
Уровень учтенной заболеваемости наркоманией у подростков за последние 5 лет увеличился в 11 раз и достиг своего максимального значения – 124 больных на 100 тысяч подросткового населения. По состоянию на 2005 год на учете в наркологической службе состояли 10 тысяч подростков в возрасте до 14 лет с диагнозом наркозависимость и ещё 16 тысяч – на профилактическом учете.
О темпах наркотизации свидетельствуют, в частности, данные о молодежи допризывного возраста. С 1995 по 2000 гг. число лиц, освобождённых от призыва на военную службу в связи с наркоманией, выросло – с 4, 7 тыс. до 20, 9 тыс. человек.7
Продолжает расти число лиц, потребляющих наркотические средства инъекционным способом, что способствует увеличению численности пораженных ВИЧ – инфекцией и другими опасными заболеваниями.
Наркобизнес
в России стал одним из наиболее
прибыльных видов преступной деятельности.
В распространение
В России происходит неуклонное «омоложение наркомании». Средний возраст начала употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек - до 12,9 лет; возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился соответственно до 14, 2 года среди мальчиков и 14,6 года - среди девочек.
Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в нашей стране 8% подростков периодически употребляют наркотики. Среди студенчества наркоманией охвачено в той или иной мере 30-40%, а по отдельным регионам эта цифра значительно выше. По существующим прогнозам рост показателей, связанных с употреблением психоактивных веществ, может продолжаться вплоть до 2010 года.8
Среди основных причин, влияющих на распространённость наркомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает лёгкая доступность наркотиков. Около 60% опрошенных несовершеннолетних, употребляющих наркотики, отмечают относительную несложность их приобретения: в школах, на дискотеках, в кафе, в хорошо известных местах на улицах, в парках, а также на квартирах распространителей и торговцев наркотиками. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки для сбыта наркотиков в детско-подростковой среде. В результате общество столкнулось с реальной незащищённостью детей и подростков от экспансии наркотических средств. Поэтому без жёстких мер противодействия незаконному обороту наркотиков и силового противостояния наркогруппировкам добиться реального повышения эффективности антинаркотической профилактической работы только за счёт усилий воспитателей, учителей, врачей, психологов, социальных работников не представляется возможным.
Следующим важным фактором наркотизации является снижение у большинства детей и подростков превентивной психологической защиты и низкий ценностный барьер. Ребёнок, начинающий принимать наркотики, находится в своеобразной социально-психологической ситуации: с одной стороны, массовое распространение наркотиков, мощный прессинг рекламных предложений нового стиля жизни и новых ощущений, связанных с наркотизацией, в сочетании с доминирующими у подростка мотивами любопытства и подражания; с другой - растерянность и некомпетентность педагогов, социальных работников, родителей; с третьей - борьба правоохранительных структур с потребителями наркотиков.
Ситуация усугубляется тем, что раннее потребление наркотиков преимущественно поражало детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. Но на сегодняшний день число молодых наркоманов пополняется не меньшей степени и подростками из благополучных слоёв общества, семей с высоким достатком. Как правило, в подобных случаях гипоопека и невысокие морально – этические нормы, сложившиеся в семье, сочетаются с финансовой свободой подростков, связанной с легко доступными деньгами. Именно дети из этих семей преимущественно формируют особую молодёжную субкультуру, ведущими ценностями которой являются свободное, гедонистическое времяпровождение в сочетании с наркотизацией как определённым стилем жизни. Встречаются случаи, когда родители вовлекают несовершеннолетних к потреблению наркотиков.
УК
РФ содержит статью 230 «Склонение к
потреблению наркотических
Склонение к употреблению наркотических средств или психотропных веществ – это любые активные умышленные действия, направленные на возбуждение у другого лица желание к их употреблению (уговоры, предложения, в том числе однократное, дача совета, обман, принуждение, потребление таких средств и веществ под видом иных веществ и т. п.). Склонение не обязательно должно быть связано с многократными действиями, оно может совершаться путём однократного предложения к потреблению наркотических или психотропных веществ.
Склонением заведомо несовершеннолетнего признаётся совершение умышленных действий, направленных на возбуждение желания употребить наркотическое средство или наркотическое вещество или иные действия с этой целью в случае, если виновный знал или сознательно допускал, что совершает указанные действия в отношении лица, не достигшего 18 – летнего возраста.
Являясь разновидностью распространения наркотиков, склонение к их потреблению представляет собой повышенную общественную опасность, поскольку, таким образом, осуществляется расширенное воспроизводство контингента наркоманов, особенно из несовершеннолетних и молодых людей.
Характер
насилия при склонении к
Вид и срок наказания за рассматриваемое преступление позволяет сказать, что под насилием следует подразумевать физическое или психическое воздействие, которое выражается в нанесении побоев, ударов, в причинении лёгкого, средней тяжести и тяжкого вреда здоровью потерпевшего, угрозе совершить перечисленные действия.
Информированность подростков и молодёжи о наркотических средствах – одна из предпосылок приобщения к их потреблению. Проведённые опросы выявили следующие источники информации: художественные и документальные фильмы, телепередачи, книги и брошюры, газетные и журнальные статьи, беседы со взрослыми (родителями, учителями, врачами – наркологами), рассказы старших ребят и сверстников.
Разные источники оказывают на подростков неоднозначное влияние. Оказалось, что школьники 10-12 лет, например, под влиянием увиденных фильмов начинают играть в «наркоманов», а у подростков 13-17 лет складываются ложные представления о престижности наркомании. Интерес к проблеме может активизироваться, и после прочтения сенсационных статей в печати. Часто профилактическая работа взрослых, не являющихся специалистами, строится на утрированных оценках, чрезмерном запугивании и далеко не всегда эффективна. Параллельно идёт другая «работа»: школьники обсуждают проблемы в своём кругу, где есть «знатоки».
Расхождение сведений, распространяемых взрослыми и подростками, усиливает интерес ребят к проблеме. Несмотря на обилие источников информации и разнообразие содержащейся в них сведений, школьники не умеют отличать достоверные факты от вымышленных. Это порождает много путаницы. Так, учащиеся 12-13 лет придерживаются мнения, что наркомания и токсикомания – одно и то же. Среди 14-15-летних подростков распространенно мнение о том, что токсикомания представляет собой наркоманию в «лёгкой форме». Подобные заблуждения характерны и для школьников 16-17 лет. Именно такие заблуждения создают предпосылки для не критичного отношения к токсическим веществам, которые даже при однократном применение могут вызвать катастрофическое поражение головного мозга. В среде подростков распространена опасная иллюзия о меньшем вреде токсикомании по сравнению с наркоманией.
Таким образом, автор пришел к выводу, что подростковая наркомания имеет свои особенности. Уже давно установлено, что подростковая наркомания – это как способ не отставать от сверстников. Как стремление узнать что-то новое. Как простой способ получения удовольствие.
Однако почему же одних детей подростковая наркомания настигает просто и внезапно, а других обходит стороной? Почему одни дети ограничиваются одной затяжкой конопли и бросают, а другие не только не бросают, а переходят на героин и подростковая наркомания сменяется для них смертельной зависимостью? Все дело в том, что независимо от того, с чего именно началась подростковая наркомания – с потребности попробовать запретный плод или стремления «быть как все» - основа, на которой, собственно, и развивается подростковая наркомания, проста и банальна, И зовется она – не осведомленность. Невежество. Ложные данные.
Любая проблема общества имеет свою первопричину. И подростковая наркомания – не исключение. Тот, кому известна первопричина, обладает преимуществом. Он способен что-то сделать с этой причиной, ослабить её, преодолеть. Если причина установлена не точно, то даже с её устранением проблема останется. В таком социальном недуге, как подростковая наркомания, важно устранить именно корень, настоящую причину. «Стремление повзрослеть» - это не причина, из-за которой возникает подростковая наркомания. Невежество – вот причина. Подростковая наркомания цветет буйным цветом только там, где невежество в отношении наркотиков и их последствий позволяет ей цвести.
Если не ведется профилактика наркомании, то невежество плетется по жизни в компании ложных данных. Голова среднестатического подростка набита ими как плотный соломенный тюфяк. Беда – такая как подростковая наркомания – врывается в дом, когда к группе таких безобидных ложных данных примешиваются трагически опасные данные – «травка не наркотик», «ничего не будет», «захочу – брошу в любой момент». Ложные убеждения незаметно влекут подростка по наклонной плоскости, а социальная инфекция – подростковая наркомания – постепенно сдавливает цепкие пальцы на его неокрепшей шее.
Подростковая
наркомания – это памятник невежеству,
равнодушию и лени взрослых, у которых
не хватило нескольких минут времени,
чтобы дать ребенку прочесть точные данные
о наркотиках прежде, чем в его голову
наркодилер вложил опасную ложь. Короткая
беседа, наполненная не угрозами, а просто
правдивой информацией о том, что такое
подростковая наркомания, что будет с
человеком на наркотиках. Подростковая
наркомания отступит как мираж. Ещё больше
точных и правдивых данных о кокаине и
героине – и подростковая наркомания
как грядущий факт биографии начнет таять.
Если исчезнет подростковая наркомания,
то и наркомания в целом перестанет существовать.
2. ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
Профилактическая деятельность с лицами, потребляющими наркотические средства, строится, как правило, на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями родителей, воспитателей, учителей, психологов, медиков, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов.
В международной практике можно выделить следующие модели профилактики:
1)
медицинская модель –
2)
образовательная модель –
3)
психосоциальная модель –
Педагогическая профилактика рассматривается как вспомогательное звено антинаркотической политики, и возможности её оцениваются весьма скромно. Между тем именно она способна стать той самой «прививкой», которая защитит ребенка от наркогенного заражения.
Многие взрослые считают, что для того, чтобы сформировать у ребенка или подростка устойчивость к наркогенному соблазну, достаточно рассказать об опасности, вреде наркотиков. Но, увы, этого явно недостаточно. Можно хорошо разбираться в том, что такое хорошо и что такое плохо, и при этом продолжать рисковать своим здоровьем и судьбой. Педагогическую профилактику нельзя свести к обычным назиданиям и поучениям. Конечно, молодому человеку нужно знать о последствиях наркотизации, уметь реально оценивать опасность знакомства с наркотиками и выбирать правильную схему поведения в ситуации наркогенного заражения. Но для того, чтобы понять, как наркотики влияют на здоровье (а, следовательно, убедиться в их опасности), детям и подросткам нужно иметь представление об устройстве и работе человеческого организма. При этом важно, чтобы молодой человек понимал, насколько совершенно его тело, организм, какие потенциальные возможности таятся в каждом из нас. А раз это так, то забота о собственном здоровье не просто скучная обязанность, выполнение которой требуют взрослые, а непременное условие реализации своих желаний, достижения успеха в жизни. Поэтому, педагогическая профилактика- это ещё формирование культуры здоровья детей. Молодой человек должен осознавать, что его здоровье, жизнь – это то, что он получил от прошлых поколений, и то, что он спустя время должен передать грядущим. А это значит, что забота о здоровье приобретает новый смысл. Человек не вправе бездумно распоряжаться этим даром. Любое поведение, связанное с саморазрушением, не просто опасно, оно безнравственно по отношению к своим близким. И здесь взрослому или педагогу, так или иначе, придется обсуждать с детьми столь сложные (на первый взгляд далёкие от проблемы наркомании) понятия, как: смысл жизни, нравственность, долг, самосовершенствование и т.п.
Информация о работе Социальная работа по профилактике наркомании среди детей и подростков