Социальная работа с детьми-инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 06:41, контрольная работа

Описание работы

Инвалидность у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности, она способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Освоение детьми-инвалидами социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от общества определенных дополнительных мер, средств и усилий (это могут быть специальные программы, специальные центры по реабилитации, специальные учебные заведения и т.д.). Но разработка этих мер должна основываться на знании закономерностей, задач, сущности процесса социальной реабилитации.

Файлы: 1 файл

отчет.doc

— 123.00 Кб (Скачать файл)

 

  Педагоги ДДИ №  4 разработали более 20 авторских  программ, опубликованных Институтом  специальной педагогики и психологии, которые используют в своей работе специалисты детских домов-интернатов Санкт-Петербурга и других городов России. На базе детского дома проходят международные конференции, семинары, мастер классы, проводятся открытые занятия и уроки для иностранных специалистов, коллег из Санкт-Петербурга и различных регионов России. Специалисты дома-интерната участвуют во многих международных проектах. Тесно сотрудничают с Институтом специальной педагогики и психологии Международного университета семьи и ребёнка им. Р.Валленберга, с педагогическим университетом им.А.И.Герцена, Академией спорта им. Лесгафта. В 2006 году на базе дома-интерната с помощью специалистов из Канады создан международный информационно-методический центр. Ежегодно учреждение посещают с целью обмена опытом и стажировки более 40 делегаций специалистов из Санкт-Петербурга, регионов России, ближнего и дальнего зарубежья.

   В течение 20 лет продолжается сотрудничество  специалистов дома-интерната с  коллегами из Германии, работающими в Диакони Штеттен, которые оказывали нашим детям гуманитарную помощь в трудное время, способствовали оснащению трудовых мастерских швейными машинами; в настоящее время помогают внедрить в работу новую методику профессиональной диагностики молодых инвалидов HAMET. С помощью специалистов из Германии оборудован компьютерный класс.

   Работа по адаптации,  реабилитации (абилитации) и социальной  интеграции детей-инвалидов и  инвалидов детства в ДДИ №  4 проходит через учебный и  коррекционно-воспитательный процесс.

 

   Образовательная  работа в детском доме-интернате  проводится по следующим направлениям:

    • дошкольное обучение
    • школьное обучение
    • частичное и индивидуальное обучение (для детей с тяжелыми умственными нарушениями)
    • лечебная педагогика (для детей с множественными нарушениями)
    • допрофессиональное обучение
    • профессиональное обучение.

 

  Задача учебно-педагогического  персонала - создание в учреждении  коррекционно-развивающей среды,  обеспечивающей формирование навыков  адаптивного поведения воспитанников  детского дома-интерната и освоение ими моделей коммуникативного поведения, способствующих их социальной реабилитации, обучение детей элементарным основам школьных знаний, подготовка к доступным видам труда.

   Дошкольное обучение  осуществляется воспитателями. В детском доме 5 дошкольных групп. Основной акцент делается на коррекционную работу с детьми по специально разработанным коррекционо-развивающим программам.

   Школьное обучение  осуществляется на отделении  психолого-педагогической помощи  в 9 классах по специальным программам обучения. Основная цель школьного обучения детей – формирование элементарных практических знаний об окружающем мире, умений и навыков, способствующих социальной адаптации детей

   Парциальное и  индивидуальное обучение осуществляется на отделениях милосердия с детьми, имеющими тяжелую (глубокую) степень умственной отсталости, сенсорную депривацию и сочетанные нарушения развития. Формирование социальных контактов, обучение навыкам самообслуживания, сенсорное развитие, развитие движений, развитие способностей к совместным действиям в быту, на занятиях и в игровой деятельности - вот основные задачи педагогов учреждения.

   Основными направлениями  в работе с младшими воспитанниками, имеющими сочетанную патологию,  являются лечебная педагогика (главный инструмент профилактики осложнений), развитие двигательной активности, коммуникативных возможностей, стимуляция сенсорных систем, индивидуальный подход к каждому ребёнку.

   Лечебной педагогикой  с детьми, имеющими множественные  нарушения (тяжёлую степень умственной отсталости, осложнённую нарушениями сенсорных систем, двигательной сферы) занимаются воспитатели. Педагоги работают в тесном контакте с медицинской службой. Весь персонал стремится стимулировать развитие каждого ребёнка, стараясь отвлечь его от влияния патологических импульсов, исходящих от больных органов и систем, привлечь его внимание к окружающей среде. Кроме персонала отделения с детьми работают врачи, медсестры, массажисты, специалисты по лечебной физкультуре, логопеды, педагог-психолог.

 

 

Физкультурно-оздоровительная  и спортивная реабилитация

 

  Физкультурно-оздоровительная  и спортивная реабилитация включает:

    • уроки физкультуры
    • занятия по плаванию в бассейне
    • занятия на тренажёрах в тренажёрном зале
    • посещение спортивных секций (хоккей на полу, футбол, армрестлинг, горные лыжи, пауэр-лифтинг, конный спорт, настольный теннис)
    • участие в соревнованиях по программе специального олимпийского движения

 

 

 Трудовая реабилитация

 

  Трудовое обучение  школьников в ДДИ № 4 в учебных  мастерских осуществляется учителями труда в соответствии с учебным планом Программы обучения глубоко умственно отсталых детей (Москва, АПН СССР, 1983 г.)

  Трудовая реабилитация  тесно связана с творческой, что  способствует развитию личности  ребенка и решает задачи коррекции и компенсации различных нарушений развития. В учреждении функционируют следующие кружки по прикладному творчеству: 

  • художественная вышивка,
  • бисероплетение и вышивка бисером,
  • изготовление кукол,
  • изготовление мягких игрушек,
  • объемнодекоративная аппликация из ткани,
  • корнепластика,
  • лоскутная техника,
  • ковроткачество.

  Предпрофессиональная  подготовка подростков, завершивших  школьное обучение, осуществляется  в соответствии с учебным планом, разработанным специалистами дома-интерната,  одобренным методическим советом ДДИ № 4 и утвержденным на педсовете.

 

 

Психологическая реабилитация

 

  В детском доме-интернате  имеется служба психологической  коррекции.

  На сегодняшний  день в службе психологической  коррекции работают 3 педагога-психолога.  За время функционирования службы определились основные направления деятельности специалистов:

  • Диагностическая работа
  • Профилактическая работа
  • Коррекционно-развивающая деятельность
  • Консультативная работа

 

  В своей работе  психологическая служба руководствуется  нормативами и стандартами, принятыми для образовательных учреждений и учреждений социальной защиты населения. Особенности развития личности воспитанников детского учреждения определяют основные аспекты воздействия. Особое внимание уделяется обогащению и расширению конкретно-чувственного опыта, знаний, формированию коммуникативных умений.

 

Творческая реабилитация

 

  В доме-интернате  активно работают театр танца  «Сюрприз», студия клоунады «Арлекин»,  акробатическая группа «Эврика», ансамбль духовного пения «Вдохновение», драматическая студия, фольклорный ансамбль «Рябинушка». Ребята ежегодно принимают активное участие в мероприятиях по программе «Special Arts» Специального олимпийского комитета.

  Артисты с концертной  программой выступали в Финляндии,  Германии. Картины, написанные ребятами в изостудии детского дома, выставлялись, на специальных выставках в Русском и Этнографическом музеях, во Франции, Германии.

    Большое внимание  в доме-интернате уделялось расширению  контактов детей с окружающим  миром, интеграции детей-инвалидов в социум. Ежегодно воспитанники детского дома ездят на отдых в православный лагерь "Чайка" в п. Лебяжье, в оздоровительный лагерь "Зелёный Огонёк", в пансионат "Волна" под Зеленогорском.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Анализ технологий  социальной работы

 

В детский дом-интернат для детей-инвалидов с особенностями  психофизического развития принимаются  дети в возрасте от 4 до 18 лет с  особенностями психофизического развития.

Основанием для помещения  ребенка в детский дом-интернат является путевка комитета по труду, занятости и социальной защите, заявление родителей, других законных представителей, заключение городского центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, копия справки медико-реабилитационной экспертной (МРЭК) об инвалидности, решение местного исполнительного и распорядительного органа о сохранении за ребенком жилого помещения, из которого он выбывает.

 

Приему подлежат дети, страдающие психическими хроническими заболеваниями, нуждающиеся в специальном  обучении, в постоянном уходе, бытовом и медицинском обслуживании, в соответствии с Инструкцией "О медицинских показаниях и противопоказаниях для помещения граждан в учреждения социального обслуживания системы Министерства труда и социальной защиты", утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты и Министерством здравоохранения от 10.11.2003 г. № 140/48, независимо от наличия родственников, обязанных по закону их содержать.

 

Дети-сироты, дети инвалидов, дети из семей военнослужащих погибших (умерших) при исполнении обязанностей военной службы, дети из неполных и многодетных семей, дети из семей, где родители принимали участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, принимаются в детский дом-интернат в первоочередном порядке.

 

Для лучшей организации ухода, медицинского обслуживания, осуществления мероприятий по социально-трудовой адаптации и проведения учебно-воспитательной работы дети размещаются по группам с учетом тяжести заболевания, возраста, пола и распределения по учебным группам.

 

С момента поступления ребенка в дом-интернат его опекуном и попечителем является данное учреждение. В период нахождения ребенка в доме-интернате за ним сохраняется право собственности на жилое помещение или право пользования жилым помещением, в котором он проживал и был зарегистрирован ранее.

 

Дети, проживающие в доме-интернате, обеспечиваются жилой комнатой (койко-местом в жилой комнате) с мебелью  и инвентарем (кровать, тумбочка, стол, стул, шкаф), одеждой, обувью, бельем, постельными  принадлежности, предметами и средствами личной гигиены, а также 5-хразовым питанием, в соответствии с установленными нормами.

 

Временное выбытие детей  из детского дома-интерната разрешается  на период летних каникул или другое время по согласованию с администрацией интерната. Разрешение на временное выбытие дается на основании заключения врача, письменного заявления родителей, близких родственников, других законных представителей с обязательством обеспечить уход и своевременное возвращение ребенка в дом-интернат. Расходы, связанные с поездкой к родителям или другим родственникам, домом-интернатом не возмещаются.

 

Выплата детям пенсий, пособий и других денежных поступлений  производится в соответствии с законом  Российской Федерации "О пенсионном обеспечении" и зачисляется на лицевые счета детей, открытые администрацией дома-интерната, после поселения их в дом-интернат.

 

Снятие денежных средств  со счетов проживающих производится представителями общественной комиссии, действующей при доме-интернате, или родственниками, регулярно посещающими своих детей. Контроль за расходованием денежных средств проживающих осуществляется главным бухгалтером интерната. В случае смерти проживающего наследование денежных сумм, оставшихся на его лицевом счете в сбербанке, производится в порядке, установленном законом.

 

Выбытие ребенка из дома-интерната  оформляется администрацией учреждения с разрешения комитета по труду, занятости  и социальной защите на основании  личного заявления родителей, других законных представителей, при достижении 18-летнего возраста; в случае невозвращения ребенка с домашнего отпуска через месяц без уважительных причин, после срока временного выбытия; в других случаях, наступление которых предусмотрено законодательством.

 

Дети, не возвратившиеся в дом-интернат без уважительной причины из домашнего отпуска по истечению положенного срока, отчисляются из дома-интерната и могут быть приняты на условиях вновь поступающего.

Информация о работе Социальная работа с детьми-инвалидами