Социальная работа с гражданами пожилого возроста и инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. Эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов требует формирования единства взглядов на понятия “инвалид” и “инвалидность”.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА 5
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДАМИ 17
2.1. Социальный статус граждан пожилого возраста и инвалидов 17
2.2. Особенности психологического характера пожилых людей и инвалидов 22
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДОВ.docx

— 60.70 Кб (Скачать файл)

 Осуществление радикальных социально-экономических реформ сопровождается повышением социального риска для положения населения: возникновение безработицы, разрушение привычных норм жизни, ломка социальных гарантий. Это усугубляется условиями кризисного развития экономики, когда происходит сокращение ресурсов на социальное развитие при одновременном возрастании потребностей в них. Падение жизненного уровня значительной массы населения приводит к увеличению числа нуждающихся в помощи.

Сокращаются государственные расходы на здравоохранение, образование, сворачивается сфера  бытового обслуживания. Для многих семей становится недоступным детские  сады, детские лагеря, число которых  резко уменьшается, а стоимость  услуг в них растет. Обнажив  незащищенность человека от экономической, социальной и политической деградации вследствие ухудшения условий его  жизнедеятельности, невозможности  по не зависящим от него причинам раскрыть и реализовать свой трудовой, нравственный и интеллектуальный потенциал.

Особую  актуальность и значимость приобретает  обеспечение социальной защищенности членов общества, реализация целостной  системы законодательно закрепленных экономических, юридических и социальных прав и свобод, социальных гарантий, противодействующих дестабилизирующим  факторам жизни и обеспечивающих охрану коренных жизненных интересов  человека во всех сферах его жизнедеятельности: экономической, социальной, политической, духовной. Необходимо развивать систему  социальной защиты "с человеческим лицом", ориентированную на всех членов общества, с учетом особенностей социального положения каждого.

В современном  российском обществе политика искусственной  дифференциации, расслоившая общество на сверх богатых и обездоленных, не привела к прогрессивному развитию социальной структуры и не способствовала появлению однородных социальных слоев. Искусственная дифференциация сформировала такой уровень "несовместимости  интересов" в разных слоях общества, при котором возможны острые социальные конфликты. Особенно в тяжелом положении  оказались слабо социально защищенные категории населения: инвалиды, пенсионеры, многодетные семьи, дети-сироты, одинокие люди.

В настоящее  время замечается разрастание маргинальных слоев и групп. Их численность  во многом зависит от уровня их социальной защищенности, возможности получить удовлетворительные условия жизни  и работы. Возрастает необходимость  учета в социальной работе специфических  особенностей различных групп населения, прежде всего социально уязвимых, их интересов, потребностей обеспечение  установленных законом преимуществ  и льгот, снижение налогов, использование  других средств перераспределения  национального дохода.

Социальная  работа направлена прежде всего на активизацию потенциала собственных  жизненных сил и возможностей человека, оказывающегося в трудной  жизненной ситуации. Наиболее актуальна  индивидуальная социальная работа, которая  определяется как "использование  всех возможностей, которые помогают человеку приспособиться к конкретным социальным условиям жизни и содействуют  тому, чтобы клиенты выработали свою собственную жизненную программу".

Дифференцированный  подход, т.е. всесторонний учет особенностей социального положения объекта  социальной работы, его потребностей и интересов, владение разнообразными технологиями, формами и методами работы в зависимости от состояния  объекта, может стать решением проблемы.

Этот  подход требует знания теоретических  выводов, достижений науки и передовой  практики, законов и нормативных  документов. Его значение состоит  в том, что на основе анализа объекта  и его окружения создаются  условия для удовлетворения потребностей клиентов, выбираются соответствующие  формы социальной работы. Он применяется  в работе, как с отдельными личностями, так и с социальными группами, с учетом их интересов, настроений, социальных чувств, положительных традиций.

Возможности использования дифференцированного  подхода во всех сферах социальной работы огромны. Можно осуществить  такие принципы социальной работы:

  • личностная ориентированность, когда в центре социальной работы ставится конкретная личность с ее потребностями, интересами, ценностными ориентациями, чувствами и настроениями;
  • междисциплинарность, интегративность, что позволяет увидеть с основной целью частные цели и задачи, проводить социальную работу в тесной связи с условиями жизнедеятельности людей, с государственной социальной политикой, с деятельностью общественных, благотворительных и иных организаций, с отношениями и процессами, складывающимися в конкретном социуме;
  • целостный подход к человеку, видение его в широком социальном окружении; подход к постижению человека только через раскрытие соотношения биологического и социального уже не отвечает требованиям времени; усилилась необходимость полнее учитывать динамику биологического, психологического, социального единства в человеке как в объекте и субъекте социальной работы, стимулировать более ответственное его поведение в повседневной жизни, в реализации собственных возможностей, в преодолении жизненных трудностей;
  • более полная реализация концепции самопомощи, предполагающей активизацию жизненных сил человека, потенциала его собственных возможностей в разрешении возникших у него проблем, в удовлетворении потребностей жизнеобеспечения и активного социального функционирования;
  • активный характер содержания, форм и методов работы, ориентация на создание условий, позволяющих включить в работу самих клиентов как субъектов социального действия.5

Итак, интеграция социальной деятельности с учетом специфики  объектов и особенностей видов социальной работы имеет принципиальное значение, находящее свое выражение в конкретизации  методов и форм работы с теми или  иными специфическими объектами.

 Говоря  о социальной работе в узком  смысле, имеет дело в основном  с методами работы со "слабыми"  слоями населения. В широком  же смысле - это социальная защита  всех слоев населения, создание  таких условий, которые бы помогали  населению самому решать свои  проблемы, а в итоге способствовали  уменьшению численности и доли  слабо защищенных слоев, т.е.  социальная работа должна прежде  всего носить опережающий, укрепляющий  характер, чтобы не только способствовать  лечению "социальных болезней", но и предотвращать их.

 

  1. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДАМИ
    1. Социальный статус граждан пожилого возраста и инвалидов

Изменение социального статуса человека в  старости, вызванное, прежде всего прекращением или ограничением трудовой деятельности, трансформацией ценностных ориентиров, самого образа жизни и общения, а  также возникновением различных  затруднений как в социально-бытовой, так и в психологической адаптации  к новым условиям, диктует необходимость  выработки и реализации специфических  подходов, форм и методов социальной работы с пожилыми людьми.

Важность  повседневного внимания к решению  социальных проблем этой категории  граждан возрастает и в связи  с увеличением удельного веса пожилых  людей и инвалидов  в структуре населения России, которое наблюдается в последнее  десятилетие не только в нашей  стране, но и во всем мире. Достаточно сказать, что в настоящее время  пенсии и пособия в Российской Федерации получают 35,5 миллиона человек. И если в 1957 г. на 1000 человек населения приходилось 89 пенсионеров, то в 1993 г. - 239 человек. А на нужды социального обеспечения в 1995 г., например, расходовалось менее 5% национального дохода страны, в 1990 г. уже 13,5%. В 1993 г. на выплату пенсий было израсходовано 9,7 триллиона рублей, или, по существу, каждый четвертый рубль от фонда заработной платы поступал и поступает в Пенсионный фонд РФ.

Тенденция роста численности пожилых людей  и инвалидов требует коренного  изменения социальной политики в  отношении этой, наиболее социально  незащищенной категории общества, особенно сейчас, в условиях перехода к рыночной  экономике.

В организации  социальной работы с пожилыми людьми необходимо учитывать всю специфику их социального статуса не только в целом, но и каждого человека в отдельности, их нужды, потребности, биологические и социальные  возможности, определенные региональные и другие особенности жизнедеятельности.

Следует отметить, что к проблеме старости и ее определения, ученые и практики подходили и подходят с разных точек зрения биологической, физиологической, психологической, функциональной, хронологической, социологической и др. А отсюда и специфика решения проблем  общественного и социального  положения, роли и места в семье, а организации социального обеспечения  и обслуживания, социальной реабилитации, социального попечительства над  пожилыми людьми и т.д.

Нельзя  забывать и о том, что процесс  старения у отдельных групп населения  и индивидов происходит далеко неодинаково.

Таким образом, характеризуя категорию пожилых  людей как социальную или вернее, как социально-демографическую, необходимо принимать во внимание возрастные особенности  внутри смой группы людей.

Как известно, на практике пожилыми людьми обычно считают  людей, вышедших на пенсию. Однако, это  мерило не может быть универсальным, так как пенсионный возраст в  разных странах различен. Вместе с  тем, женщины, как правило, уходят на пенсию раньше мужчин. Так, в нашей  стране, они имеют право получать пенсию по старости с 55 лет, тогда как  мужчины - с 60 лет. К тому же Законом  “О пенсионном обеспечении в РСФСР”предусмотрены  различия в пенсионном возрасте и  для разных социально-профессиональных групп. Тем не менее в подавляющем  большинстве стран мира к пожилым  людям относят граждан в возрасте 60 лет и старше.6

Для социального  работника чрезвычайно важное значение имеет также целый ряд факторов социального и психологического характера, связанных с образом  и уровнем жизни пожилых людей, положением в семье, возможностью и  желанием трудиться, состоянием здоровья, социально-бытовыми условиями и  др.

Практика  свидетельствует о том, что пожилые - это очень разные люди. Среди  них есть здоровые и больные;  проживающие в семьях и одинокие; довольные уходом на пенсию и жизнью и несчастные, отчаявшиеся в жизни; малоактивные домоседы и жизнерадостные, оптимистически настроенные люди, занимающиеся спортом, ведущие активный образ  жизни и т.д.

Поэтому для того, чтобы успешно работать с пожилыми людьми и инвалидами, социальному работнику нужно  знать их социально-экономическое  положение, особенности характера, материальные и духовные потребности, состояние здоровья, быть хорошо осведомленным  о достижениям науки и практики в этом направлении. Изменение социального  статуса человека в старости, как  показывает практика, прежде всего  негативно сказывается на его  моральном и материальном положении, отрицательно влияет на психическое  состояние, снижает его сопротивляемость к заболеваниям и адаптацию к  изменениям окружающей среды.

С переходом  в категорию пожилых людей  или инвалидов, зачастую коренным образом  изменяется не только взаимоотношения  человека и общества, но и такие  ценностные ориентиры, как  смысл  жизни, счастье, добро и зло и  др. Меняется и сам образ жизни, распорядок дня, цели и задачи, круг общения.

С возрастом  изменяется ценностная иерархия самооценок.  Пожилые люди  и инвалиды уделяют  меньше внимания своей внешности, зато больше - внутреннему и физическому  состоянию. Меняется временная перспектива  пожилых людей. Уход в прошлое  типичен лишь для глубоких стариков, остальные больше думают и говорят  о будущем. В сознании пожилого человека ближайшее будущее начинает преобладать  над отдаленным, короче становятся личные жизненные перспективы. Ближе  к старости время кажется более  быстротекущим, но менее заполненным  различными событиями. При этом, люди, активно участвующие в жизни, уделяют больше внимания будущему, а пассивные - прошлому. Первые, поэтому, более оптимистичны и больше верят  в будущее.

Но возраст  все-таки есть возраст. Старость приносит с собой и изменение привычных  жизненных стандартов, и болезни, и тяжелые душевные переживания. Пожилые люди оказываются на обочине  жизни. Речь идет не только и не столько  о материальных трудностях (хотя и  они играют существенную роль), сколько  о трудностях психологического характера. Уход на пенсию, потеря близких и  друзей, болезни, сужение круга общения  и сфер деятельности - все это  ведет к обеднению жизни, уходу  из нее положительных эмоций, чувству  одиночества и ненужности. Ситуация, однако, такова, что с ростом продолжительности  жизни и снижением рождаемости  значительную часть населения составляют люди пожилого возраста и, следовательно, есть необходимость специальной  организации помощи пожилому человеку.

Исторически понятия “инвалидность” и “инвалид”  в России связывались с понятиями  “нетрудоспособность” и “больной”. И нередко методические подходы  к анализу инвалидности заимствовались из здравоохранения, по аналогии с анализом заболеваемости. Представления о  происхождении инвалидности укладывались в традиционные схемы “здоровье - заболеваемость” (хотя, если быть точным, заболеваемость - показатель нездоровья) и “больной - инвалид”. Последствия таких подходов создавали иллюзию мнимого благополучия, так как относительные показатели инвалидности на фоне естественного прироста населения улучшались, из-за чего реальные стимулы к поиску истинных причин роста абсолютного числа инвалидов отсутствовали. Лишь после 1992 года в России произошел перекрест линий рождаемости и смертности, и явления депопуляции нации приобрели отчетливый характер, сопровождаясь устойчивым ухудшением показателей инвалидности, возникли серьезные сомнения в правильности методологии статистического анализа инвалидности. Специалисты долгое время рассматривали понятие “инвалидность”, отталкиваясь преимущественно от биологических предпосылок, расценивая ее возникновение в основном как следствие неблагоприятного исхода лечения. В связи с этим социальная сторона проблемы была сужена до нетрудоспособности, как основном показателе инвалидности. Поэтому основной задачей врачебно-трудовых экспертных комиссий было определение того, какую профессиональную деятельность освидетельствуемый не может выполнять, а что может - определялось на основе субъективных, преимущественно биологических, а не социально-биологических критериев. Понятие “инвалид” сужалось до понятия “неизлечимо больной”. Таким образом, социальная роль человека в действующем правовом поле и конкретных экономических условиях отступала на второй план, и понятие “инвалид” не рассматривалось с точки зрения многопрофильной реабилитации, использующей социальные, экономические, психологические, образовательные и другие необходимые технологии. С начала 90-х годов традиционные принципы государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и инвалидов в связи со сложной социально-экономической ситуацией в стране утратили свою эффективность. Надо было создавать новые, приводить их в соответствие с нормами международного права. В настоящее время инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (Федеральный закон “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”,1995). Инвалидность является одним из важнейших показателей социального неблагополучия населения, отражает социальную зрелость, экономическую состоятельность, нравственную полноценность общества и характеризует нарушение взаимосвязей человеком-инвалидом и обществом. Учитывая тот факт, что проблемы инвалидов затрагивают не только их личные интересы, но и в определенной степени касаются их семей, зависят от уровня жизни населения и других социальных 3факторов, можно констатировать, что их решение лежит в общенациональной, а не узковедомственной плоскости и во многом определяет лицо социальной политики государства.

Информация о работе Социальная работа с гражданами пожилого возроста и инвалидами