Социальная работа с гражданами пожилого возроста и инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Сейчас в России на учете в органах социальной защиты населения состоит 7.284 млн. инвалидов (данные на 1 января 1997 года). В стране ежегодно впервые признается инвалидами свыше одного миллиона человек, из них более 50% - трудоспособного возраста. Наблюдается также ежегодный рост числа детей-инвалидов. Эффективное решение проблем инвалидности и инвалидов требует формирования единства взглядов на понятия “инвалид” и “инвалидность”.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ ИНВАЛИДАМ И ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА 5
2. СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С ГРАЖДАНАМИ ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДАМИ 17
2.1. Социальный статус граждан пожилого возраста и инвалидов 17
2.2. Особенности психологического характера пожилых людей и инвалидов 22
3. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДОВ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДОВ.docx

— 60.70 Кб (Скачать файл)

В целом  инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы  выбора, включает в себя несколько  основных аспектов: правовой; социально-средовой; психологический; общественно-идеологический; производственно-экономический; анатомо-функциональный.

 

 

    1. Особенности психологического характера пожилых людей и инвалидов

Надо  стараться понять особенности, которые  определяются, по крайней мере, двумя  характерными чертами стиля жизни  пожилых людей и инвалидов.

Как правило, жизнь пожилого человека и инвалида не богата  разнообразными событиями. Однако эти события заполняют  собой все его индивидуальное пространство и время. Так, приход врача - это событие, которое может заполнить весь день. Поход в магазин тоже событие, к которому следует тщательно готовиться, а затем не менее тщательно переживать его. Иными словами, происходит гипертрофированность, “растягивание”событий. Событие, которое воспринимается более молодыми как незначительный эпизод, для старого человека становится делом целого дня. Помимо “растянутости”событий заполненность жизни может осуществляться путем гипертрофированности какой-либо одной сферы жизнедеятельности.

Вторая  особенность определяется своеобразным ощущением времени. Во-первых, пожилой  человек и инвалид всегда живет  в настоящем. Его прошлое также  присутствует в настоящем - отсюда запасливость, бережливость, осторожность пожилых  людей. Они как бы консервируются в сиюминутности, причем такому сохранению подвергается и духовный мир, его  ценности. Во-вторых, бег времени  в пожилом возрасте замедляется  и становится более плавным.

Больше  того, потенциал пожилого человека и инвалида чаще всего внешне не соответствует (или соответствует  очень мало) менталитету новых  поколений. Но у них всех есть общая  основа, куда более значимая, чем  расхождения, - общечеловеческие ценности. У старшего человека они прошли все  индивидуальное бытие, у молодого - чаще всего существенно иное. Нарушение  преемственности поколений, предполагающей - если исходить из принципа природосообразности, что старшее существует ради младших  и умирает, оставляя им жизнь, - нарушение  такого единства болезненно для всех и во все времена.

В целом, невостребованность пожилого человека и инвалида входит в противоречие с общественной сущностью человека. Значит, надо ее подкрепить, в том  числе социально. В частности, средствами социальной работы, в доступных ей сферах, чтобы по возможности смягчить ситуацию. 7

Смысл социальной работы - социальная реабилитация. В  данном случае такая реабилитация - это действительное восстановление в привычных обязанностях, функциях, видах деятельности, характере отношений  с людьми (пусть в меньшей мере и в иных статусах), но превращение - и это самое главное! - пожилого человека из объекта социальной работы в ее субъекта. Преодоление, смягчение  драмы, невостребованности происходит на основе собственного житейского ( в  т.ч. профессионального, семейного) опыта. Важно не только давать человеку, но и помочь ему продолжать отдавать себя, сохраняя тем самым устойчивость, гарантию определенной стабильности, ощущение  доброй перспективы, оптимистическую  и реализуемую надежду на то, что  и в новых обстоятельствах  человек остается нужным. Очень часто  пожилые люди живут отдельно от семей, и поэтому им бывает не под силу справиться со своими недомоганиями  и одиночеством. И если раньше основная ответственность за пожилых лежала на  семье, то сейчас ее все чаще берут  на себя государственные и местные  органы, учреждения социальной защиты населения.

 

  1. СОЦИАЛЬНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРОСТА И ИНВАЛИДОВ

Преобладающей моделью нестационарных социальных служб становятся центры социального обслуживания и реабилитации инвалидов и престарелых.

В соответствии с Положением, центры могут иметь  в своей структуре различные  подразделения социального обслуживания: отделения дневного пребывания престарелых  и инвалидов, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи и  др.

В задачи центра входит выявление престарелых и  других лиц, нуждающихся в социальной поддержке; определение конкретных видов и форм помощи, предоставление различных социально-бытовых услуг  разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания населения; привлечение различных  государственных и негосударственных  структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической, юридической помощи пожилым людям и другим нуждающимся  лицам.8

К примеру, центры социального обслуживания пенсионеров  имеются сейчас в каждом административном округе г.Москвы и их организация  продолжается. В 1993 г. в 34 таких центрах и созданных при них 647 отделениях социальной помощи на дому обслуживалось 52 тыс.пенсионеров. В 13 центрах социального обслуживания функционировали отделения дневного пребывания, в 27 - пункты  срочной социальной помощи, а задачу последних входило оказание экстренной помощи медикаментами, продуктами, одеждой и обувью, бесплатным питанием и ночлегом нуждающихся в этом граждан и т.д.

Важнейшей частью работы центра является социальной обслуживание на дому одиноких пожилых людей: закупка и доставка продуктов, обеспечение лекарствами, организация  уборки в квартире, различные социально-бытовые услуги и их оплата (сдача белья в прачечную, одежды в чистку, утепление оконных рам и дверей и т.п.), информирование и консультирование и др.

Социальные  работники поддерживают связь с  трудовыми коллективами, где раньше работали их подопечные, добиваются, чтобы  они не забывали, оказывали помощь и проявляли внимание к своим  бывшим работникам.

Анализ  основных направлений деятельности центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированной  на работу  с пожилыми людьми, получила наибольшее распространение и признание, является наиболее типичной. Однако она  еще не охватывает многие категории  пожилых людей, которые испытывают потребность в социально-психологической  помощи, в общении, социально-правовых консультациях, в адаптации к  новым условиям.

Характерно, что проведенное в 1993 г. социологическое исследование деятельности ряда центров социального обслуживания г.Москвы, показало высокую оценку их деятельности.

Так, почти 1/3 клиентов ЦСО указали, что социальный работник посещает их через день. К 65,7% обслуживаемых соцработники приходят два раза в неделю.9

Центры  социального обслуживания населения  становятся эффективными нестационарными  формами социальной поддержки пожилых  людей и других категорий населения  РФ.

 Было  отмечено, что надомное обслуживание  престарелых и инвалидов получило начало еще в 1985 г., затем через два года, был открыт первый территориальный центр социального обслуживания населения и 10 отделений социальной помощи на дому. Уже к началу 1990 г. 10,5 тысяч человек пользовались помощью отдельных работников и до 200 человек посещали дневные отделения в трех таких центрах.

 Социальное обслуживание на дому - это один из основных видов социальной работы. Его основная цель - максимально продлить нахождение граждан в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить их права и законные интересы.

К числу  основных надомных услуг, гарантированных  государством, относятся: организация  питания и доставка продуктов  на дом; помощь в приобретении медикаментов, товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской помощи и сопровождение в медицинские  учреждения; помощь в поддержании  условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями; содействие в организации ритуальных услуг  и в погребении одиноких умерших; организация различных социально-бытовых  услуг (ремонта жилья, обеспечении  топливом, обработке приусадебных участков, доставки воды, оплаты коммунальных услуг  и  др.); помощь в оформлении документов, в т.ч. для установления оценки и  попечительства, обмене жилья, помещении  в стационарные учреждения органов  социальной защиты населения.

Отделения социальной помощи на дому, как правило, организуются при муниципальных  центрах  социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения.10

В соответствии с действующим Положением социальное обслуживание на дому может осуществляться на постоянной или временной основе (до 6 мес.). Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров и инвалидов, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, а в городской местности - не менее  120 пенсионеров и инвалидов.

Социальное  обслуживание на дому производится бесплатно,  с частичной оплатой или за полную плату. Бесплатно обслуживаются, например, одинокие граждане пожилого возраста и инвалиды, не получающие надбавку к пенсии на уход или имеющие  трудоспособных родственников, обязанных  содержать их по закону, но проживающие  отдельно, а также проживающих  в семьях, подушевой доход которых  ниже установленного для данного  региона минимального уровня.

Таким образом, основными направлениями деятельности отделения социальной помощи на дому являются: выявление и учет пенсионеров  и инвалидов, нуждающихся  в обслуживании; оказание социально-бытовой и другой необходимой помощи на дому; содействие в предоставлении обслуживаемым  лицам льгот и преимуществ, установленных  действующим законодательством.

Отделения социальной помощи на дому были созданы  в порядке эксперимента в 1987 г. и получили широкое признание со стороны пожилых людей и инвалидов нашей страны и быстрое развитие во всех регионах Российской Федерации.11

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Уровень  цивилизованности общества ставится  в прямую зависимость от того  положения, которое занимает в  обществе старики, инвалиды и  дети. Совершенно очевидно, что от  меры, глубины и последовательности  решения проблем пожилых людей  зависит будущее страны, и устойчивое  социальное развитие.

 Рассматриваемые  в курсовой работе проблемы лиц пожилого возраста и инвалидов требуют незамедлительного решения.

 Число  пожилых людей увеличивается  каждый год, а качество жизни  снижается, и это далеко не  временное явление в сегодняшних  условиях системного кризиса  социальной защиты пожилых людей  приобретает приоритетное значение.

 Создание  системы социальных услуг, соответствующей  потребностям населения - одна  из важнейших задач государства  в период становления социально-ориентированной  рыночной экономики. Необходима  концентрация усилий всех заинтересованных  сторон - представителей законодательной  власти, исполнительных органов,  исследователей, общественных объединений  с тем, чтобы последовательно  реализовать меры по развитию  и укреплению системы социального  обслуживания населения, обеспечивающей  гарантированный государством уровень  социальной защиты.

 Старение  населения России, приблизившееся  к критическому рубежу, вовлекает  государство в решение вопросов  перераспределения ресурсов в  пользу пожилых людей, как особой  группы населения, эффективного  обеспечения их социальной защищенности  в период реформирования экономики.

 Правительство  Москвы исходит из того, что  результативная и взвешенная  социальная политика является  необходимым условием продолжения  реформ, укрепления ее социальной  базы и улучшения общественно-политической  ситуации.

 В  рамках курсовой работы сложно осветить все проблемы и тенденции в развитии системы социального обслуживания слабо защищенных слоев общества. Проведенное исследование позволяет обобщить поднятые вопросы следующим образом:

1. Социальная  защита населения должна быть  одним из главных направлений  государственной политики.

2. Необходимо  продолжать работу по совершенствованию  законодательно-нормативной базы, ввести  стандар-ты по организации социального  обслуживания населения, используя  для этого научный потенциал  страны и зару-бежный опыт.

3. Социальная  наука должна более активно  заниматься прогнозированием и  разработкой на основе прогноза  эффективных управленческих решений,  исключающие негативные социальные  последствия, в исследованиях  в большей степени опираться  на практический материал.

4. Эффективную  систему социального обслуживания  нельзя создать без соответствующего  материально-технического обеспечения  и базы данных по группам  населения, нуждающихся в поддержке  или находящихся в зоне риска.

5. Финансирование  центров социального обслужи-вания,  как государственных учреждений, нацеленных на защиту населения,  должно быть гарантированным  и произ-водиться за счет бюджета.

6. Необходимо  пересмотреть подходы к оценке  труда руководителей центров  социального обслуживания, решить  вопрос о пересмотре оплаты  труда социальных работников  и административно-хозяйственного  персонала центров.

7. Внедрение  новых эффективных методов социальной  работы с пожилыми позволит  сделать социальное обслужи-вание  более доступным для каждого  нуждающегося москви-ча. Для развития  сети учреждений и оказания  более эффек-тивной помощи населению,  необходимо привлекать не только  государственные организации, но  и налаживать контакты с коммерческими  структурами и благотво-рительными  фондами, путем тесного сотрудничества  со средствами массовой информации  и коммуникации.

Информация о работе Социальная работа с гражданами пожилого возроста и инвалидами