Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и сущность инвалидности;
- Изучить историю отношения общества к инвалидам;
-Проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения социальной работы с инвалидами;
- Охарактеризовать обязательства современного государства и общества перед инвалидами;
- Изучить социальную работу с пожилыми инвалидами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ..............................................................................................
Понятие и сущность инвалидности…………………………...
История отношения общества к инвалидам………………….

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИЛАМИ…....................................................................
2.1Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами……………………… …..............................................
2.2 Обязательства современного государства и общества
перед инвалидами…………………………………………..………..
2.3 Социальная работа с пожилыми инвалидами………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….......……...…………

Файлы: 1 файл

Социальная работа с инвалидами.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Ограничения, санкционированные обществом, затрудняют социализацию человека «с особенностями» и в конечном итоге могут привести к действительной неполноценности, ущербности его личности.

М.А.Беляева и И.Е.Кузнецова  дают такое определение: инвалидность -общественное явление, результат взаимодействия личности и социума, налагающего на нее определенные запреты или ограничения в связи с несоответствием норме ее физических, психических, функциональных параметров.

Признание политико-правовой модели инвалидности означает, что социальные работники должны быть вовлечены в преобразование общества, его принципов и предрассудков; в деятельность по изменению отношения к людям с ограниченными возможностями, по повышению их социального статуса. Это новое понимание предполагает формирование в обществе норм культурного плюрализма, а также идей независимой жизни. Если общество будет жить по нормам культурного плюрализма, то функциональные ограничения будут отнесены в ряд культурных различий (как цвет кожи, например).

Сторонники модели независимой жизни считают, что инвалиды должны быть независимы в выборе своего поведения и места в жизни, но при этом общество обязано предоставь возможность такого выбора. Общественное Устройство, общественная инфраструктура должны быть нацелены на то, чтобы люди с различным состоянием здоровья, а также физическим, физиологическим и психологическим состоянием могли беспрепятственно реализовывать свои права. Окружающие, в том числе и работники социальной сферы, играют больше роль консультантов, как для самих инвалидов, так и Для организаций, определяющих их жилую среду и жизненные условия. Другими словами, инвалиды в этой модели выступают не только как объекты оказания социальной помощи, но и как субъекты социально защитной деятельности.

Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года №965 утверждены Положение о признании лица инвалидом и Примерное положение об учреждениях государственной службы медико-социальной экспертизы, определены порядок и условия признания лица инвалидом, осуществляемые этими новыми учреждениями.

Признание лица инвалидом  осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени  ограничения жизнедеятельности.

Медико-социальная экспертиза может проводиться:

- в учреждениях по месту жительства или по месту прикрепления к государственному (муниципальному) лечебно-профилактическому учреждению здравоохранения,

- на дому (если лицо не может явиться в учреждение по состоянию здоровья),

- в стационаре (если гражданин находится там на лечении). Допускается и заочная медико-социальная экспертиза на основании предъявляемых документов. Для этого требуется либо согласие гражданина, проходящего экспертизу, либо его законного представителя. Они же имеют право привлекать любого специалиста для участия в МСЭс правом совещательного голоса, разумеется, за свой счет.

Медико-социальная экспертиза любого гражданина проводится по его  письменному заявлению, к которому должны быть приложены либо направление  учреждения здравоохранения, либо органа социальной защиты, а также медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья. Но, прежде чем получить направление на медико-социальную экспертизу, гражданину предстоит пройти в медицинском учреждении ряд необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий. И лишь при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма (обусловленное заболеваниями, последствиями травм и дефектами), он направляется на медико-социальную экспертизу.

В качестве необходимых  оснований для признания гражданина инвалидом выделено три признака:

1) нарушение здоровья  со стойким расстройством функций  организма;

2) ограничение жизнедеятельности  (полная или частичная утрата  лицом способности или возможности  осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость осуществления  мер социальной защиты.

Причем наличие только одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом.

 

       

 

    1. История отношения общества к инвалидам

 

В истории отношение  общества к людям с нарушениями  развития было неодинаковым. В средневековье  господствовало представление о  физических дефектах как наказании  за грехи или знаке причастности к злым духам. Это отношение часто вело к тому, что людей с физическими недостатками избегали и боялись, или расценивали инвалидов как "больных", причем наиболее приемлемым образом жизни больных были их заточение, изоляция, а не участие в работе и нормальной жизни общества. Вместе с тем, те или иные формы социальной помощи, защиты и заботы существовали во все времена и у всех народов, отражаясь в верованиях, мировоззрении или идеологии.

Однако, в рамках социальной политики идея социальной интеграции

инвалидов начала широко реализовываться только в двадцатом  столетии и 

прежде всего через  защиту равных с другими прав для  отдельных слоев общества. Инвалиды оказались последними в ряду тех, кто обрел на Западе равные со всеми  права. Общество не сразу осознало, что нет смысла в демократии, если существует социальная изоляция инвалидов. Этому осознанию способствовали общественные движения, выступления ученых и

активистов из числа  инвалидов.

Целая волна исследований об условиях и последствиях заболеваний, о

функционировании мозга  прошла на Западе в период после Первой мировой войны. Благодаря новому знанию изменилось отношение общества к инвалидам, укорененное ранее в непонимании и невежестве. Произошли изменения и в социальной политике, заключающиеся прежде всего в создании системы услуг. Определенный шаг в признании прав и достоинства инвалидов просматривается еще и в том факте, что на пост президента США был выбран Франклин Рузвельт, обе ноги которого были парализованы. Ветераны Второй мировой войны, ставшие инвалидами в результате ранений, также способствовали популяризации идеи человеческого достоинства, и многие двери открылись тем, кто раньше находился в изоляции.

В 1950-60 годы, возникнув  в Швеции, в странах Запада распространяется подход нормализации в социальной политике по отношению к инвалидам. Возможности для самостоятельного проживания постоянно увеличиваются. В большинстве современных жилищных проектов представлены так называемые групповые дома, где жильцы имеют общие расходы на питание, транспорт и дежурную помощь. Такие дома появились на Западе уже с начала 1970-х годов, вытеснив дома-интернаты для инвалидов.

Примерно с конца 1960-х  – начала 1970-х гг. в США, Швеции и некоторых других развитых странах  правительства под влиянием общественных движений инвалидов и проведенных исследований начали проводить в стране политику «деинституциализации». Речь шла о том, чтобы люди, содержавшиеся до того в закрытых учреждениях-институциях (интернатах, колониях, психиатрических госпиталях, детских домах), могли жить, получать лечение, проходить реабилитационные, коррекционные и образовательные программы в более мягких условиях. Такие условия могли представить приемные семьи, диспансеры, службы социально-психологической поддержки, добровольческие программы помощи и так называемые групповые дома (малокомплектные интернаты на 8-10 человек, включая небольшой персонал). В основе идеи групповых домов находилось гуманистическое убеждение, что люди с умственной отсталостью могут достаточно самостоятельно жить в общине, быть включенными в социальный мир.

В то время утверждались принципы защиты прав клиента и уважения человеческого достоинства, согласно которым людям следует жить и  получать необходимые услуги (медицинские, образовательные, социальные) в наименее ограничивающем окружении. Ведь ни для кого не секрет, что у 10

детей, большую часть  времени проводящих в интернате, отсутствует личный опыт интимных, близких, человеческих отношений. Некоторые  дети привыкают к тому, что к  ним относятся как к беспомощным и неспособным, и демонстрируют соответствующие модели поведения, чтобы снизить уровень требований, предъявляемых к ним .

Одним из важных понятий  процесса деинституциализации было «достоинство риска» - предположение, что те, кто высвобождается из-под строгой опеки, должны иметь право делать все, что и остальные люди, в том числе и случайные ошибки. Частично опыт взросления приобретается тогда, когда мы учимся на своих ошибках. На практике это право редко дается тем, у кого есть умственная отсталость. Наблюдения привели к заключению, что профессиональные работники, ухаживающие и работающие с этими людьми, сознательно или неосознанно относились к ним так, как будто те нуждались в постоянной защите от причуд системы социального обеспечения, от жестокости «нормального» мира, от их собственных «нехороших импульсов». Люди с умственной отсталостью считаются очень сильно зависимыми от окружающих, и многие окружающие, особенно родственники, относятся к ним, как к детям. Однако в своих беседах с исследователями они рассказывали о своем недовольстве в связи с тем, что их не воспринимают как взрослых. Выводы ученых убеждают, что с людьми возможно и даже нужно вести открытые диалоги, начиная их с особым терпением и участием, желанием понять тот реальный контекст, в котором люди с умственной отсталостью проживают свою жизнь.

Современная эпоха устанавливает  социальную справедливость и равноправие  в качестве нравственных основ общества. Принципы уважения человеческого достоинства  независимо от состояния физического  и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения включают соблюдение прав человека, включая право на медицинское обслуживание, образование и труд.

 

 

 

 

 

       

ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ

 

2.1 Нормативно - правовое обеспечение социальной работы с инвалидами

 

         С целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т.д. Общие права инвалидов сформулированы в Декларации ООН «О правах инвалидов». Рассмотрим ряд выдержек из этого правового международного документа:

– «Инвалиды имеют право на уважение их человеческого достоинства;

– Инвалиды имеют те же гражданские и политические права, что и другие лица;

– Инвалиды имеют право на меры, предназначенные для того, чтобы дать возможность приобрести как можно большую самостоятельность;

– Инвалиды имеют право на медицинское, техническое или функциональное лечение, включая протезные и ортопедические аппараты, на восстановление здоровья и положения в обществе, на образование, ремесленную профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на помощь, консультации, на услуги по трудоустройству и другие виды обслуживания;

– Инвалиды должны, быть защищены от какой бы то ни было эксплуатации». [4, с. 36]

Приняты фундаментальные  законодательные акты об инвалидах  и в России. Особое значение для  определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

В июле 1992 г. Президент Российской Федерации издал Указ «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов». В октябре того же года были изданы указы «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности».

Этими нормотворческими актами определяются отношения общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих нормотворческих актов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» сформулированы основные принципы социального  обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов: соблюдение прав человека и гражданина; предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания; равные возможности в получении социальных услуг; преемственность всех видов социального обслуживания; ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан, нуждающихся в социальном обслуживании и др. (ст. 3 Закона).

Социальные услуги предоставляются  всем гражданам пожилого возраста и  инвалидам независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств (ст. 4 Закона).

Информация о работе Социальная работа с инвалидами