Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и сущность инвалидности;
- Изучить историю отношения общества к инвалидам;
-Проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения социальной работы с инвалидами;
- Охарактеризовать обязательства современного государства и общества перед инвалидами;
- Изучить социальную работу с пожилыми инвалидами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ..............................................................................................
Понятие и сущность инвалидности…………………………...
История отношения общества к инвалидам………………….

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИЛАМИ…....................................................................
2.1Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами……………………… …..............................................
2.2 Обязательства современного государства и общества
перед инвалидами…………………………………………..………..
2.3 Социальная работа с пожилыми инвалидами………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….......……...…………

Файлы: 1 файл

Социальная работа с инвалидами.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Социальное обслуживание осуществляется по решению органов  социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключенным органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности (ст. 5 Закона). [20, с. 144]

Социальные услуги оказываются  исключительно с согласия людей, нуждающихся в них, особенно когда речь идет о помещении их в стационарные учреждения социального обслуживания. В этих учреждениях, с согласия обслуживаемых может быть организована и трудовая деятельность на условиях трудового договора. Лица, заключившие трудовой договор, получают право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.

Законом предусматриваются  различные формы социального  обслуживания, в том числе:

– социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

– полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания граждан в учреждениях социального обслуживания;

– стационарное социальное обслуживание в домах-интернатах, пансионатах и других стационарных учреждениях социального обслуживания;

– срочное социальное обслуживание (как правило, в ситуациях, не терпящих отлагательства: организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом, срочное предоставление временного жилья и т.п.);

– социальная, социально-психологическая, медико-социальная консультационная помощь. [20, с. 150]

Все социальные услуги, входящие в  федеральный перечень гарантированных  государством услуг, могут быть оказаны  гражданам бесплатно, а также  на условиях частичной или полной оплаты.

В Законе «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» система социального обслуживания поделена на два основных сектора – государственный и негосударственный.

Государственный сектор образуют федеральные  и муниципальные органы социального  обслуживания.

Негосударственный сектор социального  обслуживания объединяет учреждения, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к  государственной или муниципальной, а также лиц, осуществляющих частную  деятельность в сфере социального обслуживания.

Негосударственными формами социального  обслуживания занимаются общественные объединения, в том числе профессиональные ассоциации, благотворительные и  религиозные организации.

Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Закон определяет полномочия органов государственной власти (федеральных и субъектов Российской Федерации) в области социальной защиты инвалидов. Он раскрывает права и обязанности органов медико-социальной экспертизы, которая на основании комплексного обследования человека устанавливает характер и степень заболевания, приведшего к инвалидности, группу инвалидности, определяет режим труда работающих инвалидов, разрабатывает индивидуальные и комплексные программы реабилитации инвалидов, дает медико-социальные заключения, принимает решения, обязательные для государственных органов, предприятий и организаций независимо от формы собственности.

Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности. Например, Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не допускает производства транспортных средств, не имеющих приспособлений для свободного пользования инвалидами городскими видами транспорта, или сдачу в эксплуатацию жилья, в котором не предусмотрены приспособления для свободного пользования этим жильем инвалидами (ст. 15 Закона). Однако, в нашей стране явно не хватает автобусов, троллейбусов оборудованных специальными подъемниками, с помощью которых инвалиды, передвигающиеся на колясках, могли бы самостоятельно подниматься в автобус или троллейбус. Как десятки лет назад, так и сегодня, в эксплуатацию сдаются жилые дома без всяких приспособлений, позволяющих инвалиду беспрепятственно выехать на коляске из своей квартиры, воспользоваться лифтом, спуститься по пандусу на прилегающий к подъезду тротуар и т.д. и т.п. Данные положения Закона ‹‹0 социальной защите инвалидов в Российской Федерации» попросту игнорируются всеми, кто по закону обязан создавать необходимые условия для нормальной жизнедеятельности инвалидов. [18, с. 524]

Таким образом, с целью оказания квалифицированной помощи инвалидам, социальный работник обязан знать правовые, ведомственные документы, определяющие статус инвалида, его права на получение различных льгот и выплат и т.д. Особое значение для определения прав и обязанностей инвалидов, ответственности государства, благотворительных организаций, частных лиц имеют законы «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Существенные вопросы социальной зашиты инвалидов получили правовую базу в Законе «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Издающиеся законы определяют отношение общества, государства к инвалидам и отношения инвалидов с обществом, государством. Следует заметить, что многие положения этих законов создают надежное правовое поле жизнедеятельности и социальной защищенности инвалидов в нашей стране. Социальному работнику также необходимо знать и проблемы, не решенные законодательством или решенные, но не реализуемые в практической деятельности.

 

 

2.2 Обязательства  современного государства и общества

перед инвалидами

 

Инвалидность, так или иначе определяемая, знакома каждому обществу, и каждое государство сообразно уровню своего развития, приоритетам и возможностям формирует социальную и экономическую политику в отношении инвалидов.

В течение последних  тридцати лет в мире сложились  устойчивые тенденции и механизмы формирования политики в отношении инвалидов, поддержки правительств различных стран в разработке подходов к решению проблем этой социальной группы и оказания помощи государственным и общественным институтам в определении и реализации политики, адресованной инвалидам.

Основные принципы формирования политики в отношении инвалидов, выработанные мировым сообществом :

* Государство отвечает за устранение  условий, ведущих к инвалидности, и решение вопросов, связанных  с последствиями инвалидности.

* Государство обеспечивает инвалидам  возможность достигнуть одинакового  со своими согражданами уровня  жизни, в том числе в сфере  доходов, образования, занятости,  здравоохранения, участия в общественной  жизни. 

* Инвалиды имеют право  жить в социуме, общество порицает  изоляцию инвалидов. Для этого  общество стремится сформировать  условия независимой жизни инвалидов (самообеспечение, самодостаточность в повседневной жизни, безбарьерная среда).

* За инвалидами признаются права и обязанности граждан данного общества. В компетенции государства находятся способы признания, обеспечения и реализации прав и обязанностей инвалидов как членов общества.

* Государство стремится к равнодоступности мер социальной политики в отношении инвалидов на всей территории страны, независимо от того, где проживает инвалид (в сельской или городской местности, столице или провинции).

* При реализации политики  в отношении инвалидов должны  учитываться особенности индивида или групп инвалидов: все инвалиды в силу специфики своего заболевания находятся в разных стартовых условиях, и для обеспечения прав и обязанностей граждан страны в отношении каждой группы инвалидов проводится свой комплекс мероприятий.

Государственная политика в настоящее время остается основным публичным механизмом в определении, категоризации и легализации инвалидности и продолжает быть существенным элементом в конструировании и поддержании зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. В этом смысле положение людей с инвалидностью в ряде стран связано с недостаточно развитым и не всегда эффективным правовым контекстом в части предусмотренных механизмов реализации соответствующего законодательства и ответственности за его исполнение.

В российских дебатах о социальной политике в отношении инвалидов наряду с одобрением и принятием идей интеграции ставится вопрос о затратах и выгодах, а качество и спектр существующих мер социальной защиты пока остаются второстепенным вопросом. В социальном законодательстве и программах содержатся необходимые требования доступности и интеграции, однако на практике пока далеко не во всех случаях можно говорить о готовности и возможности обеспечивать и достигать обозначенных целей.

Сложившиеся в развитых странах системы социальной защиты инвалидов включают в себя ряд взаимосвязанных элементов, представленных нормативным закреплением прав инвалидов, прав и обязанностей государственных органов, общественных и благотворительных организаций, форм и методов их деятельности в этой сфере .

В Федеративной Республике Германии, согласно Кодексу социального  законодательства, особое внимание со стороны государства уделяется  реабилитации инвалидов и мерам  раннего обнаружения болезни  с использованием всех доступных  средств для максимально возможного вовлечения их в полноценную жизнь общества, устранения или уменьшения последствий заболевания. В США, Великобритании, Канаде, Германии в результате реализации национальных программ по профилактике детской инвалидности почти 100% новорожденных обследуются на наследственные заболевания, что позволяет своевременно выявлять эти заболевания, целенаправленно проводить лечение и избежать отставания в развитии ребенка.

Законодательством зарубежных стран закрепляются институты социальной защиты инвалидов, определяется круг государственных органов, участвующих и ответственных за реализацию программ защиты этих граждан или координирующих вопросы социальной защиты инвалидов. В Германии, например, выделяются три формы социальной защиты инвалидов, а именно, социальное страхование, компенсации и помощь. В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют, наряду с государственными органами, общественные организации и благотворительные союзы .

В США общий надзор за соблюдением федерального законодательства по делам инвалидов и недопущением в отношении их какой-либо дискриминации возложен на министерство юстиции. Контрольные функции по обеспечению прав инвалидов в различных областях имеют и другие федеральные ведомства, в том числе: министерство образования (отдел специальных образовательных программ); министерство здравоохранения и социальных служб (управление по гражданским правам); министерство жилищного строительства и городского развития (отделы по правам инвалидов и по обеспечению равных возможностей при строительстве жилья); министерство труда (управление программ по заключению трудовых соглашений); министерство транспорта (федеральная администрация городского транспорта при министерстве); министерство по делам ветеранов (по вопросам инвалидов-ветеранов); министерство сельского хозяйства (отдел распределения талонов бесплатной продовольственной помощи инвалидам, обмениваемых в магазинах на продукты питания); комиссия по гражданским правам; комиссия по соблюдению равных возможностей при трудоустройстве.

В Канаде программы, направленные на решение проблем инвалидов, существуют более чем в 30 министерствах, агентствах и других государственных органах. Общую координацию социальной адаптации  инвалидов осуществляет министерство развития людских ресурсов (бюро по делам инвалидов). Бюро занимается сотрудничеством с другими государственными институтами, мониторингом научных исследований в данной области. Главными направлениями деятельности бюро являются: обеспечение соблюдения гражданских прав, обучение, трудоустройство, улучшение жилищных условий, решение проблем транспортировки инвалидов, доступ их к всевозможным источникам информации. Под эгидой Министерства развития людских ресурсов существуют Фонд возможностей, Федерально-провинциальная программа содействия трудоустройству инвалидов, программа "Социальное развитие в партнерстве".

Министерство канадского наследия вовлечено в работу с инвалидами через управление по делам спорта, координирующее параолимпийский спорт, а также строительство специально оборудованных спортивнооздоровительных центров по всей стране, а также через управление национальных парков, осуществляющее программу усовершенствования доступа инвалидов в парки и рекреационные зоны. Министерство транспорта занимается вопросами доступности и безопасности транспортной системы Канады для инвалидов. Министерство иностранных дел и международной торговли Канады предоставляет бесплатную и доступную информацию различным категориям инвалидов о путешествиях, приемлемых для людей с ограниченными возможностями, и оказывает им консульские услуги.

Опыт США, Великобритании, Канады и других стран свидетельствует, что выплата предусмотренных  их законодательством пособий по инвалидности осуществляется посредством  реализации ряда программ социальной защиты инвалидов. В США выплата пособий по инвалидности осуществляется по линии Программы дополнительных пособий малоимущим. Она финансируется и контролируется федеральной администрацией по социальному страхованию и представляет собой программу помощи, гарантирующую минимальный уровень доходов нуждающимся инвалидам. Система расчета выплат довольна сложна, определяется рядом факторов (степенью утраты трудоспособности, семейным положением, количеством иждивенцев, уровнем получаемых доходов) и составляется таким образом, что при росте дохода снижается размер пособия.

В Канаде программой содействия трудоустройству инвалидов предусматривается  возможность получения молодежью  специального или высшего образования, а также опыт работы для последующего трудоустройства. В рамках специальной программы "Стратегия трудоустройства молодежи" существуют определенные льготы для работодателей, трудоустраивающих инвалидов в возрасте до 30 лет, а также компенсируется стоимость специального, необходимого для них оборудования. В соответствии с программой "Социальное развитие в партнерстве" учебным заведениям, социальным советам, добровольным организациям, неправительственным организациям и агентствам, созданным не с целью получения прибыли, работающим с инвалидами, предоставляется помощь в организации и финансировании специальных проектов. Непосредственные организации инвалидов также могут пользоваться этой программой. Инвалид-студент пользуется рядом финансовых льгот и привилегий в соответствии с Канадской программой студенческих займов. Ему выделяется дополнительная субсидия в размере 5000 канад. долларов (около 90 тыс. руб) на расходы, связанные с обучением (например, на приобретение специального записывающегося устройства или плату услуг помощника).

Информация о работе Социальная работа с инвалидами