Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа
Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и сущность инвалидности;
- Изучить историю отношения общества к инвалидам;
-Проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения социальной работы с инвалидами;
- Охарактеризовать обязательства современного государства и общества перед инвалидами;
- Изучить социальную работу с пожилыми инвалидами.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ..............................................................................................
Понятие и сущность инвалидности…………………………...
История отношения общества к инвалидам………………….
ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИЛАМИ…....................................................................
2.1Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами……………………… …..............................................
2.2 Обязательства современного государства и общества
перед инвалидами…………………………………………..………..
2.3 Социальная работа с пожилыми инвалидами………………….
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….......……...…………
Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако, после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план "Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов", в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей:
Представляет интерес
и правительственная
Международный опыт организации социальной защиты граждан свидетельствует, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются от страховых премий. К тому же, ежегодно выделяется определенная сумма из государственного бюджета, которая покрывает в среднем до 10% расходов .
Как видим, государственная политика в отношении инвалидов значительно разнится между странами. Диапазон основных предположений относительно характера недееспособности и спектр социальной проблематики инвалидности отражают разнообразие социальных, культурных и политических условий. Из всех можно назвать одну центральную проблему, общую для многих современных государств. Дело в том, что современная маргинализация инвалидов по прежнему связана с «измерением» ценности человека на основании способности трудиться и не
быть иждивенцем. Однако вопрос заключается не только и не всегда в том, что инвалид не может трудиться физически, но часто в том, что на производственные системы (фабрики, заводы, рабочие места) накладываются дополнительные обязательства и требования гибких методов работы, решения вопросов, связанных с ритмами и порядком труда человека с ограниченными возможностями.
Здесь пересекаются интересы рынка и государства. Работодателю зачастую удобнее осуществлять благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда в соответствии с индивидуальными потребностями работника. А система социальной защиты в современных капиталистических государствах в большей степени управляется категориями рыночной полезности человека. Одинаково неадекватна в рас-
суждениях о положении
инвалидов как позиция
Концепция равного гражданства
расценивает людей с
Вместе с тем инвалид не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие позиции, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно.
Вот почему современным специалистам, занятым в системе социального обслуживания, необходимо владеть нормативно-правовой базой
работы с инвалидами, а также знать механизмы ее применения и уметь добиваться законодательных гарантий, привлекая юристов и активистов общественных организаций для того, чтобы защитить тех, чьи права ущемляются.
2.3 Социальная работа с пожилыми инвалидами
Граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе инвалиды пожилого возраста, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.
Для оказания медико-социальной помощи пожилым гражданам существуют следующие специализированные учреждения:
-геронтологические центры (организация профилактического направления);
-гериатрические центры (организация лечебного профиля);
-центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (организация медико-социального обслуживания).
Но специфика инвалидов пожилого возраста заключается не только в необходимости наличия леченого профиля при их социальном обслуживании, но и помощи в полном удовлетворении своих жизненных, возможно элементарных потребностей. Осуществляя работу с этой категорией граждан, следует учитывать психологического состояния и возрастные особенности клиентов данной категории.
Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального обслуживания:
1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);
2) полустационарное социальное
обслуживание в отделениях
3) стационарное социальное
обслуживание в домах-
4) срочное социальное обслуживание;
5) социально-консультативная помощь.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.
Бесплатное социальное обслуживание в государственной системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.
Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.
Социальная помощь на дому является важнейшей формой помощи пожилым, так как обеспечивает им привычную личную жизнь и сохраняет участие в привычном социальном и общественном, а часто и трудовом, окружении и осуществляется бесплатно для пожилых отделениями муниципальных центров социального обслуживания. Гарантированные социальные услуги на дому включают: доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской и юридической помощи; помощь в соблюдении социально-гигиенических требований в отношении жилища; сопровождение при обращении за медицинскими и иными услугами и др. Для имеющих родственников такая помощь может быть платной.
К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:
1) организация питания, включая доставку продуктов на дом;
2) помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
3) содействие в получении медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение;
4) поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
5) содействие в организации юридической помощи и иных правовых услуг;
6) содействие в обеспечении топливом и (или) водой (в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);
7) содействие в организации ритуальных услуг;
8) другие надомные социальные услуги.
Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Порядок социального обслуживания на дому определяется законодательством субъектов РФ.
Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих, в частности, психическими расстройствами (в стадии ремиссии). Гражданам может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому при наличии у них тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.
Полустационарная социальная
помощь включает отделения дневного
или ночного пребывания, создаваемые
при муниципальных центрах
Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.
Решение о зачислении
на полустационарное социальное обслуживание
принимается руководителем
Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.
Стационарная форма социального обслуживания предназначается для граждан пожилого возраста и инвалидов, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.