Социальная работа с инвалидами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2013 в 13:39, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: Изучить проблемы социальной работы с инвалидами.
Задачи исследования:
- Раскрыть понятие и сущность инвалидности;
- Изучить историю отношения общества к инвалидам;
-Проанализировать нормативно-правовую базу обеспечения социальной работы с инвалидами;
- Охарактеризовать обязательства современного государства и общества перед инвалидами;
- Изучить социальную работу с пожилыми инвалидами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….......

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИДАМИ..............................................................................................
Понятие и сущность инвалидности…………………………...
История отношения общества к инвалидам………………….

ГЛАВА 2.ПРОБЛЕМЫ И ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ИНВАЛИЛАМИ…....................................................................
2.1Нормативно-правовое обеспечение социальной работы с инвалидами……………………… …..............................................
2.2 Обязательства современного государства и общества
перед инвалидами…………………………………………..………..
2.3 Социальная работа с пожилыми инвалидами………………….

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……...………………................................................
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………….......……...…………

Файлы: 1 файл

Социальная работа с инвалидами.doc

— 181.50 Кб (Скачать файл)

Большинство социальных программ и выплат, касающихся инвалидов, находится в ведении органов власти субъектов канадской федерации (провинций). Однако, после 1996 года федеральное и провинциальные правительства провозгласили вопросы обеспечения инвалидов своим коллективным приоритетом и в 1998 году правительство Канады и правительства провинций и территорий подписали план "Вместе. Канадский подход к проблемам инвалидов", в котором отражены основные направления долгосрочной политики в этой области, которая строится на базе трех идей:

    1. инвалиды являются полноценными членами канадского общества;
    2. инвалиды должны иметь возможность участвовать во всех сферах жизни общества;
    3. необходимо создавать условия для превращения инвалидов в максимально независимых членов общества. Акцент сделан на то, что вне зависимости от характера принимаемых в дальнейшем программ, инвалиды становятся их участниками, а не полностью зависимыми, пассивными получателями государственных дотаций.

Представляет интерес  и правительственная национальная программа Великобритании "Новая профессия для инвалидов", созданная в апреле 2000 года Общественной комиссией по правам инвалидов во взаимодействии с государственными органами и ассоциациями работодателей и устанавливающая, что главным доходом для людей, не имеющих работы по причине своей инвалидности, является пособие по нетрудоспособности. С 2001 года британское правительство предоставило единовременный грант (денежную ссуду) на работу в размере 100 фунтов ст. (более 4,0 тыс.руб.) для инвалидов в возрасте от 25 лет, получающим пособие по нетрудоспособности в течение одного года и желающим перейти от системы пособий к работе. Инвалиды имеют право работать, если труд идет на пользу их общему состоянию и на него тратится не менее 16 часов в неделю.

Международный опыт организации социальной защиты граждан свидетельствует, что расходы на эти цели в основном покрываются взносами работодателей или финансируются от страховых премий. К тому же, ежегодно выделяется определенная сумма из государственного бюджета, которая покрывает в среднем до 10% расходов .

Как видим, государственная  политика в отношении инвалидов  значительно разнится между странами. Диапазон основных предположений относительно характера недееспособности и спектр социальной проблематики инвалидности отражают разнообразие социальных, культурных и политических условий. Из всех можно назвать одну центральную проблему, общую для многих современных государств. Дело в том, что современная маргинализация инвалидов по прежнему связана с «измерением» ценности человека на основании способности трудиться и не

быть иждивенцем. Однако вопрос заключается не только и не всегда в том, что инвалид не может  трудиться физически, но часто в  том, что на производственные системы (фабрики, заводы, рабочие места) накладываются  дополнительные обязательства и требования гибких методов работы, решения вопросов, связанных с ритмами и порядком труда человека с ограниченными возможностями.

Здесь пересекаются интересы рынка и государства. Работодателю зачастую удобнее осуществлять благотворительность и вспомоществование, чем изменять условия труда в соответствии с индивидуальными потребностями работника. А система социальной защиты в современных капиталистических государствах в большей степени управляется категориями рыночной полезности человека. Одинаково неадекватна в рас-

суждениях о положении  инвалидов как позиция патернализма, формирующая иждивенческие настроения, так и позиция невмешательства: «сумей сам продать себя на рынке  труда». Политика социальной поддержки  инвалидов должна строиться на платформе создания условий для равного участия людей с ограниченными возможностями в жизни общества. Организация доступности окружающей среды для инвалидов предполагает вслед за признанием равных прав инвалидов на участие в жизни общества организацию эффективного рынка услуг, где инвалиды все более и более представляются как потребители, имеющие специфические требования, спрос на определенные товары, услуги и доступные здания.

Концепция равного гражданства  расценивает людей с ограниченными  возможностями не как лиц с «остаточной трудоспособностью», а как достойных граждан, как потребителей специальных, специфических услуг и товаров. Такое смещение акцентов способствует отказу от отношения к инвалидам как к «поврежденным» людям и формирование отношения к инвалидам как к людям с особыми, дополнительными потребностями.

Вместе с тем инвалид  не является лишь пассивным потребителем товаров и услуг. Если общество стремится интегрировать инвалидов это предполагает процессы повышения их статуса в социально-экономических, рыночных отношениях. Современная российская социальная политика не формирует иждивенческие позиции, ориентируя инвалидов на активную позицию в отношении занятости, независимой жизни, однако пока еще не действуют в полную меру механизмы пресечения дискриминации и произвола работодателей в отношении инвалидов. Дискриминационные действия работодателей оправдываются ими с позиций требований рыночной экономики, а прецедентов восстановления справедливости и вынесения наказания за нарушение конституционных гарантий пока недостаточно.

Вот почему современным  специалистам, занятым в системе социального обслуживания, необходимо владеть нормативно-правовой базой

работы с инвалидами, а также знать механизмы ее применения и уметь добиваться законодательных  гарантий, привлекая юристов и активистов общественных организаций для того, чтобы защитить тех, чьи права ущемляются.

2.3 Социальная  работа с пожилыми инвалидами

 

Граждане пожилого возраста и инвалиды, в том числе инвалиды пожилого возраста, нуждающиеся в  постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению, имеют право на социальное обслуживание, осуществляемое в государственном и негосударственном секторах системы социального обслуживания.

Для оказания медико-социальной помощи пожилым гражданам существуют следующие специализированные учреждения:

-геронтологические центры (организация профилактического направления);

-гериатрические центры (организация лечебного профиля);

-центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (организация медико-социального обслуживания).

Но специфика инвалидов  пожилого возраста заключается не только в необходимости наличия леченого профиля при их социальном обслуживании, но и помощи в полном удовлетворении своих жизненных, возможно элементарных потребностей. Осуществляя работу с этой категорией граждан, следует учитывать психологического состояния и возрастные особенности клиентов данной категории.

Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ предусматривает 5 форм социального  обслуживания:

1) социальное обслуживание  на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное  обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений  социального обслуживания;

3) стационарное социальное  обслуживание в домах-интернатах  для престарелых и инвалидов, психоневрологических интернатах, детских домах-интернатах для умственно отсталых детей, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования;

4) срочное социальное  обслуживание;

5) социально-консультативная  помощь.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях, либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

Бесплатное социальное обслуживание в государственной  системе социальных служб в объемах, определенных государственными стандартами  социального обслуживания, предоставляется, в частности, гражданам, не способным  к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, не имеющим родственников, которые могут обеспечить им помощь и уход, - если среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума, установленного для субъекта РФ, в котором они проживают.

Порядок и условия предоставления бесплатного надомного, полустационарного и стационарного социального обслуживания, а также на условиях полной или частичной оплаты устанавливаются органами исполнительной власти субъектов РФ.

Социальная помощь на дому является важнейшей формой помощи пожилым, так как обеспечивает им привычную личную жизнь и сохраняет участие в привычном социальном и общественном, а часто и трудовом, окружении и осуществляется бесплатно для пожилых отделениями муниципальных центров социального обслуживания. Гарантированные социальные услуги на дому включают: доставку продуктов на дом; помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости; содействие в получении медицинской и юридической помощи; помощь в соблюдении социально-гигиенических требований в отношении жилища; сопровождение при обращении за медицинскими и иными услугами и др. Для имеющих родственников такая помощь может быть платной.

К числу надомных социальных услуг, предусматриваемых перечнем гарантированных государством социальных услуг, относятся:

1) организация питания,  включая доставку продуктов на  дом;

2) помощь в приобретении  медикаментов, продовольственных и  промышленных товаров первой  необходимости;

3) содействие в получении  медицинской помощи, в т.ч. сопровождение в медицинское учреждение;

4) поддержание условий  проживания в соответствии с  гигиеническими требованиями;

5) содействие в организации  юридической помощи и иных  правовых услуг;

6) содействие в обеспечении  топливом и (или) водой (в отношении граждан, проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения);

7) содействие в организации  ритуальных услуг;

8) другие надомные  социальные услуги.

Кроме надомных социальных услуг, предусмотренных перечнями  гарантированных государством социальных услуг, гражданам пожилого возраста и инвалидам могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.

Порядок социального  обслуживания на дому определяется законодательством  субъектов РФ.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих, в частности, психическими расстройствами (в стадии ремиссии). Гражданам может быть отказано в предоставлении социальных услуг на дому при наличии у них тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения. Такой отказ подтверждается совместным заключением органа социальной защиты населения и врачебно-консультативной комиссии учреждения здравоохранения.

Полустационарная социальная помощь включает отделения дневного или ночного пребывания, создаваемые  при муниципальных центрах социального  обслуживания или при иных органах  социальной защиты. Эта форма услуг  предоставляется пожилым, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению. В этих отделениях может быть оказана самая различная по форме помощь. Здесь организуется горячее питание и проводятся медицинские манипуляции, требующие, прежде всего сестринской помощи; осуществляются различные формы медицинского обслуживания; важное значение имеет организация отдыха и культурного времяпрепровождения, культурно-массовых и образовательных мероприятий.

Полустационарное социальное обслуживание включает социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.

На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний, в частности, тяжелых психических расстройств, требующих лечения в специализированных учреждениях здравоохранения.

Решение о зачислении на полустационарное социальное обслуживание принимается руководителем учреждения на основании личного письменного  заявления гражданина и справки  учреждения здравоохранения о состоянии  его здоровья.

Порядок и условия полустационарного социального обслуживания определяется органами исполнительной власти субъектов РФ.

Стационарная форма  социального обслуживания предназначается  для граждан пожилого возраста и  инвалидов, частично или полностью  утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении.

Информация о работе Социальная работа с инвалидами