Социальная работа с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Такая семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Многодетная семья как объект социально работы……………………….6
1.1. Понятие и категории многодетных семей……………………………………………6
1.2.Проблемы многодетной семьи……………………………………………………………9
1.3.Государственная семейная политика……………………………………………………14
Глава 2. Сущность социально работы с многодетной семьёй……………………16
2.1. Технологии социальной работы с многодетной семьёй……………………..16
2.2.Направление социальной работы с многодетными семьями……………..26
2.3. Особенности социальной работы с многодетной семьёй…………………..29
Анкета……………………………………………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Социальная работа(итоговый).docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)

Принцип конфиденциальности. Неразглашение результатов социального  диагноза без персонального согласия на это лица, которое являлось объектом исследования. Если это дети, то на разглашение  результатов обследования обязательно  требуется согласие родителей или  заменяющих их лиц.

Принцип научной  обоснованности. Результаты анализа  должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.

Принцип ненанесения  ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся  исследованию.

Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных  данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.

Принцип эффективности. Не следует предлагать человеку такие  рекомендации, которые по итогам диагноза для него бесполезны, могут привести к нежелательным или непредсказуемым  последствиям.

С социальной диагностики состояния членов семьи  должны начинаться и ею же заканчиваться  действия социального работника. Как  область практики, она ориентирована  на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.[25]

Социальная  терапия.

В работе с  многодетными семьями определенную позицию занимает технология социальной терапии, как целенаправленный процесс  практического воздействия соответствующий  государственных структур, общественных организаций и объединений на конкретные формы проявления социальных отношений или социальной действительности, тесно связанный с психотерапией, в которой используются методы воздействия  на психику.

Эти воздействия  основаны на психологических теориях  и методах и включают в себя систематические, целенаправленные меры по оказанию помощи лицу или группе лиц в вопросах урегулирования чувств, импульсов, мыслей, отношений и снятия психологических симптомов, которые  вызывают беспокойство, дискомфорт у  пациентов. Врач-психотерапевт работает в основном с неврозами, пограничными состояниями и другими нервно-психическими патологиями человека. Известны 4 основные модели психотерапии:

- психотерапия  как метод лечения, т.е. воздействие  на соматическое и психическое  состояние клиента (медицинская  модель психотерапии);

- психотерапия  как метод манипулирования, носящий  характер инструмента и служащий  целям общественного контроля (социологическая  модель);

- психотерапия  как метод, приводящий в действие  процесс научения личности (психологическая  модель);

- психотерапия  как комплекс явлений, возникающих  в ходе взаимодействия между  людьми (философская модель).[21]

Социальный  работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно  сталкивается с соматическими и  психологическими проблемами, поэтому  ему необходимо владеть основными  терапевтическими и практическими  методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный педагог рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.

Одним из направлений  социальной терапии является семейная терапия, направленная на коррекцию  психологических стереотипов, преодоление  повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата в семьях разных категорий (в т.ч. и многодетных).

Работа с  конфликтной семьей или семьей, эмоциональный  климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления  одного из супругов, хотя иногда поводом  для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного  социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные  психосоматические последствия  семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой  семьей начинается с тщательного  изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего  имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названный причин.

 

 

 

 

 

2.2.Направления социальной работы с многодетными семьями.

Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется  социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности.

Основными направлениями деятельности являются:

- консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;

- содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;

- социальный патронаж многодетных семей;

- консультирование по социально-правовым вопросам;

- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи.

Социальная  работа с многодетной семьей представляет собой деятельность социальных служб  по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие  функции:

диагностическую (изучение особенностей многодетной  семьи, выявление ее потенциалов);

охранно-защитную (правовая поддержка многодетной  семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);

организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);

социально-психолого-педагогическую (психолoго-педагогическое просвещение членов многодетной семьи, оказание неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж);

прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);

координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).

Социальная  работа с многодетной семьей состоит  из:

Социальной  защиты многодетной семьи - многоуровневой системы, преимущественно государственных, мер по обеспечению минимальных  социальных гарантии, прав, льгот и  свобод нормально функционирующей  семьи в ситуации риска в интересах  гармоничного развития семьи, личности и общества.

Важная роль в социальной защите многодетной  семьи отводится самой семье: укрепление родительских уз; формирование устойчивости против пропаганды секса, наркотиков, насилия, агрессивного поведения; поддержания в норме психологического здоровья семьи и др.

Социальной  поддержки многодетной семьи, которая  предполагает формальную и неформальную деятельность и взаимоотношения  специалистов с семьями, оказавшимися в затруднительных обстоятельствах. Она включает различные формы  помощи (моральную, психолого-педагогическую, материальную и физическую), медицинское  страхование, социальное сочувствие и  единство и др.

Специалист  по социальной работе должен:

знать нужды  и потребности многодетных семей  и лиц, проживающих в них;

уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи;

привлекать  различные организации и службы, способные помочь многодетной семье (социальные, правоохранительные, юридические, здравоохранения, образования, а также  местную администрацию и общественные организации, объединения, ассоциации).

Социальная  помощь малообеспеченным многодетным  семьям - составная часть общей  системы социальной поддержки населения. Как правило, наиболее значительными  для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи  испытывают в денежных пособиях. Велик  удельный вес нуждающихся в частичной  оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т.к одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.

Социальный  работник может помочь многодетной  семье в получении различных  пособий и льгот, а также в  предоставлении информации о пособиях, социальных льготах, предусмотренных  для таких семей. В то же время  он может помочь семье в воспитании детей при помощи специальной  программы педагогического обучения родителей.

Кроме того, многодетные семьи, требующие помощи социального работника, сами могут  стать субъектами собственной борьбы с трудностями, причем, как правило, эффективность такой деятельности повышается при объединении их в  группы. Такие сообщества создаются  либо на основе общей проблемы, либо на территориально-соседской основе; возможно также объединение этих двух принципов. Через подобные ассоциации члены групп удовлетворяют сразу  несколько своих потребностей.

Во-первых, это  самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов - голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.

Во-вторых, в  таких группах люди находят помощь, реальное содействие от объединения  в целом либо от отдельных его  членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся многодетные родители помогают более  слабым членам ассоциации; в то же время  возможность оптовых закупок  товаров и реализация их без торговых наценок. Наконец, принадлежность к  определенному объединению помогает его членам удовлетворить потребность  в общении. Такие группы не только содействуют организации клиентов социальной работы, но и является ее важнейшим субъектным звеном.

Профессиональные  специалисты не только взаимодействуют  с такими ассоциациями, но и также  проявляют инициативу в организации  таких групп. Ведь главное в социальной работе - достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче  поймут друг друга.

 

 

2.3.Особенности социально работы с многодетной семьёй.

Что бы охарактеризовать особенности социальной работы с  многодетной семьёй, я решил сравнить её с ещё одно формой социальной работы такой как социальной работой  с молодой семьёй. Решил провести сравнение именно с этой категорией потому что началом любой крепкой семьи всегда есть молодая семья, которая ещё, возможно, не окрепла и в этом случае нуждается в защите и помощи ни чуть не меньше, чем многодетная семья.

Т.к. я уже  подробно говорил о технологии и  направлении социальной работы с  многодетными семьями, перейду к  краткому описанию этих же параметров но уже в социальной работе с молодой  семьёй. Но начну с проблем, которые  может испытывать молодая семья и которые призваны решать соц. работники.

Среди них  можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между  супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении  отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие. [26]

Теперь изложу похожесть форм и методов в  социальных работах обоих направлений.

При подготовке к социально работе с обоими видами семей самой первой стадией в  обоих случаях является «сбор информации» - сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже. 

Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями