Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа
Такая семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Многодетная семья как объект социально работы……………………….6
1.1. Понятие и категории многодетных семей……………………………………………6
1.2.Проблемы многодетной семьи……………………………………………………………9
1.3.Государственная семейная политика……………………………………………………14
Глава 2. Сущность социально работы с многодетной семьёй……………………16
2.1. Технологии социальной работы с многодетной семьёй……………………..16
2.2.Направление социальной работы с многодетными семьями……………..26
2.3. Особенности социальной работы с многодетной семьёй…………………..29
Анкета……………………………………………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………………………………….38
Принцип конфиденциальности.
Неразглашение результатов
Принцип научной обоснованности. Результаты анализа должны быть, как минимум, валидными (достоверными) и надежными.
Принцип ненанесения ущерба. Диагностические результаты ни в коем случае не должны быть использованы во вред человеку, который подвергся исследованию.
Принцип объективности. Выводы исследования должны делаться на основе научно обоснованных, объективных данных и не должны зависеть от субъективных установок тех, кто проводит исследование или пользуется его результатами.
Принцип эффективности.
Не следует предлагать человеку такие
рекомендации, которые по итогам диагноза
для него бесполезны, могут привести
к нежелательным или
С социальной диагностики состояния членов семьи должны начинаться и ею же заканчиваться действия социального работника. Как область практики, она ориентирована на профессиональные знания и умения, связанные с практическим применением определенных процедур, приемов и методов.[25]
Социальная терапия.
В работе с
многодетными семьями определенную
позицию занимает технология социальной
терапии, как целенаправленный процесс
практического воздействия
Эти воздействия
основаны на психологических теориях
и методах и включают в себя
систематические, целенаправленные меры
по оказанию помощи лицу или группе
лиц в вопросах урегулирования чувств,
импульсов, мыслей, отношений и снятия
психологических симптомов, которые
вызывают беспокойство, дискомфорт у
пациентов. Врач-психотерапевт работает
в основном с неврозами, пограничными
состояниями и другими нервно-
- психотерапия
как метод лечения, т.е.
- психотерапия
как метод манипулирования,
- психотерапия
как метод, приводящий в
- психотерапия
как комплекс явлений,
Социальный работник в процессе работы с индивидами или социальными группами постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами, поэтому ему необходимо владеть основными терапевтическими и практическими методами, применяемыми психотерапевтами. Это помогает ему выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения. На первом этапе контакт социального работника с клиентом осуществляется в виде терапевтического консультирования, беседы или совета. Для оказания первой помощи он должен сам проводить терапевтическую работу или организовывать ее совместно с другими специалистами. Если же выявлены серьезные отклонения в здоровье пациента, то социальный педагог рекомендует обратиться к врачу или психотерапевту для более полного проведения необходимого лечения.
Одним из направлений социальной терапии является семейная терапия, направленная на коррекцию психологических стереотипов, преодоление повышенной конфликтности, неблагоприятного эмоционального климата в семьях разных категорий (в т.ч. и многодетных).
Работа с
конфликтной семьей или семьей, эмоциональный
климат в которой является неудовлетворительным,
начинается, как правило, после заявления
одного из супругов, хотя иногда поводом
для констатации серьезных
2.2.Направления социальной работы с многодетными семьями.
Сегодня семье, а особенно многодетной, требуется социальная помощь и защита государства. Причем помощь не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Нужна продуманная, взвешенная социальная программа работы с семьей в каждом регионе России, учитывающая его социально-экономические возможности.
Основными направлениями деятельности являются:
- консультирование по вопросам самообеспечения многодетных семей, развитие семейного предпринимательства, надомных промыслов;
- содействие в решении вопросов занятости, устройство на курсы переподготовки;
- социальный патронаж многодетных семей;
- консультирование по социально-правовым вопросам;
- содействие в получении льгот, пособий, компенсаций и других выплат, материальной и натуральной помощи.
Социальная работа с многодетной семьей представляет собой деятельность социальных служб по оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации. Исходя их этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:
диагностическую (изучение особенностей многодетной семьи, выявление ее потенциалов);
охранно-защитную (правовая поддержка многодетной семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод);
организационно-коммуникативную (организация общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества);
социально-психолого-
прогностическую (моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи);
координационную (установление и поддержание объединение усилий департаментов помощи многодетной семье и детству, социальной помощи населению, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб).
Социальная работа с многодетной семьей состоит из:
Социальной
защиты многодетной семьи - многоуровневой
системы, преимущественно
Важная роль
в социальной защите многодетной
семьи отводится самой семье:
укрепление родительских уз; формирование
устойчивости против пропаганды секса,
наркотиков, насилия, агрессивного поведения;
поддержания в норме
Социальной
поддержки многодетной семьи, которая
предполагает формальную и неформальную
деятельность и взаимоотношения
специалистов с семьями, оказавшимися
в затруднительных
Специалист по социальной работе должен:
знать нужды
и потребности многодетных
уметь составлять план действий, не упуская из вида ни одной проблемы многодетной семьи;
привлекать
различные организации и
Социальная помощь малообеспеченным многодетным семьям - составная часть общей системы социальной поддержки населения. Как правило, наиболее значительными для себя люди считают денежные выплаты. Наиболее высокую потребность семьи испытывают в денежных пособиях. Велик удельный вес нуждающихся в частичной оплате путевок, в услугах по социальным и медицинским проблемам. Ориентация на денежные выплаты вполне объяснима, т.к одним их главных факторов, приводящих многодетную семью к порогу малообеспеченности, является наличие иждивенцев (неработающих членов семьи) и соотношение в составе семьи работающих и иждивенцев.
Социальный
работник может помочь многодетной
семье в получении различных
пособий и льгот, а также в
предоставлении информации о пособиях,
социальных льготах, предусмотренных
для таких семей. В то же время
он может помочь семье в воспитании
детей при помощи специальной
программы педагогического
Кроме того,
многодетные семьи, требующие помощи
социального работника, сами могут
стать субъектами собственной борьбы
с трудностями, причем, как правило,
эффективность такой
Во-первых, это самопрезентация, донесение до общества своих нужд и специфических интересов - голос такого институциализированного объединения будет, безусловно, слышнее, чем отдельные голоса.
Во-вторых, в
таких группах люди находят помощь,
реальное содействие от объединения
в целом либо от отдельных его
членов: например, успешные, хорошо адаптировавшиеся
многодетные родители помогают более
слабым членам ассоциации; в то же время
возможность оптовых закупок
товаров и реализация их без торговых
наценок. Наконец, принадлежность к
определенному объединению
Профессиональные специалисты не только взаимодействуют с такими ассоциациями, но и также проявляют инициативу в организации таких групп. Ведь главное в социальной работе - достичь максимальной субъективности клиентов. Эффект такого взаимодействия очень велик: иногда это единственная или почти единственная технология, способная оказать помощь. Страдающие от сходных трудностей люди легче поймут друг друга.
2.3.Особенности социально работы с многодетной семьёй.
Что бы охарактеризовать особенности социальной работы с многодетной семьёй, я решил сравнить её с ещё одно формой социальной работы такой как социальной работой с молодой семьёй. Решил провести сравнение именно с этой категорией потому что началом любой крепкой семьи всегда есть молодая семья, которая ещё, возможно, не окрепла и в этом случае нуждается в защите и помощи ни чуть не меньше, чем многодетная семья.
Т.к. я уже подробно говорил о технологии и направлении социальной работы с многодетными семьями, перейду к краткому описанию этих же параметров но уже в социальной работе с молодой семьёй. Но начну с проблем, которые может испытывать молодая семья и которые призваны решать соц. работники.
Среди них можно выделить и собственно семейные проблемы. Это распределение между супругами семейных ролей и борьба за лидерство; потребность в общении отдельных членов семьи и невозможность ее реализации в семье в силу различных причин (отсутствие культуры общения, нежелание одного из членов с семьи и др.); отсутствие познавательных потребностей (например, в знаниях и умениях по воспитанию детей и др.) у отдельных членов семьи или в целом у семьи-системы, неадекватность оценок поведения детей, грубое вмешательство в их внутренний мир, эмоциональное отвержение вплоть до депривации и жестокого обращения, что способствует при наличии у детей и подростков различных акцентуаций характера развитию девиантного поведения их; наличие в семье негативной нравственно-психологической атмосферы; неудовлетворительные материальные потребности семьи и многие другие. [26]
Теперь изложу похожесть форм и методов в социальных работах обоих направлений.
При подготовке к социально работе с обоими видами семей самой первой стадией в обоих случаях является «сбор информации» - сбор, обобщение и доведение до заинтересованных отделов и учреждений официальной статистики и оперативной информации, полученной из различных источников (поликлиник, больниц, диспансеров, школ, органов внутренних дел, социального обеспечения, медвытрезвителей, суда, службы занятости, жилищно-эксплуатационных контор, почты и т.д.), о семьях, нуждающихся в социальной помощи, или о фактах, требующих вмешательства социальной службы; организация телефонной «горячей линии» для экстренного обращения граждан в случаях, требующих письменной консультации специалистов; создание «банка данных» о семьях и отдельных людях, нуждающихся в социальном патронаже.
Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями