Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа
Такая семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.
Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Многодетная семья как объект социально работы……………………….6
1.1. Понятие и категории многодетных семей……………………………………………6
1.2.Проблемы многодетной семьи……………………………………………………………9
1.3.Государственная семейная политика……………………………………………………14
Глава 2. Сущность социально работы с многодетной семьёй……………………16
2.1. Технологии социальной работы с многодетной семьёй……………………..16
2.2.Направление социальной работы с многодетными семьями……………..26
2.3. Особенности социальной работы с многодетной семьёй…………………..29
Анкета……………………………………………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………………………………….38
Так же существует метод помощи нахождения вакансий членам семей, если они в таковых нуждаются, иными словами Работа по обеспечению занятости членов семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.В переподготовке снова скрывается одно из различий. В большинстве своём, в молодых семьях, оба супруга либо ещё даже не начинали работать, либо работают на первом трудовом месте в своей жизни и поэтому, переподготовка, за частую, применяется и чаще всего используется именно к многодетным семьям, в которых уже, скорее всего, есть некий опыт работы, не нужный в данное время, и который нуждается в изменении.Так же, и в поиске вакансий у обеих методик соц. работ есть свои нюансы. В социальной работе с многодетной семьёй социальный работник в большинстве случаев, ищет работу более высокого порядка, куда требуются более квалифицированные работники, работники уже с имеющимся стажем, тогда как социальный работник с молодой семьёй ищет такие вакансии, которые бы удовлетворили материальные потребности семьи. Такие вакансии не всегда являются очень востребовательными, прибыльными, требующими квалификации.
Затем одни из основных этапов это методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.
Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.)профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья..Но в этом же пункте кроется отличие:в случае с молодой семьёй речь так же идёт о более тщательной подготовке членов молодых семей к рождению ребенка и в связи с этим проводятся специальные курсы молодой семьи, советуются специальные методики, техники, более детально происходит описание любых нюансов, связанных с рождением и становлением ребёнка на ноги и заботы о нём на первых моментах его жизни.
Так же к медицинской основе относится работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.
Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.Но здесь же скрывается и различие. В случае с молодой семьёй, происходит обучение не просто воспитанию, но и подготовка к осознанию того, что субъекты семьи будут родителями, подготовка к осознанию всей ответственности, что ляжет на их плечи при рождении их первенца. В случае же с многодетной семьёй будет указываться уже существующие ошибки и предприняты попытки их исправления. Будут так же советованы специальные совместные курсы, в некоторых случаях может быть предложена помощь детского психолога.
Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.
Информирование и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.
Выделим сложившиеся в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи семьям:
Основным и, скорее всего, главным различием этих двух категорий является то, что в большинстве своём, практически в каждом случае с молодой семьёй, социальная поддержка ориентирована непосредственно на молодых субъектом обществ. Иными словами, членами молодой семьи в большинстве своём, являются подростки, молодые люди, молодёжь в общем люди, которые первый раз в жизни вступают в брачные отношения. А значит и любые техники и методики будут направленные на помощь обоим супругам справится с первыми трудностями, которые могут возникнуть на жизненном пути. Оказание социально-психологической помощи молодежи, подготовка юношей и девушек к вступлению в брак, поддержка молодой семьи, пропаганда семейных ценностей и традиций.
В случае с молодой семьёй всё это справедливо по отношению к двум супругам и реже – к супругам с ребёнком. Но, в случае с многодетной семьёй речь идёт и более чем 5-6 членах. И в это же время учитываются возрастные категории каждого члена.
Все выше перечисленные схожести в социальной работе в корне будут отличатся прежде всего тем, что у каждой из этих двух видов семьи свои параметры, свои возрастные, социальные, психологически, материальные, духовные, количественные и ещё много параметров будут различны, а значит нельзя применять к ним обеим одни и те же технологии, потому что, что для одной будет справедливо, для другой может оказаться либо бесполезной, либо ухудшит ситуацию, либо просто не найдёт, куда себя применить. Каждый социальный работник обучается и исследует эти аспекты, что не совершить роковой ошибки, которая может нанести непоправимый вред семье.
Анкета.
«Отношение к многодетной семье».
1) Пол
2) Возраст
3) Семейное положение
4) У вас есть дети? (если ответ «да», то переходите к вопросу номер 5, если ответ «нет», то переходите к вопросу номер 6.) (Если ответ так же «да», то в дополнительной секции укажите число детей)*.
- Да
- Нет
*
Число детей
5) Вы хотите завести ещё детей ?
- Да, определённо хотим
- Хотим, но не сейчас
- Не очень хотим
- Сейчас не хотим
- Совсем не хотим
6) По вашему мнению, много детей - …
- Естественно и к этомудолжны многие стремится
- Не вызывает негативных эмоций
- Ни как к этому не отношусь
- Немного странно
- Не должно быть
7) Вы можете назвать родителей из многодетной семьи – «героями» ?
- Да
- Нет
- Затрудняюсь ответить
8) Как вы думаете, должно ли государство поддерживать многодетную семью?
- Да, определённо должно
- Нет, не должно
- Затрудняюсь ответить
9)Вы готовы бороться за права многодетных семей ?
- Да, всегда готов
- Готов, но не всегда
- Готов, если попросят
- Не совсем готов
- Вовсе не готов
10)Многодетная семья, по вашему мнению, может помочь стране?
- Да, у неё есть потенциал
- Да, но только на неё расчитывать нельзя
- Она скорее обуза, чем помощь
- Она не способна справится с ответственностью, которая ей дана
- Своё
11) Как вы считаете, государство справляется с помощью многодетным семьям?
- Да, полностью справляется
- Да, но не полностью
- Не полностью справляется
- Практически не справляется
- Полностью не справляется
12)В каких, по вашему мнению, проблемах многодетных семей, государство должно приложить большинство усилий:
1) Материально-бытовые
2) Проблема трудоустройства родителей
3) Жилищная проблема
4) Психолого-педагогические
5) Медицинские
6) Своё
Заключение.
Серьезные демографические
проблемы России, и, прежде всего, проблемы
воспроизводства населения
Начнем с того, что статус многодетной семьи, а также правовые, организационные и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным законом «О государственной поддержке многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе трех и более детей и воспитывающая их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений средних специальных или высших учебных заведений — до окончания ими обучения.
Необходимо расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.
Вместе с тем, программы социальной поддержки семей с детьми не должны гарантировать полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.
Поскольку семьи
с 3 и более детьми отличаются самыми
плохими жилищными условиями, материнский
капитал может стать для них
важным ресурсом повышения качества
занимаемого жилья. Но, как уже
отмечалось, в первую очередь они
нуждаются в улучшении
Список литературы.
1) Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство / В.В. Абраменкова. Научно-популярный журнал "Семья России". - 2006.
2) Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы / Э.М. Аседова // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред.З.М. Магомедовой. - Махачкала: ДГПУ, 2005.
3) Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Семья в России. - 1994.
4) Борисов В.А. Семья и демографические тенденции / В.А. Борисов, А.Б. Синельников. - М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 2000.
5) Закон г. Москвы от 05.11.2008 №56 «О социальной поддержке многодетных семей»
6) Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е.Ш. Гонтмахер. - М.: Гелиос АРВ, 2000
7) Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".
8) Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей // Социальное обеспечение. - 2004.
9) Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. - 2005.
10) Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М., 2006.
11) Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
12) Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002.
13) Семья в России
– 2008 // http://www.gks.ru/bgd/regl/
14) Зайцева Н.М. Первые шаги / Н.М. Зайцева // Социальная работа. - 2007.
15) Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: ДВГТУ, 2002.
16) Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003.
17) Рогозянский А. Проблемы многодетной семьи сегодня / А. Рогозянский // Журнал Московской Патриархии. - 2004.
Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями