Социальная работа с многодетными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 14:18, курсовая работа

Описание работы

Такая семья самой своей сущностью способствует реализации личностных и общественных потребностей. В многодетных семьях создаются благоприятные условия воспитания, поскольку дети растут в тесных взаимоотношениях друг с другом в семейном коллективе и, как правило, с раннего возраста приучаются выполнять определенные обязанности и помогать друг другу. В таких семьях складывается высоконравственная атмосфера любви и заботы детей и родителей друг о друге. Однако в экономическом плане именно многодетная семья оказывается в наиболее сложном положении, поскольку мать, как правило, не работает, а один отец не имеет возможности обеспечить семье нормальные условия существования.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Многодетная семья как объект социально работы……………………….6
1.1. Понятие и категории многодетных семей……………………………………………6
1.2.Проблемы многодетной семьи……………………………………………………………9
1.3.Государственная семейная политика……………………………………………………14
Глава 2. Сущность социально работы с многодетной семьёй……………………16
2.1. Технологии социальной работы с многодетной семьёй……………………..16
2.2.Направление социальной работы с многодетными семьями……………..26
2.3. Особенности социальной работы с многодетной семьёй…………………..29
Анкета……………………………………………………………………………………………………….34
Заключение……………………………………………………………………………………………….37
Список литературы……………………………………………………………………………………….38

Файлы: 1 файл

Социальная работа(итоговый).docx

— 71.23 Кб (Скачать файл)

Так же существует метод помощи нахождения вакансий членам семей, если они в таковых нуждаются, иными словами Работа по обеспечению занятости членов семей, изучение рынка труда, информирование о наличии вакансий для трудоустройства, организации профессиональной подготовки и переподготовки.В переподготовке снова скрывается одно из различий. В большинстве своём, в молодых семьях, оба супруга либо ещё даже не начинали работать, либо работают на первом трудовом месте в своей жизни и поэтому, переподготовка, за частую, применяется и чаще всего используется именно к многодетным семьям, в которых уже, скорее всего, есть некий опыт работы, не нужный в данное время, и который нуждается в изменении.Так же, и  в поиске вакансий у обеих методик соц. работ есть свои нюансы. В социальной работе с многодетной семьёй социальный работник в большинстве случаев, ищет работу более высокого порядка, куда требуются более квалифицированные работники, работники уже с имеющимся стажем, тогда как социальный работник с молодой семьёй ищет такие вакансии, которые бы удовлетворили материальные потребности семьи. Такие вакансии не всегда являются очень востребовательными, прибыльными, требующими квалификации.

Затем одни из основных этапов это методическая работа: изучение инновационных эффективных форм и методов деятельности сотрудников отделов и учреждений по социальной работе, ее обобщение и распространение в трудовом коллективе; повышение квалификации сотрудников, ознакомление их с передовым отечественным и зарубежным опытом социальной работы; сбор и систематизация информационных материалов, литературы по социальным вопросам, законодательных и иных правовых актов, организация пользования ими.

Медико-социальная работа: индивидуальная работа по предупреждению вредных привычек (пьянства, курения, употребления наркотиков, малоподвижном образа жизни и т.д.)профориентация молодежи с учетом состояния их здоровья..Но в этом же пункте кроется  отличие:в случае с молодой семьёй речь так же идёт о более тщательной подготовке членов молодых семей к рождению ребенка и в связи с этим проводятся специальные курсы молодой семьи, советуются специальные методики, техники, более детально происходит описание любых нюансов, связанных с рождением и становлением ребёнка на ноги и заботы о нём на первых моментах его жизни.

Так же к медицинской основе относится работа по снятию нервно-психических и физических нагрузок, предупреждению и профилактике заболеваний, связанных с перегрузками нервной и мышечной системы, обучению передовым методам физической и психической культуры. Перечисленные виды деятельности могут осуществляться в социально-психологических службах, центрах здоровья и народной медицины, а также в отделах и секторах других социальных Служб.

Социально-педагогическая работа: социальный патронаж молодых семей, имеющих неблагополучные психологические и социально-педагогические условия, оказание помощи в семейном воспитании, в преодолении родителями педагогических ошибок и конфликтных ситуаций с детьми, семейных конфликтов.Но здесь же скрывается и различие. В случае с молодой семьёй, происходит обучение не просто воспитанию, но и подготовка к осознанию того, что субъекты семьи будут родителями, подготовка к осознанию всей ответственности, что ляжет на их плечи при рождении их первенца. В случае же с многодетной семьёй будет указываться уже существующие ошибки и предприняты попытки их исправления. Будут так же советованы специальные совместные курсы, в некоторых случаях может быть предложена помощь детского психолога.

Социально-реабилитационная работа: помощь в социальной реабилитации и адаптации безработным, эмигрантам, лицам, вынужденно поменявшим место жительства (содействие в получении пособий, постоянного жилья, в трудоустройстве, переквалификации и устройстве на работу по вновь приобретенной специальности и т.д.); инвалидам, женщинам, имеющим детей; семьям, имеющим неблагоприятные социально-правовые условия; организация работы отделений социальной реабилитации молодежи с дезадаптированным поведением.

Информирование  и консультирование по вопросам прав, ответственности и обязанностей членов семей в различных видах деятельности, знакомство с льготами, законодательными и нормативными документами. Информацию и консультацию можно получить в центрах документации и информации, юридических службах и т.п.

Выделим сложившиеся  в настоящее время в социальных учреждениях четыре основные формы государственной помощи семьям:

  1. денежные выплаты семьям на детей и в связи с рождением, содержанием и воспитанием детей;
  2. трудовые, налоговые, жилищные и др. льготы;
  3. бесплатные натуральные выдачи семье и детям (детское питание, лекарства, питание беременным женщинам и т.д.);
  4. социальное обслуживание молодых семей (оказание конкретной психологической, юридической помощи, консультирование, социальные услуги).

Основным  и, скорее всего, главным различием  этих двух категорий является то, что  в большинстве своём, практически  в каждом случае с молодой семьёй, социальная поддержка ориентирована непосредственно на молодых субъектом обществ. Иными словами, членами молодой семьи в большинстве своём, являются подростки, молодые люди, молодёжь в общем люди, которые первый раз в жизни вступают в брачные отношения. А значит и любые техники и методики будут направленные на помощь обоим супругам справится с первыми трудностями, которые могут возникнуть на жизненном пути. Оказание социально-психологической помощи молодежи, подготовка юношей и девушек к вступлению в брак, поддержка молодой семьи, пропаганда семейных ценностей и традиций.

В случае с  молодой семьёй всё это справедливо  по отношению к двум супругам и реже – к супругам с ребёнком. Но, в случае с многодетной семьёй речь идёт и более чем 5-6  членах. И в это же время учитываются возрастные категории каждого члена.

Все выше перечисленные  схожести в социальной работе в корне  будут отличатся прежде всего тем, что у каждой из этих двух видов семьи свои параметры, свои возрастные, социальные, психологически, материальные, духовные, количественные и ещё много параметров будут различны, а значит нельзя применять к ним обеим одни и те же технологии, потому что, что для одной будет справедливо, для другой может оказаться либо бесполезной, либо ухудшит ситуацию, либо просто не найдёт, куда себя применить. Каждый социальный работник обучается и исследует эти аспекты, что не совершить роковой ошибки, которая может нанести непоправимый вред семье.

 

 

 

 

 

 

Анкета.

«Отношение  к многодетной семье».

1) Пол   

2) Возраст   

3) Семейное положение   

 

4) У вас есть дети? (если ответ «да», то переходите к вопросу номер 5, если ответ «нет», то переходите к вопросу номер 6.) (Если ответ так же «да», то в дополнительной секции укажите число детей)*.

- Да

- Нет

*

Число детей   

 

5) Вы хотите завести ещё детей ?

- Да, определённо хотим

- Хотим, но не сейчас

- Не очень хотим

- Сейчас не хотим

- Совсем не хотим

 

6) По вашему мнению, много детей - …

- Естественно и к этомудолжны многие стремится

- Не вызывает негативных эмоций

- Ни как к этому не отношусь

- Немного странно

- Не должно быть

 

 

7) Вы можете назвать родителей из многодетной семьи – «героями» ?

- Да

- Нет

- Затрудняюсь ответить

 

 

8) Как вы думаете, должно ли государство поддерживать многодетную семью?

- Да, определённо должно

- Нет, не должно

- Затрудняюсь ответить

 

 

 

 

9)Вы готовы бороться за права многодетных семей ?

- Да, всегда готов

- Готов, но не всегда

- Готов, если попросят

- Не совсем готов

- Вовсе не готов

 

 

10)Многодетная семья, по вашему мнению, может помочь стране?

- Да, у неё есть потенциал

- Да, но только на неё расчитывать нельзя

- Она скорее обуза, чем помощь

- Она не способна справится  с ответственностью, которая ей  дана

- Своё           

 

 

11) Как вы считаете, государство справляется с помощью многодетным семьям?

- Да, полностью справляется

- Да, но не полностью

- Не полностью справляется

- Практически не справляется

- Полностью не справляется

 

 

12)В каких, по вашему мнению, проблемах многодетных семей, государство должно приложить большинство усилий:

1) Материально-бытовые

2) Проблема трудоустройства родителей

3) Жилищная проблема

4) Психолого-педагогические

5) Медицинские

6) Своё      

 

 

 

 

Заключение.

Серьезные демографические  проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают  необходимость особого внимания со стороны общества и государства  к положению семей с детьми.

Начнем с  того, что статус многодетной семьи, а также правовые, организационные  и экономические основы ее социальной поддержки определяются Федеральным  законом «О государственной поддержке  многодетных семей». Этот закон гласит, что многодетной семьей является семья, имеющая в своем составе  трех и более детей и воспитывающая  их до восемнадцатилетнего возраста, а учащихся дневных отделений  средних специальных или высших учебных заведений — до окончания  ими обучения.

Необходимо расширение и совершенствование социальной поддержки многодетных семей с детьми. Имеющие в нашем распоряжении данные позволили сделать вывод о том, что многодетные семьи представляют наиболее бедную категорию населения, поэтому целью политики в отношении таких семей является комплекс мер, повышающих для них доступность программ государственной социальной поддержки.

Вместе с  тем, программы социальной поддержки  семей с детьми не должны гарантировать  полное содержание ребенка только за счет ресурсов социальной защиты, сохраняя за семьей ответственность за содержание детей, в том числе, когда их трое и более. Для целей гармонизации данной системы мер с содействием  развитию моделей самообеспечения программы социальной поддержки многодетных семей целесообразно развивать на принципах «социального контракта», предусматривающего взаимные обязательства со стороны семьи и государства.

Поскольку семьи  с 3 и более детьми отличаются самыми плохими жилищными условиями, материнский  капитал может стать для них  важным ресурсом повышения качества занимаемого жилья. Но, как уже  отмечалось, в первую очередь они  нуждаются в улучшении благоустройства  жилья. Как показывает практика, многодетные  семьи не могут становиться полноправными  участниками ипотеки, но могут использовать материнский капитал для благоустройства  имеющегося жилья, если речь идет об улучшении  жилищных условий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  литературы.

1) Абраменкова В.В. Эволюция семьи России и современное детство / В.В. Абраменкова. Научно-популярный журнал "Семья России". - 2006.

2) Аседова Э.М. Многодетная семья и ее проблемы / Э.М. Аседова // Современные проблемы культуры и воспитания. Выпуск 2. / Под ред.З.М. Магомедовой. - Махачкала: ДГПУ, 2005.

3) Ачильдиева Е.Ф. Многодетная семья в современной России / Е.Ф. Ачильдиева // Семья в России. - 1994.

4) Борисов В.А. Семья и демографические тенденции / В.А. Борисов, А.Б. Синельников. - М.: НИИ семьи Минсоцзащиты РФ, 2000.

5) Закон г. Москвы от 05.11.2008 №56 «О социальной поддержке многодетных семей»

6) Гонтмахер Е.Ш. Социальная политика в России: уроки 90-х / Е.Ш. Гонтмахер. - М.: Гелиос АРВ, 2000

7) Указ Президента РФ 5.05.1992 г. №431 "О мерах по социальной поддержке многодетных семей".

8) Госпорьян, А., Новикова, М. О системе социального обслуживания семьи детей // Социальное обеспечение. - 2004.

9) Госпорьян, А., Новикова, М. Тенденции развития семьи в России // Социальное обеспечение. - 2005.

10) Дивицына Н.Ф. Семьеведение. Учебное пособие./ Многодетная семья и ее социальная защита – М., 2006.

11) Зубкова Т.С., Тимошина Н.В.Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: учеб.пособ. для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

12) Социальная работа: теория и практика: Учеб. пособие / Отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина - М.: ИНФРА-М. - 2002.

13) Семья в России – 2008 // http://www.gks.ru/bgd/regl/B08_69/Main.htm.

14) Зайцева Н.М. Первые шаги / Н.М. Зайцева // Социальная работа. - 2007.

15) Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие / Л.П. Кузнецова. - Владивосток: ДВГТУ, 2002.

16) Подвербная К. Технология социальной работы с семьей и детьми / Министерство социальной политики Красноярского края / К. Подвербная. - Красноярск: КГУ, 2003.

17) Рогозянский А. Проблемы многодетной семьи сегодня / А. Рогозянский // Журнал Московской Патриархии. - 2004.

Информация о работе Социальная работа с многодетными семьями