Социальная работа с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1)Изучить понятие неполной семьи и причины ее возникновения.
2)Охарактеризовать основные проблемы неполных семей.
3)Описать приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.
4) Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........3-4
Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей………………………………………………………………………….5-16
§1.Определение, виды, особенности неполных семей………………........5-6
§2.Причины возникновения неполных семей в современной России..............................................................................................................6 -10
§3.Проблемы неполных семей…………………………………………......10-16
Глава II. Неполная семья как объект социальной работы………………17-29
§1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье................................................................................17-21
§2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………21-29
Заключение…………………………………………………………………30-32
Список использованной литературы……………………………………33-35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!!!!!!!!.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ

КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ

 

 

 

 

 

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ  РАБОТА С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студентки 2 курса ДО гр. 2 «В»

Цветковой Елены Юрьевны

Научный руководитель: асс. Зайцева А.Н.

 

Дата сдачи «___»______________20__г.

Дата защиты «___»______________20__г.

Оценка ________________

Научный руководитель _______________________/_______________/

 

Вологда

2012

Содержание

Введение…………………………………………………………………........3-4

Глава I.  Социально-психологическая характеристика неполных семей………………………………………………………………………….5-16

§1.Определение, виды, особенности неполных семей………………........5-6

§2.Причины возникновения  неполных семей в современной  России..............................................................................................................6 -10

§3.Проблемы неполных семей…………………………………………......10-16

Глава II. Неполная семья как объект социальной работы………………17-29

§1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье................................................................................17-21

§2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………21-29

Заключение…………………………………………………………………30-32

Список использованной литературы……………………………………33-35

 

Введение

    Семья во все времена постоянно находится в центре внимания         передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего  развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.

    Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблем неполных семей.

    Растёт число одиноких матерей и их детей. Одинокая мать–это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая «внебрачных» детей. Ежегодно каждый третий-четвертый новорождённый становится ребёнком из неполной семьи, относимой обычно к «семьям риска»[14].

    Ежегодно распадается 500-600 тыс. браков,  также образуя неполные семьи [27] .

    Именно этим обосновывается актуальность изучения данной темы. Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводов и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.

Цель работы: Проанализировать особенности социальной работы с неполными семьями

Объект работы: неполные семьи

Предмет работы: Особенности социальной работы с неполной семьей.

Задачи:

1)Изучить понятие неполной семьи и причины ее возникновения.

2)Охарактеризовать основные проблемы неполных семей.

3)Описать приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.

4) Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей

 

§1. Определение, виды и  особенности неполных семей

    Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми) [26].

    Неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки  [24].

    Неполные семьи – это семьи с одним родителем и детьми.

    Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. [10].

    В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет [7].

    Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях.

    Например, так называемый челночный бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия в воспитании. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как - бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают [28].

    Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей ( или одного ребенка ) [4].

    Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами.  Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающее чужих детей на правах опеки [29].

 

§2.Причины возникновения  неполных семей 

 

Наиболее полно характеризуют  неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости  от этих причин выделяются следующие  типы неполных семей:

– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;

– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;

– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;

– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников.

    В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры [8].

    Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:

– изменение моральных  норм в области взаимоотношений полов;

– распространение добрачных  связей;

– изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;

– утрата семьей своей  производственной функции;

– неподготовленность молодежи к браку;

– завышенные требования по отношению к брачному партнеру;

– алкоголизм и наркомания.

    На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.

    Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.

    Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности).              Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения» [23].

    Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.

    Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения – выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.

    В конце 1980-х – начале 1990-х гг., остатки существовавших ранее идеологических барьеров были разрушены. В жизнь стали проникать западные социокультурные образцы поведения, под воздействием которых стало распространяться свободное отношение к вопросам секса, брака и семьи, особенно среди молодежи [20].

    Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости.

    Брачность – процесс  образования брачных (супружеских)  пар [5].

   Разводимость – это процесс распадения супружеских пар, вследствие расторжения брака [19].     

    Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.

    Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться [4].

    Итак основными причинами возникновения неполных семей являются:    Развод родителей. Растет количество разводов. Примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации  разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60% [27].

 Внебрачные рождения. В настоящее время происходит рост доли детей, родившихся вне брака. Каждый 5-й ребёнок рождается вне брака своих родителей. Около 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но в общем неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребёнку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью [24].

  Смерть одного  из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.

Потеря одного из супругов ведет к тому, что другому необходимо приспосабливаться к жизни одному или искать новые связи со своей семьей.         В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и принимать образ жизни, который предлагается ему детьми.

Информация о работе Социальная работа с неполными семьями