Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа
Задачи:
1)Изучить понятие неполной семьи и причины ее возникновения.
2)Охарактеризовать основные проблемы неполных семей.
3)Описать приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.
4) Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
Введение…………………………………………………………………........3-4
Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей………………………………………………………………………….5-16
§1.Определение, виды, особенности неполных семей………………........5-6
§2.Причины возникновения неполных семей в современной России..............................................................................................................6 -10
§3.Проблемы неполных семей…………………………………………......10-16
Глава II. Неполная семья как объект социальной работы………………17-29
§1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье................................................................................17-21
§2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………21-29
Заключение…………………………………………………………………30-32
Список использованной литературы……………………………………33-35
МИНИСТЕРСВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ «ВОЛОГОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ, ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
КАФЕДРА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ И СОЦИАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ
СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА С НЕПОЛНЫМИ СЕМЬЯМИ
Курсовая работа
студентки 2 курса ДО гр. 2 «В»
Цветковой Елены Юрьевны
Научный руководитель: асс. Зайцева А.Н.
Дата сдачи «___»______________
Дата защиты «___»______________20__г.
Оценка ________________
Научный руководитель _______________________/______
Вологда
2012
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава I. Социально-психологическая характеристика
неполных семей…………………………………………………………………
§1.Определение, виды, особенности неполных семей………………........5-6
§2.Причины возникновения
неполных семей в современной
России........................
§3.Проблемы неполных семей…………………………………………......10-
Глава II. Неполная семья как объект социальной работы………………17-29
§1. Приоритетные направления социальной
политики государства в оказании помощи
неполной семье.........................
§2. Основные формы и методы социальной
работы с неполными семьями……………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………33-35
Введение
Семья во все времена постоянно находится в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических деятелей и ученых, начиная от древних философов и заканчивая современными реформаторами. Это происходит в виду того, что семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, меняется не только под воздействием социально-политических условий, но и в силу внутренних процессов своего развития. По этой причине она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Не любая полная семья является нормальной средой для полноценного развития и воспитания ребенка. Но все же наличие в семье обоих родителей помогает успешнее решать многие задачи, связанные с сохранением его психического здоровья. На это неоднократно указывали и указывают специалисты, занимающиеся изучением проблем неполных семей.
Растёт число одиноких матерей и их детей. Одинокая мать–это женщина, не состоящая в законном браке и имеющая «внебрачных» детей. Ежегодно каждый третий-четвертый новорождённый становится ребёнком из неполной семьи, относимой обычно к «семьям риска»[14].
Ежегодно распадается 500-600 тыс. браков, также образуя неполные семьи [27] .
Именно этим обосновывается актуальность изучения данной темы. Число детей, которые воспитываются без одного или обоих родителей в настоящее время, растет. На этот процесс оказывает влияние высокий уровень разводов и внебрачной рождаемости. Немалую роль играет и повышение уровня смертности в средних возрастах, особенно среди мужчин: это ведет к вдовству и сиротству.
Цель работы: Проанализировать особенности социальной работы с неполными семьями
Объект работы: неполные семьи
Предмет работы: Особенности социальной работы с неполной семьей.
Задачи:
1)Изучить понятие неполной
2)Охарактеризовать основные проблемы неполных семей.
3)Описать приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.
4) Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей
§1. Определение, виды и особенности неполных семей
Неполная семья - семья, состоящая из одинокой матери (одинокого отца) с ребенком (детьми), разведенной женщины (разведенного мужчины) с ребенком (детьми), вдовы (вдовца) с ребенком (детьми) [26].
Неполная семья - малая группа с частичными, неполными связями, где нет традиционной системы отношений: мать - отец, отец - дети, дети - бабушки и дедушки [24].
Неполные семьи – это семьи с одним родителем и детьми.
Переписи населения последних десятилетий фиксируют рост числа неполных семей в общей численности семей в России. [10].
В неполных семьях воспитывается каждый седьмой российский ребенок, не достигший 18 лет [7].
Есть дополнительная категория – так называемые функционально неполные семьи. В этой группе двое родителей, но профессиональные или другие причины оставляют им мало времени для семьи. Общение с детьми обычно оказывается возможным только по выходным дням, да и в эти дни ограничивается несколькими часами. Более того, некоторые родители вообще забывают о своих воспитательных функциях.
Например, так называемый челночный бизнес, которым в большинстве своем занимаются российские женщины, лишил многих детей материнской заботы, ласки и участия в воспитании. Лишенные возможности повседневного общения с матерью, которая вынуждена заботиться об экономическом поддержании семьи, дети растут как бы в неполной семье, не получая нормального родительского воспитания. Аналогичная ситуация складывается и в семьях, где бизнесом занят отец. Такие родители как - бы выключены из семейной группы, числятся в ней чисто номинально, а реального участия в формировании личности своих детей не принимают [28].
Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей ( или одного ребенка ) [4].
Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, внебрачного рождения ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания. В связи с этим различают следующие разновидности неполных семей: осиротевшая, внебрачная, разведенная. В зависимости от того, кто из родителей занимается воспитанием ребенка, выделяют материнские и отцовские неполные семьи. По количеству поколений в семье различают неполную простую – мать (отец) с ребенком или несколькими детьми и неполную расширенную – мать (отец) с одним или несколькими детьми и другими родственниками. В качестве вариантов неполной семьи могут выступать такие семьи, в которых родители являются не родными, а приемными или опекунами. Соответственно этому такие неполные семьи называются нетипичными, среди них в свою очередь можно выделить неполные семьи с усыновленными детьми и неполные семьи, воспитывающее чужих детей на правах опеки [29].
§2.Причины возникновения неполных семей
Наиболее полно характеризуют неполные семьи причины их образования. В специальной литературе в зависимости от этих причин выделяются следующие типы неполных семей:
– неполные семьи, образовавшиеся в результате развода родителей;
– неполные семьи, образовавшиеся вследствие внебрачных рождений детей;
– неполные семьи по причине смерти одного из родителей;
– прочие неполные семьи, или расширенные неполные семьи (брат и сестра без родителей, бабушки, дедушки и внуки), образовавшиеся в результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) и оформления прав опеки (попечительства) над детьми кем-либо из их родственников.
В последнем случае наиболее частыми бывают случаи, когда детей берут на воспитание их бабушки и дедушки – пенсионеры [8].
Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
– изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
– распространение добрачных связей;
– изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
– утрата семьей своей производственной функции;
– неподготовленность молодежи к браку;
– завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
– алкоголизм и наркомания.
На практике наиболее частыми причинами образования неполных семей являются развод супругов и внебрачное рождение. Соответственно, такие типы неполных семей сегодня являются доминирующими.
Тенденция все большей распространенности неполных семей, а также других нетрадиционных форм брака и семьи сегодня является характерной для большинства развитых стран.
Россию эти глобальные мировые тенденции захватили несколько позже, чем зарубежные страны. Во времена Советского Союза официальная идеология оценивала разводы резко отрицательно, а для мужчин, состоящих в коммунистической партии, развод вообще считался «несмываемым пятном» в биографии, которое могло сильно затормозить их карьерный рост (а высокопоставленных чиновников за это могли даже «снять» с должности). Официальная советская мораль также порицала добрачное и внебрачное сожительство, в результате чего многие женщины опасались стать матерями-одиночками из-за риска подвергнуться общественному осуждению, оказаться приравненной к «даме легкого поведения» [23].
Существовали также и объективные причины, препятствующие росту разводов и числа неполных семей, в частности, стесненные жилищные условия и дефицит жилья в стране в целом, в результате чего многие супруги вынуждены были сохранять свой брак долгие годы, даже если отношения между ними давно прервались.
Поэтому в советские годы большинство мужчин и женщин старались избегать семейно-брачного поведения, отклоняющегося от «нормы». Только в 1980-х годах, когда давление идеологии стало менее жестким, люди смогли делать более свободный выбор стиля семейно-брачного поведения – выбор, основанный на собственных взглядах и предпочтениях.
В конце 1980-х – начале 1990-х гг., остатки существовавших ранее идеологических барьеров были разрушены. В жизнь стали проникать западные социокультурные образцы поведения, под воздействием которых стало распространяться свободное отношение к вопросам секса, брака и семьи, особенно среди молодежи [20].
Следует отметить также еще одну характерную тенденцию, оказавшую значительное влияние на динамику соотношения брачности и разводимости.
Брачность – процесс
образования брачных (
Разводимость – это процесс распадения супружеских пар, вследствие расторжения брака [19].
Дело в том, что многие семейные пары в те годы не оформляли свои фактические отношения посредством официальной регистрации брака в ЗАГСах из-за чисто экономических соображений. В середине 1990-х годов был период, когда из-за сильной инфляции в ходу было безналичное обращение (посредством бартерных сделок и пр.). Особенно это было характерно для села, на котором зарплата чаще всего выдавалась в натуральной форме: сахаром, углем и т.д. В те годы многие сельские женщины перестали вступать в брак потому что, родив ребенка, они имели право на получение пособий на детей как матери-одиночки. В отличие от зарплат отцов, ждать которые приходилось многими месяцами, детские пособия выплачивались «живыми» деньгами и более регулярно. Фактически для многих семей, особенно сельских, детские пособия в те годы были единственным источником выживания, и не только детей, но и взрослых.
Таким образом, согласно статистике, начиная с середины 1990-х гг., каждый пятый российский ребенок рождался вне брака. Каждый раз тем самым в России вновь и вновь возникала новая неполная семья. К сожалению, перешагнув порог нового тысячелетия, Россия не смогла переломить указанные тенденции. Число семей, состоящих из двух родителей, продолжает уменьшаться [4].
Итак основными причинами возникновения неполных семей являются: Развод родителей. Растет количество разводов. Примерно 22% мужчин и женщин 1 раз в жизни разводились, и, судя по статистике ЗАГСов, уровень компенсации разводов повторными браками даже у мужчин не превышает 60% [27].
Внебрачные рождения. В настоящее время происходит рост доли детей, родившихся вне брака. Каждый 5-й ребёнок рождается вне брака своих родителей. Около 40% детей, рожденных вне брака, признаются отцами и регистрируются органами ЗАГСа по совместному заявлению отца и матери. Это может быть фактический брак с наличием семейных связей, но в общем неустойчивостью отношений. Мужчины не считают себя обязанными связывать жизнь с женщинами и оказывают только материальную помощь ребёнку. Часто детей вне брака рожают женщины в зрелом возрасте, не имеющие возможности создать семью [24].
Смерть одного из родителей. По статистике больше неполных материнских семей, чем отцовских. Возможно, этот факт можно объяснить тем, что смертность мужчин выше, чем женщин.
Потеря одного из супругов ведет к тому, что другому необходимо приспосабливаться к жизни одному или искать новые связи со своей семьей. В этом случае одинокий супруг вынужден менять свой жизненный стиль и принимать образ жизни, который предлагается ему детьми.