Социальная работа с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа

Описание работы

Задачи:
1)Изучить понятие неполной семьи и причины ее возникновения.
2)Охарактеризовать основные проблемы неполных семей.
3)Описать приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.
4) Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………........3-4
Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей………………………………………………………………………….5-16
§1.Определение, виды, особенности неполных семей………………........5-6
§2.Причины возникновения неполных семей в современной России..............................................................................................................6 -10
§3.Проблемы неполных семей…………………………………………......10-16
Глава II. Неполная семья как объект социальной работы………………17-29
§1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье................................................................................17-21
§2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………21-29
Заключение…………………………………………………………………30-32
Список использованной литературы……………………………………33-35

Файлы: 1 файл

КУРСАЧ!!!!!!!!!!!!!.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

     При работе с семьей у социального работника обязательно должен присутствовать образ целостной семьи, даже если семья пришла на встречу в неполном составе.

    Обследование семьи должно включать в себя получение картины о сильных и слабых сторонах семьи, областях эффективного функционирования и дисфункциональных областях, а также поиск происхождения рассматриваемой проблемы. С целью выявления дисфункциональных областей используется наблюдение за паттернами взаимодействия членов семьи между собой, а также за взаимодействием семьи с внешним миром.

    В процессе семейной социальной терапии выделают 4 этапа:

1. Присоединение социального  работника или психолога к  семье. 

2. Постановка целей.

3. Реконструкция семейных  взаимоотношений.

4. Завершение семейной  социальной терапии.

    Задача специалиста на первом этапе – объединение с семьей. Технический прием, используемый на первом этапе семейной терапии, - положительное эмоциональное подкрепление самой попытки обратиться за помощью. С помощью приема подражания специалист старается вступить в общение на том языке, который понятен и свойственен членам данной семьи. На первых консультациях не следует анализировать мотивацию поведения участников, пользоваться оценочными суждениями, так как это, с одной стороны, блокирует личностный рост членов семьи, а с другой – усиливает механизм как индивидуальной, так и групповой психологической защиты.

    На втором этапе задача специалиста – выявление правил и системы убеждений семьи, с помощью которых происходит регуляция семейных отношений. Для успешности семейной терапии необходимо согласие в формулировании и достижении цели между членами и специалистом. Поэтому важной задачей на данном этапе работы является совместное формулирование психологического запроса, перевод манипулятивного запроса («Сделайте так, чтобы мой ребенок стал другим») на уровень осознавания истинных проблем в семье. В этот момент важно перевести психологическую работу из плоскости изучения прошлого в плоскость «здесь и сейчас». Исследуются цели, которые поставлены каждым членом семьи и которых они хотят достигнуть в ходе терапии. Формулирование целей каждого члена семьи приводит к формулированию целей семьи как единого психологического организма.

    Не менее важной задачей специалиста на этом этапе явления дисфункциональных шаблонов поведения семьи, а также существующих правил и семейных убеждений, которые мешают оптимальным взаимоотношениям.

    Критерием оценки того, что семья готова работать со своими неосознаваемыми проблемами, служат доверительность и свобода, с которой члены семьи начинают рассказывать о себе, приводить такие факты, которые раньше вызвали у них выраженные негативные реакции. Поэтому на третьем этапе – этапе реконструкции семейных отношений - специалист путем присоединения к различным семейным подсистемам создает ситуации фрустрации с целью инициировать переход семьи на иной, более сложный уровень функционирования. Содержанием семейной терапии в этом случае является анализ взаимодействия всех членов семьи в ситуации «здесь и сейчас».

    Терапевтические действия основаны на принципе «действие предшествуют пониманию»: именно действие ведет к новому опыту, новым переживаниям и, как следствие, к пониманию необходимости изменений.

   Используемые приемы: рассаживание членов семьи по-другому, разъединение различных членов семьи и объединение в новые коалиции, положительное подкрепление участников одних подсистем и блокировка других.

    Актуализация и структурирование полученного материала осуществляется с помощью:

- разыгрывания ролевых  ситуаций;

- построения семейной  скульптуры;

- рисования семейного  рисунка;

- видеотехник;

- переформулирования  проблемы.

    Эффективен также метод «домашних заданий». Домашние задания можно разделить на 3 вида: прямые директивы, метафорические, парадоксальные. Цель этих заданий:

- изменение поведения  членов семьи;

- придание дополнительного стимула к построению отношений между членами семьи и социальным работником;

- изучение реакций  членов семьи при выполнении  ими заданий;

- осуществление социальным  работником поддержки членов  семьи, так как во время выполнения  задания специалист как бы незримо присутствует среди них.

    Работа специалиста на этом этапе способствует установлению границ между подсистемами, усилению функционирования одних и связанному с этим ослаблению функционирования других подсистем.

    Например, если раньше мать и ребенок большую часть времени занимались обвинением друг друга, то в процессе семейной терапии произойдет их переориентация на конструктивное взаимодействие, нацеленное на обретение смысла семьи как единого целого [16;192].

    Наконец, четвертый этап – это завершение терапии. Об его наступлении свидетельствует согласие членов семьи о том, что сформулированные цели терапии достигнуты. Основная задача при этом – взаимное отсоединение семьи и специалиста друг от друга [11].

    Существует большой набор форм и методов, которые можно использовать в работе с неполной семьей. Наиболее эффективными методами, как мы выяснили, являются следующие: индивидуальная, групповая социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно. Каждый метод имеет свои специфические особенности и требует от специалиста высокой квалификации и подготовки.

    В данной  главе, мы рассмотрели неполные  семьи как объект социальной роботы. Рассмотрев приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье, мы сделали вывод о том, что государство стремиться поддержать неполные семьи, это заключается, главным образом, в материальной поддержке неполных семей, посредством предоставления льгот и выплате пособий.

    Семейная политика  государства включает социальную  помощь и социальное обслуживание  семей.

    Социальную помощь неполным семьям оказывают центры помощи семье и детям, территориальные центры социальной помощи семье и детям, экстренную помощь - социальные приюты, существуют центры планирования семьи, которые также участвуют в решении проблем неполных семей. Существуют государственные программы, такие как «Планирование семьи», «Дети России», «Безопасное материнство», целью которых является помощь и поддержка неблагополучных семей.

    Рассмотрев формы и методы социальной работы с неполной семьей, мы пришли к выводу что, существует многообразие форм и методов работы, их выбор зависит от проблем клиентов и знания специалиста об особенностях неполной семьи. В соответствии с проблемами членов неполной семьи, специалист использует тот или иной метод работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

    В настоящее  время семья переживает стадию  разрушения, деградации, утрачивает свою ценность и значимость. Принятые и соблюдаемые раннее семейные традиции и обычаи, нормы поведения, семейный уклад уходят на второй план, появляются непреодолимые трудности в жизни семьи, наблюдается рост семей группы риска, в том числе неполных семей. Обостряются проблемы семей.

    Изучив понятие неполной семьи, охарактеризовав основные проблемы неполных семей, мы пришли к неутешительным выводам.

    Неполная семья имеет свои трудности, проблемы социального, психологического и материального характера, справиться с которыми самостоятельно она не может. В России помощь в решении проблем неполных семей оказывают Центры помощи семье и детям.

    Так как  наблюдается рост неполных семей,  по - моему мнению, необходимо создавать   центры помощи неполным семьям, которые будут специализироваться на повышении уровня жизни неполных семей, благоприятствовать созданию нормальной психологической атмосферы в такой семье, оказывать консультационные услуги по различным вопросам, решать различные проблемные вопросы жизнедеятельности таких семей.

    Неполная семья  – это девиация, отклонение от  нормы. В таких семьях нарушаются  процесс воспитания и социализации  детей, уменьшается уровень рождаемости.

    Как правило,  объектами страданий в неполных  семьях выступают дети. Во – первых, дети в семье после развода родителей, могут испытывать обиду, угнетенность и чувство собственной неполноценности. Нередко дети винят себя в распаде семьи.  Во – вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи – это мать одна воспитывающая детей), часто является причиной их гиперопеки.

    Благоприятный  психологический климат в неполных  семьях чаще всего отсутствует.  Самая большая сложность –  затруднения в правильной полоролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует стереотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.

    Кроме того, дети из неполных семей могут  быть склонны к девиантному поведению.

    Если уж  случилось так, что семья стала  неполной, все должны понять, что  состав семьи - далеко не первоочередная  составляющая душевного здоровья  детей и родителя.

    Изучив понятие  неполной семьи, мы выяснили, что  неполная семья – это семьи без одного из супругов с одним или большим количеством детей. Обычно – мать и ребенок, редко  отец и ребенок.

    Рассмотрев  основные причины возникновения  неполных семей, мы выяснили, что  неполные семьи возникают большей  частью после распада полной семьи, реже – по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновлении ( удочерении) ребенка одиноким человеком.

    Основными проблемами неполных семей являются : материально – бытовые, проблема трудоустройства, жилищная проблема, психологические проблемы, проблема воспитания и социализации детей, проблема создания новой семьи, проблема отношения детей к отчиму, мачехе, проблемы детей, медицинские проблемы.

    Для того  чтобы решить данные проблемы  неполным семьям необходима помощь специалистов.

    Описав данные  проблемы неполных семей, мы  пришли к выводу ,что в система  социальной помощи должна быть  расширенной и включать в себя  следующие компоненты: служба занятости,  юрист, отдел социальной защиты, психолог, органы здравоохранения, социальный педагог, специалист по социальной работе.

   Система действий  социального работника в неполной  семье должна включать: органы  здравоохранения, церковь,  исполнительная  власть, место работы родителей,  аналогичные семьи, соседи, психолог, юрист, органы социальной защиты, служба занятости, органы образования, бывший родитель.

    В деятельности государства по отношению к неполной семье укрепляются позитивные тенденции. Складывается идеология государственной семейной политики. Конституция РФ включает положения, определяющие ответственность государства за поддержку семьи, материнства и детства.           Государство обеспечивает льготы и пособия неполным семьям. Разрабатываются различного рода программы, которые направлены на поддержание, социальную защиту неполных семей.

    Описав основные  формы и методы работы с  неполной семьей, мы пришли к  выводу что, наиболее эффективными методами являются следующие: индивидуальная, групповая социальная работа, работа в рамках семейного консультирования (семейной терапии) и социального патронажа, работа отдельно с ребенком, с родителем или с ними обоими одновременно.

   

   

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы.

  1. Алексеева Л.С., Меновщиков В.Ю. Социальный патронат семьи в системе социального обслуживания: Научно-методическое пособие/ Л.С. Алексеева, В.Ю. Меновщиков. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания, 2000. – 160 с.
  2. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 2006г. – 67с.
  3. Вербицкая С.И. Методы и формы работы социального педагога с неблагополучными семьями и детьми "группы риска" // Источник. - 2000. - N 2 - С.115-120.
  4. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними : Рекомендации социальным педагогам // Народное образование. - 2002. - № 6. - С.161-169.
  5. Дарский Л.И. Брачность в России. Анализ таблиц брачности  /  Л.И. Дарский, И.П.Ильина. – М.: Информатика, 2000. – 144 с.
  6. Дементьева И. Ф. Негативные факторы воспитания детей в неполной семье/ И.Ф.Дементьева   //СОЦИС.-2001.-№11.-С.108-113.
  7. Захаров А.М. Неполная семья //Захаров А.М. Происхождение детских неврозов и их психотерапия/А.И.Захаров.-М.:ЭКСПО-Пресс,2000.-C.177-186.
  8. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: «Академия», 2008г. – 75с.
  9. Калабихина И.Е. Российская неполная семья: перспективы и реалии // Теоретический и практический аспект экономического развития. М.: ТЕИС, 1997.
  10. Клупт М.А. От поколения – к поколению// В  кн.: Современная семья. М., 1982. с. 3-12
  11. Коляда Н. А. Алгоритм работы с семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации/ Н. А. Коляда  //Работник социальной службы.-2011. - № 6.-С. 9-34.
  12. Концепция федеральной целевой программы «Дети России» на 2007 – 2010 годы (утв. Распоряжением Правительства РФ от 26 января 2007 г.) №79-р // Российская газета. – 2007. – 2 февраля. – 18с.
  13. Лексикон социальной работы: учеб. пособие для вузов по направлению и специальности "социальная работа"/ гл. ред. С. М. Кибардина, Т. А. Поярова. - Вологда: [Б. и.],2005.-540 с.
  14. Лунякова Л. Г.О современном уровне жизни семей одиноких матерей/ Л.Г.Лунякова //Социс.-2001.-№8.-С.86-95.
  15. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений./ Г.П.Медведева – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.
  16. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.Н.Алмазов, М.А.Беляева, Н.Н.Бессонова и др.; Под ред. М.А.Галагузовой, Л.В.Мардахаева. – М.: «Академия», 2002. – 192 с.
  17. Михайлова Светлана Ивановна. Социальная работа с семьей: учебное пособие/ С. И. Михайлова. - Вологда: ВГПУ,2011.-98 с.
  18. Нусхаева Б. Особенности социализации детей в неполной семье/ Б. Нусхаева //Социальная педагогика.-2005. - № 2.-С. 63-66.-(Технология и практика).
  19. Практическая демография / Под ред. Л.Л. Рыбаковского. – М. – ЦПС, 2005. -199 с.
  20. Прокофьева А. Ю. Российская семья XYIII - XIX веков: анализ историографии/ А. Ю. Прокофьева //Российская история.-2011. - № 4.-С. 184-197.-(Историография, источниковедение, методы исторического исследования).
  21. Психология социальной работы / О.Н.Александрова, О.Н.Боголюбова, Н.Л.Васильева и др.; Под общ. ред. М.А.Гулиной. – СПб.: Питер, 2002. – 352 с.: ил.
  22. Рашитова Л.К. Об основных формах помощи членам неполных семей / Л.К. Рашитова,2007
  23. Рылова Э. Будем рожать?! // Антинарк. – 2006г. - №1 (8-9). - 22с
  24. Савинов Леонид Иванович. Социальная работа с детьми в семьях разведенных родителей: учеб. пособие для вузов по направлению подготовки и спец. "Социальная работа"/ Л. И. Савинов, Е. В. Кузнецова. - М.: Дашков и К,2006.-215 с.
  25. Семья Вологодчины: Социальная поддержка семей с детьми в Вологодской области// Если у вас малообеспеченная семья. – Вологда, 2008. –С. 8-9.
  26. Соц.раб.под ред.Курбатова. Холостова Е.И. Технологии социальной работы: учебник - М.: Юристь, 2001.
  27. Сысенко В.А. Разводы: динамика, мотивы, последствия/ Социологические исследования, №2,1998.
  28. Целуйко Валентина Михайловна. Психология неблагополучной семьи: книга для педагогов и родителей/ В. М. Целуйко. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2006.-271 с.
  29. Шапиро Б.Ю. Содержание социальной работы с семьей: проблемы и перспективы // Зимняя И.А Семья как объект социальной работы. - Сер. "Социальная работа". Выпуск №7. - 1993. С. 71-81.

Информация о работе Социальная работа с неполными семьями