Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 20:38, курсовая работа
Задачи:
1)Изучить понятие неполной семьи и причины ее возникновения.
2)Охарактеризовать основные проблемы неполных семей.
3)Описать приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье.
4) Раскрыть основные формы и методы социальной работы с неполными семьями.
Введение…………………………………………………………………........3-4
Глава I. Социально-психологическая характеристика неполных семей………………………………………………………………………….5-16
§1.Определение, виды, особенности неполных семей………………........5-6
§2.Причины возникновения неполных семей в современной России..............................................................................................................6 -10
§3.Проблемы неполных семей…………………………………………......10-16
Глава II. Неполная семья как объект социальной работы………………17-29
§1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье................................................................................17-21
§2. Основные формы и методы социальной работы с неполными семьями………………………………………………………………………21-29
Заключение…………………………………………………………………30-32
Список использованной литературы……………………………………33-35
Расширенные неполные семьи, число которых растет в последнее время. В результате потери родителей (смерть, лишение родительских прав, пьянство, отбывание родителями наказания в местах лишения свободы) внуков берут на воспитание представители старшего поколения, чаще всего пенсионеры [17].
§3.Проблемы неполных семей
Выделяют следующие проблемы, с которым сталкиваются неполные семьи: материально-бытовые, проблема трудоустройства, жилищная проблема, психологические проблемы, отсутствие опыта семейной жизни, проблема воспитания и социализации детей, проблема создания новой семьи, проблемы взаимоотношений к отчиму, мачехе, проблемы детей, проблема взаимоотношения детей, медицинские проблемы [18].
Большинство неполных семей являются малообеспеченными (малоимущими)
Малообеспеченная (малоимущая семья) – это семья, имеющая среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного законодательством области [25].
Кроме того большинство неполных семей являются материнскими. Средняя зарплата женщины в целом по Российской Федерации ниже, чем у мужчин. Поэтому в российской неполной семье основная «кормилица» – мать – чаще всего с огромным трудом содержит себя и ребенка (детей). И в будущем эта ситуация, скорее всего, не изменится.
При этом следует особо отметить, что относить к категории материально нуждающихся все неполные семьи без исключения – неправомерно. Некоторые одинокие матери находятся на грани потери работы, а значит, и полной нищеты, а бывают случаи, когда иные матери- одиночки зарабатывают более чем хорошо. У многих одиноких матерей фактически отсутствует жилье (и перспективы его получения), в то время как другие в этой части вполне обеспечены и т.п.
Если же одинокая мать находится в отпуске по уходу за маленьким ребенком или просто оказалась безработным, то неполная семья, вынужденная жить на пособие по безработице и на детские пособия, как правило, вообще оказывается за чертой бедности. Централизованная государственная поддержка одиноких и вдовых матерей в условиях растущей инфляции не покрывает необходимые расходы на содержание детей [2].
Как отмечает социолог И.Е. Калабихина, преобладающее большинство неполных семей имеют характеристики «бедных» или «зависимых от пособий» [6].
«Бедными» считаются семьи, в которых доход на одного члена ниже стоимости потребительской корзины. «Зависимыми от пособий» являются семьи, где социальные пособия составляют более 25 % семейного бюджета. Размер таких социальных пособий неполной семье в России составляет менее 20 американских долларов в отличии от развитых стран, где жизнь на эти пособия лишь незначительно влияет на снижение материального положения семьи.
И.Е.Калабихина характеризует неполные семьи как имеющие серьезные материальные проблемы, поскольку в целом они преобладают по зависимости от социальной поддержки государства.
При неработающих родителях семья вынуждена жить на пособие по безработице и на детские пособия. Детские пособия низкие, несвоевременно выплачиваются, как и пенсия по случаю потери кормильца, при разводе могут быть проблемы с выплатой алиментов. [9].
Решение этой проблемы, особенно матерью-одиночкой, затруднена из-за того, что одинокому родителю нужна хорошо оплачиваемая работа, близко от дома, возможность иметь свободный график, выполнять работу дома, без командировок и ночных смен.
Одинокий родитель берет на себя трудовую нагрузку, часто дополнительные заработки, чтобы обеспечить нормальную жизнь своим детям.
В расширенных неполных семьях доход низкий, складывается в основном из пенсии воспитывающих внуков стариков пенсионеров.
Может возникать во всех неполных семьях, особенно при невозможности размена жилплощади. Разведенные родители вынуждены проживать совместно, что служит поводом для конфликтов. Одинокая мать с ребёнком вынуждена жить со своими родителями из-за необеспеченности жильем. Возможность улучшить свое жильё минимальна.
«Проблема родителей» - проблема совмещения ролей, когда в силу обстоятельств одинокий родитель должен выполнять функции другого родителя. В отцовских неполных семьях страдает уклад жизни, общество плохо воспринимает такие семьи.
После развода отношения между родителями могут остаться нормальными (бинуклеарная семья, соучастие родителей в воспитании детей после развода) или находятся в состоянии конфронтации. Чаще мать препятствует общению детей с отцом, участию его в воспитании детей или отец вообще не интересуется детьми и только помогает материально.
Суть воспитательной функции семьи состоит в формировании социально зрелой личности ребенка, способной адаптироваться в обществе, в создании условий для реализации его внутреннего потенциала; в развитии в семье системы отношений, ориентированных на формирование и сохранение психологического здоровья членов семьи, а также развитие коммуникативных умений, способствующих адекватному общению членов семьи друг с другом и партнерами по общению вне семьи. В неполных семьях эффективность воспитательной функции снижается. В семьях где мать одна воспитывает ребенка, отмечаются частые случаи, когда мать транслирует на ребенке проблемы одиночества, воспитательной несостоятельности, психологического дискомфорта [17].
Неполная семья не имеет целостной гармоничной системы отношений, возникает несбалансированность между двумя группами членов семь – тех, кто нуждается в материальной и духовной поддержке и тех, кто обеспечивает это удовлетворение, поэтому в таких семьях возникает перегрузка у второй активной части. Кроме того, отец и мать не взаимозаменяемы для детей в плане воспитания (ребенок многого недополучает). Сверхзанятость родителей на работе, материальные и другие проблемы нередко приводят к безнадзорности детей со всеми вытекающими отсюда последствиями. В таких семьях больше педагогически запущенных детей.
Распад семьи создает чувство вины у родителей перед детьми, из –за чего возникает гиперопека, приводящая к избалованности детей, умению манипулировать взрослыми в своих интересах (отсутствие самостоятельности).
В других случаях мать вымещает свою обиду за неудачную жизнь на детях (постоянные отношения конфликтности).
В неполной семье значительно чаще возникают конфликты между матерью и детьми-подростками.
Опыт прошлой жизни мешает создать новую семью: разведенным-боязнь повторить ошибку; овдовевшим-память по умершему супругу; одиноким-отсутствие опыта семейной жизни, которые, как правило, очень самостоятельны и не готовы идти на компромисс. Повторный брак приносит душевный комфорт, улучшает материальную сторону жизни, но чаще достигнутое желаемое бывает кратковременным, мешает сравнение с бывшим браком. Иногда происходит «возвратный» брак, когда родители вновь пытаются наладить свою жизнь. Такой брак сохраняет интересы детей.
У детей возникает проблема отношения к отчиму, мачехе. Повторный брак может изменить жизнь детей; вызвать проблему отношений с новым членом семьи, особенно если в семью входит родитель со своим ребёнком; создать проблему отношений между родителями – проблему рождения общего ребенка; обострить проблему отношений родственников с обеих сторон к повторному браку [8].
Психологи выделяют следующие типичные ошибки в процессе развития детско-родительских отношений в неполной семье:
- «Гиперопека» матери,
когда для оставшейся без мужа
матери (или отца) ребенок и проблемы,
связанные с ним, выдвигаются
на первое место в системе
жизненных целей и ориентаций.
Утрированные формы «слепой»
материнской любви и
- Эмоциональная отстраненность
матери от собственно
- Препятствие контактам
ребенка с отцом вплоть до
настойчивого «искоренения»
- Эмоционально двойственное
отношение к ребенку,
- Стремление матери сделать ребенка «образцовым,
несмотря на то, что у него нет отца». В
такой ситуации мать вместо роли защитника
и друга оказывается в роли домашнего
надзирателя. Чаще всего она бывает раздосадована
результатом, т.к. ребенок противится чрезмерному
давлению – он либо становится пассивным,
либо начинает «бунтовать.
- Практическая отстраненность матери
от исполнения обязанностей по удовлетворению
жизненно необходимых потребностей ребенка
(в пище, одежде, уходе и т.п.) и его воспитанию
[28].
Дети часто
являются свидетелями и
В неполных
семьях наблюдаются
Социальные
исследования НИИ педиатрии
В неполных семьях дети болеют в 1, 7 раза чаще и длительнее. Являясь единственным источником дохода, родитель из неполной семьи не всегда может взять больничный лист по уходу за ребенком, и дети часто остаются недолеченными [8].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что неполные семьи имеют множество проблем различного характера, которые необходимо своевременно решать. В систему социальной помощи неполным семьям должны входить: служба занятости ( поиск удобной работы для родителей), юрист ( вопрос алиментов, пособий, пенсий по случаю потери кормильца, вопросы жилья, проблемы по работе, вопрос о взаимоотношениях бывших супругов), отдел социальной защиты ( все виды пособий и пенсий), психолог ( проблемы психологического климата в семье), органы здравоохранения ( вопросы здоровья всех членов семьи).
В данной главе мы дали социально-психологическую характеристику неполных семей, рассмотрели основные проблемы неполных семей, выяснили, кто может входить в систему помощи неполной семье.
Можно сделать вывод о том что, неполные семьи возникают большей частью после распада полной семьи, реже – по инициативе одиноких женщин или в результате смерти одного из супругов, а иногда при усыновлении ( удочерении) ребенка одним человеком.
Глава II.Неполная семья как объект социальной работы
§1. Приоритетные направления социальной политики государства в оказании помощи неполной семье
В последнее десятилетие в нашей проблема увеличения численности неполных семей стоит особенно остро. Масштабность и глубина кризиса семьи на современном этапе развития общества властью не осознается не полностью, поэтому не ведется полноценная дискуссия о поиске выхода из сложившейся ситуации.
Наиболее общей формой помощи, которой пользуются практически все неполные семьи с несовершеннолетними детьми, является государственное ежемесячное пособие одиноким матерям (не состоящим в браке) на содержание и воспитание детей в размере минимальной заработной платы.
Ежемесячное пособие на ребенка назначается одному из родителей ( усыновителей, опекунов, попечителей) на каждого рожденного, усыновленного, принятого под опеку и проживающего с ним совместно ребенка до исполнения ему 16 лет ( на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения возраста 18 лет) в малоимущих семьях [25].
Государственные пособия, установленные для одиноких матерей, назначаются и оплачиваются также вдовам, имеющим детей, но не получающим на них пенсии по случаю потери кормильца.
Огромное значение в обеспечении жизнедеятельности неполных семей имеет государственная экономическая и социальная политика, от которой зависят занятость населения в сферах общественного труда, благосостояние и доходы семей.