Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:46, дипломная работа
Цель данной работы: изучение содержания социальной работы с одинокими пожилыми людьми в условиях ТЦСОН Лиозненского района.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы одиноких пожилых людей
2. Рассмотреть государственную политику в области социальной защиты пожилых людей.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению названной проблемы.
4. Сформулировать выводы и разработать практические рекомендации.
Введение
1. Одинокие пожилые люди как объект социальной работы
1.1. Социально-психологические проблемы одиноких пожилых людей
1.2. Государственная политика в Республике Беларусь в области социальной защиты
одиноких пожилых людей
2. Направления и содержание социальной работы с одинокими пожилыми людьми
2.1. Основные направления и принципы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми в ТЦСОН Лиозненского района
2.2. Опыт деятельности ТЦСОН Лиозненского района по социальной работе с одинокими
пожилыми людьми
Заключение
Список использованных источников
Приложения
В Республике Беларусь в полном объеме выполняются Соглашения государств-участников СНГ о взаимном признании льгот и гарантий инвалидов и участников Великой Отечественной войны, семей погибших военнослужащих, других категорий граждан.
Правовые основы и меры социальной защиты пожилых людей, установлены законами Республики Беларусь “О ветеранах”, “О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь”, “О пенсионном обеспечении”.
С целью улучшения положения пожилых людей, ветеранов в последнее десятилетие в республике реализуются социальные программы по проблемам пожилых людей, поддержки ветеранских организаций.
В 2010 году принята (постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29.07.2010г. № 1126) Комплексная программа развития социального обслуживания на 2011-2015 годы, которая включает в себя следующие подпрограммы:
-«Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов»;
- «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов»;
- «Развитие стационарных
учреждений социального
Мероприятия программ направлены
на решение проблем социально-
Устойчивой тенденцией последних лет стало увеличение численности пожилых граждан, число лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения республики достаточно велико: каждый четвертый житель – пенсионер, в городе – каждый пятый, на селе – каждый третий. Согласно прогнозным оценкам, к 2015 году доля населения пенсионного возраста в республике достигнет 24 %.
В настоящее время в республике проживает около 2,1 млн. пожилых граждан (21,4 процента всего населения страны), 506,7 тыс. инвалидов, 156 тыс. одиноких пожилых граждан, 42,2 тыс. ветеранов Великой Отечественной войны, 25,8 тыс. ветеранов боевых действий на территории других государств, 51,6 тыс. человек из числа лиц, пострадавших от последствий войн.
Внедрение в республике государственного
социального стандарта в
Различные виды социально-бытовой и психологической помощи оказываются пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, через территориальные центры социального обслуживания, которые открыты во всех административных районах республики (156 центров). При центрах работают отделения дневного и круглосуточного пребывания.
В 2010 году завершена социальная программа, действовавшие в предыдущую пятилетку (комплексная программа по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республики Беларусь на 2005-2010 годы).
В целом все мероприятия программы выполнены. Программа сыграла положительную роль в активизации деятельности республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, ветеранских организаций по выработке системы мер по оказанию финансовой, материальной и натуральной помощи пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, в принятии дополнительных мер по укреплению их здоровья, оказанию социальных услуг на дому и других видов услуг через территориальные центры социального обслуживания населения. Получила дальнейшее совершенствование система социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста.
Повышение эффективности государственной социальной поддержки обеспечено на основе усиления принципа адресности и индивидуального подхода к ее оказанию.
Принципиально важным достижением за прошедшие пять лет стало формирование и совершенствование гибкой и надежной государственной модели социальной защиты, учитывающей интересы и проблемы каждого гражданина Беларуси, и особенно социально уязвимых категорий.
Неотъемлемой частью
В целях усиления социальной защищенности пожилых людей, ветеранов, дальнейшего осуществления комплекса организационных, правовых, социальных и экономических мер по улучшению положения указанных категорий граждан в Комплексную программу развития социального обслуживания входит следующая подпрограмма: «Социальная поддержка ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов».
Меры, предложенные подпрограммой «Социальной поддержки ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов» обобщают и систематизируют направления социальной защиты пожилых людей, ветеранов и лиц, пострадавших от последствий войн, предусмотренные в ранее действующих программах, а также включают новые элементы социальной поддержки указанных категорий граждан.
Мероприятия подпрограммы отвечают требованиям основных направлений социально-экономического развития республики в отношении ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн и одиноких пожилых людей и поручениям Главы государства о совершенствовании работы по социальной защите данных категорий граждан.
Реализация мероприятий подпрограммы «Социальной поддержки ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов» позволит активизировать деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов, ветеранских организаций по выработке системы мер оказания финансовой, материальной и натуральной помощи пожилым людям, ветеранам и лицам, пострадавшим от последствий войн, в принятии дополнительных мер по укреплению их здоровья, оказанию социальных услуг на дому и других видов услуг через территориальные центры социального обслуживания населения.
Целью настоящей подпрограммы является обеспечение социальной защищенности, устойчивое повышение уровня и качества жизни ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов на основе социальной солидарности и справедливости, соблюдения баланса интересов всех социально-демографических групп населения и рационального использования финансовых ресурсов, обеспечения доступным социальным обслуживанием.
Для достижения поставленной цели будут реализованы мероприятия настоящей подпрограммы, направленные на решение следующих задач:
- совершенствование имеющихся и формирование новых структур и механизмов, предназначенных для жизнеобеспечения, поддержания здоровья, социального обслуживания, социализации и социальной коммуникации ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов;
- обеспечение доступности медицинской и специальной гериатрической помощи для ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов;
- обеспечение дополнительных мер по социальной поддержке ветеранов и некоторых категорий пожилых граждан;
- дальнейшее развитие форм социального обслуживания и видов социальных услуг, предоставляемых территориальными центрами социального обслуживания населения (далее – ТЦСОН) в интересах ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов, укрепление их материально-технической базы;
- обеспечение защиты прав и интересов, безопасных условий жизни ветеранов, лиц, пострадавших от последствий войн, пожилых людей и инвалидов;
- развитие социального партнерства с общественными объединениями ветеранов.
В соответствии с Законом Республики Беларусь “О ветеранах” участникам Великой Отечественной войны предоставлены льготы, предусмотренные для инвалидов войны.
Учитывая особый статус ветеранов войны, законодательством к их трудовой пенсии, назначаемой в зависимости от продолжительности трудового стажа и величины заработка перед выходом на пенсию, установлено соответствующее повышение.
Во всех регионах республики организована работа по проверке условий жизни ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших в годы войны военнослужащих, партизан и подпольщиков и порядка предоставления им льгот, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Выявительный принцип, апробированный при оказании социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны, по распоряжению Главы государства заложен в основу реализации Комплексной программы по совершенствованию системы социальной работы с одинокими гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года.
Определяются нужды и запросы указанных категорий граждан, принимаются меры по оперативному решению возникающих проблем.
Во всех районах создана информационная база данных о ветеранах Великой Отечественной войны, семьях погибших и одиноко проживающих пожилых гражданах, которая постоянно обновляется.
В соответствии с разработанной
Министерством связи и
В госпиталях инвалидов Великой
Отечественной войны ежегодно стационарно
проходят курс лечения около 30 тысяч
ветеранов. В медицинских учреждениях
республики выделено 1554 палаты повышенной
комфортности на 4099 коек для лечения
ветеранов Великой
Учреждениями здравоохранения налажен постоянный контроль за проведением медицинских осмотров ветеранов войны, обеспечением инвалидов и участников войны необходимыми медикаментами. Лица, нуждающиеся в активном диспансерном наблюдении, взяты на учет, на каждого из них оформлены планы лечебно-реабилитационных мероприятий.
Ветераны войны, нуждающиеся в креслах-колясках и слуховых аппаратах, обеспечены ими полностью.
Принимаются меры по улучшению жилищных условий, ремонту квартир, домов и надворных построек.
Согласно принятых Правительством решений всем одиноким гражданам пенсионного возраста за счет средств местных бюджетов установлены индивидуальные пожарные извещатели, приборы учета расхода воды, проводится ремонт печей и электропроводки.
Как и прежде, одной из важных форм социальной защиты граждан в Республике Беларусь является создание возможности для проживания престарелых и инвалидов в условиях полного государственного обеспечения в домах-интернатах на это направлена подпрограмма, Комплексной программы развития социального обслуживания, «Развитие стационарных учреждений социального обслуживания».
Учитывая демографические особенности регионов, рост численности населения пожилого возраста, а также лиц, страдающих психическими заболеваниями, стационарные учреждения социального обслуживания (далее – стационарные учреждения) остаются традиционно сложившейся формой социального обслуживания населения.
В настоящее время в Республике Беларусь функционируют 72 стационарных учреждения социального обслуживания, находящиеся в коммунальной и 1 – республиканской собственности (44 психоневрологических дома-интерната, 20 – для престарелых и инвалидов и 9 – для детей-инвалидов и молодых инвалидов), в которых проживает 17,3 тыс. человек.
Исходя из приоритетности решения социально-экономических проблем указанных категорий населения, в республике за последние годы принят ряд мер, направленных на развитие стационарных учреждений, совершенствование системы социального обслуживания проживающих в них граждан.
С октября 2007 г. до 2011 года была реализована Программа развития и оптимизации сети учреждений социального обслуживания, утвержденная постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28 сентября 2007 г. № 1229 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 240, 5/25886). На выполнение ее мероприятий по развитию сети и улучшению функционирования стационарных учреждений в 2007 – 2009 годах направлено 92,7 млрд. рублей.
За счет перепрофилирования, реконструкции и обустройства действующих домов-интернатов, переоборудования зданий и сооружений, пригодных для размещения и организации обслуживания пожилых людей и инвалидов, укреплена материально-техническая база отдельных домов-интернатов и создано дополнительно 718 мест.
В целях совершенствования действующих форм и методов социального обслуживания в стационарных условиях и внедрения новых форм предлагается создание домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе, в которых будут созданы улучшенные условия проживания и ухода за гражданами, в том числе с возможностью индивидуального ухода, расширение спектра реабилитационных услуг.
Информация о работе Социальная работа с одинокими пожилыми людьми