Социальная работа с одинокими пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 11:46, дипломная работа

Описание работы

Цель данной работы: изучение содержания социальной работы с одинокими пожилыми людьми в условиях ТЦСОН Лиозненского района.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть социально-психологические проблемы одиноких пожилых людей
2. Рассмотреть государственную политику в области социальной защиты пожилых людей.
3. Провести эмпирическое исследование по изучению названной проблемы.
4. Сформулировать выводы и разработать практические рекомендации.

Содержание работы

Введение
1. Одинокие пожилые люди как объект социальной работы
1.1. Социально-психологические проблемы одиноких пожилых людей
1.2. Государственная политика в Республике Беларусь в области социальной защиты
одиноких пожилых людей
2. Направления и содержание социальной работы с одинокими пожилыми людьми
2.1. Основные направления и принципы социальной работы с одинокими пожилыми
людьми в ТЦСОН Лиозненского района
2.2. Опыт деятельности ТЦСОН Лиозненского района по социальной работе с одинокими
пожилыми людьми
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

диплом. социальная работа с одинокими пожилыми людьми.docx

— 59.34 Кб (Скачать файл)

         Целью настоящей подпрограммы является повышение качества жизни граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, повышение эффективности и доступности социальной защиты, базирующейся на государственных социальных гарантиях и стандартах, путем совершенствования системы социального обслуживания в стационарных условиях, укрепления материально-технической базы и улучшения условий функционирования стационарных учреждений социального обслуживания.

          Данная цель соответствует таким приоритетным направлениям социально-экономического развития Республики Беларусь, как обеспечение благоприятных условий для интеллектуального, творческого и физического совершенствования человека, реализация мер по улучшению демографической ситуации в стране, которые будут способствовать усилению социальной защищенности пожилых людей и инвалидов.

        В настоящей подпрограмме предусматривается решение следующих задач:

- ликвидация очередности на поселение в стационарные учреждения;

- обеспечение социального обслуживания в стационарных условиях граждан, находящихся в организациях здравоохранения и нуждающихся в помещении в психоневрологические дома-интернаты;

- приведение площадей жилых помещений стационарных учреждений в соответствие с санитарными нормами;

- укрепление материально-технической базы стационарных учреждений в целях создания для граждан пожилого возраста и инвалидов условий жизнедеятельности, наиболее соответствующих их возрасту и состоянию здоровья, обеспечение надлежащего ухода, предоставление необходимых социальных и медико-реабилитационных услуг, а также развитие лечебно-трудовой и активирующей терапии для инвалидов в специально созданных условиях;

- совершенствование действующих форм и методов социального обслуживания в стационарных условиях и создание новых: мини-домов и домов-интернатов малой вместимости, домов-интернатов повышенной комфортности для оказания социальных услуг на платной основе;

- внедрение новых социальных технологий по уходу за престарелыми и инвалидами, находящимися на постельном режиме (приобретение специального оборудования, технических средств социальной реабилитации, использование новых методик медицинской реабилитации и другое).

Во исполнение мероприятий  “Комплексной программы по совершенствованию  системы социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста в Республике Беларусь до 2010 года”, в организациях здравоохранения уточнены списки одиноких пожилых людей.

Проводятся обязательные ежеквартальные медицинские осмотры  одиноких пожилых людей. В отдаленных сельских населенных пунктах эти  осмотры проводятся фельдшерами  ФАПов с последующей письменной информацией гериатров центральных районных больниц, согласно установленному образцу.

В целях усиления медико-социальной защищенности людей пожилого возраста проводится работа по организации больниц  сестринского ухода.

В республике открыто 84 больницы сестринского ухода с общим количеством 1842 койки.

В целях оперативного решения  проблем ветеранов войны, одиноких пожилых людей и повышения  качества их обслуживания во многих районах  и городах действуют телефоны доверия, телефоны срочной помощи.

Постоянно проводится работа по обеспечению общественной безопасности пожилых людей.

В республике действует свыше 2,5 тысяч магазинов (отделов), осуществляющих торговое обслуживание пожилых людей  и граждан, которым предоставлены  льготы по торговому обслуживанию, в том числе в системе Белкоопсоюза – 2,1 тысяч магазинов (отделов). В этих магазинах установлены особые режимы работы и обязательные ассортиментные перечни товаров с учетом ценового фактора. Обеспечение льготных категорий граждан продовольственными товарами осуществляется за счет поставок наиболее дешевых товаров, снижения торговой надбавки на 5 – 10 процентов. Указанным гражданам бесплатно оказываются услуги по доставке приобретенных товаров на дом. В системе Белкоопсоюза осуществляется продажа продовольственных товаров в кредит пенсионерам без взимания процентов за пользование кредитом сроком на 1 месяц на сумму до 70 тысяч рублей.

Торговое обслуживание пожилых  людей осуществляется также на широко проводимых в республике сезонных ярмарках сельскохозяйственной продукции и  распродажах товаров по сниженным  ценам, приуроченных ко Дню пожилых  людей, новогодним и рождественским праздникам, другим событиям.

Торговое обслуживание пожилых  людей, проживающих в отдаленных населенных пунктах, не имеющих стационарной торговой сети, осуществляется 398 автомагазинами.

        Исходя  из всего вышесказанного, можно  сделать вывод, что основными направлениями социальной политики в области социальной защиты одиноких пожилых людей будут являться:

- совершенствование государственного  социального стандарта в области  социального обслуживания, что позволит  приблизить оказание разносторонней  и качественной помощи непосредственно к нуждающимся в ней гражданам и семьям, создать условия для применения инновационных технологий социальной работы, расширить спектр предоставляемых социальных услуг, тем самым сделать социальную поддержку адресной, своевременной и эффективной;

- повышение эффективности  государственной социальной поддержки  на основе усиления принципа  адресности и индивидуального подхода к ее оказанию;

- формирование и совершенствование  гибкой и надежной государственной  модели социальной защиты, учитывающей  интересы и проблемы каждого  гражданина Беларуси, и особенно  социально уязвимых категорий;

- дальнейшее совершенствование  системы социальной работы с  ветеранами войны, одиноко проживающими  и одинокими пожилыми людьми  на основе выявительного принципа, введение в практику постоянного обследования условий жизни этой категории граждан;

- создание условий для  реализации пожилыми людьми своего  потенциала и самостоятельного  поиска путей выхода из сложных  жизненных ситуаций.

Также к нормативно-правовым актам, регулирующим социальную политику в отношении пожилых людей, относятся:

- Закон Республики Беларусь  «О государственных минимальных  социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. с изменениями и дополнениями от 04.01.2003г.№180-3

- Закон Республики Беларусь  «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. с изменениями и дополнениями от 24.02.1994г. №2811-XII; 24.05.1996г.№ 443-XIII; 14.07.2000 №418-3.

- Закон Республики Беларусь  «О социальном обслуживании»  от 22 мая 2000г.  с изменениями и дополнениями от 13.07.2012г.

- Примерное положение  «О Центре социального обслуживания  граждан пожилого возраста и  инвалидов» от 10 января 2013 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

 

1. Альнеревич, В. Социальная геронтология / В. Альнеревич - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 386 с.

2. Беленькая, И. Г. Социальная  геронтология: Учеб. пособие. / И. Г. Беленькая - М.: Гуманит. изд. центр Владос, 1999. – 467 с.

3. Бондаренко, И.Н. Инновационные  технологии социального обслуживания  пожилых людей: новые возможности  / И. Н. Бондаренко // Клиническая  геронтология. – 2003. - № 12. - С. 21-28.

4. Бурльеф, Ф. Старение и старость /Ф. Бурльеф - М., 1992. – 225 с.

5. Василевич, Г. А. Конституционное  право Республики Беларусь / Г.  А. Василевич – Мн.: Книжный  дом, 2003. – 455 с.

6. Галкин, Р.А. и др. Внебольничные  формы организации медико-социальной  помощи лицам старших возрастов  в России / Р. А. Галкин, С.А. Суслин, И.А. Гехт, В.В. Павлов // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2000. - № 2. - С.38-41.

7. Григорьев, А. Д. Социальная  работа на Беларуси: История, опыт, проблемы / А. Д. Григорьев –  Мн.: Дизайн ПРО, 2000. – 335 с.

8. Дельпере, Н. Защита прав и свобод граждан преклонного возраста / Н. Дальпере - М.: Деловая игра, 1993. – 186 с.

9. Дементьева, Н.Ф., Устинова, Э.В. Формы и методы медико-социальной  реабилитации нетрудоспособных  граждан / Н. Ф. Дементьева, Э.  В. Устинова – М.: ЦИЭТИН, 1991. –  135 с.

10. Демичев, Д. М. Конституционное  право / Д. М. Демичев – Мн.: Выш.шк., 2004. – 267 с.

11. Дмитриев, А.В. Социальные  проблемы людей пожилого возраста / А. В. Дмитриев - М., 1988. – 385 с.

12. Елютина, М. Э., Чеканова, Э. Е. Социальная геронтология: Учеб. пособие. / М. Э. Елютина, Э. Е. Чеканова - М.: ИНФРА, 2004. – 495 с.

13. Ерусланова, Р.И. Технологии  социального обслуживания лиц  пожилого возраста и инвалидов  на дому: Учебное пособие. / Р. И.  Ерусланова – М.: Издательско-торговая  корпорация «Дашков и К», 2007. –  587 с.

14. Жизненное пространство  человека и общества. / Под ред.  Устьянцева В.Б. Саратов: Сарат. гос. ун-т, 1996. – 480 с.

15. Зайнышев, И.Г. Технология социальной работы / И. Г. Зайнышев– М., 2000. - 344 с.

16. Закон Республики Беларусь  «О государственных минимальных  социальных стандартах» от 11 ноября 1999 г. – Мн.: ИООО «Экономика  и право», 2004.

17. Закон Республики Беларусь  «О социальной защите инвалидов  в Республике Беларусь» от 11 ноября 1991 г. – Мн.: ИООО «Экономика  и право», 2004.

18. Закон Республики Беларусь  «О социальном обслуживании»  от 22 мая 2000 г.  – Мн.: ИООО «Экономика  и право», 2004.

19. Информационный вестник  «Новости Беларуси для регионов  России» от 8 ноября 2012.

20. Комплексная программа  развития социального обслуживания на 2011-2015 гг. до 2015

21. Комплексная программа  по совершенствованию системы  социальной работы с одинокими  гражданами пожилого возраста  в Республике Беларусь на 2005-2010 гг. до 2010.

22. Конституция Республики  Беларусь 1994 года (с изменения и  дополнениями, принятыми на республиканских  референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября  2004 г.) – Мн.: «Амалфея», 2006. – 50 с.

23. Кузьменков, О. Мудрость  и опыт пожилых, как основа любого общества, должны быть востребованы / Кузьменков, О. // Неман. – 2008. – №2. – С.188–191.

24. Кунцевич, К.Н. Конституционное право Республики Беларусь / К. Н. Кунцевич – Мн.: «Молодежное», 2003. – 557 с.

25. Курак, А.И. Конституционное право / А. И. Курак – Мн.: Тесей, 2006. – 580 с.

26. Марова, А.П. Забота государства о пожилых людях в Республике Беларусь: [социальное обслуживание населения системы Министерства Труда и социальной защиты] //  Проблемы управления (РБ). – 2005. - №1. – с. 15-19.

27. Мильканович, В.К. Основы социальной геронтологии: учеб. для сред. проф. образования / В.К. Мильканович. – Мн.: Беларусь, 2008. – 385 с.

28. Настольная книга специалиста:  Социальная работа с пожилыми  людьми. / под. ред. Е.И. Холостовой - М.: Ин-т соц. работы, 1995. – 697 с.

29. Основы социальной работы / под ред. Павленка П. Д. - М.: Инфро-М, 1997. – 389 с.

30. Пантюк, И.В. // Медико-социальная экология личности: состояние и перспективы: материалы III международной конференции / Минск, 1-2   апреля 2005 г.; Белорус. гос. ун-т.; ред.кол.: В.А. Прокашева   [и др.]. – Мн.: БГУ – 2005. – Ч. 1. – С. 48-51.

31. Пожилые люди Республики  Беларусь: Стат. сб. / М-во статистики и анализа Респ. Беларусь. – Мн., 2008.

32. Потупчик, В.Н. Эффективная реализация социальных программ – важнейший инструмент социальной политики белорусского государства / Потупчик, В.Н. // Проблемы управления. – 2008. – № 3. – С.46–50.

33. Право социального обеспечения  / под общ. ред. И. В. Гущина. – Мн.: Амалфея, 2002. – 512 с.

34. Примерное положение  «О Центре социального обслуживания  граждан пожилого возраста и  инвалидов» от 29 сентября 2013 г.

35. Снытко, Н. Старение населения и его последствия в Беларуси / Снытко, Н. // Свободная мысль. – 2008. – № 6. – С. 89–98.

36. Сосин, М.Я., Дыскин А.А. Пожилой человек в семье и обществе / М. Я. Сосин - М., 1984. – 467 с.

37. Социальная работа / под  ред. В. И. Курбатова. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. – 556 с.

38. Социальная работа: теория  и организация: Учебное пособие  / сост. Украинец П. П.- Мн.: Тетра-Системс, 2005. – 343 с.

39. Социальное обслуживание  населения: современное состояние,  проблемы и перспективы: Материалы  III Национальной конференции Ассоциации  работников социальных служб / Сост. и отв. ред. A.M. Панов, Л.В. Тончий. - М., 1999. – 326 с.

40. Социология семьи / под. ред. проф. А.И.Антонова. - М.: ИНФРА-М, 2005. – 458 с.

41. Старость: Популярный справочник / Под ред. Л.И. Петровской. - М., 1996. – 689 с.

42. Старость: популярный справочник / Под ред. Яцинина. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1996. – 367 с.

43. Статистический справочник  МЗ Республики Беларусь – Мн., 2011.

44. Трудовое и социальное  право / под общ. ред. В. И. Семенкова. – Мн.: Книжный дом, 2006. – 384 с.

45. Указ Президента Республики  Беларусь от 19 января 2012 г. № 41  «О государственной адресной  социальной помощи»

46. Холостова, Е.И. Пожилой человек в обществе. Ч. I, II. / Е. И. Холостова - М.: Владос, 1999. – 456 с.

47. Шаталова, Г. Азбука  здоровья и долголетия. / Г. Шаталова  – М.: Академия, 1995. – 336 с.

48. Щукина, Н. Л. Самопомощь  и взаимопомощь в системе социальной  поддержки пожилых людей / Н.  Л. Щукина -  М., 1999. – 460 с.

Информация о работе Социальная работа с одинокими пожилыми людьми