Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение и анализ сущности социальной работы, раскрытие объекта социальной работы и предмета. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.
Так же будут рассмотрены конкретные категории населения, такие как инвалиды, пожилые люди, молодежь и «дети групп риска», конкретные особенности работы с ними. Раскроется основные проблемы социальной работы в России.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие социальной работы
Сущность социальной работы
Объект социальной работы
Предмет социальной работы
Глава II. Социальная работы с категориями населения
2.1 Работа с пожилыми людьми и инвалидами
2.2. Работа с молодежью
2.3 Работа с детьми «групп риска»
Глава III. Проблемы социальной работы в современной России

Файлы: 1 файл

Соц работа.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Псковский государственный  университет

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа

Дисциплина: Социальная работа и технологии социального общения

Тема: Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

Студентка гр.1016-02      Чернышова Е.Г.

Проверила:       Дмитриева Ю.В.

 

 

 

 

 

 

 

Псков

2012

Содержание

Введение

Глава I. Понятие социальной работы

    1. Сущность социальной работы
    2. Объект социальной работы
    3. Предмет социальной работы

Глава II. Социальная работы с категориями населения

2.1 Работа с пожилыми людьми и  инвалидами

2.2. Работа с молодежью

2.3 Работа с детьми «групп риска»

Глава III. Проблемы социальной работы в современной России

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Многим  людям сейчас необходима помощь, когда так трудно.

В современном  мире особо явно выделяется вопрос социальной заботы населения. Она сейчас весьма важна и обусловлена следующими обстоятельствами:

– во-первых, увеличением в современных условиях темпа социального движения помощи населению. Это связано с возрастанием таких слоёв общества, как инвалиды, пенсионеры, малоимущие, сироты и т.д.

– во-вторых, потребностью выявления проблем в социальной сфере.

Целью контрольной работы является изучение и анализ сущности социальной работы, раскрытие объекта социальной работы и предмета. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.

Так же будут  рассмотрены конкретные категории  населения, такие как инвалиды, пожилые  люди, молодежь и «дети групп риска», конкретные особенности работы с  ними. Раскроется основные проблемы социальной работы в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Понятие и сущность социальной работы

1.1 Понятие социальной работы как  самостоятельной науки.

На протяжении уже нескольких лет в Российской Федерации динамично развивается  новый вид профессиональной деятельности, одновременно являющийся специальностью в системе высшего образования, – социальная работа. Становление  социальной работы как специального института и особой профессии  вызвано не только возросшими запросами  населения на социальную поддержку, но и изменением содержания этих запросов, их индивидуализацией, обусловленностью более глубокими личностными  потребностями, более опосредованными  условиями их удовлетворения. Эта  деятельность может быть и профессиональной, и добровольческой.

Определить социальную работу можно как, разновидность социальной деятельности, имеющей своей целью оптимизировать осуществление субъектной роли людей во всех сферах жизни общества в процессе совместного удовлетворения потребностей, поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования личности.

Система социальной работы, в каком бы аспекте  её не рассматривать, всегда представляет собой открытую систему, самым тесным образом переплетающуюся с другими  социальными системами: экономикой, политикой, правом, культурой, этикой, экологией, бытовым обслуживанием  и т.д.

Социальная  работа – универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального  статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе  – потребность в помощи и невозможность  своими силами справиться с жизненным  затруднением. Хотя среди лиц, занимающихся социальной работой, немало людей, которые  принадлежат к той или иной конфессии, однако сам институт социальной работы имеет светский характер, являясь атрибутом гражданского общества. В силу этого, помимо весьма влиятельных морально-нравственных императивов, деятельность социального работника регулируется также государственным законодательством.

Таким образом, подводя итоги, можно сказать, что  поскольку социальная работа имеет  свой предмет, объект и категориальный аппарат, её прежде всего следует рассматривать как самостоятельную науку.

 

1.2 Объект социальной работы

Определение объекта социальной работы.

Объект  социальной работы, с одной стороны, обусловлен целями и задачами практической социальной работы, а с другой –  определяет границы и содержание теории и практики социальной работы. Существует множество определений  объекта социальной работы, они во многом сходны в том, что в современных  условиях социальная работа выходит  за границы практической социальной помощи и все более становится фундаментальным теоретическим  знанием о человеке в системе  социальных отношений и взаимодействий, о способах улучшения его социального  бытия и социального самочувствия. Объект социальной работы – это, прежде всего человек в системе социальных связей и отношений, на которого направлено социальное действие. Это клиент социальной помощи, социальной адаптации и реабилитации, социальной диагностики и профилактики, социальной экспертизы и социальной терапии.

Также, можно  сказать, что объектом социальной работы (в широком понимании) являются все  люди. Это объясняется тем, что  жизнедеятельность всех слоев и  групп населения зависит от тех  условий, которые в значительной мере предопределяются уровнем развития общества, состоянием социальной сферы, содержанием социальной политики, возможностями  ее реализации.

На каком  бы уровне – индивидуальном или  групповом – ни возникали человеческие проблемы, объектом помощи со стороны  социальных работников (или просто объектом социальной работы) являются люди, которые ставят перед собой определенные цели, но не в состоянии сами их реализовать, испытывая в силу этого чувство неудовлетворенности жизнью. За каждой человеческой проблемой кроется множество личных, т.е. неудовлетворенных потребностей целой группы людей. Какими бы специфическими ни были, например, личные проблемы тех или иных безработных, различающихся по полу, возрасту, семейному положению, уровню образования или специальности, каждая из них является проявлением социальной проблемы, называемой безработицей. Поэтому можно сказать, что объектами социальной работы являются различные группы людей, испытывающих трудности при решении проблем, которые возникают в их жизни.

Следует сказать, что объектом исследования теории социальной работы являются социальные отношения, и в связи с его  многогранностью в нем можно  выделить целый ряд направлений:

  1. Индивидуальные, семейные, организационные проблемы. Начиная с индивида (одиночество, социальная изоляция) и заканчивая различными организационными проблемами (рост беженцев, бездомных).
  2. Социально – экологические проблемы – охрана окружающей среды.
  3. Социально – экономические проблемы. В ходе новых экономических реформ в России 90% населения оказалось за чертой бедности.
  4. Проблемы социальной стратификации. Социальное расслоение, неравенство в обществе, ведущее к разделению общества на «высшие» и «низшие» классы, экономической эксплуатации.
  5. Проблемы поведенческого функционирования индивидов, групп, общностей – аспекты дивиантного поведения, социальных отношений; наркомании, алкоголя и т.д.
  6. Проблемы символизации и моделирования мира и людей в нем. Они могут выражаться в неадекватных образах, невысоком самоуважении, недостатке чести и морали, а отсюда – в отчуждении, социальных предрассудках, в античеловеческих ценностях.
  7. Проблемы структур власти, от их действия, программ зависит социальная напряженность и стабильность в обществе, от их режима: тотальности, демократии или авторитарности зависит социальная активность населения.

Объектов  достаточно много, и можно классифицировать их с учетом приоритетности основании  для этой классификации

– состояние здоровья, которое не позволяет самостоятельно решать жизненные проблемы

– служба и труд в экстремальных социальных условиях

– пожилой, пенсионный возраст людей.

– девиантное поведение в его различных формах и видах

– трудное, неблагополучное положение различных категорий семей

– особое положение детей (сиротство, бродяжничество и т.д.)

– бродяжничество, бездомность.

– предродовое и послеродовое состояние

– правовое (и в связи с этим социальное) положение лиц, подвергшихся политическим репрессиям и впоследствии реабилитированных [8, с. 13 – 15].

 

1.3 Предмет социальной работы

Любая наука  как самостоятельная область  знания (социальная работа в этом смысле не является исключением) имеет свой предмет изучения.

В настоящее  время общепринятым является понимание  предмета любой науки как результата выбора объективно существующего процесса (явления) с целью изучения его  под определенным углом зрения. Существуют известные различия предмета и объекта  науки. Предмет науки – это  реально существующая действительность (природная и социальная). Он имеет множество сторон и свойств, каждые из которых могут стать предметом самостоятельного изучения.

Определение предмета науки зависит от многих факторов: от уровня достигнутых в  этой области знаний, развития социальной практики и т.д.

Предметом социальной работы как науки являются закономерности и принципы развития социальных процессов, их динамики под влиянием различных факторов при защите гражданских прав и свобод личности в обществе.

Но можно  рассмотреть предмет социальной работы в её практической деятельности и фактически, это социальная ситуация. Социальная ситуация – конкретное состояние проблемы конкретного клиента социальной работы, индивидуального или группового, со всем богатством своих связей и опосредовании, имеющих отношение к разрешению данной проблемы.

Социальный  работник должен прилагать все усилия в работе, потому как целью его  деятельности в социальной ситуации является улучшение социальной ситуации клиента, превенция ее ухудшения  или, по крайней мере, облегчение субъективного  переживания клиентом своего положения. Ведь можно отдавать себе отчет, что  в условиях спада производства и  массовой безработицы помочь индивидам  найти повое рабочее место  не так просто. Но вот оказать  им социально-психологическую поддержку, избавить от негативных личностных реакций  на безработицу вполне возможно.

Например, члены добровольной ассоциации «Жены  алкоголиков», признавая, что не в  силах избавить своих мужей от пагубной алкогольной зависимости, считают целью своего участия  в работе объединения научиться  быть счастливыми в условиях пьянства супруга.

Понятие социальной ситуации служит методологическим инструментом, позволяющим вычленить  те связи и взаимодействия, которые  непосредственно связаны с социальной проблемой данного клиента и  воздействие на которые может повлиять на ее разрешение. Легче всего было бы сразу заявить, что с алкоголизмом человечество не смогло справиться на протяжении всей долгой истории своего развития, и на этом основании отказаться от поиска путей оказания помощи конкретному пьющему клиенту и его семье. Можно, неадекватно эксплуатируя диалектический принцип всеобщей связи явлений, начать анализ жизнедеятельности этого конкретного алкоголика с глобальных проблем и ожидать для их разрешения такого уровня ресурсов, который, конечно, на сегодняшний день недоступен. Понятие социальной ситуации, не отрицая всеобщих, глобальных связей индивида с миром, позволяет вычленить в его специфических условиях в первую очередь то, что непосредственно влияет на разрешение его проблемы, то, что находится в пределах воздействия и масштабов социальной работы. Анализ этих ближайших связей выявит психологические, семейные, групповые, медицинские и иные причины, которые толкают индивида к пьянству, поможет найти опору в его личности для создания устойчивой мотивации на излечение.

Следует признать, что на целый ряд причин, условий и обстоятельств, осложняющих  положение клиента, не может воздействовать не только социальный работник, весь институт социальной работы, вся социальная система данного государства, и  даже все человечество в целом. Скажем, целиком устранить причины врожденной или приобретенной инвалидности или восполнить те дефекты, которые  обусловливают ограничение возможностей индивидов, сегодня невозможно. Такие  достижения цивилизации, как развитие здравоохранения, появление новых  видов генетической прогностики  и пренатальной диагностики, совершенствование медицинской помощи, улучшение условий труда и быта устраняют одни причины инвалидности, однако им на смену приходят другие, в значительной мере вызванные теми же успехами цивилизации, поэтому общее число инвалидов растет. Не имея возможности устранить причину, социальный работник может только помочь индивиду достигнуть максимального уровня интеграции в общество, возможного при его реальных жизненных обстоятельствах и здоровье.

Вероятно, бедность – неизбежный спутник современного общества, так как ее причины вызваны  не только недостатками здоровья личности, характера, интеллекта и психики, но и общим дефицитом ресурсов в  мировом масштабе. Устранить бедность социальный работник не в состоянии, он может действовать с целью  устранения наиболее вопиющих последствий  бедности, с тем чтобы она не стала наследственной для семьи  данного клиента: оказать содействие в обеспечении полноценным питанием; помочь получить образование и вместе с тем шансы на успешный социальный старт детям бедняков, родители которых  не могут предоставить им таких возможностей, какие предоставляются детям  из обеспеченных или богатых семей; гарантировать медицинскую помощь, в первую очередь женщинам и детям. Есть множество таких социальных проблем, которые социальные работники  должны постоянно разрешать в  своей деятельности, но не могут  разрешить их целиком и полностью.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"