Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение и анализ сущности социальной работы, раскрытие объекта социальной работы и предмета. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.
Так же будут рассмотрены конкретные категории населения, такие как инвалиды, пожилые люди, молодежь и «дети групп риска», конкретные особенности работы с ними. Раскроется основные проблемы социальной работы в России.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие социальной работы
Сущность социальной работы
Объект социальной работы
Предмет социальной работы
Глава II. Социальная работы с категориями населения
2.1 Работа с пожилыми людьми и инвалидами
2.2. Работа с молодежью
2.3 Работа с детьми «групп риска»
Глава III. Проблемы социальной работы в современной России

Файлы: 1 файл

Соц работа.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Разрешить окончательно социальные проблемы инвалидности, бедности, расовой или национальной нетерпимости невозможно, но необходимо разрешать их вновь и вновь  для каждого следующего индивида или семьи, оказавшихся в затруднении  из-за этих проблем. Поэтому, оказывая социальную помощь клиенту, социальный работник имеет дело в первую очередь  с его социальной ситуацией.

Структурируя  понятия и категории социальной работы их можно разделить на группы:

  1. категории, не являющиеся специфическими для теории социальной работы, так как обозначаемые ими явления и процессы изучаются также другими науками через призму их предмета и методов («социальные отношения», «социальная деятельность», «социализация» и т.д.);
  2. категории, относящиеся к теории социальной работы по преимуществу, но используемые и другими отраслями знаний («психосоциальная работа», «социальная реабилитация», «семейный конфликт» и др.);
  3. категории, являющиеся специфическими, собственно категориями социальной работы («социальный работник», «социальное обслуживание», «адресная социальная помощь и др.).

Подводя итоги, можно отметить, что предметом  социальной работы, как науки являются закономерности социальной работы, обуславливающие  характер и направленность развития социальных процессов в обществе. А со стороны практической деятельности, предмет социальной работы – это  социальная ситуация.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Социальная работа с определенными категориями населения

2.1 Социальная работа с инвалидами.

Главным результатом социальной работы с  инвалидами является  достижение такого состояния инвалида, когда он способен к выполнению социальных функций, свойственных здоровым людям. При этом под социальными функциями (их еще называются социальными умениями) понимается трудовая деятельность, обучение, способность к чтению, письму, самостоятельному передвижению, коммуникативная способность и др. В то время как большинство людей могут научиться социальным умениям при минимальной формальном обучении, инвалиды нуждаются в тщательном и систематическом обучении этим навыкам.

Главная цель – с детства научить инвалида двигательным и социальным  навыкам, основам грамоты и счета (например, одевание, умывание, умение пользоваться столовыми приборами, обращаться с  деньгами, делить покупки и приготавливать пищу, пользоваться телефоном, транспортом  и т.д.). Дети-инвалиды школьного возраста имеют возможность в рамках медико-социальной реабилитации изучать академические  дисциплины и готовиться к трудовой жизни.

Социальная  работа с инвалидами и их реабилитация приобретают в социальной политике весомое значение. В настоящее  время организованы дневные стационары, в которых обеспечены условия  для проведения комплекса реабилитационных мероприятий и необходимые условия  для досуга.

Социальные  службы, организующие и осуществляющие медико-социальную реабилитацию инвалидов, руководствуются основными принципами: как можно более раннее начало осуществления реабилитационных программ с реализацией их медицинского, педагогического, психологического, социально-бытового, технического аспектов; индивидуальный подход к определению объему, характера  и направленности реабилитационных мероприятий. Это обеспечивается сосредоточением в учреждениях специалистов разных профессий (врачей, педагогов, психиатров, социальных работников, логопедов, трудотерапевтов, техников по протезированию, специалистов по профессиональному обучению и др.), а также необходимого оснащения и оборудования.

В целях  профессионального обучения и переобучения в различных регионах организованы специальные учреждения профессиональной реабилитации или же профильные подразделения  в составе центров реабилитации. Для трудоустройства используются специальные предприятия и специально оборудованные цеха, щадящий режим, надомный труд.

Важнейшую роль в медико-социальной реабилитации играет организация восстановления инвалида не только в рамках социальных учреждений, в амбулаторно-санитарных условиях, но и по месту жительства  - оказание помощи семьям, в которых  воспитываются дети-инвалиды. В таких семьях возникает много сложных проблем, в том числе медицинских, экономических, проблем воспитания и ухода за больным ребенком, психологических проблем, связанных как с тяжелым заболеванием ребенка, так и с трудностями в установлении и поддержании контакта с ним, приобретении специального оборудования, социально-профессиональных проблем (смена места работы и характера труда с учетом интересов ребенкаинвалида, формирование специфического уклада жизни семьи) и др.

 

2.2 Социальная работа с молодежью.

Часто психические  расстройства обусловлены тем, что  к подростку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой умственной отсталости, т. е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные переживания с отрицательным эмоциональным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах - алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении.

Важными направлениями деятельности социальных служб для молодежи становятся терапия  кризисных состояний в молодежной среде и предупреждение девиантного поведения. В этих целях профилактика преступности среди подростков последовательно-педагогических и социально-педагогических приемов коррекции отклоняющегося поведения, оказанием соответствующих социальных услуг.

Проводится  работа по созданию среды общения  подростков, молодежи по месту жительства путем организации клубов общения, в том числе для молодых  людей ограниченными возможностями.

Расширяется сеть социально-психологических центров  для молодых людей, страдающих различными формами химической зависимости, наркологических  служб, анонимных наркологических  кабинетов для подростков и молодежи.

Для оказания помощи таким детям создаются  специализированные учреждения по социальной реабилитации детей, утративших семейные связи, оставшихся без попечения, постоянного  места жительства, средств к существованию. К таким учреждениям относятся социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, социальные приюты для детей и подростков, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей.

Задачами  учреждений для дезадаптативных детей и подростков являются:

• профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации;

• психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией (в том числе в связи с физическим, психическим насилием или опасными для жизни и здоровья условиями проживания) в безысходное положение;

• формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков ощени я и взаимодействия с окружающими людьми;

• выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимая и заботы, средств к существованию;

• психологическая и педагогическая поддержка, способствующая ликвидации кризисных состояний личности;

• содействие возвращению в семью;

• обеспечение возможности получить образование;

• забота о дальнейшем благоустройстве, месте жительства.

Профилактика  девиаций составляет ту важнейшую часть  предупредительной работы, содержанием  которой является целенаправленное выявление и устранение причин и  условий конкретных девиаций. Чем  успешнее профилактика, тем меньше приходится затрачивать усилий и  средств на реабилитацию дезадаптивных детей и подростков, предупреждение перехода отклоняющегося поведения (девиантного) в преступное (делинквентное).

 

2.3 Социальная работа с « группами риска».

Социальная работа с беженцами

Для социальной помощи беженцам организуются ночлег, временное питание, медицинская  помощь. Специалисты социальной защиты населения снимают или уменьшают  психологические последствия  таких  категорий, как «травма», «утрата», «жестокое лишение». Такие стрессовые ситуации негативно влияют на состояние  здоровья беженцев, вызывая серьезные  последствия на долгие годы. Главная  задача социальной работы с беженцами  – развитие у них способности  самостоятельно преодолевать трудности.

Дети  беженцев часто получают психические  травмы, будучи свидетелями убийства своих родителей.

Реакция на травматические события, формы поведения, в которых дети проявляют себя обычно во время стрессовых состояний, зависят от возраста, стадии развития детей, а также и от умения привлечь различные средства для своего спасения.

Например, дети дошкольного возраста, особенно привязанные к родителям, в травматических ситуациях проявляют в своей  поведенческой манере еще более  страстную привязанность к ним. Дети младшего дошкольного возраста, пережив стрессовые ситуации, становятся раздражительными, грубыми, у них  появляются жалобы на плохое самочувствие. Обычно после пережитого у них  резко падает успеваемость в школе.

Категория «утрата» является определяющей характерной  чертой статуса беженца. При этом дети лишаются своих домов, привычных  вещей, своих друзей, а часто родителей  и близких родственников. Для  большинства детей потеря родителей - это полная катастрофа, вызывающие тяжелые психические расстройства, которые могут неоднократно повлиять на протяжении их дальнейшей жизни. Для  таких детей характерны нервозы, депрессии, ухудшение умственных способностей, ослабление активности. Не исключается  для них и опасность оказаться  в числе преступников.

Дети  беженцев испытывают так же жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, отсутствия медицинского обслуживания, надлежащего жилья. Все это ведет  к физическому истощению организма. Развитие ребенка в результате замедляется, истощается и его эмоциональный  потенциал.

Случаются ситуации, когда ребенок может быть подвергнут риску, связанному с прямой угрозой его жизни или так называемому социокультурному риску, при котором он лишен жизненно необходимых социальных и психологических условий для нормального дальнейшего развития. Усиление того или другого может вызвать психические заболевания, нарушение поведения, что нередко проявляется в пристрастии к алкоголю, наркотикам. Такие обстоятельства могут сделать ребенка преступником или толкнуть его на самоубийство.

Одна  из мер профилактики «трудности»  беженцев – заблаговременный отбор  регионов по возможного расселения беженцев с заранее предусмотренной системой инфраструктуры социальной защиты (жилье, транспорт, медобслуживание, социокультурная сфера и т.д.).

Социальная работа с жертвами насилия

Постоянно меняющаяся ситуация развития общества рождает проблемы насилия.

Выделяются  следующие социальные формы насилия:

  1. Физическое, включая телесное повреждение.
  2. Эмоциональное или психическое: в виде словесных оскорблений, постоянных агрессивных выпадов, преднамеренной терроризации.
  3. Сексуальное, осуществляемое как внутри группы молодых людей, так и со стороны представителей старших возрастов.
  4. Пренебрежительное, безразличное, умышленно невнимательное отношение к потребностям, интересам отдельной личности либо к молодым людям в целом в конкретной общественной группе.

Особую  тревогу в современном российском обществе вызывает получившее достаточно широкое распространение семейное насилие, жесткость родителей по отношению к детям, пренебрежение  прямыми обязанностями по содержанию и воспитанию.

Защита  более слабых членов семьи, и в  первую очередь детей, от жестокого  обращения в семье – одна из важнейших задач социального  работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или  не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу не понимания, малолетства, интеллектуально-психических  ограничений или по иным объективным  причинам. Как правило, такой вид  поведения скрыт от глаз окружающих.

В России для жертв насилия создаются  специальные гостиницы и кризисные  центры; телефонное и очное консультирование пострадавших от домашнего насилия; работают телефоны доверия, отделения  психосоциальной разгрузки, отделы консультаций в социальных службах.

К технологиям, используемым в случаях семейной жестокости, относится также организация  социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации.

Социальная работа с бездомными

Бездомность как социальное явление присуще  человечеству на протяжении его существования. Как правило ее обострение или «взрыв» приходится на периоды социальных потрясений: войн, голода, экологических локальных катастроф, землетрясений, наводнений, различных кризисных процессов и т.д.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"