Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 22:57, контрольная работа

Описание работы

Целью контрольной работы является изучение и анализ сущности социальной работы, раскрытие объекта социальной работы и предмета. Необходимо раскрыть само понятие социальной работы, и важнейших её компонентов.
Так же будут рассмотрены конкретные категории населения, такие как инвалиды, пожилые люди, молодежь и «дети групп риска», конкретные особенности работы с ними. Раскроется основные проблемы социальной работы в России.

Содержание работы

Введение
Глава I. Понятие социальной работы
Сущность социальной работы
Объект социальной работы
Предмет социальной работы
Глава II. Социальная работы с категориями населения
2.1 Работа с пожилыми людьми и инвалидами
2.2. Работа с молодежью
2.3 Работа с детьми «групп риска»
Глава III. Проблемы социальной работы в современной России

Файлы: 1 файл

Соц работа.docx

— 53.19 Кб (Скачать файл)

Для России причинами, усугубляющими возникновение  проблемы бездомности, в настоящее  время являются:

  • Отсутствие достаточного количества жилья, а также его дороговизна;
  • Безработица, обуславливающая нехватку средств для оплаты жилья;
  • Низкие доходы многих семей и отдельных граждан;
  • Социальное нездоровье общества (доля душевнобольных, лиц с отклоняющимся поведением, наркоманов, алкоголиков; нездоровые отношения в семье; положение лиц, вышедших из мест заключения).

Формы и  методы социальной работы с бездомными разнообразны: открыты дома ночного  пребывания, ночлежки; для бомжей и  бродяг организуются «телефоны доверия»; работают приюты, столовые и душевые  с прачечными; социальные центры и  т.д.

В работе с бездомными требуется особый подход: не унижать и не отталкивать, дать возможность почувствовать человеческое отношение. Предложение элементарных услуг (ночлег, питание, медицинская  помощь) не должно вызвать чувства обиды и горечи за свое положение, а, наоборот, вселять надежду на положительное решение проблемы как своими силами, так и с помощью органов социальной защиты.

Для решения  жилищной проблемы бездомных российские экономисты предлагают привлекать денежные средства населения за счет введения новой, дифференцированной системы  оплаты квартир, расширение ЖСК, материального  содействия индивидуальному жилищному  строительству.

Социальная работа с беспризорными  детьми

Основными побудителями к бегству ребенка  из дома являются: принадлежность к  социально неблагополучной семье; стыд за родителей (например, алкоголиков, недостойно ведущих себя с окружающими  людьми, и т.д.); безразличие родителей  к трудностям их детей в школе. Благоприятный выход из таких  ситуаций во многом бывает связан с помощью школьнику со стороны учителей и социального работника.

Социальному работнику при любых конфликтах необходимо всегда принимать сторону  ребенка и его семьи, решительно их поддерживать.

Социальному работнику необходимо не терять из поля зрения детей, оставшихся вне школы, и оказывать им своевременную  помощь.

Для детей-беспризорников организуются приемники-распределители, одна из главных задач которых  – предупреждение безнадзорности и  противоправных действий среди детей.

В России действуют десятки общественных организаций и фондов, чья социальная деятельность направлена на профилактику беспризорности. Работают специальные  социальные службы, службы социальной скорой помощи, приюты,

Главная задача социального работника –  проникнуть в проблемы семьи и  оказать ей помощь до того, как ребенок стал беспризорным.

Социальная работа с больными алкоголизмом и наркоманией

Социальная работа предполагает вывод  клиента из условно обозначенной стадии «алкоголик», «наркоман» и оказание ему содействия в процессе адаптации в обществе.

Для работы с больными алкоголизмом и наркоманией создаются специализированные центры лечения.

Чтобы выявить места дислокации наркоманов, действуют специальные  уличные патрули и бригады.

Для работы с больными алкоголизмом и наркомании в настоящее время  создаются центры «Трезвость и семья», «Алкоголизму – нет», реабилитационные наркологические центры, разрабатываются  различные методички, способствующие ускоренному лечению этих болезней. Представляет интерес программа  Ассоциации учащейся молодежи Российского  Союза молодежи «Спасибо, нет», включающая комплекс профилактических мер, используемых педагогами, родителями и самими детьми.

При работе с семьей алкоголика диагностика  подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными  напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей  всех членов семьи, а также изучение социальной биографии.

Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением – это лечебные мероприятия, консультации, психотерапия, психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его семьи.

Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, - движение «Анонимные Алкоголики», а  также программы «Анонимные дети алкоголиков», «Анонимные наркоманы» и др.

При работе с больными наркоманией  применяется междисциплинарный  подход, включающий в себя работу нарколога, психолога, социального работника, который осуществляется как параллельно, так и одновременно.

Социальная работа с наркозависимыми  клиентами состоит из нескольких стадий: оценка, определение средств вмешательства, работа с клиентом выбранным методом.

После выяснения картины наркотической  зависимости разрабатывается план вмешательства в ситуацию клиента. Группы самопомощи основаны на взаимоподдержке людей, имеющих сходные проблемы. По аналогии с группами Анонимных Алкоголиков формируются группы Анонимных Наркоманов. Эти группы самопомощи используют те же принципы 12 шагов, что и группы Анонимных Алкоголиков. В процессе общения бывшие наркоманы рассказывают, как они стали наркоманами, к чему это привело, как они учились жить без наркотиков. Такое общение укрепляет волю только что вступивших на путь избавления от наркотической зависимости людей, внушает надежду.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Глава III. Проблемы социальной работы в современной России

С начала возникновения человеческого  общества, социальная работа принимала  разные формы на различных этапах его развития. Данная работа направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и на реализацию мер по социальной защите всего населения и каждого человека.

Основная суть социальной работы – это оказание помощи при  возникновении проблем. Социальные проблемы могут носить глобальный характер, затрагивая интересы значительной части  человечества, могут касаться интересов  отдельных или нескольких социальных систем. Проблемы могут распространяться на разные сферы жизнедеятельности  группы людей или личностей.

Для социальной работы особую значимость приобретают личностные проблемы, возникающие в процессе взаимодействия личности и социальной среды. К социальной среде относят  все факторы, которые активизируют (или блокируют) защиту социальных интересов  личности, реализацию ее потребностей. Изменившаяся социальная обстановка в  стране, процессы обострения социальных отношений требует осмысления, анализа  и обобщения. Практика показывает, что  часто люди сталкиваются с проблемами, которые не могут решать ни они  сами, ни члены их семей, ни друзья, ни соседи, ни чиновники.

Разработка оптимальных  методов и технологий разрешения социальных проблем – одна из важнейших задач социальной работы. Методы социальной работы, делятся на экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и др. Эти методы во многом обуславливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника и социальных служб. Методы социальной работы нередко включают в более общее понятие «социальные технологии» интерпретируемые как способы применения теоретических выводов науки в решении тех или иных задач, как совокупность приемов и воздействий применяемых для достижения поставленных целей в социальной сфере, решения тех или иных социальных проблем. Социальная работа тесно связана с уровнем жизни населения.

Уровень жизни характеризует  меру и степень удовлетворения материальных и духовных потребностей преимущественно в их количественном измерении (денежных и натуральных единицах). Бедность всему этому никак не способствует. Между тем подавляющее большинство населения России – бедное по современным («западным») стандартам уровня жизни.

Уровень жизни в нашей  стране на протяжении десятков лет  был крайне низким, на грани лишь простого воспроизводства личности человека и его рабочей силы. Развитие личности происходило во многом за счет отказа от самого необходимого, в том числе от отдыха, от приобретения эффективных медикаментов и платных услуг здравоохранения, от качественного питания.

Массовое курение, низкая культура потребления алкоголя, в том числе распространенное среди женщин и подростков, огромное число искусственных абортов, повсеместная грубость в отношениях между людьми, сквернословие, пропаганда насилия и жестокости средствами массовой информации – все это важнейшие факторы, разрушающие здоровье и не способствующие росту уровня жизни.

Социальная ситуация, сложившаяся  в нашей стране в последние  годы, несмотря на ряд позитивных изменений, продолжает вызывать серьезную озабоченность  и характеризуется сложными и  неоднозначными процессами. Смена экономических, политических и идеологических ориентации с началом периода перестройки  существенно повлияла на уровень  жизни населения и социальную работу. Низкий уровень жизни, высокая смертности становятся социальной нормой. 

Поэтому очень важной задачей  является осознание закономерностей  и понимания всех негативных последствий, современных тенденций развития населения. В некоторой степени изменение уровня жизни можно регулировать с помощью социальной работы. Воздействие может осуществляться на четырех уровнях: национальном, федеральном, региональном и локальном. 

Социальное развитие России – это зеркало современных  реформ. И очень важно исходить из реальных финансовой ситуации, не только увеличивать затраты на социальную работу, но и изменить механизмы, которые действуют в, социальной, сфере, создавать новые способы и походы защиты населения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

В контрольной  работе были рассмотрены основные проблемы групп социального риска и  некоторые виды социальной помощи.  На данном этапе развития социальной технологий этот вопрос крайне важен, все более ощутимым становится разрушение института семьи.

Динамику  и масштабы возникновения социологических  групп риска в современной  России следует оценивать как  нарастающую угрозу национальной безопасности.

Люди  не всегда могут найти выход из трудного положения, считая нормой недопустимое поведение членов своей семьи, например, применение физической силы, рукоприкладства  и др.

Среди молодежи возрастают случаи девиантного поведения, в связи с доступностью запрещенных средств, и не внимательности ко многим проблемам со стороны взрослых. В подростковой среде многие виды отклоняющегося поведения считаются нормальными. Поэтому профилактика рискованного поведения среди детей и подростков крайне необходима.

Уделяя  больше внимания проблемам институту  семьи, так же уделяется проблема будущего населения. Ведь только благодаря  семье с самого детства закладываются  основные нормы поведения и мораль. Поэтому социальная работа с семьей как профилактика и предупреждение, устранение социального риска в  семье скажется наиболее позитивно  на жизни общества в целом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

  1. Беличева С.А. Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и психосоциальных работников). М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2005.
  2. Бойко В. В. И др., Социально защищенные и незащищенные семьи в изменяющейся России. СПб.: Сударыня, 1999
  3. Бондарь, Л. А. Социальная работа и молодежные организации /      Л. А. Бондарь. – М.: Институт молодежи, 2000. – 258 с.
  4. Зубкова Т.С., Тимошина Н.В. Организация и содержание работы по социальной защите женщин, детей и семьи: Учеб. Пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 224 с.
  5. Психосоциальная поддержка семей группы риска – как условие предупреждения семейного неблагополучия и семейного насилия (Пособие для психологов и психосоциальных работников). М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 2005. Социально-медицинские аспекты работы с населением групп риска. В. Т. Кургузов. - М. : Хризостом, 2000. - 152 с
  6. Основы социальной работы: Учебник / отв. ред. П. Д. Павленок. – М.:Инфра, 2007. – 358 с.
  7. Социальная работа: теория и практика: Учебное пособие/Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова и др. – М.: ИНФА-М, 2004. – 427 с. – (Высшее образование).
  8. Тетерский С.В. Введение в социальную работу: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2000.- 496 с.
  9. Фирсов М.В. и др., Теория социальной работы 2001. - 432с.
  10. Холостова Е.И. Социальная работа: Учебное пособие. – 6-е издание. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко». 2008. – 860 с.

Информация о работе Социальная работа с пожилыми людьми, инвалидами, "подростками, молодежью, представителями "групп риска"