Социальная реабилитация инвалидов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и виды социальной реабилитации;
- изучить основные цели и задачи социальной реабилитации;
- рассмотреть принципы социальной реабилитации;
- охарактеризовать основные направления социальной реабилитации;
- рассмотреть особенности социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов.

Содержание работы

Введение 3 1. Сущность и содержание социальной реабилитации 5
1.1 Понятие и виды социальной реабилитации 5
1.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 8
1.3 Принципы социальной реабилитации 9
2. Основные направления социальной реабилитации 13
2.1 Социально-бытовая адаптация как один из методов социальной
реабилитации 13
2.2 Методы осуществления социально-средовой ориентации 16
3. Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов 18
3.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими
нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 18
3.2 Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха 21
3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая ПСО 4 курс.doc

— 168.00 Кб (Скачать файл)

Организациям, независимо от организационно-правовых форм и  форм собственности, где численность  работников составляет более 30 чел., устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 3 %).

В реабилитационных центрах  широко используется метод трудовой терапии, основанный на тонизирующем и активизирующем воздействии труда на психофизиологическую сферу человека. Большую роль трудовая терапия играет при заболеваниях и травмах костно-суставного аппарата, предотвращая развитие стойких анкилозов (неподвижность суставов).

6. Бытовая реабилитация - это предоставление инвалиду протезов, личных средств передвижения дома и на улице (специальные вело- и мотоколяски, и др.)./11/

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что реабилитация - это не просто оптимизация лечения, а комплекс мероприятий, направленных не только на самого инвалида, но и на его окружение в первую очередь на его семью. В этой связи важное значение для реабилитационной программы имеют групповая психотерапия, семейная терапия, трудовая терапия и терапия средой.

1.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации

Целью социальной реабилитации является ресоциализация с восстановлением  социального статуса личности, способностей к бытовой, профессиональной и общественной деятельности, обеспечение социальной адаптации в условиях окружающей среды и обществе достижение самостоятельности и материальной независимости. К сожалению, в современных условиях именно эта социальная цель встречает наибольшие трудности, так как кризис трудовой сферы, отсутствие трудовой мотивации и возможностей трудовой самообеспеченности ведут к предпочтению в ряде случаев статуса иждивенца, получателя пособий. Однако социальная реабилитация не должна быть направлена на то, чтобы сформировать иждивенца, довольствующегося (и довольного) социальным статусом получателя пособия. Весь комплекс мероприятий социальной реабилитации направлен на восстановление и развитие активного социального субъекта, личности, способной к волевым усилиям, трудовой мотивации, саморазвитию./5/

К задачам социальной реабилитации относят:

1) содействие социально-бытовой адаптации клиента с последующим включением его в окружающую жизнь;

2) оказание помощи в определении жизненных перспектив и выборе способов их достижения;

3) развитие коммуникативных навыков.

Подводя итоги, можно отметить, что целью социальной реабилитации является восстановление социального статуса личности, обеспечение социальной адаптации в обществе, достижение материальной независимости.

1.3 Принципы социальной  реабилитации

Объем и содержание социальной реабилитации лиц с ограниченными  возможностями зависит в немалой  степени от тех принципов, которыми руководствуются в своей деятельности субъекты реабилитации, общество в целом, государство, организующие и реализующие соответствующие социальные программы.

Социальная политика, адресованная инвалидам, была основана первоначально на принципах изоляции и компенсации. Он выражается в создании особых систем обеспечения жизнедеятельности инвалидов, сегрегированных от общих систем: специальных домов для постоянного, иногда пожизненного проживания, особых учебных заведений, специализированных предприятий и т.д. В такой системе реализуется уход за инвалидами и удовлетворение их особых нужд, однако, в первую очередь с точки зрения здоровых членов общества. Сами инвалиды, таким образом, исключаются из общества и превращаются только в объект его заботы и попечения.

Принцип компенсации  реализуется в мероприятиях, нацеленных на возмещение тех ущербов, которые имеются у инвалидов, в денежной или иной компенсационной форме: выплата пенсий или пособий, предоставление льгот. Сами по себе подобные льготы необходимы, однако, будучи единственным механизмом помощи, они не способствовали интеграции инвалидов в общество и обеспечивали им крайне низкие стандарты существования. Кроме того, целый ряд потребностей инвалидов не может быть выражен в денежной форме, а восстановление социального статуса, полноценность интеграции в общество лишь опосредованно связана с материальным фактором.

Изменение идеологии  политики в отношении инвалидов, переход к восприятию социальной модели инвалидности привели к тому, что на инвалидов и инвалидность распространяется ведущий принцип  социального устройства современного общества - принцип равных социальных прав и возможностей индивидов, которые предоставляются каждому члену общества вне зависимости от его физических, психических, интеллектуальных и прочих особенностей. В соответствии с ним, инвалиды рассматриваются не только как объект заботы общества, но также как субъекты своей собственной жизнедеятельности.

Все более влиятельно заявляет о себе принцип активного  участия самих инвалидов в  организации работы служб помощи для них, в формировании и реализации государственной социальной политики по отношению к лицам с ограниченными возможностями. Изложенный в ряде международных правовых документов, в том числе в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, этот принцип в последнее время активно воплощается в практике реабилитационных служб ряда зарубежных стран в качестве программы «Shape your life» - «Формируй свою жизнь». В соответствии с этой программой инвалиды либо получают средства на руки, либо получают право распоряжаться средствами, выделяемыми государственными или муниципальными органами для их реабилитации.

Также из практики зарубежных социальных систем пришел к нам принцип  независимой жизни лиц с ограниченными  возможностями, который заключается  в их максимальном развитии и использовании  способностей к самообслуживанию, самопомощи и самообеспечению. Помощь и содействие, оказываемые инвалиду различными учреждениями и организациями, должны быть адекватными его состоянию и самочувствию, приниматься (или отвергаться) на добровольной основе, содействовать самопомощи и побуждать к ней.

К числу важнейших  относится также принцип неразрывной  связи индивида с ограниченными  возможностями и социальной среды. Разумеется, среда влияет на инвалида по многим направлениям - через общие  социальные связи и чувства, через ближайшую социальную сеть, через общественные настроения, предрассудки и ожидания. Личность инвалида формируется в конкретных социальных условиях. Однако и сами инвалиды сознательно или бессознательно формируют свое социальное окружение, в большей мере влияя на ближайшие звенья своей «социальной сети» в значительно меньшей мере - на общество в целом.

Принцип связи индивида и социальной среды позволяет  избежать сведения всех проблем лиц  с физиологическими, психическими или  интеллектуальными ограничениями только к медицинским вопросам. В этот круг изучения включаются обстоятельства проживания, воспитания, обучения, общения инвалида, возможность или невозможность удовлетворения всех присущих ему потребностей, а не только первичных, витальных.

Одним из основополагающих является принцип изучения и сохранения семейных и социальных связей инвалида, ибо для каждого индивида его семья должна являться наиболее совершенной и функциональной социализирующей и реабилитирующей средой. Однако, помимо бесспорно положительного влияния семьи на статус и развитие лица с ограниченными возможностями, не следует забывать и о том, что семья может являться сильнейшим патологизирующим фактором, который порождает и консервирует комплекс самосознания инвалида в его собственных глазах и глазах окружающих.

Чрезвычайно важен принцип  комплексности и последовательности реабилитационных мероприятий, поскольку  отдельные несистематизированные  меры могут не принести полноценного положительного результата или даже в редких случаях сказаться негативно. Незавершенность реабилитационной программы, отсутствие некоторых направлений сокращают возможности реализации индивидуального реабилитационного потенциала.

Хотя в последнее  время все более подчеркивается субъектная роль индивида в его участии  в реабилитационном процессе, значении его деятельности, негосударственных социальных организаций, благотворительных обществ, ассоциаций самопомощи лицам с ограниченными возможностями, ведущим в наших условиях должен оставаться принцип государственных социальных гарантий для инвалидов. Это обусловлено, с одной стороны, провозглашением нашей страны социальным государством, которое, таким образом, принимает на себя ответственность за социальное благосостояние своих граждан. С другой - результаты кризиса в экономике, снижение возможностей трудового самообеспечения, сокращение в обществе трудовой мотивации приводит к тому, что инвалиды более всех других граждан испытывают затруднение в обеспечении своей жизнедеятельности, реализации своих потребностей - от самых первичных нужд до высших социальных и духовных потребностей.

Традиции приучили нас  к тому, что интересы государства  всегда рассматриваются нами как  имеющие преимущество перед всеми  другими. Чаще всего интересы инвалидов  и интересы государства совпадают  в конечном счете, однако возможны конфликты разной глубины и расхождение интересов. Демократический подход, особенно по отношению к инвалидам, требует придерживаться принципа приоритета прав и законных интересов лиц с ограниченными возможностями в ходе реабилитации и в случае конфликта интересов./13/

Подводя итоги, необходимо отметить, что сущность социальной реабилитации не столько восстановление здоровья, сколько восстановление (или создание) возможностей для социального функционирования при том состоянии здоровья, которым после излечения располагает инвалид. Сущность и содержание социальной реабилитации в значительной мере зависит от того, как понимают инвалидность ведущие субъекты этого процесса, из каких идейно-методических оснований исходят. Субъекты процесса, при проведении социальной реабилитации должны придерживаться определённых принципов, которые несут в себе основную идею – идею гуманизма.

 

 

 

 

2. Основные направления  социальной реабилитации

2.1 Социально-бытовая  адаптация как один из методов  социальной реабилитации

Социально-бытовая адаптация  предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при  ориентации во времени и пространстве (ориентирование на местности, знание инфраструктуры мегаполиса, города, сельского поселения).

Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для  независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет  колоссальное значение, так как в  ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни./6/

Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой  реабилитации, отражая состояние  обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных  помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в  настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.

Социально-бытовое устройство инвалидов  осуществляется не только в индивидуально оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах. При строительстве или реконструкции помещения, предназначенного для инвалида, необходимо учитывать эстетичный внешний вид и интерьер, которые создают ощущение психологического комфорта и удобства; соблюдать стандарты по площади и оборудованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными приспособлениями по уходу.

Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение.

Важно также обучение и просвещение  членов семьи инвалида по различным  вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих  ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом./14/

Социально-бытовая адаптация состоит  из следующих элементов: самообслуживания, самостоятельности передвижения, трудовой деятельности, подготовленности к работе с бытовой техникой и средствами связи.

Самообслуживание предполагает автономность личности в организации сбалансированного  питания, способность выполнять  повседневную бытовую деятельность, развитость навыков личной гигиены, умение планировать свой режим дня, полноценно сочетающий трудовую активность и отдых.

Самостоятельность передвижения - это  автономность личности при перемещении  в пространстве, знание назначения транспортных средств для достижения своих целей в рамках выполнения бытовой, общественной, профессиональной деятельности, ориентирование на местности, знание общих закономерностей организации инфраструктуры любого населенного пункта.

Включение в трудовую деятельность предполагает развитие готовности, внутренней мотивации к профессиональной деятельности с целью самообеспечения и экономической независимости. Формирование способности к труду предполагает создание условий в семье, учреждении социального обслуживания населения, обеспечивающих приобретение социального опыта, поощрение активности личности в освоении умений и навыков, обеспечивающих последующую самореализацию инвалида и успех в будущей профессиональной деятельности. Инвалид должен уметь осознавать личностную и общественную значимость своего труда, что также обеспечивает достижение самореализации. Человек, попавший в трудную жизненную ситуацию, должен вложить собственные ресурсы с целью обеспечения жизнедеятельности. Без активизации ресурсов инвалида социально-экономическая помощь любого вида приводит к иждивенчеству.

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов