Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 18:55, курсовая работа
Цель работы - анализ социальной реабилитации инвалидов и методика её осуществления, а также выработка практических рекомендаций, направленных на совершенствование функционирования данной системы.
Достижение поставленной цели предусматривает постановку и решение следующих задач:
- раскрыть понятие и виды социальной реабилитации;
- изучить основные цели и задачи социальной реабилитации;
- рассмотреть принципы социальной реабилитации;
- охарактеризовать основные направления социальной реабилитации;
- рассмотреть особенности социальной реабилитации отдельных категорий инвалидов.
Введение 3 1. Сущность и содержание социальной реабилитации 5
1.1 Понятие и виды социальной реабилитации 5
1.2 Основные цели и задачи социальной реабилитации 8
1.3 Принципы социальной реабилитации 9
2. Основные направления социальной реабилитации 13
2.1 Социально-бытовая адаптация как один из методов социальной
реабилитации 13
2.2 Методы осуществления социально-средовой ориентации 16
3. Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов 18
3.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими
нарушениями и интеллектуальной недостаточностью 18
3.2 Сущность социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха 21
3.3 Социальная реабилитация инвалидов с нарушением зрения 24
Заключение 27
Список используемой литературы 29
Сформированная таким образом социально-бытовая адаптивность инвалида предполагает развитие у него способности автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, социально-экономическую независимость от государственных учреждений, готовность изменить быт, профессиональную деятельность в соответствии с меняющимися эстетическими, познавательными потребностями и потребностями в самоактуализации./16/
Последовательность
Первый этап. Проведение социальной диагностики. Специалист по социальной работе определяет уровень готовности инвалида к трудовой деятельности, самообслуживанию, социально-экономической независимости.
Второй этап. Сопровождение инвалида для достижения автономности в организации быта. На данном этапе происходит развитие или восстановление после утраты санитарно-гигиенических навыков, развитие моторики, умения координировать свои движения.
Третий этап. Сопровождение инвалида для достижения автономности при перемещении в пространстве. Специалист по социальной работе с помощью индивидуальных форм и занятий в группе продолжает способствовать укреплению навыков самообслуживания и личной гигиены.
Четвёртый этап. Сопровождение инвалида для достижения его автономности в трудовой деятельности. В соответствии с внутренней мотивацией инвалида необходимо создать соответствующие условия в учреждении социального обслуживания либо через сотрудничество с промышленными, сельскохозяйственными и другими предприятиями, фирмами. В зависимости от степени занятости, вида трудовой деятельности возможна оплата его труда.
Приоритетными формами проведения социально-бытовой адаптации являются занятия-практикумы, организуемые в условиях учреждения социального обслуживания населения, а также экскурсии. Их необходимо организовывать таким образом, чтобы инвалиды не только наблюдали те или иные объекты, но и обязательно могли сами совершать определенные действия, видя личный пример специалиста по социальной работе, окружающих людей./15/
Подводя итоги, можно сказать, что, социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку, с изменившимися физическими возможностями, к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни. Социально-бытовая адаптация проводится с учетом индивидуальных особенностей инвалида. При построении занятий-практикумов специалист основывается на имеющемся уровне развития способности инвалида автономно организовать обеспечение себя и своей семьи, способности выполнять повседневную бытовую деятельность, самостоятельно организовать свой режим дня, а также приобретать опыт трудовой деятельности.
2.2 Методы осуществления социально-средовой ориентации
Во время проведения социально-бытовой адаптации, в том числе на специально организованных занятиях-практикумах, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация индивида. Человек находится в постоянном взаимодействии с окружающими людьми, приобретая при этом опыт организации какой-либо деятельности. Он постоянно встречается с жизненными ситуациями, из которых необходимо уметь найти конструктивный выход, обеспечивающий равновесие между поддержанием межличностных отношений и сохранением собственной жизненной позиции.
Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Данный процес включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Причем социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы./11/
Социальная реабилитация представляет собой интегративную технологию.
Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен:
- провести анализ проблемной ситуации;
- установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации;
- построить план действий;
- проводить самоконтроль по ходу выполнения действия.
Функции специалиста
при организации социально-
- подготовка и обучение
клиента способам социально-
- регулирование и контроль
поведения клиента в
- организация условий для развития умения клиента самостоятельно регулировать и контролировать свое поведение, быть независимым от специалиста по социальной работе.
В ходе обучения социально-средовой ориентации инвалид уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления предстоящего действия.
На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.
Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.
1. Способность к общению
- это умение устанавливать
2. Способность контролировать
свое поведение
3. Способность планировать
свою жизнедеятельность
4. Способность реализовывать свои планы основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах.
При обращении в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией инвалидов, сами инвалиды, их родственники, а также лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность в полном объеме получить всю необходимую информацию о правах инвалидов, возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой.
3. Социальная реабилитация отдельных категорий инвалидов
3.1 Особенности социальной реабилитации инвалидов с психическими нарушениями и интеллектуальной недостаточностью
Инвалиды с психическими
расстройствами относятся к наиболее
социально дезадаптированным
Из общего числа инвалидов вследствие психических болезней и умственной отсталости свыше 80 % инвалидизируются в трудоспособном возрасте, 23-25 % - в возрасте до 29 лет, 45 % - от 30 до 45 лет. Подавляющее большинство из них сразу же признаются инвалидами I и II групп. Почти 95 % признанных нетрудоспособными остаются на пенсионном обеспечении пожизненно.
Инвалидность по психической патологии отличается также стабильностью показателей степени тяжести. Более чем у 70 % больных группа инвалидности на протяжении жизни не меняется. Число больных, которым удается полностью снять инвалидность, остается небольшим - 1-3 %.
Психические расстройства отличаются большой вариабельностью как по клиническим особенностям, тем или иным проявлениям психической дезорганизации, так и по степени ее выраженности. В 10-й Международной классификации болезней описано 458 категорий психических расстройств, но далеко не все из них приводят к инвалидизации. К наиболее серьезным заболеваниям, вызывающим выраженные нарушения жизнедеятельности, относятся шизофрения, умственная отсталость, старческое слабоумие, расстройства настроения, личности и некоторые другие./12/
Программы реабилитационных мероприятий при психических расстройствах определяются как характером ограничения жизнедеятельности и способностью к компенсации нарушенных психических функций, так и местом их проведения. Но в любом случае предусматриваются две стратегии вмешательств: 1) развитие навыков инвалида; 2) расширение внешних ресурсов.
На протяжении многих
десятилетий основными
Основными задачами психоневрологических интернатов служат:
- материально-бытовое
обеспечение инвалидов и
- организация ухода и надзора за пациентами, оказание медицинской помощи, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий;
- осуществление
- организация отдыха и досуга лиц, проживающих в интернате.
Главные организационные задачи социальной помощи в условиях ПНД:
- организация различных форм социальной поддержки пациентов;
- обеспечение социальной помощи больным и их семьям; оформление документов и госпитализация пациентов при наличии показаний в учреждения органов социального обслуживания; решение вопросов опеки;
- проведение социально-реабилитационных программ - образовательных курсов по основам психиатрических знаний, различных видов индивидуальной и групповой психотерапии и тренингов социальных навыков; восстановление профессионального функционирования или обеспечение трудовой занятости;
- оказание психологической поддержки семьям, имеющим психически больного;
- организация общественных форм помощи потребителей - самих больных, их родственников и ближайшего окружения;
- установление связей и взаимодействия психоневрологического диспансера с территориальными социальными и другими учреждениями, имеющими отношение к социальным проблемам психически больных людей.
С целью активизации психической деятельности больных специалистами
предлагается использовать следующие
реабилитационно-
- режим постоянного
наблюдения, когда больной постоянно
находится в поле зрения
- режим общего наблюдения, который предполагает возможность перемещения пациента по территории;
- ограниченно-свободный режим (в пределах учреждения);
- собственно свободный режим содержания.
Заметную роль в реабилитации инвалидов по психическому заболеванию играют общественные объединения. Их условно можно разделить на два вида: 1) профессиональные общественные объединения, в состав которых входят психиатры, психологи, социальные работники и другие специалисты; 2) общественные организации, которые представлены самими пациентами, их родственниками, лицами, им сочувствующими.
Социальная реабилитация
главным образом направлена на восстановление
трудового статуса и